МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АФАНАСЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
| | УТВЕРЖДЕНА Приказ № 281 от «27» августа 2021г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Волейбол»
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе требований к результатам освоения ООП ООО МОУ «Афанасьевская СОШ» с учетом программ, включённых в нее.
Данная программа содержит физкультурно-спортивную направленность.
Занятия проводятся в очном режиме.
На первый год обучения зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, на последующие года зачисляются лица успешно прошедшие промежуточную аттестацию.
Волейбол является одним из популярных видов спорта вызывающий интерес к систематическим занятиям поддерживая или развивая организм занимающегося.
Физкультуре и спорту придается большое общественно– воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно –сосудистой, дыхательной систем, опорно–двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Отличительной особенность данной программы является то, что наряду с общей физической подготовкой учащихся, проведением занятий по теории спорта, учащиеся будут выступать волонтерами по пропаганде здорового образа жизни, готовить презентации к своим выступлениям, использовать материалы из сети Интернет.
Объём и содержание
Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на 3 года обучения.
Занятия состоят из подготовительной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части занятия сообщаются задачи, осуществляется организация занимающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части занятия.
В основной части занятия решаются задачи в соответствии с тематическим планом.
Заключительная часть занятия направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние с помощью медленного волейбола. Проведение игр в заключительной части улучшает эмоциональное состояния занимающихся и облегчает перенесение нагрузок. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям.
В 1 году обучения – изучается техника безопасности, знакомство с волейболом и обучение основным элементам.
Во 2 году обучения – повторяется техника безопасности, изучаются специализированные элементы волейбола, , изучаются правила соревнований, и тактические элементы волейбола.
В 3 году обучения – повторяется техника безопасности, совершенствуются основные и специализированные элементы волейбола. Всего 108 недель.
Всего 216 занятий.
Всего 432 часа.
1 год – 2 раза в неделю по 2 часа
72 занятия в год
144 часа в год
2 год – 2 раза в неделю по 2 часа
72 занятия в год
144 часа в год
3 год – 2 раза в неделю по 2 часа
72 занятия в год
144 часа в год
Планируемые результаты: После окончания первого года обучения учащийся должен:
знать:
- расстановку игроков на поле;
- правила перехода игроков по номерам;
- правила игры в мини-волейбол;
- правильность счёта по партиям;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приём и передачу мяча сверху двумя руками;
- выполнять приём и передачу мяча снизу над собой и на сетку мяча;
- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;
- выполнять падения.
После окончания второго года обучения учащийся должен:
знать:
- расстановку игроков на поле при приёме и подаче соперника;
- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе;
- ведение счёта по протоколу;
уметь:
- выполнять перемещения и стойки;
- выполнять приём мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 3,2;
- выполнять передачи мяча снизу над собой в круге;
- выполнять нижнюю прямую, боковую подачу на точность;
- выполнять нападающий удар из зоны 4 с передачи партнёра из зоны 3;
- выполнять обманные действия “скидки”.
После окончания третьего года обучения учащийся должен:
знать:
- переход средней линии;
- положение о соревнованиях; способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный;
- обязанности судей;
уметь:
- выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;
- выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;
- выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;
- выполнять верхнюю прямую подачу;
- выполнять нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач;
- выполнять одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.
Учебный план.
1 год
№№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе: | Формы аттестации |
теоретических | практических |
I | Основы знаний | 6 | 4 | 2 | |
1 | Вводное занятие,техника безопасности. | 4 | 3 | 1 | |
2 | История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу | 2 | 2 | - | |
II | Общая физическая подготовка | 50 | 3 | 47 | |
1 | Гимнастические упражнения | 10 | 1 | 9 | зачёт |
2 | Лёгкоатлетические упражнения | 20 | 1 | 19 | зачёт |
3. | Подвижные игры | 20 | 1 | 19 | |
III | Техническая подготовка | 88 | 9 | 79 | |
1 | Техника передвижения и стоек | 12 | 1 | 11 | |
2 | Техника приёма и передач мяча сверху | 28 | 2 | 26 | зачёт |
3. | Техника приёма мяча снизу | 28 | 2 | 26 | зачёт |
4. | Нижняя прямая подача | 12 | 2 | 10 | зачёт |
5 | Защитные действия, (страховка,падения) | 8 | 2 | 6 | зачёт |
| Всего: | 144 | 16 | 128 | |
2 год |
1 | Техника безопасности | 4 | 3 | 1 | |
| Общая физическая подготовка | 24 | 3 | 21 | |
1 | Гимнастические упражнения | 6 | 1 | 5 | зачёт |
2 | Лёгкоатлетические упражнения | 12 | 1 | 11 | зачёт |
3. | Подвижные игры | 6 | 1 | 5 | |
| Техническая подготовка | 80 | 7 | 73 | |
1 | Техника передвижения и стоек | 6 | 1 | 5 | |
2 | Техника приёма и передач мяча сверху | 26 | 1 | 25 | зачёт |
3 | Техника приёма мяча снизу | 26 | 1 | 25 | зачёт |
4 | Боковая нижняя подача | 10 | 2 | 8 | зачёт |
5 | Нападающий удар,скидка | 12 | 2 | 10 | зачёт |
| Тактическая подготовка | 30 | 6 | 24 | |
1. | Индивидуальные действия | 12 | 2 | 10 | |
2. | Групповые действия | 6 | 2 | 4 | |
3. | Командные действия | 6 | 2 | 4 | |
4. | Тактика защиты | 6 | 2 | 4 | |
| Контрольные испытания и соревнования | 6 | 2 | 4 | зачёт |
| Всего: | 144 | 21 | 123 | |
3 год |
1 | Техника безопасности | 4 | 3 | 1 | |
| Общая физическая подготовка | 16 | 1 | 15 | |
1 | Гимнастические упражнения | 6 | 1 | 5 | зачёт |
2 | Лёгкоатлетические упражнения | 10 | 1 | 9 | зачёт |
| Техническая подготовка | 64 | 5 | 59 | |
1 | Техника приёма и передач мяча сверху | 12 | 1 | 11 | зачёт |
2 | Техника приёма мяча снизу | 12 | 1 | 11 | зачёт |
3 | Прямая верхняя подача | 10 | 2 | 8 | зачёт |
4 | Нападающий удар,скидка | 18 | 2 | 16 | зачёт |
5 | Одиночное блокирование | 12 | 2 | 10 | зачёт |
| Тактическая подготовка | 50 | 8 | 42 | |
1. | Индивидуальные действия | 26 | 2 | 24 | |
2. | Групповые действия | 8 | 2 | 6 | |
3. | Командные действия | 8 | 2 | 6 | |
4. | Тактика защиты | 8 | 2 | 6 | |
| Контрольные испытания и соревнования | 10 | 2 | 8 | зачёт |
| Всего: | 144 | 19 | 125 | |
Календарный учебный график:
Период занятий | Дата | Продолжительность |
Начало | Окончание | Количество рабочих недель | Количество рабочих дней |
1 полугодие | 02.09.2020 | 20.012021 | 18 | 36 |
2 полугодие | 21.01.2021 | 31.05.2021 | 18 | 36 |
Итого в 2020-2021году | 02.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 72 |
Каникулярный период | | | Продолжительность каникул, праздничных дней. |
01.01.2021 | 10.01.2021 | 10 |
Праздничные дни | 04.11.2020 23.02.2021 08.03.2021 01.05.2021 09.05.2021 | 04.11.2020 23.02.2021 08.03.2021 01.05.2021 10.05.2021 | 6 |
Режим работы: Занятие (минут) | 90 минут |
Перерыв между занятиями | 10 минут |
Промежуточная аттестация | 1 раз в год, в мае месяце |
Тематическое планирование:1 год
№ | Тема занятия | Количество часов | Примеча-ние |
1 | Вводное занятие, техника безопасности | 2 | |
2 | История развития волейбола. Правила игры и соревнований по волейболу. | 2 | |
3 | Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье | 2 | |
4 | Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. | 2 | |
5 | Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи | 2 | |
6 | Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). | 4 | |
7 | Из различных исходных положений. | 2 | |
8 | Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м | 4 | |
9 | Прыжки: с места в длину, вверх | 4 | |
10 | Прыжки с разбега в длину и высоту. | 4 | |
11 | Метание теннисного мяча в цель, на дальность. | 8 | |
12 | Подвижные игры: “День и ночь”, “ | 4 | |
13 | “Салки без мяча”, “Караси и щука”, | 4 | |
14 | ”, “Волк во рву”, «Третий лишний» | 4 | |
15 | “Удочка”, “Круговая эстафета | 4 | |
16 | Комбинированные эстафеты | 4 | |
17 | Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные положения). | 4 | |
18 | Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. | 4 | |
19 | Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений. | 4 | |
20 | Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками. | 4 | |
21 | Передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера. | 10 | |
22 | В различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах. | 10 | |
23 | Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления | 4 | |
24 | Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками снизу (на месте и в движении приставными шагами. | 6 | |
25 | Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. | 10 | |
26 | Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. | 8 | |
27 | Прием мяча снизу в группе. | 4 | |
28 | Овладение техникой подачи: нижняя прямая; подача мяча, подвешенного на шнуре. | 4 | |
29 | Мяча установленного в держателе; через сетку. | 4 | |
30 | Подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии. | 4 | |
31 | Защитные действия, (страховка,падения) | 8 | |
2 год
№ | Тема занятий | Количество часов | Примеча-ние |
1 | Вводное занятие, техника безопасности | 4 | |
2 | Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. | 2 | |
3 | Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). | 2 | |
4 | Из различных исходных положений. | 2 | |
5 | Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м | 2 | |
6 | Прыжки: с места в длину, вверх | 2 | |
7 | Прыжки с разбега в длину и высоту. | 4 | |
8 | Метание теннисного мяча в цель, на дальность. | 4 | |
9 | Подвижные игры: “День и ночь”, Салки без мяча”, “Караси и щука”, | 2 | |
10 | ”, “Волк во рву”, «Третий лишний» “Удочка”, «Круговая эстафета» | 2 | |
11 | Комбинированные эстафеты | 2 | |
12 | Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока (исходные положения). | 2 | |
13 | Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. | 2 | |
14 | Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений. | 2 | |
15 | Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками. | 6 | |
16 | В различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах. | 8 | |
17 | Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления | 8 | |
18 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах | 4 | |
19 | Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками снизу (на месте и в движении приставными шагами. | 6 | |
20 | Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. | 10 | |
21 | Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. | 6 | |
22 | Прием мяча снизу в группе. | 4 | |
23 | Овладение техникой подачи: боковая нижняя подача; подача мяча подвешенного на шнуре. | 2 | |
24 | Мяча установленного в держателе; через сетку. | 2 | |
25 | Подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии. | 6 | |
26 | Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу). | 12 | |
| Тактическая подготовка | | |
27 | Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи в зоне . | 12 | |
28 | Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3. | 6 | |
29 | Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом. | 6 | |
30 | Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. | 6 | |
31 | Контрольные испытания и соревнования | 6 | |
3год
№ | Тема занятия | Количество часов | Примеча-ние |
1 | Вводное занятие, техника безопасности | 4 | |
2 | Упражнения с предметами - скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). | 3 | |
3 | Из различных исходных положений. | 3 | |
4 | Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м | 2 | |
5 | Прыжки: с места в длину, вверх | 2 | |
6 | Прыжки с разбега в длину и высоту. | 2 | |
7 | Метание теннисного мяча в цель, на дальность отскока от стены. | 4 | |
8 | Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками. | 2 | |
9 | В различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах. | 2 | |
10 | Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места и после приземления | 2 | |
11 | Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах | 6 | |
12 | Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками снизу (на месте и в движении приставными шагами. | 2 | |
13 | Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. | 2 | |
14 | Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. | 4 | |
15 | Прием мяча снизу в группе. | 4 | |
16 | Овладение техникой подачи: прямая верхняя подача. | 2 | |
17 | Мяча установленного в держателе; через сетку. | 2 | |
18 | Подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии. | 6 | |
19 | Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу). | 18 | |
20 | Одиночное блокирование | 12 | |
| Тактическая подготовка | | |
21 | Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи в зоне . | 20 | |
22 | Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3. | 10 | |
23 | Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом. | 10 | |
24 | Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3. | 10 | |
25 | Контрольные испытания и соревнования | 10 | |