Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Алгебра-9» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральная образовательная программа основного общего образования 2023 г.;
Федеральная рабочая программа по математике 5-9 класс (базовый уровень);
- Учебного плана МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова на 2024-2025учебный год;
- Учебника «Алгебра-9» (автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова. Москва. «Просвещение». 2020 г.), рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных отношениях в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2024-2025 учебном году.
Предметом математики являются фундаментальные структуры нашего мира – пространственные формы и количественные отношения (от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей). Математические знания обеспечивают понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретацию социальной, экономической, политической информации, дают возможность выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Изучение математики формирует у обучающихся математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. Обучающиеся осваивают такие приёмы и методы мышления, как индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Изучение математики обеспечивает формирование алгоритмической компоненты мышления и воспитание умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач – основой учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. При изучении математики осуществляется общее знакомство с методами познания действительности, представлениями о предмете и методах математики, их отличии от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются: формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты. Основные линии содержания программы по математике в 5–9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Содержание программы по математике, распределённое по годам обучения, структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя прочные множественные связи. В соответствии с ФГОС ООО математика является обязательным учебным предметом на уровне основного общего образования. В 5–9 классах математика традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5–6 классах – курса «Математика», в 7–9 классах – курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) и «Геометрия». Программой по математике вводится самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
Место предмета в учебном плане школы. Рабочая программа по алгебре для 9 класса рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Фактическое количество часов за год – 101 час.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Киселевской СОШ им. Н.В. Попова обеспечено выполнение рабочей программы в полном объеме, за счет повторения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по математике характеризуются:
1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по математике на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, характеризующиеся овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
В предметном направлении:
Освоение учебного курса «Алгебра», 9класс должно обеспечивать достижение следующих предметных образовательных результатов:
Числа и вычисления
Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, выполнять вычисления с иррациональными числами.
Находить значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений.
Округлять действительные числа, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений.
Уравнения и неравенства
Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно- рациональные уравнения.
Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным.
Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными.
Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.).
Решать линейные неравенства, квадратные неравенства; изображать решение неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов.
Решать системы линейных неравенств, системы неравенств, включающие квадратное неравенство; изображать решение системы неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов.
Использовать неравенства при решении различных задач.
Функции
Распознавать функции изученных видов. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида: y =kx, y =kx +b, y =k/х, y=ax²+bx+c, y=x³, у=√х, y=IхI в зависимости от значений коэффициентов; описывать свойства функций.
Строить и изображать схематически графики квадратичных функций, описывать свойства квадратичных функций по их графикам.
Распознавать квадратичную функцию по формуле, приводить примеры квадратичных функций из реальной жизни, физики, геометрии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания.
Выполнять вычисления с использованием формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов.
Изображать члены последовательности точками на координатной плоскости.
Решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе, задачи из реальной жизни (с использованием калькулятора, цифровых технологий
Планируемые виды деятельности обучающихся (УУД).
Личностные:
Приоритетное внимание уделяется формированию: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - адекватной позитивной самооценки; - независимости и критичности мышления; – воли и настойчивости в достижении цели.
Средством формирования личностных УУД служат: – система заданий учебников; – организация материала, представленного в учебниках в явном виде, по принципу минимакса; – использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания.
Регулятивные: – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; - определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; – выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат; - выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- научиться основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); - использовать в своей работе наряду с основными и дополнительные средства обучения (справочная литература, сложные приборы, компьютер); - планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; - свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; - в ходе представления проекта давать оценку его результатам; - самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; - уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат: - технология системно-деятельностного подхода на этапе изучения нового материала; - технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные: – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; - совокупность умений по осуществлению анализирования, сравнения, классифицирования, обобщения различных фактов и явлений; - совокупность умений по созданию математических моделей; - совокупность умений строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - совокупность умений по использованию компьютерных и коммуникационных технологий как инструмента для достижения своих целей; – совокупность умений по использованию доказательной математической речи; – совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами; – умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Средством формирования познавательных УУД служат: - учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития: 1) Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; 2) Совокупность умений по использованию доказательной математической речи; 3) Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами; 4) Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений; 5) Независимость и критичность мышления; 6) Воля и настойчивость в достижении цели.
Коммуникативные: - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.); – отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; – в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы; – учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; – понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; - осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; - в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат: - технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); - организация работы в малых группах; - использование на уроках элементов технологии личностно- ориентированного и системно- деятельностного обучения.
Основное содержание тем учебного курса «Алгебра-9» (101 час).
Числа и вычисления – 9 ч.
Действительные числа.
Рациональные числа, иррациональные числа, конечные и бесконечные десятичные дроби. Множество действительных чисел; действительные числа, как бесконечные десятичные дроби. Взаимно-однозначное соответствие между множеством действительных чисел и координатной прямой.
Сравнение действительных чисел, арифметические действия с действительными числами. Измерения, приближения, оценки.
Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире.
Приближённое значение величины, точность приближения. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Уравнения и неравенства – 44 ч.
Уравнения с одной переменной.
Линейное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к линейным. Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней разложением на множители. Решение дробно-рациональных уравнений.
Решение текстовых задач алгебраическим методом. Системы уравнений.
Уравнение с двумя переменными и его график. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое — второй степени. Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными.
Решение текстовых задач алгебраическим способом. Неравенства.
Числовые неравенства и их свойства. Решение линейных неравенств с одной переменной. Решение систем линейных неравенств с одной переменной. Квадратные неравенства. Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными.
Функции – 16 ч.
Квадратичная функция, её графики, свойства. Парабола, координаты вершины параболы, ось симметрии параболы.
Графики функций: y=kx, y=kx+b, y=k/x. y=√х, y=x³. y=IхI и их свойства.
Числовые последовательности – 15 ч.
Определение и способы задания числовых последовательностей.
Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов.
Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками на координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
Повторение и обобщение – 11 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ | Глава. Раздел. Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| Повторение курса 8 класса | 6 | |
1. | Решение систем неравенств и неравенств | 1 | 2.09 |
2. | Квадратическая функция, решение неравенств методом интервалов | 1 | 4.09 |
3. | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 6.09 |
4. | Решение задач на прогрессии | 1 | 9.09 |
5. | Решение уравнений всех видов | 1 | 11.09 |
6. | Контрольная работа №1 (стартовая) | 1 | 13.09 |
| Числа и вычисления | 9 | |
7. | Анализ контрольной работы. Рациональные и иррациональные числа, конечные и бесконечные десятичные дроби | 1 | 16.09 |
8. | Множество действительных чисел | 1 | 18.09 |
9. | Соответствие между множеством действительных чисел и множеством точек координатной прямой | 1 | 20.09 |
10. | Сравнение и арифметические действия с действительными числами | 1 | 23.09 |
11. | Приближённое значение величины, точность приближения | 1 | 25.09 |
12. | Округление чисел | 1 | 27.09 |
13. | Прикидка и оценка результатов вычислений | 1 | 30.09 |
14. | Прикидка и оценка результатов вычислений | 1 | 2.10 |
15. | Контрольная работа №2 по теме «Числа и вычисления» | 1 | 4.10 |
| Уравнения и неравенства | 44 | |
16. | Анализ контрольной работы. Линейное уравнение | 1 | 7.10 |
17. | Уравнения, сводящиеся к линейным | 1 | 9.10 |
18. | Решение уравнений, сводящихся к линейным | 1 | 11.10 |
19. | Квадратное уравнение | 1 | 14.10 |
20. | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | 16.10 |
21. | Решение уравнений, сводящихся к квадратным | 1 | 18.10 |
22. | Биквадратные уравнения | 1 | 21.10 |
23. | Решение биквадратных уравнений | 1 | 23.10 |
24. | Примеры решения разложением на множители | 1 | 25.10 |
25. | Дробно-рациональные уравнения | 1 | 6.11 |
26. | Решение дробно-рациональных уравнений | 1 | 8.11 |
27. | Решение текстовых задач алгебраическим методом | 1 | 11.11 |
28. | Решение текстовых задач алгебраическим методом | 1 | 13.11 |
29. | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения с одной переменной» | 1 | 15.11 |
30. | Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с двумя переменными | 1 | 18.11 |
31. | График линейного уравнения с двумя переменными | 1 | 20.11 |
32. | Построение графика линейного уравнения с двумя переменными | 1 | 22.11 |
33. | Система двух линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 25.11 |
34. | Решение систем линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 27.11 |
35. | Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными | 1 | 29.11 |
36. | Решение систем уравнений, одно из которых линейное, а другое- второй степени | 1 | 2.12 |
37. | Метод сложения | 1 | 4.12 |
38. | Метод подстановки | 1 | 6.12 |
39. | Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными | 1 | 9.12 |
40. | Решение системы уравнений с двумя переменными графически | 1 | 11.12 |
41. | Решение текстовых задач алгебраическим способом | 1 | 13.12 |
42. | Решение текстовых задач на движение | 1 | 16.12 |
43. | Контрольная работа №4 по теме «Системы уравнений» | 1 | 18.12 |
44. | Анализ контрольной работы. Числовые неравенства | 1 | 20.12 |
45. | Свойства числовых неравенств | 1 | 23.12 |
46. | Преобразование числовых неравенств | 1 | 25.12 |
47. | Линейные неравенства с одной переменной | 1 | 27.12 |
48. | Преобразование линейных неравенств с одной переменной | 1 | 28.12 |
49. | Решение линейных неравенств с одной переменной | 1 | 10.01 |
50. | Системы линейных неравенств с одной переменной | 1 | 13.01 |
51. | Методы решения систем линейных неравенств с одной переменной | 1 | 15.01 |
52. | Решение систем линейных неравенств с одной переменной | 1 | 17.01 |
53. | Квадратные неравенства | 1 | 20.01 |
54. | Решение квадратных неравенств | 1 | 22.01 |
55. | Метод интервалов | 1 | 24.01 |
56. | Решение неравенств методом интервалов | 1 | 27.01 |
57. | Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными | 1 | 29.01 |
58. | Повторение по теме «Неравенства» | 1 | 31.01 |
59. | Контрольная работа №5 по теме «Неравенства» | 1 | 3.02 |
| Функции | 16 | |
60. | Анализ контрольной работы. Понятие функции | 1 | 5.02 |
61. | Работа с графиками функций | 1 | 7.02 |
62. | Свойства функций | 1 | 10.02 |
63. | Построение и чтение графиков функций | 1 | 12.02 |
64. | Алгоритм исследования функций | 1 | 14.02 |
65. | Квадратный трехчлен и его корни | 1 | 17.02 |
66. | Выделение квадрата двучлена из квадратного трёхчлена | 1 | 19.02 |
67. | Контрольная работа №6 по теме «Функции» | 1 | 21.02 |
68. | Анализ контрольной работы. Функция у = ах2, ее свойства и график | 1 | 24.02 |
69. | Графики функций у = ах2 + n и у = а(х - m)2 | 1 | 26.02 |
70. | Построение графика квадратичной функции | 1 | 28.02 |
71. | Работа с графиками квадратичной функции | 1 | 3.03 |
72. | Функция y = xn | 1 | 5.03 |
73. | Графики функций: y=k/x, y=ax³ | 1 | 7.03 |
74. | Графики функций: y=√х, y=IхI | 1 | 10.03 |
75. | Контрольная работа №7 по теме «Функции» | 1 | 12.03 |
| Числовые последовательности | 15 | |
76. | Анализ контрольной работы. Последовательности | 1 | 14.03 |
77. | Определение арифметической прогрессии | 1 | 17.03 |
78. | Разность арифметической прогрессии | 1 | 19.03 |
79. | Формула n – го члена арифметической прогрессии | 1 | 21.03 |
80. | Формула суммы первых n членов конечной арифметической прогрессии | 1 | 2.04 |
81. | Характеристическое свойство арифметической прогрессии | 1 | 4.04 |
82. | Решение задач на арифметическую прогрессию | 1 | 7.04 |
83. | Контрольная работа № 8 по теме «Арифметическая прогрессия» | 1 | 9.04 |
84. | Анализ контрольной работы. Определение геометрической прогрессии | 1 | 11.04 |
85. | Формула n – го члена геометрической прогрессии | 1 | 14.04 |
86. | Характеристическое свойство геометрической прогрессии | 1 | 16.04 |
87. | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии | 1 | 18.04 |
88 | Линейный и экспоненциальный рост | 1 | 21.04 |
89. | Сложные проценты | 1 | 23.04 |
90 | Контрольная работа № 9 по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 | 25.04 |
| Повторение. Обобщение и систематизация | 11 | |
91. | Анализ контрольной работы. Запись, сравнение, действия с действительными числами | 1 | 28.04 |
92. | Проценты, отношения, пропорции | 1 | 30.04 |
93. | Округление, приближение, оценка | 1 | 5.05 |
94. | Решение текстовых задач арифметическим способом | 1 | 7.05 |
95. | Решение текстовых задач алгебраическим способом | 1 | 12.05 |
96. | Преобразование алгебраических выражений | 1 | 14.05 |
97. | Допустимые значения алгебраических выражений | 1 | 16.05 |
98. | Решение уравнений. Графическое решение уравнений и систем уравнений | 1 | 19.05 |
99. | Контрольная работа № 10 (итоговая) | 1 | 21.05 |
100. | Анализ контрольной работы. Решение задач. | 1 | 23.05 |
101. | Решение задач | 1 | 26.05 |
« Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________ /Н.В.Скрынникова/
(подпись)
19.08.2024г.
Уровни подготовки обучающихся и критерии успешности обучения
Уровни | Оценка | Теория | Практика |
1 Узнавание Алгоритмическая деятельность с подсказкой | «3» | Распознавать объект. Находить нужную формулу, признак, свойство и т.д. | Уметь выполнять задания по образцу, на непосредственное применение формул, правил, инструкций и т.д. |
2 Воспроизведение Алгоритмическая деятельность без подсказки | «4» | Знать формулировки всех понятий, их свойства, признаки, формулы. Уметь воспроизвести доказательства, выводы, устанавливать взаимосвязь, выбирать нужное для выполнения данного задания. | Уметь работать с учебной и справочной литературой. Выполнять задания, требующие несложных преобразований с применением изучаемого материала. |
3 Понимание Деятельность при отсутствии явно выраженного алгоритма | «5» | Делать логические заключения. Составлять алгоритм, модель несложных ситуаций. | Уметь применять полученные знания в различных ситуациях. Выполнять задания комбинированного характера, содержащих несколько понятий. |
4 Овладение умственной самостоятельностью Творческая исследовательская деятельность | «5» | Знать в совершенстве изученный материал, свободно ориентироваться в нем. Иметь знания из дополнительных источников. Владеть операциями логического мышления. Составлять модель любой ситуации. | Уметь применять знания в любой нестандартной ситуации. Самостоятельно выполнять творческие исследовательские задания. Выполнять функции консультанта. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Оценка устных ответов обучающихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логике рассуждений и обоснований нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться учебником, справочниками;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков
Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам
по алгебре в 9 классе.
Контрольно-измерительные материалы по курсу «Алгебра-9» служат для проведения контрольно-проверочных работ. Их назначение - оценить уровень общеобразовательной подготовки по алгебре обучающихся 9 класса, выявить сформированность базовых знаний, умений и навыков по изучаемому предмету, обозначенных в обязательном минимуме содержания на уровне основного общего образования.
Содержание и структура предлагаемых контрольно-измерительных материалов отвечают требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, соответствуют Примерной образовательной программе основного общего образования, содержанию изучаемого курса «Алгебра-9».
Тексты заданий в вариантах контрольных работ соответствуют формулировкам, принятым в учебнике «Алгебра-9» (автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.) включенном в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.
Контрольно-проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
КИМ позволяют осуществить оценку, контроль и диагностику достижения обучающимися предметных, метапредметных результатов обучения, в том числе уровня овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
На начало нового учебного года, в соответствии с локальным актом общеобразовательного учреждения, проводится диагностика уровня обученности обучающихся в форме стартовой контрольной работы, каждое задание которой направлено на выявление уровня определённых знаний, умений и навыков сформированных на текущий период.
Проанализировать качество и степень усвоения изучаемых тем по курсу «Алгебра-9» возможно с помощью используемой в учебном процессе авторской программы и дидактических материалов («ФГОС Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» (составитель: Бурмистрова Т.А.–М.:Просвещение. 2014г), «Алгебра. Дидактические материалы 9 класс» (составитель: В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк–15-е изд. Москва
«Просвещение» 2014г)), включающих семь тематических контрольных работ.
В конце учебного года, по завершению итогового повторения, с целью контроля и учёта уровня обученности обучающихся, по изученному курсу проводится итоговая контрольная работа.
Каждая контрольно-проверочная работа носит контрольный характер. Каждое задание направлено на диагностику и контроль уровня определённых знаний, умений и навыков, приобретённых на момент выполнения контрольной работы, на проверку овладения межпредметными понятиями, сформированности метапредметных умений, универсальных учебных действий (УУД):
- Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме;
- Уметь принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Результаты КИМ в совокупности с имеющейся информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, используются для оценки личностных результатов обучения каждого обучающегося.
Контрольные работы, предложенные автором, даются в двух равноценных вариантах,
в каждый из которых включены задания соответствующие уровню обязательной (базовой) подготовки (они отмечены знаком « º ») и более высокого уровня (повышенного) по степени сложности.
Задания составлены в соответствии с изученными темами и с учётом требований ФГОС ООО
к уровню подготовки обучающихся 9-х классов.
Текст контрольных работ представлен учителем на стандартных листах формата А4. Работа проводится в письменной форме. Время проведения каждой работы рассчитано на один урок (40 мин).
Перед началом работы учитель кратко и чётко проводит вводный инструктаж об особенностях данной работы и по её выполнению. По истечении времени учитель собирает работы.
Задания считаются выполненными при отсутствии ошибок. Контрольные работы оцениваются в соответствии с критериями и нормами оценки знаний, умений и навыков обучающихся
в 9 классе, согласно оценке письменных работ.
Полученный результат позволит оценить уровень подготовки каждого обучающегося и выявить задания, вызывающие у них затруднения.