МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с.ПОКРОВКА, ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН, АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей ЕМЦ Протокол №1/21 От «30» 08. 2021г | ПРИНЯТО: На заседании Педагогического совета Протокол №1/21 от «30» 08. 2021г | УТВЕРЖДАЮ : Директор _______Тарасенко Ю.Н. Приказ № 64/4 От «30» 08. 2021 г. |
| | |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
10 класс, основного общего образования,
базовый уровень
учитель: Стрельцова Т.В.
Срок реализации программы 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: 35 часов в год, 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе авторской программы Биология 10-11классы.
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: «Просвещение» 2020 г.
Учебник: Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2020 г. .
Составитель:
Стрельцова Т.В.., учитель географии, I квалификационной категории
с.Покровка,
2021 год
Пояснительная записка
1. Рабочая программа «Биология» 10 класс разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Основной образовательной программы основного общего образования. Календарного учебного графика на 2021 - 2022 учебный год. Учебного плана МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» на 2021 – 2022 учебный год. Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа». С учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Покровская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета
2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2020 г. .
Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: методическое пособие — М.: Просвещение, 2019 г..
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: «Просвещение» 2020г.
3. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 ч в неделю). Авторская рабочая программа рассчитана на 35 часов.
4.Общая характеристика курса
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создаёт условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
5. Основные цели и задачи
Цели изучения биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
6.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
личностных результатов:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей
школы базового курса биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы
курса биологии базового уровня являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
7. Содержание учебного предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы ― неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм ― единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.
8. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо
развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,
поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в
одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные
инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и
предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать
следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с
ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,
так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать
деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10
минут. Обязателен положительный итог работы.
9.Краткая характеристика класса: В 10 классе 1 обучающийся, Юноша обучается по общеобразовательной программе .
10. Формы организации образовательного процесса: в ходе учебного процесса предусматриваются коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения.
11.Используемые в обучении технологии: ИКТ, проблемного обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированное обучение, уровневой дифференциации, проектная.
12. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
13. Методы и приемы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).
Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
14. Формы и способы проверки знаний:
тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, творческие и проектные работы.
15. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и критериях оценивания учащихся МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора. Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития в МКОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа».
16. Тематическое планирование предмета.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Л.р. |
1 | Раздел1: Введение 5ч. | 4 | |
2 | Раздел 2. Молекулярный уровень: общая характеристика (12ч.) | 12 | |
3 | Раздел 3 Клеточный уровень. 15ч. | 16 | 1 |
4 | Повторение | 3 | |
17. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Раздел1: Введение 4 ч |
1/1 | Биология в системе наук. | 1 | | |
2/2 | Объект изучения биологии. | 1 | | |
3/3 | Методы научного познания в биологии. | 1 | | |
4/4 | Биологические системы и их свойства. | 1 | | |
Раздел 2. Молекулярный уровень: общая характеристика (12ч.) |
1/5 | Неорганические вещества: вода, соли. | 1 | | |
2/6 | Липиды, их строение и функции. | 1 | | |
3/7 | Углеводы, их строение и функции. | 1 | | |
4/8 | Белки. Состав и строение белков. | 1 | | |
5/9 | Белки. Функции белков. | 1 | | |
6/10 | Ферменты – биологические катализатор. | 1 | | |
7/11 | Обобщающий урок. | 1 | | |
8/12 | Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. | 1 | | |
9/13 | АТФ и другие нуклеотиды. Витамины. | 1 | | |
10/14 | Вирусы –неклеточная форма жизни. | 1 | | |
11/15 | Вирусы. | 1 | | |
12/16 | Обобщающий урок. | 1 | | |
Раздел 3 Клеточный уровень. 16ч. |
1/17 | Клеточный уровень: общая характеристика. Клеточная теория. Л.Р 1 (5) «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.» | 1 | | |
2/18 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Цитоплазма. | 1 | | |
319/19 | Рибосомы. Ядро. Эндоплазматическая сеть. | 1 | | |
4/20 | Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. | 1 | | |
5/21 | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | | |
6/22 | Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов. | 1 | | |
7/23 | Обобщающий урок | 1 | | |
8/24 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | | | |
9/25 | Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и окислительное фосфорилирование. | 1 | | |
10/26 | Типы клеточного питания. Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | | |
11/27 | Пластический обмен: биосинтез белков. | 1 | | |
12/28 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | 1 | | |
13/39 | Деление клетки. Митоз. | 1 | | |
14/30 | Деление клетки. Мейоз. Половые клетки. | 1 | | |
15/31 | Обобщающий урок. | 1 | | |
16/32 | Обобщающий урок. | 1 | | |
Повторение.3 ч. |
1/33 | Обобщающий урок. Конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности. | 1 | | |
2/34 | Обобщающий урок. Конференция по итогам учебно-исследовательской и проектной деятельности. | 1 | | |
3/35 | Организация подготовки к ЕГЭ | 1 | | |
| Итого | 35 | | |
18.Требования к уровню подготовки обучающегося
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
— раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
— понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
— понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
— использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
— формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
— сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
— обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
— приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
— распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
— распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
— объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
— объяснять причины наследственных заболеваний;
— выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
— выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
— составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
— приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
— оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
— представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
— оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;
— объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
— характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
— сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
— решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
— решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
— решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
— устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
— оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
19.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
5. Материально-технические средства обучения
Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2019 г. .
Каменский А. А., Пасечник В. В. Рубцов А.М.. Биология. «Линия жизни». 10 класс: методическое пособие — М.: Просвещение, 2019 г..
.В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова, Биология. Предметная линия учебников «Линия жизни». Рабочие программы.10—11 классы. — М.: Дрофа 2018г.
20.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения:
Мультимедийный пректор
Мультимедийный компьютер
Экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Набор по общей биологии
Биологическая микролаборатория
Цифровой микроскоп
Набор моделей органов человека
21. Дополнительные материалы и интерактивные тесты для проверки усвоения
материалов
1. http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение
2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
5. www.standart.edu.ru – Федеральный государственный образовательный стандарт.
Пере6чень лабораторных работ.
Лист внесения изменений.
Дата внесения изменений | Тема | Содержание изменений | Подпись учителя | Подпись зам. директора |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) Биология
Составитель программы Стрельцова Т.В..
Класс 10 Дата заполнения _____________
Эксперт Колокольникова Г.С..
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | | |
2 | Пояснительная записка | | |
| - выходные данные материалов | | |
| - цель программы | | |
| - задачи программы | | |
| - изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | | |
| - количество часов курса | | |
| - универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | | |
| - общая характеристика учебного процесса | | |
| - формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | | |
| - система оценивания учебных результатов | | |
3 | Содержание курса | | |
4 | Календарно-тематическое планирование | | |
| - соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | | |
| - соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | | |
5 | Требования к уровню подготовки учащихся | | |
6 | Перечень учебно-методических средств обучения | | |
7 | Перечень материально-технических средств обучения | | |
8 | Контрольные работы по предмету | | |
12