Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
-Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
-Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса составлена на основании авторской программы по ОБЖ Вангородский С. Н., Кузнецов М. И.,Латчук В. Н., Марков В. В
Используемый учебно-методический комплект:
Вангородский С. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа.2015
Латчук В. Н., Марков В. В., Маслов А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.2015
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа2015
Цель: освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Задачи:
- воспитание у обучающихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения
к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как
основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и окружающим, стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений;
- освоение знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных ситуациях различного характера;
- формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты.
1.Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом, на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе отводится 1 час в неделю всего 34 часа в год
Логические связи предмета ОБЖ с географией ,биологий, физкультурой
2.Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать:
основы здорового образа жизни и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье, вредные привычки и их профилактику;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения;
основные задачи РСЧС и гражданской обороны;
основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами;
уметь и применять в практической деятельности и повседневной жизни
правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда);
правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте;
соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера;
проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта;
правильно пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, индивидуальной медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях;
ориентироваться на местности, подавать сигналы бедствия, добывать огонь, воду и пищу, строить укрытие (жилище) в случае вынужденного (автономного) пребывания в природной среде;
правильно действовать в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения;
правильно действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей, ценностей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
3.Содержание учебного предмета
Раздел 1: Основы безопасности, личности, общества и государства-19 часов
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Краткое содержание основных правовых актов.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о национальной безопасности и основные направления ее обеспечения. Угрозы в сфере военной, государственной и общественной безопасности. Меры по защите от этих угроз.
Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и их характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере антитеррористической деятельности. Правовая основа антитеррористической деятельности в России.
Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании, токсикомании. Социальная опасность наркотизма. Правовая основа государственной политики в сфере оборота наркотических и психотропных веществ.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны и защиты населения. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской обороной.
)
Цели, задачи и структура РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и структура РСЧС. Координационные органы РСЧС и их характеристика.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Режимы функционирования и основные мероприятия при их введении: в отсутствие чрезвычайной ситуации; при угрозе ее возникновения; при возникновении и ликвидации. Силы и средства РСЧС, их задачи и характеристика.
Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм. Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его применения. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права. Основные документы международного гуманитарного права. Действия, нарушающие нормы международного гуманитарного права, и ответственность за их совершение.
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Обеспечение защиты раненых и больных во время вооруженного конфликта. Основные требования по защите раненых и больных из состава действующей армии и вооруженных сил на море. Защита медицинского и духовного персонала. Состав медицинских формирований и их эмблемы.
Защита военнопленных и гражданского населения. Понятие о комбатанте и военнопленном. Основные требования по защите военнопленных. Случаи применения защитных мер в отношении гражданского населения. Основные требования по защите лиц из числа гражданского населения, находящихся во власти противника. Особая защита женщин и детей.
Защита от мошенников. Понятие о мошенничестве, обмане, злоупотреблении доверием. Распространенные способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если вы подозреваете, что являетесь объектом мошенничества.
Безопасное поведение девушек. Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек при столкновении с молодыми и взрослыми хулиганами, уголовниками и лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения девушки в обществе мужчины: в незнакомом месте; при возникновении угрозы или опасности насилия. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее уязвимые части тела.
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Самооценка поведения. Признаки потенциальной жертвы. Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях. Тренировка уверенности. Правила безопасного поведения при неизбежности конфликта. Поведение при столкновении с хулиганами, похищении, попытке изнасилования.
Раздел 2: Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи- 4 часа
Причины травматизма и пути их предотвращения. Понятие о травматизме. Основные причины травматизма и виды травм в школьном возрасте. Меры по предотвращению различных видов травм.
Безопасное поведение дома и на улице. Правила безопасного поведения в быту, снижающие риск получения травм в домашних условиях. Меры по снижению опасности на воде. Защита от дорожно-транспортных происшествий. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом.Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической культуры и на занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение.
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. Понятие о ране. Виды ран. Понятие об антисептике и ее виды. Основные антисептические средства и порядок их применения. Понятие об асептике. Предупреждение инфицирования ран с помощью асептических средств.
Травмы головы, позвоночника и спины. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение головного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы повреждения спины. Предупреждение повреждения спины и первая помощь при болях.
Экстренная реанимационн аяпомощь. Понятие о клинической смерти и ее признаки. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе, непрямом массаже сердца, искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при выполнении этих реанимационных мероприятий.
Основные неинфекционные заболевания. Характеристика наиболее распространенных и опасных неинфекционных заболеваний. Причины неинфекционных заболеваний и доступные меры их профилактики.
Раздел 3: Основы здорового образа жизни-11 часов
Здоровье человека. Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье. Характеристика групп здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. Понятие о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха; их характеристика. Теории оздоровления.
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. Понятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и их влияние на организм человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль внутренней среды организма.
Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Понятие о гигиене и личной гигиене. Правила ухода за кожей. Основная функция одежды и гигиенические требования к ней.
Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма. Группы продуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека и подростка. Суточное распределение пищевого рациона. Гигиена питания. Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды. Способы очистки воды.
Гигиена жилища и индивидуального строительства. Гигиена жилища. Микроклимат помещения. Нормы искусственной освещенности. Гигиена индивидуального строительства.
Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности физиологического развития в период полового созревания. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Мероприятия, помогающие справиться с чувствами и эмоциями.
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции.Понятие о влюбленности. Рекомендации по снятию стресса, вызванного безответной любовью. Понятие о «ловушках влюбленности». Нежелательные мотивы вступления в сексуальные отношения.
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях.Понятие о конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила поведения в конфликтной ситуации. Управление чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации. Приемы управления чувствами и эмоциями.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Признаки, указывающие на возможность суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и пола. Суицид среди подростков и молодежи. Причины и признаки эмоционального неблагополучия человека. Угнетенное психическое состояние. Профилактика суицида.
Употребление табака. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Стадии никотиновой зависимости. Как бросить курить.
Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Развитие алкоголизма. Профилактика употребления алкогольных напитков. Помощь при алкогольном отравлении.
Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической и физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления и отравления лекарственными препаратами; оказание первой помощи.
Заболевания, передающиеся половым путем. Опасность заболеваний, передающихся половым путем. Характеристика распространенных заболеваний, передающихся половым путем, и их негативное влияние на здоровье человека.
Практические работы:
1. Действия обучающихся при пожаре в школе;
2. Организация гражданской обороны в школе.
3. Первая медицинская помощь при травмах позвоночника и спины;
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов |
Пред. | Факт. |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях-19 часов |
1 | | | Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства | 1 |
2 | | | Угрозы национальной безопасности Российской Федерации | 1 |
3 | | | Международный терроризм как угроза национальной безопасности | 1 |
4 | | | Наркотизм и национальная безопасность | 1 |
5 | | | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности | 1 |
6 | | | Практическое занятие «Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении» | 1 |
7 | | | Практическое занятие «Действие обучающихся при пожаре в школе» | 1 |
8 | | | Цели и задачи РСЧС. Структура РСЧС | 1 |
9 | | | Режимы функционирования РСЧС | 1 |
10 | | | Силы и средства РСЧС | 1 |
11 | | | Международное гуманитарное право. Сфера его применения и ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права | 1 |
12 | | | Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала | 1 |
13 | | | Защита военнопленных. Гражданское население. | 1 |
14 | | | Защита от мошенников | 1 |
15 | | | О безопасности девушек | 1 |
16 | | | Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях | 1 |
17 | | | Причины травматизма и пути его предотвращения | 1 |
18 | | | Безопасное поведение дома и на улице | 1 |
19 | | | Безопасное поведение в школе, на занятиях физической культурой и спортом | 1 |
Раздел 2. Основы медицинских знаний-4 часа |
20 | | | Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика | 1 |
21 | | | Практическая работа «Травмы головы, позвоночника и спины» | 1 |
22 | | | Экстренная реанимационная помощь | 1 |
23 | | | Основные неинфекционные заболевания | 1 |
Раздел 3. Основы здорового образа жизни-11 часов. |
24 | | | Здоровье человека. Здоровый образ жизни-путь к достижению здорового образа жизни | 1 |
25 | | | Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннею среду организма человека и его здоровье | 1 |
26 | | | Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды | 1 |
27 | | | Гигиена питания. Гигиена воды | 1 |
28 | | | Гигиена жилища и индивидуального строительства | 1 |
29 | | | Физиологическое и психологическое развитие подростков | 1 |
30 | | | Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции | 1 |
31 | | | Правила поведения при конфликтных ситуациях. Суицидальное поведение | 1 |
32 | | | Курение табака и его влияние на здоровье | 1 |
33 | | | Употребление алкоголя | 1 |
34 | | | Наркомания и токсикомания. Заболевания, передающие половым путем | 1 |
5. Информационно –материальное обеспечение
1.Учебно –наглядные пособия
2.Учебники
Основы безопасности жизнедеятельности»С.Н.Вангородский, М.И.КузнецовВ.Н.Латчук, 5-11 классы
3.Учебные пособия
6 класс Методическое пособие ОБЖ А.Г.МасловС.К.Миронов 2014г.
5 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
8 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
9 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2001г.
10 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
11 класс Методическое пособие ОБЖ В.Н.Латчук, В.В.Марков 2004г.
5класс тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ В.Н.Латчук, В.В Марков 2014г.;
7 класс рабочая тетрадь по ОБЖ. В.Н.Латчук, В.В Марков 2016г.;
8 класс тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. В.Н.Латчук, С.К.Миронов 2016г.;
9 класс тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ. В.Н.Латчук, С.К.Миронов 2012г.;
Тесты
8 класс ОБЖ С.С.Соловьев;
10-11 класс ОБЖ А.В.КлюевА.П.Савин;
10-11 класс ОБЖ А.В.Клюев«Основы военной службы»
Стандарт второго поколения
Список учебно-методической литературы
Электронные учебные издания и интернет - ресурсы.
1. Электронный учебник по основам безопасности жизнедеятельности, разработанный УМЦ ГО и ЧС Курской области.
2. Образовательный портал 12-й Всероссийский интернет-педсовет (http://pedsovet.org/).
3. Разработки уроков – ОБЖ – Методическая копилка (http://www.k-yroky.ru/).
4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru/).
5. Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей ( http://www.school-obz.org/).
6. Сеть творческих учителей (http://www.it-n.ru/).
17