СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дефектологического сопровождения обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дефектологического

сопровождения обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дефектологического сопровождения обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста»

Ростовская область Семикаракорский район г.Семикаракорск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.А. Араканцева

г. Семикаракорска»







Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №2

Приказ от_________ №____

_______ Н.В. Мартемьянов











Рабочая программа дефектологического

сопровождения обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста






















2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка

В настоящее время  возросло число  учеников начальных классов, которые  в силу своих индивидуальных  психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не  могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования  (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного  и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить известные методические приемы массовой школы на процесс  обучения русскому языку, математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно-развивающей программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики, побудила  заняться этой работой.

Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной  деятельности. Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о  недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму.У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости. У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности.  Значительное отставание и своеобразие обнаруживается  в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности  таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих  учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля. У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности  словаря и грамматического строя речи. У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря,  приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом. В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Цель программы:  - создание системы комплексной помощи  детям школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,  формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.

Задачи:

На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены. Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:

Обучающие  коррекционно-развивающие:

  1. развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации ;

  2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;                                                                                

  3.  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

  4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание  с выполнением недостающих компонентов;

  5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  6. подведение под понятие, выведение следствий;

  7. установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:

 - умение ориентироваться в задании;                                                                    

- планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога;                                      

- осуществлять самоконтроль и самооценку и др.                                                  

Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.      

Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)  

Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.                                                              

Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).

Формирование учебной мотивации.                                                                

Формирование ИКТ компетенции.

Воспитывающие:

Формирование социально-нравственного поведения:                              

 - ответственное отношение к учебе;                                                                  

- соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения;                          

- осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить  межличностные отношения, пассивность и др.);                                                  

- осознание необходимости самоконтроля;

Принципы коррекционно-развивающей работы:

  • Принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;

  • Принцип системности обеспечивает единство диагностики,  коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей  развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

  • Принцип деятельного  подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;

  • Принцип усложнения заданий, упражнений;

  • Принцип развивающей направленности обучения;

  • Принцип наглядности и занимательности обучения;

  • Принцип доступности обучения;

  • Принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок,  считалок, заучивание стихов;

  • Принцип вариативности;

  • Принцип последовательности:  каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.

 Основные направления коррекционно-развивающей работы:

 Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  2. развитие навыков каллиграфии;

  3. развитие артикуляционной моторики

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  1. развитие зрительного восприятия и узнавания;

  2. развитие зрительной памяти и узнавания;

  3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  4. развитие пространственных представлений и ориентации;

  5. развитие временных понятий;

  6. развитие слухового внимания и памяти;

  7. развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

Развитие основных мыслительных операций:

  1. формирование навыков относительно анализа;

  2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

  3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  4. формирование умения планировать свою деятельность;

  5. развитие комбинаторных способностей

Развитие различных видов мышления:

  1. развитие наглядно-образного мышления;

  2. развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

1. Развитие речи, владение техникой речи.

2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.

3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.

5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов. Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности.

6. Создание учебно-методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся.

Методы организации и осуществления  учебно - познавательной деятельности:

    • словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;

    • наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;

    • практические методы:  копирование, упражнения, творческие задания, списывание, диктант и др.

Методы по степени активности познавательной деятельности:

    • репродуктивные;

Методы организации деятельности и опыта поведения:

    • поручение;

    • упражнение;

    • приручение;

    • оценивание;

    • создание воспитывающей ситуации.

  Рабочая коррекционно-образовательная программа для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)  составлена на основе:  «Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы-составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова, И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2004;

«Программы коррекционо-развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2010;

Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на общественное мнение.

Методологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.

  Формы проведения  коррекционных занятий:

  1. индивидуальные занятия

  2. подгрупповые занятия для детей с ЗПР

Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.

 Рабочая коррекционно-обучающая программа для детей школьного возраста с ЗПР  рассчитана на 102 часа. Индивидуально-групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.

Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.

Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.

Оценивается,  прежде всего,  динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий


















Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Содержание

Количество часов

1

Обследование

1

2

Текст и предложение

1

3

Гласные и согласные

1

4

Устная нумерация чисел от 1 до 100

1

5

Предложение и слово

1

6

Слово и слог

1

7

Письменная нумерация

1

8

Слогообразующая роль глаголов

1

9

Пересказ знакомого текста

1

10

Десятичный состав числа

1

11

Звуки и буквы

1

12

Деление слов на слоги

1

13

Сложение в пределах 100 без перехода через разряд

1

14

Деление слов на слоги . Схема

1

15

Определение количества слогов

1

16

Гласные звуки

1

17

Ударение

1

18

Подбор родственных слов

1

19

Таблица умножения на 2

1

20

Составление слов по схемам

1

21

Деление текста на части

1

22

Таблица умножения на 2-3 и соответствующие случаи деления

1

23

Согласные звуки и буквы

1

24

Сочинение по картине

1

25

Умножение чисел

1

26

Виды текста

1

27

Таблица умножения на 4 и соответствующие случаи деления

1

28

Буквы е, ё, ю, я

1

29

Словосочетание

1

30

Таблица умножения на 5 и соответствующие случаи деления

1

31

Состав слова. Корень

1

32

Деление текста на части

1

33

Таблица умножения на 6. Решение задач

1

34

Состав слова. Корень

1

35

Сжатый пересказ

1

36

Таблица умножения на 7 и соответствующие случаи деления

1

37

Приставка. Упражнение в образовании слов

1

38

Составление вопросов по рассказу

1

39

Таблица умножения на 8-9 и соответствующие случаи деления

1

40

Суффиксы. Упражнение в образовании слов

1

41

Умножение и деление чисел

1

42

Составление рассказа по серии картинок

1

43

Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов и приставок

1

44

Решение задач на деление и умножение

1

45

Решение задач. Деление по содержанию и деление на равные части

1

46

Изложение по готовому плану

1

47

Работа со стихами. Сравнение

1

48

Умножение и деление чисел

1

49

Упражнение в образовании слов

1

50

Звонкие и глухие согласные

1

51

Умножение на 0 и на 1

1

52

Твёрдые и мягкие согласные

1

53

Сжатый пересказ знакомого текста

1

54

Умножение 0 на любое число

1

55

Непроизносимые согласные

1

56

Устное сочинение по картине

1

57

Умножение и деление чисел

1

58

Имя существительное

1

59

Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

60

Решение примеров на деление

1

61

Число имён существительных

1

62

Правильное построение предложений

1

63

Компоненты деления и умножения

1

64

Род имён существительных

1

65

Нахождение в тексте антонимов

1

66

Проверка деления умножением

1

67

Изменение существительных по вопросам

1

68

Нахождение существительных в тексте

1

69

Упражнения на сложение чисел в пределах 100

1

70

Упражнение в нахождении прилагательных в тексте

1

71

Род, число прилагательных

1

72

Деление с остатком

1

73

Склонение имён прилагательных

1

74

Составление рассказа по серии картинок

1

75

Сравнение трёхзначных чисел

1

76

Синонимы. Подбор синонимов к словам

1

77

Нахождение синонимов в стихотворении

1

78

Правила о порядке выполнения действий

1

79

Глагол как часть речи

1

80

Словесное рисование картин

1

81

Письменные приёмы сложения в пределах 1000

1

82

Упражнение в нахождении глаголов в тексте

1

83

Подробный пересказ

1

84

Письменное вычитание в пределах 1000

1

85

Изменение глаголов по временам

1

86

Выразительное чтение стихотворений

1

87

Таблица умножения и соответствующие случаи деления

1

88

Местоимение как часть речи

1

89

Деление текста на части

1

90

Нахождение периметра геометрических фигур

1

91

Нахождение глаголов в тексте

1

92

Вычитание столбиком без перехода и с переходом через разряд

1

93

Вычитание столбиком без перехода и с переходом через разряд

1

94

Таблица сложения и вычитания в пределах 10

1

95

Таблица сложения и вычитания в пределах 10

1

96

Упражнение в написании слов с разделительным ь

1

97

Занимательная грамматика

1

98

Занимательная грамматика

1

99

Сложение столбиком без перехода и с переходом через разряд

1

100

Сложение столбиком без перехода и с переходом через разряд

1

101

Связь слов в предложении

1

102

Связь слов в предложении

1



Тематическое планирование

4 класс

Тема

Количество часов

1

Обследование

1

2

Обследование

1

3

Обследование

1

4

Текст и предложение

1

5

Устная нумерация чисел от 1-100

1

6

Письменная и устная речь

1

7

Предложение и слово

1

8

Письменная нумерация в пределах 1000

1

9

Устная и письменная нумерация чисел

1

10

Слово. Слог

1

11

Десятичный состав чисел

1

12

Десятичный состав чисел

1

13

Деление слов на слоги

1

14

Сложение многозначных чисел

1

15

Классы и разряды, запись чисел

1

16

Слоги и звуки

1

17

Вычитание многозначных чисел

1

18

Сложение многозначных чисел

1

19

Звуко-буквенный анализ слова

1

20

Сложение многозначных чисел

1

21

Сложение многозначных чисел

1

22

Гласные звуки, слогообразование

1

23

Сложение многозначных чисел

1

24

Согласные звуки и буквы

1

25

Вычитание многозначных чисел

1

26

Согласные твёрдые и мягкие

1

27

Вычитание многозначных чисел

1

28

Вычитание многозначных чисел

1

29

Согласные твёрдые, мягкие

1

30

Умножение многозначных чисел

1

31

Звонкие и глухие согласные

1

32

Умножение многозначных чисел

1

33

Умножение многозначных чисел

1

34

Дифференциация п-п`

1

35

Деление многозначных чисел

1

36

Деление многозначных чисел

1

37

Дифференциация б-б`

1

38

Упражнение в закреплении алгоритма деления

1

39

Дифференциация б-б`

1

40

Упражнения в дифференциации п-п`, б-б`

1

41

Упражнения в закреплении алгоритма деления

1

42

Деление многозначных чисел на однозначное

1

43

Деление с проверкой

1

44

Дифференциация т-т`

1

45

Деление многозначных чисел на однозначное

1

46

Упражнения в совершенствовании примеров на деление

1

47

Нахождение существительных в лексике

1

48

Упражнения в закреплении алгоритма деления

1

49

Упражнения в закреплении алгоритма деления

1

50

Определение рода и числа существительных

1

51

Решение примеров на деление

1

52

Решение примеров на деление

1

53

Связь слов в предложении

1

54

Решение примеров в несколько действий

1

55

Определение порядка действий 1 и 2 степени

1

56

Решение примеров на порядок действия

1

57

Решение примеров на порядок действия

1

58

Определение падежей существительных

1

59

Умножение на двузначное число

1

60

Умножение на двузначное число

1

61

Деление на двузначное число

1

62

Отработка алгоритма деления

1

63

Упражнения на определение падежей

1

64

Деление на трёхзназчное число

1

65

Деление на трёхзназчное число

1

66

Склонение существительных

1

67

Отработка алгоритма деления

1

68

Связь слов в предложении

1

69

Деление на двузначное и трёхзначное число

1

70

Умножение на двузначное число

1

71

Разбор по членам предложения

1

72

Деление на двузначное и трёхзначное число

1

73

Умножение на трёхзначное число

1

74

Определение частей речи в предложении

1

75

Умножение и деление на двузначные числа

1

76

Разбор частей речи

1

77

Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа

1

78

Деление на двузначное число

1

79

Роль предлогов в предложении

1

80

Порядок действий

1

81

Деление на двузначное и трёхзначное число

1

82

Роль прилагательных в речи. Синонимы

1

83

Решение примеров на все действия

1

84

Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа

1

85

Роль глаголов в речи. Антонимы

1

86

Решение примеров на все действия

1

87

Все случаи деления и умножения

1

88

Все случаи деления и умножения

1

89

Решение уравнений

1

90

Упражнения в определении склонений прилагательных

1

91

Упражнения в определении склонений прилагательных

1

92

Родовые окончания имён прилагательных

1

93

Правописание безударных окончаний имён прилагательных м.р. и с.р.

1

94

Определение падежных окончаний прилагательных

1

95

Решение уравнений

1

96

Арифметические действия

1

97

Нумерация

1

98

Умножение и деление с 0

1

99

Решение задач изученных видов

1

100

Решение задач изученных видов

1

101

Решение задач на время, скорость, расстояние

1

102

Правописание безударной гласной в корне слов

1











Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития

1.Наблюдение в ходе занятий.

2.Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)

3.Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.