Славянский район, хутор Маевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №11 хутора Маевского
муниципального образования Славянский район
.
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол № 1 от 30 августа 2016 года
Председатель педсовета
_________А.В.Заречный
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружка «Риторика»
Программа рассчитана на 2 года
Ступень обучения (класс): начальное общее
Количество часов: 68 часов (1 раз в неделю).
Составитель: Троценко Ольга Николаевна
I
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности.
Личностные
Осознание значимости чтения и правильной речи для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении и общении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными
результатами занятий кружка являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными
результатами являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
II
Содержание курса внеурочной деятельности
Учебно – тематический план.
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Аудиторные | Внеаудиторные |
1 год обучения |
1 | Общение | 7 | 3 | 4 | Знать что такое риторика; употреблять слова в зависимости от адресата; понимать роль речи, как средства воздействия на мысли другого человека; уметь точно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
2 | Речь устная и письменная | 10 | 4 | 6 | Различать устную и письменную речь; использовать тембр голоса, мимику, жесты для решения коммуникативных задач; уметь выражать благодарность разными способами. |
3 | Текст | 16 | 6 | 11 | Знать что такое текст и его структуру; находить в тексте опорные слова; прогнозировать содержание текста по его заголовку; уметь вежливо обращаться друг к другу и взрослым, используя разные уровни общения. |
Итого: | 34 | 13 | 21 | |
2 год обучения |
1 | Общение | 7 | 3 | 4 | Определять вид речевой деятельности, характеризовать ее особенности; планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм. |
2 | Речь устная и письменная | 10 | 4 | 6 |
3 | Текст | 17 | 6 | 11 | Определять тему, основную мысль несложного текста, структурно-смысловые части текста; разыгрывать диалоги, сочинять предложения. |
Итого: | 34 | 13 | 21 | |
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой (которая в дореволюционных учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).
1. Общение.
Для чего люди общаются. Понятие о риторике. Чему учит риторика. Речевая ситуация: кто говорит (пишет) – кому (адресат) – что, с какой целью. Твои речевые роли. Твой адресат (кому ты говоришь – пишешь) Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения. Общение–общительный человек. Твоя общительность Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения.
Виды общения.
Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи Общение в быту (обыденное, повседневное). Тон речи Общение в официальной (деловой) обстановке (класс, музей, кабинет директора школы и т.д.). Уместность употребления несловесных средств Общение для контакта и для сообщения информации. Особенность употребления несловесных средств
Речевой этикет.
Вежливая речь (словесная вежливость). Способы выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения Вежливые (этикетные) слова (словосочетания). Тон вежливой речи. Обращение к знакомым и незнакомым людям. Способы выражения просьбы. Вежливый отказ (в просьбе). Способы выражения согласия Вежливо – невежливо – грубо. Одобрение, похвала (комплимент). Приглашение, поздравление (устное и письменное). Способы выражения Вежливая оценка. Вежливое возражение. Утешение, сочувствие. Способы выражения
Речь устная и письменная.
Говорим – слышим. Говорить – слушать: читать – писать (что общего, чем отличаются). Говорить – писать: слушать – читать (что общего, чем отличаются).Основные виды речевой деятельности, их связь.
Слушание. Учимся слушать учителя, его объяснения. Приемы слушания: фиксация заголовка и непонятных слов. Сигналы (словесные и несловесные) внимательного слушателя. Приемы слушания: составление плана. Запись ключевых (опорных) слов. Приемы слушания: составление опорного конспекта (в форме таблицы, схемы, с использованием рисунков, символов)
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников). Основной тон, смысловое ударение Неподготовленная и подготовленная устная речь Особенности неподготовленной речи. Способы подготовки к устному высказыванию (в разных ситуациях общения). Особенности говорения.
Чтение. Ознакомительное чтение (мы знакомимся с книгой, журналом, газетой).
Некоторые приемы ознакомительного чтения. Изучающее чтение (учимся читать учебный текст).
Приемы чтения: постановка вопроса к заголовку, выделение ключевых слов (в связи с пересказом). Приемы чтения: постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана. Приемы чтения: составление опорного конспекта (как при слушании).
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем нам говорит шрифт). Способ правки пересказа и других текстов, вычеркивание ненужного (лишнего). Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего. Использование приемов взаиморедактирования. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Недочеты в речи.
Правильная и неправильная речь Речь хорошая (эффективная). Нормы – что это такое. Зачем нужны нормы. Нормы произносительные, орфографические, нормы грамматические и др. Нормативные словари (в т.ч. и для школьников).
2. Речевые жанры
Текст.
Что такое текст. Тема и заголовок текста. Разные заголовки. Ключевые (опорные) слова. Красная строка для выделения смысловых частей текста. Тематическое единство как признак текста. Основная мысль текста. Основные структурно-смысловые части в разных текстах. Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов. Основные признаки текста, смысловая цельность и связность текста.
Этикетные речевые жанры.
Приветствие.
Прощание.
Благодарность.
Извинение. Согласие.
Просьба – отказ.
Скрытая просьба.
Приглашение. Комплимент (похвала).
Поздравление. Возражение.
Утешение – сочувствие.
Запрет.
Оценка.
Вторичные речевые жанры.
Тема и основная мысль исходного текста. Подробный пересказ (устный). Сжатый пересказ (устный). Сжатый пересказ (письменный). Выборочный (подробный) пересказ фрагмента текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником. Опорный конспект.
Типы текстов.
Тексты отвечающие на вопрос «почему?». Рассуждение, его смысловые части.
Рассуждение – объяснение. Рассуждение – доказательство. Примеры в рассуждении.
Цитата в рассуждении. Факты (научные, житейские, конкретные, обобщенные) в рассуждении. Вступление и заключение в рассуждении. Тексты, отвечающие на вопрос «какой?». Описание в учебной речи. Описание в объявлении. Описание-загадка. Сравнительное описание с задачей обобщения. Сравнительная характеристика (элементарная). Деловое и художественное описание. Словарная статья. Рассказ, сказочная история по сюжетной картинке, по началу. Невыдуманный рассказ о себе.
Речевые информационные жанры.
Вывески. Объявления. Аннотация. Хроника, информационная заметка.
Фотография в газетном тексте.
Подпись к фотографии
Речевые жанры малых форм (для развития креативно-речевых способностей)
Скороговорка – чистоговорка; перевертыш, загадка, считалка, закличка и т.д.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей начальных классов от 26 августа 2016 г. № 1 ________________ О.Н.Троценко подпись руководителя МО ОУ расшифровка подписи. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______________ Т.Н.Стаценко подпись расшифровка подписи. 29 августа 2016 год |
7