Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
-Уставом и локальными акты МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа» составлена на основе авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н.
Цель : формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Задачи :
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Учебно-методический комплект:
В. Н., Кузнецов М. И. Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник. — М.: Дрофа.2013
Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе отводится 1 час в неделю за счет компонента образовательного учреждения, всего 35 часов в год
1.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Выпускник научиться:
классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок
2.Содержание учебного предмета
Раздел 1: Основы безопасности личности, общества и государства -21 час
Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий, требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное автономное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о выживании
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Причины, влияющие на поведение человека, — факторы выживания. Группы факторов выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах выживания. Различные стрессоры и способы их побороть.
Психологические основы выживания в природных условиях. Свойства человеческой психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и мышление, установку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного автономного существования.
Страх — главный психологический враг. Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Паника и оцепенение как опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли.
Подготовка к походу и поведение в природных условиях. Основные способы избежать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе, соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.
Надежные одежда и обувь — важное условие безопасности. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.
Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения: оборудование аварийного лагеря, назначение командира, распределение обязанностей, предотвращение конфликтов.
Действия при потере ориентировки. Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились. Определение направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в походе от группы.
Способы ориентирования и определение направления движения.Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух ориентиров,
Техника движения в природных условиях. Правила безопасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее время: по снегу, руслам замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.
Сооружение временного жилища, добывание и использование огня.Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу). Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня.
Обеспечение питанием иводой. Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономного существования.
Поиск и приготовление пищи. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила рыбалки.
Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к велосипедному походу, основные правила безопасности.
Безопасность на водоемах. Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах летом (при купании).
Сигналы бедствия. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. Понятие о дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность (заболевания, травматизм, стихийные бедствия, политическая ситуация в стране пребывания и др.).
Акклиматизация в различных природно-климатических условиях.Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Рекомендации по адаптации к смене часовых поясов и климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера.
Коллективные и индивидуальные средства защиты. Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Что запрещено при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена поврежденного противогаза на исправный в условиях зараженного воздуха.
Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по освобождению заложников.
Взрывы в местах массового скопления людей. Места массового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения терактов. Признаки установки взрывного устройства. Правила безопасного поведения при непосредственной угрозе взрыва и после него.
Раздел 2: Основы медицинских знаний-7 часов
Средства оказания первой помощи. Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений для оказания первой помощи.
Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей. Укусы насекомых и их последствия для организма человека. Оказание первой помощи при укусах ядовитого насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызываемого им энцефалита. Признаки укуса ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей.
Первая помощь про ожогах. Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи. Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.
Тепловой и солнечныйудар. Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры предупреждения их наступления.
Обморожения и общее охлаждение организма. Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи при общем охлаждении и обморожении.
Беда на воде. Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой помощи при утоплении.
Закрытые травмы. Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, разрыв, вывих, перелом, сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, признаки травм и оказание первой помощи.
Способы переноски пострадавших. Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке и др.). Изготовление переносных приспособлений
Раздел 3. Основы здорового образа жизни- 6 часов
Правильное питание — основа здорового образа жизни. Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Калорийность продуктов питания. Суточная потребность человека в калориях. Соотношение расхода энергии к потребляемым калориям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное питание.
Значение белков, жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры и углеводы, их функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в развитии человека. Основные источники витаминов и минеральных веществ. Потребность подростка в воде.
Гигиена икультура питания. Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Важность соблюдения культуры питания и основные правила этикета.
Особенности подросткового возраста. Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Изменение поведения. Как отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.
Практическое занятие «Ориентирование по компасу»
Практическое занятие «Правила пользования неисправным противогазом»
Практическое занятие «Первая помощь утопающему»
Практическое занятие «Способы переноски пострадавших»
3.Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Вводимые понятия |
Пред. | Факт. |
Раздел 1.Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях-21 часов |
1 | | | Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях | 1 | Опасная ситуация, виды опасных ситуаций в природе, причины их возникновения |
2 | | | Факторы и стрессоры выживания в природных условиях | 1 | Факторы, влияющие на поход, основные источники напряжения человека |
3 | | | Психологические основы выживания в природных условиях. Внимание. Ощущение и восприятие | 1 | Психологические и физические факторы, влияющие на человека |
4 | | | Психологические основы выживания в природных условиях. Память и мышление. Воображение | 1 | Психологические и физические факторы, влияющие на человека |
5 | | | Страх-главный психологический враг | 1 | Психологические и физические факторы, влияющие на человека |
6 | | | Подготовка к походу и поведение в природных условиях | 1 | Основы выживания в природе. Подготовка к походу. Личное и командное снаряжение,НАС |
7 | | | Надежные одежда и обувь- важное условие безопасности | 1 | Правила подбора и ношения походной одежды и обуви |
8 | | | Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях | 1 | Правила поведения при вынужденном автономном существовании |
9 | | | Действие при потере ориентировки | 1 | Определение направления выхода выхода направления выхода при попадании в ситуацию автономного вынужденного существования |
10 | | | Способы ориентирования и определение направления движения | 1 | Компас, устройство и принцип работы. Методика ориентирован по светилам |
11 | | | Практическое занятие «Ориентирование по компасу» | 1 | Методика ориентирования по компасу |
12 | | | Техника движения в природных условиях | 1 | Правила определения ориентиров для выхода к людям |
13 | | | Сооружение временного укрытия Способы добывания огня | 1 | Виды и принципы сооружения временных укрытий Способы добычи огня и правила обустройства кострища и разведения костра |
14 | | | Обеспечение питанием и водой | | Способы добычи и опреснения обеззараживания воды |
15 | | | Поиск и приготовление пищи | | Принципы и приемы организации бивака, поиска и приготовления пищи |
16 | | | Особенности лыжных, водных велосипедных походов. Безопасность на водоемах | 1 | Лыжные походы. Водные походы. Велосипедные походы. Безопасность на воде |
17 | | | Сигналы бедствия | 1 | Способы подачи сигналов бедствия, международная система сигнальных кодов |
18 | | | Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме Смена климатогеографических условий | 1 | Акклиматизация, принципы акклиматизации, акклиматизация в различных зонах |
19 | | | Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем | 1 | Устройство и назначение убежищ |
20 | | | Практическое занятие «Правила пользования неисправным противогазом» | 1 | Неисправности противогаза, способ их устранения |
21 | | | Захват террористами воздушных и морских судов. Взрывы в местах массового скопления людей | 1 | Захват террористами воздушных и морских судов. Взрывы в местах массового скопления людей |
Раздел 2. Основы медицинских знаний-7 часов |
22 | | | Средства оказания первой помощи | 1 | Аптечка, природные лекарственные средства |
23 | | | Опасные животные, первая помощь при укусах насекомых и змей | 1 | Причины возникновения ПП |
24 | | | Первая помощь при ожогах. Тепловой и солнечный удар | 1 | Причины ожогов, степени, ПП при ожогах |
25 | | | Обморожение и общее охлаждение организма | 1 | Причины обморожения степени, ПП |
26 | | | Практическое занятие «Первая помощь утопающему» | 1 | Признаки утопления, первая помощь утопающему |
27 | | | Закрытые травмы | 1 | Виды закрытых травм ПП при закрытых травмах |
28 | | | Практическое занятие «Способы переноски пострадавших» | 1 | Способы переноски пострадавших безносилочным способом, способы изготовления носилок |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни-6 часов |
29 | | | Правильное питание- основа здорового образа жизни. Калорийность продуктов питания | 1 | Необходимость питания, состав питания подростков, основные элементы питания и правила принятия пищи Понятие о калориях, калорийность питания. Содержание калорий в различных продуктах питания |
30 | | | Значение белков жиров и углеводов в питании человека. Белки, жиры, углеводы | 1 | Значение питательных веществ для укрепления здоровья человека, белки. Значение белка в развитии организма ребенка. Источники белков и их виды |
31 | | | Значение белков жиров и углеводов в питании человека. Витамины, минеральные вещества, вода | 1 | Значение питательных веществ для укрепления здоровья человека. Жиры и углеводы. Значение жиров и углеводов для развития организма ребенка. Источники жиров и углеводов |
32 | | | Гигиенические требования к питанию. Культура питания. | 1 | Основные требования к питанию. Гигиена и этикет питания |
33 | | | Особенности подросткового возраста Изменения поведения в подростковом возрасте. | 1 | Понятие о подростковом возрасте и происходящих в нем изменениях в организме человека |
34 | | | Отношения с родителями | 1 | Правила взаимоотношений с родителями в подростковом возрасте. Особенности поведения подростка при общении со сверстниками и взрослыми людьми |
35 | | | Повторение .Тестирование | | |
16