ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 6 класса разработана на основе авторской программы Глозман, Е. С.Технология. 5—9 классы : рабочая программа / Е. С. Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. :Дрофа, 2019. — 132 с. — (Российский учебник).ISBN 978-5-358-22073-7и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основногообщего образования по технологии.
Тип программы: базовая программа
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Технология 6 класс для учащихся общеобразовательных учреждений Е. С. Глозман, О. А. Кожина, Ю.Л. Хотунцев и др. — М. : Дрофа, 2020. — 319с.: ил. — (Российский учебник), включенным в Федеральный перечень учебников.
Форма организации учебных занятий: учебно-практическая деятельность.
Цели изучения учебного предмета:
формирование представлений о сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития; обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
формирование проектно-технологического мышления обучающихся;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
развитие у учащихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
формирование инвариантных (метапредметных) и специальных трудовых знаний, умений и навыков, обучение учащихся функциональной грамотности обращения с распространёнными техническими средствами труда;
углублённое овладение способами созидательной деятельности и управлением техническими средствами труда по профилю или направлению профессионального труда;
расширение научного кругозора и закрепление в практической деятельности знаний и умений, полученных при изучении основ наук;
воспитание активной жизненной позиции, способности к конкурентной борьбе на рынке труда, готовности к самосовершенствованию и активной трудовой деятельности;
развитие творческих способностей, овладение началами предпринимательства на основе прикладных экономических знаний;
ознакомление с профессиями, представленными на рынке труда, профессиональное самоопределение.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год рабочая программа рассчитана на 70 часов в год ( 2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий к рациональному ведению домашнего хозяйства;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметными результатами являются:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты.
В результате изучения технологии в 6 классе обучающийся научится:
понимать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; сформирует целостное представление о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическим основам проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
понимать роль социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного
производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.
Обучающийся получит возможность научиться:
средствам и формам графического отображения объектов или процессов, правилам выполнения графической документации, владение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
составлять алгоритм и выбирать методы решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, решать творческие задачи моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
оценивать свои способности к труду в конкретной предметной деятельности; нести ответственность за качество результатов труда;
методам эстетического оформления изделий, обеспечению сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
устанавливать рабочие отношения в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективному сотрудничеству и способствованию эффективной кооперации;
координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
сочетанию образного и логического мышления в проектной деятельности
Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования, представленного в кабинете технологии единичными образцами, могут проводиться в форме практикума.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Разделы авторской программы | Количество часов | Разделы рабочей программы | Количество часов |
Модуль 1 | Основы проектной и графической грамоты | 4 | Основы проектной и графической грамоты | 4 |
Модуль 2 | Современные и перспективные технологии | 2 | Современные и перспективные технологии | 2 |
Модуль 3 | Техника и техническое творчество | 2 | Техника и техническое творчество | 2 |
Модуль 4 | Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов | 2 | Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов | 2 |
Модуль 5 | Технологии получения и преобразования текстильных материалов | 26 | Технологии получения и преобразования текстильных материалов | 26 |
Модуль 6 | Технологии обработки пищевых продуктов | 14 | Технологии обработки пищевых продуктов | 14 |
Модуль 7 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 6 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 6 |
Модуль 8 | Технология ведения дома | 4 | Технология ведения дома | 4 |
Модуль 9 | Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники | 4 | Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники | 4 |
Модуль 10 | Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности | 6 | Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности | 4 |
| ИТОГО | 70 | ИТОГО | 70 |
Программа предусматривает изучение предмета в 6 классе в объеме 70 учебных часов (2 учебных часа в неделю).
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Форма проведения | Домашнее задание | Дата план | Дата факт | Примечание |
1. Основы проектной и графической грамоты-4 часа |
1 | 1 | Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте. Входная диагностика. Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся | | | | | |
2 | 2 | Основные составляющие практического заданияи творческого проекта учащихся |
3 | 3 | Основы графической грамоты. Сборочные чертежи | | | | | |
4 | 4 | Основы графической грамоты. Сборочные чертежи |
2. Современные и перспективные технологии-2 часа |
5 | 1 | Входная диагностика. Актуальные и перспективные технологии обработкиматериалов. | | | | | |
6 | 2 | Технологии сельского хозяйства. |
3. Техника и техническое творчество-2 часа |
7 | 1 | Входная диагностика.Технологические машины. | | | | | |
8 | 2 | Основы начального технического моделирования. |
4. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов-2 часа |
9 | 1 | Металлы и способы их обработки. | | | | | |
10 | 2 | Металлы и способы их обработки. |
6. Технологии получения и преобразования текстильных материалов-26 часов |
11 | 1 | Входная диагностика. Производство тканей на основе натуральныхволокон животного происхождения. | | | | | |
12 | 2 | Свойства шерстяных и шёлковых тканей. |
13 | 3 | Практическая работа «Определение волокнистого состава шерстяных и шелковых тканей» | | | | | |
14 | 4 | Ткацкие переплетения. |
15 | 5 | История швейной машины. | | | | | |
16 | 6 | Регуляторы швейной машины. |
17 | 7 | Уход за швейной машиной. | | | | | |
18 | 8 | Практическая работа «Регулирование качества машинной строчки» |
19 | 9 | Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве. | | | | | |
20 | 10 | Требования к рабочей одежде. Конструирование одежды. |
21 | 11 | Построение основы чертежа швейного изделия(на примере фартука). | | | | | |
22 | 12 | Построение основы чертежа швейного изделия(на примере фартука). |
23 | 13 | Моделирование швейного изделия. | | | | | |
24 | 14 | Практическая работа «Моделирование фартука и изготовление выкройки» |
25 | 15 | Практическая работа «Моделирование фартука и изготовление выкройки» | | | | | |
26 | 16 | Практическая работа «Моделирование фартука и изготовление выкройки» |
27 | 17 | Технология изготовления швейного изделия. | | | | | |
28 | 18 | Технология изготовления швейного изделия. |
29 | 19 | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. | | | | | |
30 | 20 | Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. |
31 | 21 | Подготовка деталей кроя к обработке. | | | | | |
32 | 22 | Обработка бретелей и деталей пояса фартука. |
33 | 23 | Подготовка обтачки для обработки верхнегосреза фартука. Обработка нагрудника. | | | | | |
34 | 24 | Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука. |
35 | 25 | Обработка накладного кармана и соединение его с нижней частью фартука. | | | | | |
36 | 26 | Обработка нижнего и боковых срезов нижней частифартука. Контроль качества готового изделия. |
7. Технологии обработки пищевых продуктов-14 часов |
37 | 1 | Входная диагностика. Основы рационального питания. Минеральные вещества. | | | | | |
38 | 2 | Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки. |
39 | 3 | Практическая работа «Приготовление кулинарного блюда». | | | | | |
40 | 4 | Технологии производства макаронных изделийи их кулинарной обработки. |
41 | 5 | Технологии производства молока и его кулинарной обработки. | | | | | |
42 | 6 | Практическая работа «Приготовление кулинарного блюда с молоком». |
43 | 7 | Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. | | | | | |
44 | 8 | Практическая работа « Определение примесей крахмала в сметане». |
45 | 9 | Технология приготовления холодных десертов. | | | | | |
46 | 10 | Практическая работа « Приготовление десертного блюда» |
47 | 11 | Технология производства плодоовощных консервов. | | | | | |
48 | 12 | Практическая работа «Заготовка овощей» | | | | | |
49 | 13 | Практическая работа «Заготовка фруктов» | | | | | |
50 | 14 | Особенности приготовления пищи в походных условиях. |
8. Технологии художественно-прикладной обработки материалов-6 часов |
51 | 1 | Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы. | | | | | |
52 | 2 | Роспись тканей. |
53 | 3 | Вязание крючком. | | | | | |
54 | 4 | Практическая работа « Изготовление образцов, связанных крючком». |
55 | 5 | Практическая работа « Изготовление образцов, связанных крючком». | | | | | |
56 | 6 | Практическая работа « Изготовление образцов, связанных крючком». |
9. Технология ведения дома-4 часа |
57 | 1 | Входная диагностика. Интерьер комнаты школьника. | | | | | |
58 | 2 | Практическая работа «Планирование интерьера комнаты школьника». |
59 | 3 | Технология «Умный дом». | | | | | |
60 | 4 | Технология «Умный дом». |
10. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники-4 часа |
61 | 1 | Функциональное разнообразие роботов. | | | | | |
62 | 2 | Функциональное разнообразие роботов. |
63 | 3 | Программирование роботов. | | | | | |
64 | 4 | Программирование роботов. |
11. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности-6 часов |
65 | 1 | Работа по систематизации материала для проекта. | | | | | |
66 | 2 | Работа по систематизации материала для проекта. |
67 | 3 | Защита проекта. | | | | | |
68 | 4 | Защита проекта. |
69-70 | 5 | Резерв | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК «Технология. 6 класс»
Технология. 6 класс. Учебник (авторы. Кожина О.А., Глозман Е.С., Глозман А.Е., Кудакова Е.Н., ХотунцевЮ.Л.).
Технология. 6 класс. Электронная форма учебника (авторы. Кожина О.А., Глозман Е.С., Глозман А.Е., Кудакова Е.Н., ХотунцевЮ.Л.)
Технология. 6 класс. Методическое пособие (авторы. Кожина О.А., Глозман Е.С., Глозман А.Е., Кудакова Е.Н., ХотунцевЮ.Л.).
Цифровые образовательные ресурсы
1. http://www.government.ru/content/ интернат-портал Правительства Российской Федерации
2. http://www.mon.gov.ru/ сайт Министерства образования и науки РФ
3. http://www.obrnadzor.gov.ru/ сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
4. http://www.ed.gov.ru/ Федеральное агентство по образованию
5. http://www.edu.ru/ Портал «Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты»
6. http://sc.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7. http://firo.ru/ сайт Федерального института развития образования (ФИРО)
8. http://www.school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал
9. http://www.portalspo.ru/ интернет-портал СПО РФ
10. http://www.spoportal.ru/ портал СПО «Новые технологии»
11. http://www.umcpo.ru/ сайт учебно-методического центра профессионального образования
12. http://www.edu.ru/db/portal/sred/archiv.htm Госстандарты
13. http://www.open-edu.ru// Всероссийский портал открытого образования
14. http://www.open-edu.ru/mod/resource/view.php?id=161/ Термины и определения открытого образования
15. http://window.edu.ru/window/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог учебных продуктов
16. http://www.openclass.ru/ портал «Открытый класс»
17. http://ndce.edu.ru/ Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования
18. http://school-collection.edu.ru/ Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Каталог ИУМК, ИИСС, ЦОР.
19. http://www.fcior.edu.ru/ ФЦИОР - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Каталог учебных модулей по дисциплинам.
20. http://ict.edu.ru/ Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
21. http://students.rksi.ru/rksi/virtual.swf/ Виртуальный колледж
22. http://www.rusedu.info/ Информационные технологии в образовании
23. http://pedsovet.org/ Августовский Интернет-педсовет
24. http://www.school-sector.relarn.ru/ сайт «Школьный сектор»
25. http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей
26. http://www.1september.ru Издательский дом «Первое сентября»
27. http://interneturok.ru/ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы
28. http://www.anketer.ru/ создание on-line опросов и анкет
29. http://digital-edu.ru/ - портал «Цифровое образование»
30. http://edu-top.ru/katalog/ - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего общего образования
31. http://www.zavuch.ru/methodlib/242/ - Завуч.инфо
32. http://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/documenti/metodicheskie-rekomendatsii-po-voprosamvvedeniya-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standartaosnovnogo-obshchego-obrazovaniya.html - Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
33. http://www.uchportal.ru – Учительский портал
34. http://конспекты-уроков.рф/ - Международный каталог для учителей, преподавателей, студентов
35. http://www.alleng.ru/edu/add.htm - Всем, кто учится.
36. http://www.lobzik.pri.ee/ Для любителей мастерить и профессионалов
37. http://fi-com.ru/technics/routing/jacksonday/kapitel1 Учебник по ручному фрезеру
38. http://chosetec.darkclan.net/origami/ Англоязычный учебник по оригами
39. http://jt-arxiv.narod.ru/ Архив журнала Юный техник
40. http://domaschnie-remesla.narod.ru/ Домашние ремесла
41. http://shpuntik.kulichki.net/index.html Винтик и шпунтик на куличках
42. www.trudovik.narod.ru Технология и трудовое обучение
43. http://masterica.narod.ru/ - «Мастерица»-Учебно-информационный ресурс по рукоделию.
44. http://tehnologiya.narod.ru/ Информация для подготовки к урокам, конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии (обслуживающему труду).
45. http://texnologi-omut.ucoz.ru/blog/uchebnyj_rolik/ 2011-03-05-347 Учебный ролик «Порядок заправки верхней и нижней нити в швейной машине»
46. http://texnologiomut.ucoz.ru/blog/konkursa_cifrovykh_videomaterialov/ 2010-03-19-49 Учебный фильм «Определение волокнистого состава ткани»
47. http://www.livemaster.ru/ Ярмарка Мастеров.