муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район
Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор школы
____________ В.Ф. Хамидулин ______________ Р.Ш. Гилева ____________ В.Р. Файзиева
Протокол №__ от_________ ______________ Приказ №__ от___________
Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
Предмет: химия
Класс: 8а, 8б, 8в
Общее количество часов: 68
Количество часов в неделю: 2
Программа: Примерная программа основного общего образования по химии, с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе авторской программы
О.С.Габриеляна.
Учебник: Химия 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2013.-286с.
Учитель: Мустаева Лейсан Миннимухаматовна
Дюртюли 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основании документов:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31.01.2012г. №169);
Положение о рабочей программе, утвержденное приказом МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2015г. №116 «Положение о рабочей программе»;
Приказ МБОУ СОШ №5 г.Дюртюли от 31.08.2016г. № 121 «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год».
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают оба составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
При проведении уроков химии значительное место отводиться химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Практические работы проводятся в процессе изучения темы, как средство наглядного подтверждения свойств изучаемых веществ.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Согласно учебному плану данная рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, т.е.68 часов в год.
В 8 классе имеются обучающиеся 7 вида, с которыми в ходе проведения занятий организуется индивидуальная работа.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, скорость химической реакции, катализ,
основные законы химии : сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи электролитической диссоциации;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы, оксиды, кислоты, щёлочи;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединениях,
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в ПСХЭ; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической),
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
Содержание учебного предмета
Введение. Методы познания веществ и химических явлений (6ч).
Химия как часть естествознания. Химия — наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. Превращения веществ. Химическая реакция. Роль химии в жизни человека. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Знаки химических элементов. Химический элемент. Язык химии.
Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Массовая доля элемента в соединении.
Атомы химических элементов (10ч.)
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Строение молекул. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов 1-20 Периодической системы Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов и строение атомов. Периодический закон. Группы и периоды Периодической системы. Свойства простых веществ (металлов и неметаллов). Химическая связь. Типы химических связей. Ионная связь. Водородная связь. Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность. Металлическая связь.
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов) (7ч.)
Свойства простых веществ – металлов. Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Свойства простых веществ - неметаллов. Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Соединения химических элементов (14ч.)
Понятие о валентности и степени окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Свойства простых веществ оксидов. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Свойства простых веществ оснований. Ионы. Анионы и катионы. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Определение характера среды. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Свойства простых веществ кислот. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Свойства простых веществ солей. Составление формул по степени окисления. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Основные классы неорганических веществ. Аморфные и кристаллические вещества. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Чистые вещества и смеси веществ. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Массовая и объемная доля компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля». Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Изменения, происходящие с веществами (12ч.)
Химическая реакция. Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Условия и признаки химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакция разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакция разложения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакция замещения. Ряд активности металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакция обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Правило Бертолле. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Скорость химических реакций. Химическое равновесие (4ч.)
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. Катализаторы. Первоначальное представления о катализаторе. Влияние катализатора на скорость химической реакции. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и условие его смещения.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (15ч.)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории ТЭД. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Ионы. Катионы и аниона. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Ионные уравнения. Реакции ионного обмена. Реакция нейтрализации..
Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот. Проведение химических реакций в растворах.
Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Реакции, характерные для растворов щелочей.
Оксиды, их классификация и свойства.
Соли свете ТЭД, их свойства. Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислитель, восстановитель. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Календарно-тематическое планирование
№ уроков | Тема | Количество часов | Дата проведения | ТСО, ИКТ, наглядность | Виды деятельности обучающихся |
По календарю | По факту |
Введение. Методы познания веществ и химических явлений (6 ч.) |
1 | Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. | 1 | | | Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул. | Различают предметы изучения естественных наук, химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Определяют: простые и сложные вещества. |
2 | Практическая работа № 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Нагревательные устройства. | 1 | | | Штатив, спиртовка, пробирка, химический стакан, колба, мерный цилиндр, фарфоровая чашка. | Различают химическое лабораторное оборудование. Знают приемы обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
3 | Превращения веществ. Химическая реакция. Роль химии в жизни человека. Лабораторная работа №1. Химические явления. | 1 | | | Медная проволока, спиртовка, мел. | Различают химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). |
4 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Атомы и молекулы. Знаки химических элементов. Химический элемент. Язык химии. | 1 | | | ПСХЭ | Определяют положения ХЭ в ПСХЭ. Называют: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). |
5 | Химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. | 1 | | | ПСХЭ | Различают химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула. Умеют определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле. Вычисляют: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента в веществе, массовую долю растворенного вещества в растворе. Атомная единица массы. |
6 | Массовая доля элемента в соединении. | 1 | | | Карточки с заданиями | Вычисляют массовую долю химического элемента в соединении, устанавливают простейшие формулы вещества по массовым долям элементов. |
Атомы химических элементов (10 ч.) |
7 | Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Строение молекул. | 1 | | | Модели атомов химических элементов | Умеют объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента |
8 | Изотопы. | 1 | | | ПСХЭ | Различают понятия изотопы, атомы, ионы, химический элемент. | |
9 | Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов 1-20 Периодической системы Д.И. Менделеева. | 1 | | | ПСХЭ | Определяют последовательность заполнения электронами энергетических уровней. Объясняют физический смысл автономного номера, номеров группы и периода, составляют схемы строения атомов элементов 1-20 Периодической системы. |
10 | Периодическая система химических элементов и строение атомов. Периодический закон. Группы и периоды Периодической системы. Свойства простых веществ (металлов и неметаллов). | 1 | | | ПСХЭ | Объясняют физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
11 | Химическая связь. Типы химических связей. Ионная связь. Водородная связь. | 1 | | | Таблицы | Разъясняют химическое понятие: ион, ионная химическая связь, водородная связь. Определяют тип химической связи в соединениях. |
12 | Ковалентная неполярная химическая связь. | 1 | | | Таблицы | Определяют тип химической связи в соединениях. |
13 | Ковалентная полярная химическая связь. Электроотрицательность. | 1 | | | Модели молекул | Определяют тип химической связи в соединениях. |
14 | Металлическая связь | 1 | | | Таблицы, модели атомов металлов | Определяют тип химической связи в соединениях |
15 | Обобщение и систематизация по теме: «Атомы химических элементов» | 1 | | | ПСХЭ | Применяют теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике. |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» | 1 | | | Карточки с заданиями | Умеют определять тип химической связей. Проводят самооценку. |
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов) (7ч.) |
17 | Свойства простых веществ - металлов. | 1 | | | Коллекция металлов. | Характеризуют: связь между строением и свойствами металлов. Используют приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту. |
18 | Свойства простых веществ - неметаллов. Аллотропия. | 1 | | | Образцы неметаллов | Характеризуют: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. |
19 | Количество вещества, моль. Молярная масса. | 1 | | | ПСХЭ | Разъясняют химические понятия: моль, молярная масса, вычисляют: молярную массу, количество вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. |
20 | Молярный объем. | 1 | | | ПСХЭ | Определяют химическое понятие: молярный объем. Вычисляют: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). |
21 | Решение задач по формуле | 1 | | | Блокноты с формулами | Знают изученные понятия. Умеют производить вычисления. |
22 | Обобщение и систематизация по теме: «Простые вещества» | 1 | | | ПСХЭ | Применяют теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике. |
23 | Контрольная работа № 2 по теме: «Простые вещества» | 1 | | | ПСХЭ, задания | Умеют рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ, количества вещества, массу по количеству вещества. Проводят самооценку. |
Соединения химических элементов (14ч.) |
24 | Понятие о валентности и степени окисления. Бинарные соединения | 1 | | | ПСХЭ | Определяют высшую и низшие степени окисления, исходя из положения химического элемента в ПСХЭ. Составляют формулы соединений. |
25 | Основные классы неорганических веществ | 1 | | | ПСХЭ | Умеют составлять формулы кислот, солей, оснований и оксидов, определяют принадлежность вещества к определенному классу. |
26 | Свойства оксидов. Классификация оксидов. | 1 | | | ПСХЭ | Называют оксиды, определяют состав вещества по их формулам, степень окисления. |
27 | Свойства оснований. Ионы. Анионы и катионы. Определение характера среды. Индикаторы. | 1 | | | ПСХЭ | Называют основания, определяют состав вещества по их формулам, степень окисления. |
28 | Свойства кислот. Определение характера среды. Индикаторы. | 1 | | | ПСХЭ | Называют основания, определяют состав вещества по их формулам, степень окисления. |
29 | Свойства солей. Составление формул по степени окисления. | 1 | | | Таблица растворимости | Называют соли, составляют формулы солей. |
30 | Аморфные и кристаллические вещества. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). | 1 | | | Модели кристаллических решеток | Знают классификацию веществ. Используют знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. |
31 | Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. | 1 | | | Презентация | Используют знания для критической оценки информации о веществах, используемых в быту. Описывают наблюдаемые явления. |
32 | Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрация. Лабораторная работа №2. «Разделение смесей». Проведение химической реакции при нагревании. | 1 | | | ПСХЭ | Характеризуют особенности разделения однородных и неоднородных смесей |
33 | Практическая работа № 2: «Анализ почвы и воды». Определение характера среды. Индикаторы. | 1 | | | Вода, колба, воронка, фильтр, стеклянная палочка, спиртовка, фарфоровая чашка | Умеют: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. |
34 | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | 1 | | | Таблицы | Вычисляют массовую и объемную долю газовой смеси, смеси твердых компонентов. |
35 | Практическая работа № 3: «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. | 1 | | | Вода, соль, весы, мерный цилиндр, стеклянная палочка | Используют приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. |
36 | Обобщение знаний по теме: «Соединения химических элементов». | 1 | | | Блокноты с формулами и задания | Применяют теоретический материал, изученный на предыдущих уроках на практике. |
37 | Контрольная работа № 3 по теме: «Соединение химических элементов». | 1 | | | Карточки с заданиями | Умеют рассчитывать массовую и объемную долю компонентов смеси. |
Изменения, происходящие с веществами (12ч.) |
38 | Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Лабораторная работа №3: «Возгонка йода». | 1 | | | ПСХЭ | Определяют химические понятия: химическая реакция, классификация химических реакций по поглощению и выделению энергии. |
39 | Закон сохранения массы веществ. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. | 1 | | | ПСХЭ | Конкретизируют закон сохранения массы веществ Составляют: уравнения химических реакций. |
40 | Составление уравнений химических реакций. | 1 | | | Карточки с заданиями | Составляют уравнения химических реакций |
41 | Практическая работа № 4: «Признаки химических реакций». | 1 | | | Инструкции | Умеют - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. |
42 | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 | | | Задачники | Вычисляют массу, объем и количество вещества по уравнению реакции. |
43 | Реакция разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакция разложения. Каталитические и некаталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. | 1 | | | ПСХЭ | Характеризуют особенности реакций разложения и соединения. Составляют уравнения химических реакций. |
44 | Практическая работа №5: «Получение и свойства кислорода». | 1 | | | Инструкции | Делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов. |
45 | Реакция замещения. Ряд активности металлов. Реакция обмена. Правило Бертолле. | 1 | | | ПСХЭ | Составляют уравнения химических реакций, определят тип реакции, возможность протекания реакций ионного обмена, характеризуют химические свойства металлов. Знают правило Бертолле. |
46 | Практическая работа №6: «Получение водорода и определение его свойств». | 1 | | | Инструкции | Делают выводы из результатов проведенных химических экспериментов. |
50 47 | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1 | | | ПСХЭ | Составляют схемы реакций разложения, соединения, обмена и замещения с участием воды. |
48 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций» | 1 | | | Задачник | Определяют принадлежность веществ к определенному классу соединений, составляют формулы веществ, уравнения химических реакций, определяют их тип. Классифицируют химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ. |
49 | Контрольная работа № 4 по теме: «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | | | Карточки с заданиями | Выполняют задания по данному разделу. Проводят самооценку. |
Скорость химических реакций. Химическое равновесие (4ч.) |
50 | Скорость химических реакций. | 1 | | | Презентация | Определяют понятия «Скорость химических реакций» |
51 | Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры. Катализаторы. Лабораторная работа №4. Влияние катализатора на скорость химической реакции. | 1 | | | ПСХЭ, опыт | Исследуют и описывают условия, влияющие на скорость химической реакции. |
52 | Обратимые и необратимые реакции. | 1 | | | Презентация | Наблюдают и описывают тепловые эффекты химических реакций с помощью языка химии |
53 | Химическое равновесие и условие его смещения. | 1 | | | Схема на доске | Описывают условия, влияющие на химическое равновесие. |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (15ч.) |
54 | Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Знают классификацию веществ по растворимости; проводят наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями протекающими в них. |
55 | Электролиты и неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Различают химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. |
56 | Основные положения теории ТЭД. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Ионы. Катионы и аниона. | 1 | | | Портреты С. Аррениуса и Д.И. Менделеева | Разъясняют основные положения ТЭД |
57 | Ионные уравнения. Реакции ионного обмена. Реакция нейтрализации. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Умеют объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. |
58 | Практическая работа №7: «Ионные уравнения». | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Умеют - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей. |
59 | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. Реакции ионного обмена. Определение характера среды. Индикаторы. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Знают формулы кислот, называют кислоты, характеризуют химические свойства кислот. |
60 | Химические свойства кислот. Лабораторная работа №5. «Реакции, характерные для растворов кислот». Проведение химических реакций в растворах. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Характеризуют: химические свойства кислот. Определяют: возможность протекания типичных реакций кислот. |
61 | Основания в свете ТЭД; их классификация, свойства. Лабораторная работа№6. Реакции, характерные для растворов щелочей. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Называют основания. Характеризуют: химические свойства оснований. Определяют: возможность протекания типичных реакций оснований. |
62 | Оксиды, их классификация и свойства. | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Умеют - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. |
63 | Соли свете ТЭД, их свойства. Лабораторная работа №7. «Реакции, характерные для растворов солей». | 1 | | | ПСХЭ, таблица растворимости | Называют соли. Характеризуют: химические свойства солей. Определяют: возможность протекания типичных реакций солей. |
64 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 | | | Таблицы | Характеризуют: химические свойства основных классов неорганических веществ Составляют: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. |
65 | Практическая работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | 1 | | | Презентация, опыт | Умеют: - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. |
66 | Окислительно-восстановительные реакции. Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислитель, восстановитель. | 1 | | | ПСХЭ | Определяют - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. |
67 | Контрольная работа №5: «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные». | 1 | | | ПСХЭ | Знают понятие растворы, растворение. Применяют полученные знания при решении расчетных задач. Выполняют и решают Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена. |
68 | Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса. | 1 | | | ПСХЭ | Проводят самооценку. Обобщают и знают химическую терминологию и символику по курсу 8 класса. |
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 8 класс. - М. «Дрофа», 2013 года;
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
Электрохимический ряд напряжений металлов.
9