Рабочая программа внеурочной деятельности
Школьная газета «Школа.рф»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с использованием нормативно-правовой базы:
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
5-9 классы. -М.: Просвещение, 2011.
Количество часов в неделю: 2 (в 5-6 классе - пятница). Всего 40 часов.
Целью обучения
Существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся:
- социализация как адаптация к существующим социальным условиям, обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума;
- перевод учащегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты.
Социальное творчество школьников - это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразование ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Новизна программы состоит в том, что элементы журналистики, предлагаемые на уроках развития речи, литературы, риторики, собраны в данном курсе как единое целое. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности.
Методологической основой программы является личностно-ориентированный подход, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
проблемно-диалогическую технологию,
технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Актуальность данной внеурочной программы - в социальной деятельности учащихся, формировании у них в процессе работы способности управления культурным пространством своего существования.
2. Цели и задачи программы
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами внеурочной деятельности. Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета.
Задачи программы:
- осознание учащимся новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий.
Задачи:
Воспитательный аспект:
умение делать выбор и принимать решения;
умение быть ответственным за эти решения, за себя и за свои поступки;
умение быть автономным.
Образовательный аспект:
Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
Организация умения выделять и формулировать тему, идею;
Формирование умений строить устные и письменные высказывания;
Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Развивающий аспект
- ответственность и адаптивность
- межличностное взаимодействие и сотрудничество
- любознательность
- критическое и системное мышление
- информационная и медиаграмотность.
Описание места курса (внеурочной деятельности) в учебном плане
Для реализации индивидуальных потребностей обучающихся проводится дополнительный курс внеурочной деятельности Школьная газета «Школа.рф»
Для работы внеурочной деятельности отводится 2 часа в неделю. Данный курс рассчитан на 20 учебных недель. Он построен в игровой форме с применением современных технологий.
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи
Происходит расширение зоны ближайшего развития учеников, следовательно, знания усваиваются и умения приобретаются быстрее.
Обучение стало процессом сотрудничества и совместной деятельности учеников и учителя, создающего условия творчества.
Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
Возрос объем усваиваемого материала и глубина его понимания.
Формирование умения работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части).
Развитие умения выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
Организация умения выделять и формулировать тему, идею.
Формирование умений строить устные и письменные высказывания.
Воспитание умений создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет.
Личностные задачи
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Изменился характер протекания совместной деятельности. У детей активно развиваются такие качества, как общительность, самостоятельность, умение встать на точку зрения другого человека, объем знаний, склонность к творческой работе.
Ученики ставят поисковые задачи, предполагающие нестандартные решения. Они стремятся понять сущность явлений, их взаимосвязь и находят новые средства решения различных проблем.
Снижается тревожность, дети получают удовольствие от учения, комфортно чувствуют себя в школе.
Развивается самоконтроль и самокритичность, меняются межличностные отношения, возрастает сплоченность класса.
Средства достижения: «круглый стол», акции, проекты социальной направленности, работа в телекоммуникационной среде (общение, создание сайта, форума, публикация своих материалов), деловая игра «Точка зрения», «Идеальное задание».
Метапредметные задачи
Регулятивные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку поставленной проблеме.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования.
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: экспресс-опросы, блиц-опросы, тренинг «Работа с событием», технология проблемного диалога, структурирование очередного номера газеты, отбор информации,
Познавательные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Ориентироваться в своей системе знаний.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Средства достижения: пресс-конференции, исследовательские проекты, проекты социальной направленности, познавательные акции, беседы-дискуссии, информационный поиск, обзор Интернет-ресурсов, использования метода наблюдения.
Коммуникативные УУД:
Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Развитие умений участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Научить обрабатывать данные, полученные в результате анкетирования
Формирование навыков работы и использования всех возможностей текстового редактора, поиска информации в сети Интернет
Средства достижения: опросы, интервью, анкетирование, дискуссии и встречи с представителями общественности, коучинг (к примеру «Человек – центр любой деятельности»), круглый стол, планерка, работа в малых группах, технология проблемного диалога («побуждающий и подводящий диалог»).
Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям
Школьная газета «Школа.рф»
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
1-й уровень – обучающийся знает и понимает общественную жизнь
2-й уровень – обучающийся ценит общественную жизнь
3-й уровень – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т. ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.
Формы проведения занятия
Место проведения занятий: занятия проводятся в классных комнатах, компьютерном зале
Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности
Тематическое планирование 5-6 класс (40 часов)
Введение в журналистику (10 часов)
Основы журналистики (20 часов)
Художественно-техническое оформление издания (10 часов)
"Утверждаю»
Директор школы:
Календарно-тематическое планирование
№ | Название занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Можно ли научиться писать? | 2 | |
2 | Дайджест детской прессы. Особенности различных детских и подростковых изданий. | 2 | |
3 | История возникновения журналистики | 2 | |
4 | Профессиональная этика журналиста. | 2 | |
5 | Круглый стол | 2 | |
6 | Понятие информации. Информационные жанры. Кто владеет информацией – тот владеет миром. | 2 | |
7 | Публицистика. Жанры газетно-журнальной публицистики, их особенности | 2 | |
8 | Как построить заметку. | 2 | |
9 | Статья. Виды статьи | 2 | |
11 | Что такое удачный заголовок и как его придумать. | 2 | |
12 | Творческая мастерская. Составление статьи по крылатому выражению, афоризму | 2 | |
13 | Общение - это искусство | 2 | |
14 | Интервью как метод и как жанр. Как проводить интервью | 2 | |
15 | Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия". | 2 | |
16 | “Король” художественно-публицистических жанров. Очерк. | 2 | |
17 | Редактирование газетных материалов разных форм и жанров. | 2 | |
18 | Социология как составная часть журналистских знаний. Правила составления анкеты. Правила проведения опроса. Методики опроса. | 2 | |
19 | Реклама в редакционно-издательской деятельности. Создание рекламного текста, его язык. | 2 | |
20 | Круглый стол | 2 | |
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Школьная газета «Школа.рф»
1. Авторские методики/разработки:
2. Учебно-иллюстративный материал:
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
аудиоматериалы по темам;
иллюстративный и дидактический материал по темам занятий;
наглядные пособия (игровые таблицы, атрибуты)
3. Методические материалы:
4.Материалы по результатам освоения программы:
5. Материально-техническое обеспечение:
Список литературы
Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста – М., (издательство московского университета), 2000
Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. – М., 2000
Горохов В. Основы журналистского мастерства. – М., 1989
Тертычный А. Жанры периодической печати – М., «Аспект-пресс», 2000
Отт У. Вопрос + ответ = интервью. – М., 1993
Шостак М.. Журналист и его произведение. – М., 1998
Интернет-ресурс, рекомендуемый для детей и родителей
Уроки журналистики для начинающих. Электронная библиотека.
http://www.journ-lessons.com/litra.html