СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дисциплины ОП.07«Основы социальной медицины» по специальности 39.02.01 «Социальная работа»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисциплина ОП.07«Основы социальной медицины»  является важной составляющей начального этапа образовательной профессиональной подготовки. Ее содержание имеет существенное значение для формирования целостного представления о методах медико-социальной помощи населению

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины ОП.07«Основы социальной медицины» по специальности 39.02.01 «Социальная работа»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»








УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГПОУ «ДОНПЭК»

_______ Е.А. Некрасова

«___»___________ 2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.07 «Основы социальной медицины»


по специальности 39.02.01 «Социальная работа»

















2021

Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа», утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 25.09.2015 № 587.



Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий промышленно-экономический колледж»


Разработчик: Подольская Лариса Дмитриевна, преподаватель основ социальной медицины, квалификационной категории «специалист первой категории»


Рецензенты: Кириленко Галина Дмитриевна – врач общей практики семейной медицины высшей категории

Подгорная Наталья Семеновна председатель цикловой комиссии специальных технологических дисциплин Донецкого промышленно-экономического колледжа, квалификационной категории «специалист высшей категории»


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по учебно-

воспитательной работе

_______ Е.А.Некрасова

«____» _______ 2021 г.


Рекомендована с целью

практического применения

методическим советом.

Протокол №__ от «__»______ 2021 г.

Председатель МС ____Н.Н.Любичева


Рассмотрена и одобрена на заседании

цикловой комиссии гуманитарных и

социально-экономических дисциплин.

Протокол №__ от «__»______ 2021 г.

Председатель ЦК ____Ю.Ф.Александрова



Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.

Протокол №__ заседания МС от «__»______ 20__ г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. приложение ___ стр.___)

Председатель МС _____


Рабочая программа переутверждена на 20__/20__ учебный год.

Протокол №__ заседания МС от «__»______ 20__ г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. приложение ___ стр.___)

Председатель МС _____


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дисциплина ОП.07«Основы социальной медицины» является важной составляющей начального этапа образовательной профессиональной подготовки. Ее содержание имеет существенное значение для формирования целостного представления о методах медико-социальной помощи населению.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо знание биологии в объеме средней общеобразовательной школы.

Цель учебной дисциплины: обучение будущего специалиста знаниям факторов, влияющих на здоровье, способам сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия, а также способствовать овладению студентами теоретических и организационных основ социальной медицины.

Задачи:

- изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека;

- овладение технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развитие заболеваний;

- определение роли социальных работников, участвующих в оказании социально-медицинской помощи населению;

- формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях и предупреждения.

Дисциплина ОП.07 «Основы социальной медицины» относится к общепрофессионалльным дисциплинам профессионального учебного цикла, и ее содержание может послужить вспомогательным материалом для усвоения и приобретения профессиональных навыков по дисциплинам профессионального цикла.

Содержание дисциплины ОП.07 «Основы социальной медицины» послужит вспомогательным материалом для усвоения и приобретения профессиональных навыков по таким дисциплинам, как ОГСЭ.04 Физическая культура, ОП.02 Организация социальной работы, ОП.11 Социальная психология, ОП.08 Безопасность жизнедеятельности, ОП.12 Правовое регулирование трудоустройства и занятости населения, ОП.14 История благотворительности и меценатства, ОП.06 Основы психологии и педагогики, ОП.15 Охрана труда.

Курс строится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний, а также на принципах доступности и связи с практикой.

Основные функции дисциплины – изучить социальные отношения в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни, социальными факторами, влияющими на здоровье через:

- описание медико-социальных проблем;

- оказание помощи в решении социально-медицинских проблем;

- помощь клиентам и их семьям получить пользу от социальных программ здоровья;

- оценку и улучшение медико-социальной поддержки;

- реализацию мер по формированию здорового образа жизни.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука «Основы социальной медицины». Значительная часть времени при изучении дисциплины отводится на проведение практических занятий: деловых игр, тестирование, ролевого обыгрывания ситуаций, медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную подготовку к эффективному, бесконфликтному грамотному общению в микро и макросреде организации. Независимо от избранной специальности и будущего места работы, профессиональный социальный работник будет иметь дело с клиентом, у которого в большей или меньшей мере имеются проблемы со здоровьем.

Данные особенности и формы организации учебного процесса результативны и для очной, и для заочной форм обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся – грамотно использовать теоретические знания при решении социальных проблем.

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Основы социальной медицины» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Государственным профессиональным образовательным учреждением «Донецкий промышленно-экономический колледж» в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 «Социальная работа».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована преподавателями среднего профессионального образования для осуществления профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина ОП.07 «Основы социальной медицины» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей;

- выявлять медико-социальные проблемы клиента и наметить пути их решения;

- осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях;

- основные категории социальной медицины;

- формы медико-социальной помощи населению;

- этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость совей будущей профессии, проявлять в ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

1.4 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Очная форма обучения

Максимальная учебная нагрузка студента 63 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 42 часа;

- самостоятельной работы студента 21 часов.


Заочная форма обучения

Максимальная учебная нагрузка студента 63 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 6 часа;

- самостоятельной работы студента 57 часов.


Очная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Максимальная учебная нагрузка студента 60 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 40 часа;

- самостоятельной работы студента 20 часов.


Заочная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Максимальная учебная нагрузка студента 60 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной нагрузки студента 6 часа;

- самостоятельной работы студента 54 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

42

в том числе:


лекции

34

лабораторные занятия (работы) (не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

8

курсовые работы/проекты (не предусмотрено)

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

21

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

-

подготовка рефератов

-

составление тезисов

10

подготовка мини-докладов

11

Итоговая аттестация в форме семестрового контроля и комплексного дифференцированного зачета

Заочная форма обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

6

в том числе:


лекции

6

лабораторные занятия (работы) (не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

-

курсовые работы/проекты (не предусмотрено)

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

57

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

-

подготовка рефератов

20

составление тезисов

20

подготовка мини-докладов

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


Очная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

40

в том числе:


лекции

32

лабораторные занятия (работы) (не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

8

курсовые работы/проекты (не предусмотрено)

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

20

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

-

подготовка рефератов

-

составление тезисов

10

подготовка мини-докладов

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


Заочная форма обучения (ускоренная)

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

6

в том числе:


лекции

6

лабораторные занятия (работы) (не предусмотрено)

-

практические занятия (работы) /семинары

-

курсовые работы/проекты (не предусмотрено)

-

контрольные работы

-

Самостоятельная работа студента (всего)

54

в том числе:


выполнение индивидуальных заданий

-

подготовка рефератов

20

составление тезисов

20

подготовка мини-докладов

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по очной форме обучения

на базе основного общего образования

ОП.07 «Основы социальной медицины»

Второе полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

4-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Основные понятия и категории социальной медицины

1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

2

2






1

1, с. 3-6

2. Краткий исторический очерк социальной медицины.

2

2





1

1, с. 6-14

Итого по разделу

4

4








Раздел 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

3. Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

2

2






1

1, с. 16-19

4. ПЗ №1 Здоровье и наследственность

2


2





2

[1], с. 19-23

5. Общественное и индивидуальное здоровье.

2

2






1

[1], с. 17-18

С.Р. Подготовить реферат на тему «Факторы, определяющие здоровье». «Генная терапия»

5





5


3

-

Итого по разделу

11

4

2



5




Раздел 3. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактики

6. ПЗ №2 Образ жизни, его структура, категории.

2


2





2

 с. 27-29

7. ПЗ №3 Рациональное питание.

2


2





2

1 с. 29-34

8.ПЗ №4. Физическая активность

2


2






отчет

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Рациональное питание, физическая активность, аутотренинг»

3





3



Итого по разделу

9


6



3




Всего за семестр

24

8

8



8




Первое полугодие третьего года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

5-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 4. Социально-значимые и социально обусловленные заболевания

1. Социально-значимые заболевания.

2

2






1

2 с. 188-200

2. Социально опасные вредные привычки

2

2







1 с. 202-215

3. Социально обусловленные заболевания

2

2






2

1 с. 57-66

4.Медико-социальные последствия курения

2

2







2 с. 63-65

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Медико-социальные последствия алкоголизма, наркомании». Подготовка реферата на тему «Меры профилактики ВИЧ-инфекции»

6





6


3


Итого по разделу

14

8




6




Раздел 5. Организация медицинской помощи населению в системе здравоохранения

5. Медико-социальная помощь, работа, патронаж.

2

2






1

1 с. 72-75

6.Медико-социальная помощь подросткам

2

2






1

3 с. 118-120

7. Медико-социальная помощь лицам подросткового возраста

2

2






1

3 с. 120-125

8. Медико-социальная помощь сельскому населению

2

2






1

3 с. 126-130

9. Медико-социальная помощь больным сердечнососудистыми заболеваниями

2

2






1

3 с. 132-138

10. Медико-социальная помощь больным онкологическими заболеваниями

2

2






1

3 с. 139-145

11. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий

2

2






1

3 с. 146-157

12. Медико-социальная помощь больным туберкулезом

2

2






1

3 с. 157-168

13. Дифференцированный зачет

2

2






3


С.Р. Подготовить мини-доклад по тему «Медико-социальная помощь больным туберкулезом». «Медико-социальная помощь травматическим больным».

7





7


3


Итого по разделу

25

18




7




Всего за семестр

39

26




13




Объем часов по дисциплине

63

34

6



25





2.3. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по очной форме обучения

на базе среднего общего образования

ОП.07 «Основы социальной медицины»

Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Основные понятия и категории социальной медицины

1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

2

2






1

1, с. 3-6

2. Краткий исторический очерк социальной медицины.

2

2





1

1, с. 6-14

Итого по разделу

4

4








Раздел 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

3. Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

2

2






1

1, с. 16-19

4. ПЗ №1 Здоровье и наследственность

2


2





2

[1], с. 19-23

5. Общественное и индивидуальное здоровье.

2

2






1

[1], с. 17-18

С.Р. Подготовить реферат на тему «Факторы, определяющие здоровье». «Генная терапия»

5





5


3

-

Итого по разделу

11

4

2



5




Раздел 3. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактики

6. ПЗ №2 Образ жизни, его структура, категории.

2


2





2

 с. 27-29

7. ПЗ №3 Рациональное питание.

2


2





2

1 с. 29-34

8.ПЗ №4. Физическая активность

2


2-2



+2



отчет

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Рациональное питание, физическая активность, аутотренинг»

3





3



Итого по разделу

9


4



5




Всего за семестр

24

8

6



10




Первое полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма

3-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 4. Социально-значимые и социально обусловленные заболевания

1. Социально-значимые заболевания.

2

2






1

2 с. 188-200

2. Социально опасные вредные привычки

2

2







1 с. 202-215

3. Социально обусловленные заболевания

2

2






2

1 с. 57-66

4.Медико-социальные последствия курения

2

2







2 с. 63-65

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Медико-социальные последствия алкоголизма, наркомании». Подготовка реферата на тему «Меры профилактики ВИЧ-инфекции»

6





6


3


Итого по разделу

14

8




6




Раздел 5. Организация медицинской помощи населению в системе здравоохранения

5. Медико-социальная помощь, работа, патронаж.

2

2






1

1 с. 72-75

6.Медико-социальная помощь подросткам

2

2






1

3 с. 118-120

7. Медико-социальная помощь лицам подросткового возраста

2

2






1

3 с. 120-125

8. Медико-социальная помощь сельскому населению

2

2






1

3 с. 126-130

9. Медико-социальная помощь больным сердечнососудистыми заболеваниями

2

2






1

3 с. 132-138

10. Медико-социальная помощь больным онкологическими заболеваниями

2

2






1

3 с. 139-145

11. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий

2

2






1

3 с. 146-157

12. Медико-социальная помощь больным туберкулезом

2

2






1

3 с. 157-168

13. Дифференцированный зачет

2

2






3


С.Р. Подготовить мини-доклад по тему «Медико-социальная помощь больным туберкулезом». «Медико-социальная помощь травматическим больным».

7





7


3


Итого по разделу

25

18




7




Всего за семестр

39

26




13




Объем часов по дисциплине

63

34

6



25





2.4. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по заочной форме обучения

на базе среднего общего образования

ОП.07 «Основы социальной медицины»

Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Основные понятия и категории социальной медицины

1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

2

2






1

1, с. 3-6

2. Краткий исторический очерк социальной медицины.

2




2


1

1, с. 6-14

Итого по разделу

4

2




2




Раздел 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

3. Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

2

2






1

1, с. 16-19

4. ПЗ №1 Здоровье и наследственность

2





2


2

[1], с. 19-23

5. Общественное и индивидуальное здоровье.

2





2


1

[1], с. 17-18

С.Р. Подготовить реферат на тему «Факторы, определяющие здоровье». «Генная терапия»

5





5


3

-

Итого по разделу

11

2




9




Раздел 3. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактики

6. ПЗ №2 Образ жизни, его структура, категории.

2





2


2

 с. 27-29

7. ПЗ №3 Рациональное питание.

2





2


2

1 с. 29-34

8.ПЗ №4. Физическая активность

2





2



отчет

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Рациональное питание, физическая активность, аутотренинг»

3





3



Итого по разделу

9





9




Раздел 4. Социально-значимые и социально обусловленные заболевания

9. Социально-значимые заболевания.

2





2


1

2 с. 188-200

10. Социально опасные вредные привычки

2





2



1 с. 202-215

11. Социально обусловленные заболевания

2





2


2

1 с. 57-66

12.Медико-социальные последствия курения

2





2



2 с. 63-65

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Медико-социальные последствия алкоголизма, наркомании». Подготовка реферата на тему «Меры профилактики ВИЧ-инфекции»

6





6


3


Итого по разделу

14





14




Раздел 5. Организация медицинской помощи населению в системе здравоохранения

13. Медико-социальная помощь, работа, патронаж.

2





2


1

1 с. 72-75

14.Медико-социальная помощь подросткам

2





2


1

3 с. 118-120

15. Медико-социальная помощь лицам подросткового возраста

2





2


1

3 с. 120-125

16. Медико-социальная помощь сельскому населению

2





2


1

3 с. 126-130

17. Медико-социальная помощь больным сердечнососудистыми заболеваниями

2





2


1

3 с. 132-138

18. Медико-социальная помощь больным онкологическими заболеваниями

2





2


1

3 с. 139-145

19. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий

2





2


1

3 с. 146-157

20. Медико-социальная помощь больным туберкулезом

2





2


1

3 с. 157-168

21. Дифференцированный зачет

2

2






3


С.Р. Подготовить мини-доклад по тему «Медико-социальная помощь больным туберкулезом». «Медико-социальная помощь травматическим больным».

7





7


3


Итого по разделу

25

2




23




Всего за семестр

63

6




57




Объем часов по дисциплине

63

6




57





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.5. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по очной форме обучения

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

ОП.07 «Основы социальной медицины»

Второе полугодие первого года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

очная форма (ускоренная)

2-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Основные понятия и категории социальной медицины

1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

2

2






1

1, с. 3-6

2. Краткий исторический очерк социальной медицины.

2

2





1

1, с. 6-14

Итого по разделу

4

4








Раздел 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

3. Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

2

2






1

1, с. 16-19

4. ПЗ №1 Здоровье и наследственность

2


2





2

[1], с. 19-23

5. Общественное и индивидуальное здоровье.

2

2






1

[1], с. 17-18

С.Р. Подготовить реферат на тему «Факторы, определяющие здоровье». «Генная терапия»

5





5


3

-

Итого по разделу

11

4

2



5




Раздел 3. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактики

6. ПЗ №2 Образ жизни, его структура, категории.

2


2





2

 с. 27-29

7. ПЗ №3 Рациональное питание.

2


2





2

1 с. 29-34

8.ПЗ №4. Физическая активность

2


2






отчет

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Рациональное питание, физическая активность, аутотренинг»

3





3



Итого по разделу

9


6



3




Раздел 4. Социально-значимые и социально обусловленные заболевания

9. Социально-значимые заболевания.

2

2






1

2 с. 188-200

10. Социально опасные вредные привычки

2

2







1 с. 202-215

11. Социально обусловленные заболевания

2

2






2

1 с. 57-66

12.Медико-социальные последствия курения

2

2







2 с. 63-65

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Медико-социальные последствия алкоголизма, наркомании». Подготовка реферата на тему «Меры профилактики ВИЧ-инфекции»

6





6


3


Итого по разделу

14

8




6




Раздел 5. Организация медицинской помощи населению в системе здравоохранения

13. Медико-социальная помощь, работа, патронаж.

2

2






1

1 с. 72-75

14.Медико-социальная помощь подросткам

2

2






1

3 с. 118-120

15. Медико-социальная помощь лицам подросткового возраста

2

2






1

3 с. 120-125

16. Медико-социальная помощь сельскому населению

2

2






1

3 с. 126-130

17. Медико-социальная помощь больным сердечнососудистыми заболеваниями

2

2






1

3 с. 132-138

18. Медико-социальная помощь больным онкологическими заболеваниями

2

2






1

3 с. 139-145

19. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий и больным туберкулезом

2

2






1

3 с. 146-168

20. Дифференцированный зачет

2

2






3


С.Р. Подготовить мини-доклад по тему «Медико-социальная помощь больным туберкулезом». «Медико-социальная помощь травматическим больным».

6





6


3


Итого по разделу

20

16




6




Всего за семестр

60

32

8



20




Объем часов по дисциплине

60

32

8



20




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


2.6. Календарно-тематический план и содержание учебной дисциплины по заочной форме обучения

на базе ГОС СПО по профессии 39.01.01 Социальный работник

ОП.07 «Основы социальной медицины»

Первое полугодие второго года обучения

Наименование разделов и тем, лабораторных и практических занятий, самостоятельной работы студентов

Объем часов

Уровень освоения

Содержание домашнего задания

заочная форма (ускоренная)

3-й семестр

всего

в том числе

л

п/с

лр

кр/

кп

ср

кр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел 1. Основные понятия и категории социальной медицины

1. Введение. Основные понятия и категории социальной медицины.

2





2


1

1, с. 3-6

2. Краткий исторический очерк социальной медицины.

2




2


1

1, с. 6-14

Итого по разделу

4





4




Раздел 2. Здоровье как комплексная категория и личностная ценность

3. Здоровье, предболезнь, болезнь и профилактика.

2





2


1

1, с. 16-19

4. ПЗ №1 Здоровье и наследственность

2





2


2

[1], с. 19-23

5. Общественное и индивидуальное здоровье.

2





2


1

[1], с. 17-18

С.Р. Подготовить реферат на тему «Факторы, определяющие здоровье». «Генная терапия»

5





5


3

-

Итого по разделу

11





11




Раздел 3. Современные подходы к укреплению здоровья и профилактики

6. ПЗ №2 Образ жизни, его структура, категории.

2





2


2

 с. 27-29

7. ПЗ №3 Рациональное питание.

2





2


2

1 с. 29-34

8.ПЗ №4. Физическая активность

2





2



отчет

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Рациональное питание, физическая активность, аутотренинг»

3





3



Итого по разделу

9





9




Раздел 4. Социально-значимые и социально обусловленные заболевания

9. Социально-значимые заболевания.

2





2


1

2 с. 188-200

10. Социально опасные вредные привычки

2





2



1 с. 202-215

11. Социально обусловленные заболевания

2





2


2

1 с. 57-66

12.Медико-социальные последствия курения

2





2



2 с. 63-65

С.Р. Подготовка мини-доклада на тему «Медико-социальные последствия алкоголизма, наркомании». Подготовка реферата на тему «Меры профилактики ВИЧ-инфекции»

6





6


3


Итого по разделу

14





14




Раздел 5. Организация медицинской помощи населению в системе здравоохранения

13. Медико-социальная помощь, работа, патронаж.

2





2


1

1 с. 72-75

14.Медико-социальная помощь подросткам

2





2


1

3 с. 118-120

15. Медико-социальная помощь лицам подросткового возраста

2

2






1

3 с. 120-125

16. Медико-социальная помощь сельскому населению

2





2


1

3 с. 126-130

17. Медико-социальная помощь больным сердечнососудистыми заболеваниями

2





2


1

3 с. 132-138

18. Медико-социальная помощь больным онкологическими заболеваниями

2

2






1

3 с. 139-145

19. Медико-социальная помощь рабочим промышленных предприятий и больным туберкулезом

2





2


1

3 с. 146-168

20. Дифференцированный зачет

2

2






3


С.Р. Подготовить мини-доклад по тему «Медико-социальная помощь больным туберкулезом». «Медико-социальная помощь травматическим больным».

6





6


3


Итого по разделу

20

6




14




Всего за семестр

60

6




52




Объем часов по дисциплине

60

6




52





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета «Основы социальной медицины»


Оборудование кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • доска.

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением.


3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Тен Е.Е. Основы медицинских знаний: Учебник. – М.: Мастерство, 2002

2. Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие для учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений. – Ростов на Дону.: Феникс, 2001.

3. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005.


Дополнительные источники:

  1. Курбатов В.И. Социальная работа. – Ростов н/Д., 2007.

  2. Павлюк П.Д. Основы социальной работы: Учебник. – М., 2003.

Интернет-ресурсы:

3. Портал по социальной работе//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soc –work.ru/

4. Всемирная организация здравоохранения//[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/ru/

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(Медико-санитарная подготовка)


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения


Анализировать медико-социальные условия жизни человека, семьи или группы людей.

Оценка практических умений.

Анализ результатов решения ситуационных задач.

Выявлять медико-социальные проблемы клиента и наметить пути их решения.

Оценка практических умений.

Решение ситуационных задач и их анализ.

Осуществлять взаимодействия в структуре отечественной системы здравоохранения и социальной защиты для решения медико-социальных проблем населения.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Оценка практических умений.

Знания


Типы и формы социальных объединений, связи и отношения людей в социальных общностях.

Решение конкретных ситуаций и их анализ.

Проведение тестирования и его анализ.

Основные категории социальной медицины.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Решение конкретных ситуаций и их анализ.

Формы медико-социальной помощи населению.

Проведение тестирования и анализ результатов.

Этапы и особенности социальной работы в медико-социальной сфере.

Решение ситуационных задач и их анализ


9