СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа чтение и развитие речи 3 кл 8 вид

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана по учебнику С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунёва Чтение, учебник 3 кл специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: "Просвещение" 2013 г., 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа чтение и развитие речи 3 кл 8 вид»



Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:


Образовательная программа составлена на основе федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г., №288).

Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2013 г.

Конвенции ООН о правах ребенка, ст.23, Конституции РФ, приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013. №1015, утвердившего Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего и среднего общего образования,

Согласно письму Министерства Народного образования РСФСР от 14.11.1987 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»

Постановления Правительства РФ от 18.07.1996 года № 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных учреждениях», на основании ходатайств ОУ и медицинских заключений.

Приказа комитета Администрации Баевского района по образованию «Об индивидуальном обучении» от 09.09.2016 № 113

Локальных актов ОО.

Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п
"Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по «Литературному чтению» составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2013 г.

Процесс обучения умственно отсталых детей должен максимально содействовать его встроенному развитию. Адекватность поведения и приспособленность в жизни определяются уровнем его развития: моторики, речи, знаниями и умениями.

Главная цель- приспособление умственно отсталых детей к жизни и труду.

Основные задачи начального обучения умственно отсталых детей:

  • Установление контакта, воспитание умения подчиняться режиму старшим, правилам поведения;

  • Развитие общей моторики, коррекция недостатков двигательной сферы. Развитие мелкой ручной моторики;

  • Организация предметной деятельности. Сенсорное восприятие – формирования основных представлений и понятий о величине, цвете, форме, пространстве и воспитание умения ими пользоваться;

  • Развитие речи. Исправление речевых дефектов;

  • Развитие познавательных возможностей детей, обучение их грамоте, счёту, элементарному труду

Методы работы с детьми- коррекция в начальных классах должна приближаться к методам, применяемым в дошкольной и преддошкольной педагогике.

Основные требования к методике обучения коррекции умственно отсталых детей младшего возраста:

  1. Игровая форма является доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.


  1. Использование эмоций, как относительно более сохранной стороны у глубоко отсталых детей, для привлечения их внимания , интереса повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей.

  2. Использование подражательности, свойственной глубоко отсталым детям.

  3. Предметно-действенное обучение, организация постоянной активности практической деятельности детей с конкретными предметами по определённым задачам, поставленным учителем. Речь сопровождает деятельность, но не подменяет её.

  4. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при соблюдении его систематичности и последовательности. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводят к обобщению.

  5. Постепенное условие самостоятельных действий детей : от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции. Постепенное включение речи во все виды работ.

  6. Большая повторяемость материала: применение его в новых ситуациях. Индивидуальная работа. Каждое задание, должен выполнять каждый ребёнок. Обязательная фиксация и эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

Основными задачами обучения чтению в 2-4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У учащихся формируется навык сознательного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе. С перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомство с лучшими , доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.


Тематический план разделов учебного курса

Чтение и развитие речи 3 класс (68 ч.)

№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

1

О школе и школьниках.

7 ч

2

Листьям – время опадать.

7 ч

3

Верные помощники.

7 ч

4

Крылатые друзья.

7 ч

5

Здравствуй, Зимушка-зима!

7 ч

6

Сказочные истории.

5 ч

7

Трудолюбие – это клад.

7 ч

8

Настали дни весенние.

7 ч

9

Вот такие истории.

7 ч

10

Летняя пора.

7 ч

Итого: 68 ч.


Содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» в 3 классе

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 3 класса по чтению и развитию речи

Учащиеся должны уметь:

  • Осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

  • Трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

  • Отвечать на вопросы по прочитанному;

  • Высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

  • Пересказывать содержание прочитанного;

  • Устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

Наизусть 5-8 стихотворений.









Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 3 классе

(68 ч- 2 ч в неделю)

Номер урока

Название раздела и темы урока

Содержание урока

Дата

По плану

По факту


О школе и школьниках (7 ч)




1

В. Суслов «Веселый звонок»

Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.



2

Б. Заходер «Перемена»

Беседа по иллюстрации учебника. Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.



3

В. Голявкин «Не везет»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.



4

И. Молчанов-Сибирский «Есть ли время для задачек?»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение.



5

По С. Багрову «Чужая отметка»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Пересказ текста по плану.



6

Я. Аким «Митины каникулы»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Работа по картинке.



7

С. Михалков «Могут даже у ребят…»

Ответы на вопросы текста. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.




Листьям – время опадать (7 ч)




8

К. Бальмонт «Осень»

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



9

По С. Багрову «Поспела брусника!»

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы.



10

По А. Баркову «Золотая осень у тихих дорог»

Ответы на вопросы. Рисование картинки к тексту.



11

М. Исаковский «Родное»

Ответы на вопросы.



12

И. Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!»

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



13

По Ю. Ковалю «Листобой»

Беседа по иллюстрации. Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



14

По К. Паустовскому «Первый снег»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.




Верные помощники (7 ч)




15

Украинская сказка «Овечка и волк»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.



16

Русская песенка «Козел»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Выразительное чтение. Отгадывание загадок.



17

Русская народная песенка «Как у нашего кота…»

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



18

В. Бианки «Кошкин питомец»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



19

Русская народная «Колыбельная песенка»

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



20

Русская сказка «Собака и волк»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



21

По Г. Снегиреву «Верблюжья варежка»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.




Крылатые друзья (7 ч)




22

Закличка. Русская народная потешка.

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.



23

Белорусская песенка «Воробей». Н. Рубцов «Воробей»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.



24

По Н. Коростелеву «Наша Галя»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



25

По А. Баркову «Внезапное открытие»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадки.



26

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.



27

По Н. Сладкову «Говорящие яички»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



28

По Т. Чинаревой «Угощенье для синиц»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок.




Здравствуй, Зимушка-зима! (7 ч)




29

И. Бунин «Первый снег»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизучть.



30

По Р. Погодину «Неприятностей не оберешься»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.



31

Г. Скребицкий «Зима»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.



32

И. Соколов-Микитов «Зимняя ночь»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



33

По Ю. Ковалю «Снегири и коты»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок.



34

По В. Голявкину «Как я встречал Новый год»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



35

В. Орлов «Снежная баба»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Отгадывание загадок. Выразительное чтение.




Сказочные истории (5 ч)




36

Таджикская сказка «Три арбузных семечка»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке.



37

Английская сказка «Дочка пекаря»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.



38

Литовская сказка «Алмазный топор»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



39

Дагестанская сказка «Львиная доля»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



40

Латышская сказка «В шутку едим, в шутку работаем»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Отгадывание загадок.




Трудолюбие – это клад (7 ч)




41

Русские народные потешки «Стучит, бренчит на улице…», «Тит, а Тит!..»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.



42

Венгерская песенка «Пирог».

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.



43

Украинская сказка «Колосок»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.



44

Русская народная сказка «По работе и награда»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.



45

С. Маршак «Сказка про двух лодырей»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.



46

Р. Абдрахманов «Новая перина»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



47

По Е. Пермяку «Хитрый коврик»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части по плану.




Настали дни весенние! (7 ч)




48

Заклички о весне

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.



49

По Л. Толстому «Солнце – тепло»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



50

Г. Витез «Весна подарила»

Ответы на вопросы. Работа по картинке.



51

По А. Баркову «Березовый сок»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.



52

К. Ушинский «Пчелки на разведках»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.



53

А. Седугин «Тихо-тихо»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа по картинке. Пересказ по плану.



54

Н. Голь, Г. Григорьев «Песенка о бабушкиных ладонях»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.




Вот такие истории (7 ч)




55

В. Азбукин «Пример аккуратности»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



56

Е. Пермяк «Случай с кошельком»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



57

По С. Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



58

Е. Серова «Ябеда»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



59

В. Осеева «Хорошее»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



60

Г. Ладонщиков «Чай с вареньем»

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке.



61

По В. Сутееву «Мешок яблок»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Выразительное чтение.




Летняя пора (7 ч)




62

Т. Шорыгина «В лесу»

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть.



63

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



64

З. Александрова «Одуванчик»

Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа по картинке. Заучивание наизусть.



65

Арсений М-ий «Светлячок»

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



66

Заклички

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.



67

Э. Шим «Крот и заяц»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.



68

В. Голявкин «Ника на даче»

Ответы на вопросы. Выборочное чтение.




Итого-68 ч.



























Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой Подготовительный, 1-4 классы. М.: «Просвещение» 2013 г.

  2. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунёва Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.



























Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс)

Составитель программы

Класс Дата заполнения

Эксперт



Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист



2

Планируемые результаты. Описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности.



3

Содержание курса, количество часов курса




Количество часов, отводимых на реализацию рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ОУ



4

Учебно-тематическое планирование




- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе




изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование




- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы



5

Перечень учебно-методических средств обучения



6

Таблица контрольных и практических работ по предмету








Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу


п/п


Предмет

Дата

Основание для изменений

Содержание откорректированных разделов (тем)

Способ внесения изменений (слияние тем)

Подпись
















































































































































12