Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI – VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных документов «География: Федеральный компонент государственного стандарта» –М.: Дрофа, 2010г. и программы по географии для общеобразовательных учреждений. Автор И. В. Душина, М: Дрофа, 2011г.
Базовый учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков и океанов. 7 класс . – М.: Дрофа, 2014
Количество часов: всего 68 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; - раскрыть закономерности землеведческого характера; - воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
1.Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Программа содержит практический компонент (20%) - около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса, соответствующий обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Содержание программы
68 ч (2 часа в неделю)
Раздел I Введение (3 ч)
Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» (1 ч)
Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
Тема 3. Как люди открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Раздел II Земля — уникальная планета (13 ч +1 ч Обобщение)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (3 ч)
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (2 ч)
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений
Контрольная работа 1ч.
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (3 ч)
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Обобщающее повторение 1ч.
Раздел III Материки и океаны (45ч.)
Тема 1. ОКЕАНЫ (2 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа Изображение на контурной карте шельфа океана
Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ 24ч.
Общие особенности Южных материков 1ч.
АФРИКА ( 9ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Практическая работа 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Обобщающее повторение .Контрольная работа.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч)
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте. Население Австралии. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности
Практическая работа 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (8 ч)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.
Практическая работа Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население
Путешествие по крупным странам каждого из регионов.
Обобщение материала . Проверочная работа.
. АНТАРКТИДА (1ч)
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема 3 СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ 19ч.
Общие особенности природы северных материков 1ч.
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (8ч.)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка. Особенности природы.. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Народы и страны. Формирование политической карты, страны Северной Америки. Краткая характеристика стран С.А.
Практическая работа . Характеристика одной из стран Северной Америки.
Обобщающее повторение. Контрольная работа.
Тема 7. ЕВРАЗИЯ (10 ч.)
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Практическая работа . Особенности географического положения Евразии .
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности.. Крупнейшие заповедники.
Практическая работа. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.
Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона.
Обобщающее повторение. Контрольная работа.
Раздел IV. Земля — наш дом (2ч.).
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Повторение 1ч.
Итоговая проверочная работа 1ч.
Резерв времени 2ч.
Календарно – тематическое планирование по географии , 7 класса
Количество часов: 68 ; в неделю 2ч.
Учебник: География материков и океанов – В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Дрофа 2014г.
п/п | Тема урока | количество часов |
| ВВЕДЕНИЕ | 3ч. |
|
1 | Что изучает география материков и океанов. | 1 |
2 | Как люди открывали и изучали Землю. | 1 |
3 | Карты материков и океанов. | 1 |
| Раздел II Земля — уникальная планета | 14ч. |
| ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ | 2ч. |
4 | Происхождение материков и океанов | 1 |
5 | Рельеф Земли. | 1 |
| АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ | 3ч. |
6 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле | 1 |
7 | Роль воздушных течений в формировании климата. | 1 |
8 | Климатические пояса Земли. | 1 |
| ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН (2 ч) | 2ч |
9 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений | 1 |
10 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с сушей. | 1 |
11 | Контрольная работа | 1ч |
| Географическая оболочка | 3ч. |
|
12 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 |
13 | Природные комплексы суши и океана. | 1 |
14 | Природная зональность. | 1 |
| ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ | 3ч. |
15 | Численность населения Земли .Размещение населения. | 1 |
16 | Народы и религии мира. | 1 |
17 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население | 1 |
18 | Обобщение знаний | 1ч |
|
| Раздел III МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ | |
| ОКЕАНЫ 2ч. | |
20 | Тихий и Индийский океаны | 1 |
21 | Атлантический и Северный Ледовитый океаны | 1 |
| Южные материки 24ч. | |
|
22 | Общие особенности Южных материков. | |
| АФРИКА 9ч. | |
23 | Географическое положение. История исследования Африки. | 1 |
24 | Рельеф и полезные ископаемые. | 1 |
25 | Климат. Внутренние воды. | 1 |
26 | Природные зоны Африки. | 1 |
27 | Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. | 1 |
28 | Население Африки. Страны Африки. | 1 |
29 | Страны Африки. | 1 |
30 | Обобщение по теме: «Африка». | 1 |
31 | Проверочная работа. | 1 |
| Австралия и Океания 4ч. | |
32 | Географическое положении, история исследования, рельеф и полезные ископаемые Австралии. | 1 |
33 | Климат, внутренние воды, Природные зоны. | 1 |
34 | Население. Австралийский Союз. | 1 |
35 | Океания. | 1 |
| Южная Америка 8ч. | |
|
36 | Географическое положение, история исследования Южной Америки. | 1 |
37 | Особенности рельефа. | 1 |
38 | Климат и внутренние воды. | 1 |
39 | Природные зоны | 1 |
40 | Население. Страны . | 1 |
41 | Страны Южной Америки. | 1 |
42 | Обобщение знаний по темам «Австралия и Южная Америка. | 1ч. |
43 | Проверочная работа | 1ч. |
| Антарктида 1ч. | |
44 | Антарктида – уникальный по географическому положению и истории формирования материк. Природа. | 1 |
| Северные материки 19ч. | |
45 | Общие особенности природы северных материков. | 1ч. |
| Северная Америка 8ч. | |
46 | Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки. | 1 |
47 | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | 1 |
48 | Климат, внутренние воды. | 1 |
49 | Природные зоны. | 1 |
50 | Население материка. Страны. | 1 |
51 | Соединенные Штаты Америки. Мексика. | 1 |
52 | Обобщение по теме: «Северная Америка». | 1 |
53 | Проверочная работа. | 1 |
| Евразия 10ч. | |
54 | Географическое положение. История исследования материка Евразия. | 1 |
55 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. | 1 | |
56 | Климат Евразии. | 1 |
57 | Внутренние воды Евразии. | 1 |
58 | Природные зоны материка Евразия. | 1 |
59 | Население Евразии. Страны. | 1 |
60 | Страны Европы. | 1 |
61 | Зарубежная Азия.. | 1 |
62 | Обобщение по теме:« Евразия». | 1 |
63 | Контрольная работа. | 1 |
| Географическая оболочка 2ч. | |
64 | Закономерности географической оболочки. | 1 |
65 | Взаимодействия природы и общества Изменения природы человеком. | 1 |
66 | Повторение | 1 |
67 68 | Итоговый урок Резерв времени | 1 1 |
| | | | | |