Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Моделирование и конструирование».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
--Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
--Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
--Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
--Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
--Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
--Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
--Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
--Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
--Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
--Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
--Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Моделирование и конструирование» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 64 часов и предполагает проведение 2 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. 1 класс – 64 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Моделирование и конструирование!» можно считать следующее:
--овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
--формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
--формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
--способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
--умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
--способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
--умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
--наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
--любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители).
Основными задачами их введения являются:
развитие познавательных интересов обучающихся
создание ситуации успеха для каждого ученика
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
приобретение навыков саморефлексии .
Тематический план
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
| 1 класс | |
1 | Игры и игрушки | 24 |
2 | Все для дома | 40 |
| итого | 64 |
Приложение 3
№п/п | Тематический блок 1 | Тема занятия | Форма проведения | Ключевые слова | Внешние связи | Участники | Ответственные | Итоговое мероприятие |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. | Тематический блок 1. Игры и игрушки Тематический блок 2. Все для дома | Где появились куклы. | Сказка: « Тайна старого сундука» | Модель бумаж-ной кук-лы,кук-ла-оберег | | Обучающие-ся 9 классов | Труби-лина Е.Н. | |
Русский сувенир. | Познавательная практика Изготовление тряпичных кукол | «Говорящие узоры», прялка, костюм, кокошник | | | | |
История глиняной игрушки | Экскурсия в детский сад. Лепка игрушек из глины | Карпогольская игруш-ка,филимоновская игруш-ка, дымков-ская игруш-ка, гжель | | | | |
Какой музыкальный инструмент был первым | Познавательная практика. Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы | Игруш-ки-свисту-льки, ложки, барабан. | | | | |
Кто первым запустил бумажного змея | Познавательная практика. Изготовление бумажно-го змея Час общения. | Змеи. | Старшеклассники, семья, друзья. | | | Выстав-ка работ в актовом зале. |
Кто придумал мяч | Час общения. | Спортивные игры. | | | | |
Настольные игры | Круглый стол. Изготовление настольной игры | Фишки, правила игры. | | | | |
Подвиж-ные игры | Экскурсия в сортив-ный зал. Разучивание подвиж-ных игр. | Спортив ный инвен-тарь. | | | | |
Калейдоскоп | Познавательная практика.Мозаика из разной крупы | Крупы: гречка, рис, кукуруза, манка... | | | | |
Что нам известно об игре в шашки | Познавательная практика. Обучение игре в шашки. | Прави-ла игры в шашки | | | | |
Как появились шахматы | Клуб общения. | Прави-ла игры в шашхматы. | | | | |
«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Познавте-льная практика. Лепкаиз пластилина подсвечника. | Презентация. | | | | |
Дырявое шило (про иголку) | Познавте-льная практика. Вдевание нитки в иголку. | Прави-ла безопасности при работе с иглой | | | | |
Посередине гвоздик (ножни-цы) | Познавте-льная практика. Вырезание фигурок из бумаги . | Геомет-ричес-кие фигуры. Прави-ла безопасности при работе с ножни-цами. | | | | |
Зеркало или жизнь! | Познавте-льная практика. Изготовление зеркала для куклы. | | | | | |
Кто изобрел расческу для волос | Презента-ция. | Виды приче-сок. | | | | |
Королевская шкатулка | Познавте-льная практика. Рисование узора для шкатулки. | Русский узор. | | | | |
Не лает, не кусает (замок) | Познавте-льная практика. Лепка из пластилина ключей | Золотой ключ. | | | | |
Клад римских воинов (гвозди) | Экскурсия. | Размер гвоздей. | | | | |
Откуда пришла тарелка | Познавте-льная практика. Тарелка из папье-маше. | Техника папье-маше. | | | | |
Как баклуши били (ложки) | Экскурсия в краеведческий музей. | Орна- мент. | | | | |
Вилы и вилка | Час общения. | Столо-вые прибо-ры. | | | | |
Преграждающая вход. Дверь | Конкурс рисунков. | Дизайн. | | | | |
От бусинки до окна (стекло) | Презента-ция. | Стекло, бусины и их формы . | | | | |
История возникновения мебели (кровать) | Проекты спальни учащихся 6 класса. | Проектирова-ние, мебель. | | | | |
Дом для одежды (шкаф) | Познавательная практика. Изготовление шкафа из картона. | Чертеж, эскиз. | | | | |
Когда было впервые изготовлено мыло | Выставка рисунков. | | | | | |
Время не ждет! (часы) | Познавательная практика. Изготовление циферблата из картона и проволоки . | Циферб-лат. | | | | |
Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Познавательная практика. Лепка дома из кирпичиков (пласти-лин) | | | | | |
Скатерть-самобранка | Познавательная практика. Выреза-ние узоров на бумажной скатерти | | | | | |
Висячие сады (комнатные растения) Подведение итогов за год. Выставка работ. | Экскур-сия в школьный сад. Уход (полив, рыхление, посадка) комнат-ных растений | Полив, рыхле- ние, посадка. | Старшеклассники, семья, друзья. | | | Выставка работ в акто-вом зале. |
Содержание программы
1 класс
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
Список литературы
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
2. История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
3. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
4. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
5. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
6. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
7. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
8. Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
9. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
10. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
11. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Класс | Цель | Прогнозируемый воспитательный результат | Продукт деятельности учащихся | Прогнозируемый воспитательный эффект | Диагностический инструментарий |
| | | | | |
Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
Калейдоскоп - Оптический прибор - трубка с зеркальными пластинками и цветными стеклышками при поворачивании складывающимися в разнообразные узоры