СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования «Экономическая азбука»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Экономическая азбука" Направленность социально-педагогическая, рассчитана на детей 13-15 лет.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования «Экономическая азбука»»

Муниципальное образование город Азов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Межшкольный учебный комбинат города Азова














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



дополнительного образования «Экономическая азбука»





Направленность программы Социально-педагогическая

дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на детей 13-15 лет;

срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 2 года

Программу разработала Лемешева Вера Борисовна педагог дополнительного образования







г. Азов

2017 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа дополнительного образования «Экономическая азбука» разработана на основе Примерной программы курса «Введение в экономику»  (авторы  В.С. Автономов,  Л.Б. Азимов,  И.В. Липсиц.  Т. А. Протасевич: «ВИТА-ПРЕСС», 2009г.
Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; Региональными рекомендациями к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам ( Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 01.03.2016 № 115) и Уставом МОУ ДО Межшкольный учебный комбинат города Азова.

Рабочая программа дополнительного образования «Экономическая азбука» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа является модифицированной, уровень программы - базовый.

Отличительные особенности программы:

- учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся;

- сохранение авторства идей и предложений учащихся;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

-личностно-деятельный подход к организации учебной деятельности и организации учебно-воспитательного процесса;

- оптимальное сочетание форм занятий – теоретическое и практическое;

Так же отличительной особенностью данной программы является – при проведении занятий подключение профессионалов, которые могут более полно и доступно объяснить учащимся изучаемые темы, провести практические занятия.

Программа пересекается с учебным предметом экономика. Поэтапное изучение разделов программы позволяет сформировать у учащихся целостное представление об экономике России, о типе экономике в котором мы развиваемся, способствует пониманию экономических терминов, а также многогранности экономического мира и взаимоотношений в этом мире человека. Учебный процесс на занятиях по программе предполагает формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков в выбранной учащимся сфере экономической деятельности и ориентирован на профессиональное самоопределение школьников.

Актуальность В условиях рыночных отношений усиливается значимость таких качеств личности, как предприимчивость и деловитость, расчетливость и хозяйственность, инициативность и высокая дисциплинированность, способность к самостоятельному анализу жизненных реалий, включая экстремальные, готовность к защите своих социально-экономических прав и свобод. Для того чтобы сформировать экономически образованного человека, процесс целенаправленного воспитания и образования следует начинать уже в раннем школьном возрасте. Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий. Программа включает в себя обучение основам экономики по различным темам. Обучение по данной программе в доступной и познавательной форме введет детей в сложный и увлекательный мир экономики.

Наиболее благоприятные условия и потенциал в решении данной проблемы имеется в системе дополнительного образования. Практико-ориентированная деятельность, индивидуальная траектория образовательного маршрута, неформальный характер общения в разновозрастных группах предоставляют школьникам свободу выбора.

Цель программы: формирование экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере

Обучающая задача: освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о системе ценностей свободного и ответственного выбора, необходимых для взаимодействия с социальной средой, о путях получения экономических профессий и построения профессиональной карьеры;

ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни общества и государства;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности и освоении социальной роли потребителя, работника, собственника; сопоставления профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными качествами учащегося;

формирование базисных экономических знаний. Формирование понимания неоднозначности экономического пространства. Развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей т.п.).

Развивающая задача: развитие профессионально важных качеств личности, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; способности к личному самоопределению и самореализации;

Воспитательная задача: воспитание ответственного отношения к трудовой деятельности и результатам труда, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям; экономического образа мышления, социальной ответственности;

подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда: готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

Дополнительная общеобразовательная программа «Экономическая азбука» рассчитана на детей 13-15 лет; срок реализации программы 2 года. Численность в группе 15 человек. Свободный выбор подростков.

Объём программы - 144 часа (первый год- 72 часа, второй год- 72 часа). Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 2 часа оба года обучения.

С учетом ФГОС ДО образовательный процесс включает в себя:

-совместную деятельность учащегося и взрослого, где выделяются  непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации: игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа)  и  решение образовательных задач в процессе режимных моментов и прочие;

- самостоятельную деятельность детей.

Образовательный процесс включает как групповые, так и индивидуальные формы. Используются как традиционные, так и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе: лекция, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, экскурсии, оформление и защита бизнес-проекта).

Включением школьников в проектную деятельность создаются условия для развития таких способностей, как умение анализировать ситуации, быстро принимать решение, гибкость ума, систематически осуществлять рефлексию, продумывать логическую цепочку последовательных действий, а к неудачам и успехам относятся, прежде всего, как к факторам личностного роста.

 Ожидаемые результаты:

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:

-типы (модели) экономических систем;

-взаимодействие спроса и предложения, механизм ценообразования;

-формы организации производства;

-роль государства в экономике;

-принципы и методы налогообложения;

- основные организационно-правовые формы предпринимательства;

- основы теории и практики предпринимательской деятельности;

- типы проектов.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

-приводить примеры: факторов производства факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

-описывать: основные формы заработной платы и стимулирования труда;

-объяснять: понятия «абсолютной и относительной ограниченности ресурсов»;

-уметь описывать действие рынка;

-иметь понятие о бартере, ликвидности, закономерностях денежного обращения;

- составить бизнес-проект;

-уметь собирать и изучать материалы различных источников, включая средства массовой информации, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

--природу и функции денег в экономике;

-структуру банковской системы России;

-причины и последствия инфляции;

-особенности рынка труда;

-формы государственной поддержки безработных;

-основные формы наемного труда;

-общие принципы организации и оплаты труда на предприятиях.

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

- объяснять положение об эффекте дохода и его влиянии на предложение труда;

- использовать полученные знания для формирования бюджета семьи;

- владеть теоретическими знаниями о роли государства в экономике страны.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-повышения эффективности своей практической деятельности;

-организации коллективной трудовой деятельности;

-получения и оценки экономической информации;

-оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, гражданина;

-рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

-собирать и изучать материалы различных источников, анализировать их и делать объективные и взвешенные выводы;

 Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Механизм оценки результатов деятельности достаточно гибкий: деловые игры, тесты, тренинг задания, коллективные обсуждения, написание рефератов, конкурсы творческих работ, разработка проектов и исследовательских работ, их презентация.

Проведение всех этих форм занятий является и воспитательной работой. В результате занятий у обучающихся должны развиться такие личностные качества, как трудолюбие, сила воли, доброжелательность, умение слушать других, коммуникабельность, концентрировать внимание на порученном деле.

Формы контроля:

- текущий контроль (проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане),

- самостоятельная работа обучающихся и осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения,

- тематический контроль (по мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о разработке проектов) ,

- итоговый контроль (презентация проектов).



































Учебно-тематический план первого года обучения


Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретический блок

Прикладной блок

1

Введение в экономику


2

1

1

2

Как устроена хозяйственная жизнь человечества

8

4

4

3

Торговля - союзник производства

10

5

5

4

Человек и профессия

20

10

10

5

Деньги. Виды денег

4

2

2

6

Банки. Банковские деньги

10

6

4

7

Как люди зарабатывают деньги

12

6

6

8

Что такое собственность и зачем она людям

4

2

4

9

Экономика: как все это работает вместе

2

1

1


Итого часов:

72

35

37


























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Раздел 1. Введение в экономику 2 (2/-)


1. Введение в экономику. Знакомство с программой и правилами обучения. Как люди познавали тайны экономики.

Практическая часть. Роль экономики в жизни человечества. Нужды и потребности. Технология. Богатство. Цивилизация. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества 8(4/4)

2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества. Роль технического прогресса в развитии экономики.

Практическая часть. Понятие об уровне жизни и факторах его роста.

3. Организация хозяйственной деятельности. Натуральное хозяйство. Разделение труда. Рынок.

Производство как особая сфера хозяйствен­ной деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производи­тельности труда как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства. Значение различных отраслей в обес­печении жизни общества. Сырьё.

4. Как организуется производство благ. Понятие о технологии как основе организации использования про­изводственных ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса.

Практическая часть. Воспроизводственный цикл.

5. Практическая часть . Понятие о менеджменте. Значение менеджмента в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.

Раздел 3. Торговля - союзник производства 10 (5/5)

6. Торговля - союзник производства. История возникновения обмена и торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества.

Практическая часть .Факторы развития торговли. Роль торговли в хозяйственной жизни человечества.

7. Виды торговли. Розничная торговля. История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торгов­ле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности розничной торговли. Факторы успешности продаж. Задачи владельца магазина. Выручка от продаж. Расходы на содержание магазина.

Практическая часть . Торговая сеть. Универмаг. Специализированные магазины. Фирменный магазин. Безмагазинные формы торговли.

8. Оптовая торговля. Значение оптовой торговли. Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей (практическое занятие).

9. Массовое производство. Его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой тор­говли в России.

10. Зачем нужна биржа . Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Прин­ципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о бирже­вой спекуляции. Типы биржевых стратегий.

Практическая часть .История российской бир­жевой торговли.

Раздел 4. Человек и профессия 20 (10/10)


11. Классификация профессий

Предмет труда. Классификация профессий по Климову /человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ/. Общие понятия о профессии, специальности, должности.

Практическая работа. Методика ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

12. Азбука новых профессий

Новые профессии и специальности, востребованные на современном рынке труда. Понятие о престижных профессиях.

13. Краткое описание профессии

Профессиограмма и психограмма профессии.

Практическая работа. Схема профессиограммы. Психологические требования профессии к человеку.

14. Здоровье и выбор профессии.

Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Взаимосвязь здоровья и выбора профессии.

15.Секреты выбора профессии

Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Практическая работа Методика «Карта интересов».

16. Пути освоения профессии

Система профессиональной подготовки в России. ПУ, колледжи, ВУЗы города Азова. Условия приема и обучения в них.

17. Практическая работа. Профориентационная игра «Профессия на букву».

18. Практическая работа. Составление профессиограммы интересующей профессии.

19. Творческий проект «Выбор профессии»

Теоретический материал. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов проектирования. Выбор и обоснование темы проекта. Последовательность выполнения проекта.

Практическая работа. Выполнение проектирования своей будущей

профессиональной деятельности; защита проекта

20. Экономические профессии. Профессиограммы экономических профессий


Раздел 5. Деньги. Виды денег 4 (2/2)


21. Деньги — помощник торговли

Товарные деньги. Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды денег. Возникновение монет. Цена. Деньги. Монеты.

Практическая работа. Краткая история звонкой монеты

Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение нацио­нальных монетных систем и проблемы обмена валют

22. Как бумажные деньги стали главными

История возникновения бумажных денег. Банковские и государст­венные бумажные деньги. Закон Грешама. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами

Практическая работа. Как банки сделали деньги невидимыми

Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Поче­му бумажные деньги называют декретными. Факторы возникновения безналичных расчетов. (1)

Раздел 6. Банки. Банковские деньги 10 (6/4)


23. Зачем люди придумали банки

Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древ­нейших времен. Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе. Банковская система России.

24. Как создается и как работает банк

Сбережения. Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбе­режению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений.

Практическая работа. Депозит. Типы депозитов. Процент­ный доход. Банковские обязательства.

25. Банковские деньги

Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения различий между номиналом и реальной цен­ностью денег. Понятие о чеках. Факторы, способствовавшие возникно­вению банковских (кредитных) денег.

Практическая работа. Как работают безналичные деньги

Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и без­наличных расчетов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.

26. Деньги и банки в век электроники

Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платеж­ных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Практическая работа. Как работает электронная карточка

Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.

27. Что такое кредитование

Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков.

Практическая работа. Роль банков в эконо­мике.


Раздел 7. Как люди зарабатывают деньги 12 (6/6)


28. Как люди зарабатывают деньги

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возник­ла. Виды доходов наемного работника.

Практическая работа. Повременная и сдель­ная заработная плата.

29. Почему существует повременная зарплата

Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирова­ния повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современ­ная система повременной оплаты и вознаграждений работников.

Практическая работа. Госу­дарственное регулирование оплаты труда.

30. В мире профессий и заработков

Факторы, формирующие размер заработной платы.

Понятие об ин­теллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины разли­чий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем работы.

31. Как люди добиваются увеличения своих заработков

Практическая работа. Система профессионального образования Её роль в подготовке кад­ров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулирование размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации.

32. Что такое карьера и как она влияет на доходы

Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы много летней работы в одной и той же организации.

Практическая работа. Организации, оказываю­щие содействие в поиске работы и планировании карьеры.

33. Как платят за творчество

Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Гонорар. Аванс. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гоно­рарной оплаты творческих работников.

Практическая работа. Как производство помогает творцам

Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в из­менении оплаты труда создателей этих продуктов. Копия. Понятие о роял­ти. Плагиат. Законодательная защита продуктов творческого труда и пробле­мы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.


Раздел 8 . Что такое собственность и зачем она людям 4(2/2)

34. Что такое собственность и зачем она людям

Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Практическая работа. Виды собственности.

Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижи­мая собственность. Частная и общественная собственность.

Как люди становятся собственниками

Способы приобретения собственности. Права собственников. Грани­цы прав собственников.

35. За что можно лишиться собственности

Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Практическая работа. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.


Раздел 9. Экономика: как все это работает вместе 2 (1/1)

36. Экономика: как все это работает вместе

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Поня­тие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

Обобщающий урок.














Учебно-тематический план второго года обучения



Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теоретический блок

Прикладной блок

1

Введение

2

1

1

2

Основы экономической жизни общества

16

8

8

3

Спрос и предложение. Равновесие на рынке 

10

4

6

4

Потребители 

8

3

5

5

Фирмы, рынки, конкуренция 

8

4

4

6

Государство и экономика 

6

3

3

7

Экономическое развитие 

4

3

1

8

Макроэкономические проблемы 

8

5

3

9

Международная экономика 

8

6

2


Итоговое занятие

2


2


Итого часов:

72

37

35



























СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй год обучения

1. Введение 2 (1/1)

Введение в программу. Знакомство с содержанием программы. Инструктаж по технике безопасности.

Практические занятия:

2. Основы экономической жизни общества 16 (8/8)

Понятие «экономика» в буквальном и широком смысле. Экономическая наука.

Потребности. Субъективный характер потребностей. Факторы, влияющие на формирование потребностей.

Блага и услуги. Редкость (ограниченность) благ. Свободные (неэкономические) и экономические блага.

Выбор и альтернативная стоимость. Процесс принятия решения.

Производство. Факторы производства. Продукт. Производительность факторов производства. Способы увеличения производительности. Последствия роста производительности факторов.
Возрастающая и убывающая отдача. Закон убывающей отдачи.

Натуральное хозяйство. Разделение труда. Специализация и ее преимущества.

Экономическая система как способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда. Обмен.

Основные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить?

Традиционная экономика. Централизованная (командная) экономика. Рыночная экономика. Преимущества и недостатки основных типов экономических систем. Смешанная экономика.
Обмен и рынок. Деньги. Принцип «невидимой руки».

3. Спрос и предложение. Равновесие на рынке 10 (4/6)

Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения и эффект дохода. Факторы, влияющие на спрос.
Кривая спроса. Графическое отображение изменений спроса и изменений величины спроса.

Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары-заменители. Дополняющие товары. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.

Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Кривая предложения. Графическое отображение изменений предложения и изменений величины предложения.
Эластичность предложения по цене.

Равновесная цена. Равновесие на рынке и его графическое отображение. Анализ рыночной ситуации с помощью кривых спроса и предложения.

 4. Потребители  8 (3/5)

Полезность благ. Закон убывающей предельной полезности.
Потребительский выбор. Суверенитет потребителя. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита.

Доходы потребителей. Основные источники доходов (заработная плата, доходы от сбережений, доходы от собственности, трансферты). Реальные и номинальные доходы.

Расходы потребителей. Основные статьи расходов семьи.
Сбережения. Формы сбережения (накопление, банковские вклады, вложения в ценные бумаги). Доходность и надежность сбережений.

Потребительский кредит. Виды потребительского кредита (банковский кредит, покупка товаров в рассрочку, расчеты с помощью кредитной карточки).

 5. Фирмы, рынки, конкуренция  8 (4/4)

Фирма. Роль фирм в экономике. Мелкие и крупные фирмы, их преимущества и недостатки. Издержки. Выручка. Прибыль. Максимизация прибыли.
Предельные издержки. Предельная выручка. Использование предельных величин в экономическом анализе.

Капитал. Физический капитал. Финансовый капитал.
Инвестиции. Основные способы финансирования инвестиций (использование собственных либо заемных средств).
Предпринимательство и менеджмент.


Конкуренция. Факторы, влияющие на степень конкуренции (количество продавцов, возможность проникновения на рынок, однородность товара, доступность информации о спросе и предложении товаров на рынке). Совершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция. Монополия. Преимущества монополии для продавца. Недостатки монополии для потребителей и общества в целом. Естественная монополия. Экономические и неэкономические барьеры для входа конкурирующих фирм на рынок.

Олигополия. Особенности формирования цены на олигопольном рынке. Механизмы согласования цен фирмами-олигополистами («лидерство в ценах», «издержки + прибыль», прямой сговор).
Монополистическая конкуренция.
Методы ценовой и неценовой конкуренции. Патенты и торговые марки.
Различные виды фирм. Индивидуальная фирма, товарищество, кооператив, акционерное общество (корпорация).

6. Государство и экономика  6 (3/3)

Задачи государства в рыночной экономике.
Роль государства в обеспечении условий функционирования рынка. Права собственности и их защита. Антимонопольное регулирование. Государство и естественные монополии.
Государственное вмешательство в экономику. Перераспределение доходов. Другие формы защиты государством интересов экономических субъектов (потребителей, наемных работников, социально незащищенных граждан). Минимальный уровень оплаты труда. Максимальная продолжительность рабочего дня. Социальные пособия.
Общественные блага. Государственный сектор. Приватизация. Национализация.

Внешние эффекты. Методы борьбы государства с отрицательными и стимулирования положительных внешних эффектов.
Теневая экономика, причины ее возникновения.

Основные источники доходов государства. Налоги. Виды налогов. Прямые налоги. Подоходный налог. Косвенные налоги. Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы.
Отчисления на социальное страхование. Внебюджетные фонды.


7. Экономическое развитие  4(3/1)

Показатели экономического развития страны. Валовой внутренний продукт (ВВП).. Конечные и промежуточные блага. Номинальные и реальные показатели.
Основные показатели уровня благосостояния. Индекс человеческого развития. Величина ВВП на душу населения.

Экономический рост. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Механизмы экономического роста.
Темпы экономического роста. Порочный круг бедности. Отрицательные последствия экономического роста. Нулевой рост. Устойчивое развитие.
Экономические циклы. Фазы экономического цикла (подъем, спад, депрессия, оживление). Кризис (резкий переход от подъема к спаду).


8. Макроэкономические проблемы 8 (5/3)

Рынок труда и его особенности. Факторы, влияющие на ситуацию на рынке труда (демографические, социальные). Экономически активное население. Ставка заработной платы. Повременная и сдельная оплата труда. Условия труда.

Занятость. Безработица. Основные критерии отнесения людей к категории безработных. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Уровень безработицы. Естественный уровень безработицы. Социальные последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. Мобильность рабочей силы.

Денежная масса. Ликвидность. Наличные и безналичные деньги. Скорость обращения денег. Уравнение обмена Фишера.
Создание денег. Денежные агрегаты. Кредитная эмиссия банков.

Инфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционные ожидания. Скрытая инфляция.


 9. Международная экономика 8 (6/2)

Международная торговля. Экспорт. Импорт. Сальдо внешней торговли. Принцип сравнительных преимуществ.
Государственная внешнеторговая политика. Протекционизм. Импортные пошлины (тарифы). Демпинг. Торговые барьеры. Всемирная торговая организация (ВТО).

Иностранные инвестиции. Прямые и портфельные инвестиции. Экспорт капитала. Межнациональные корпорации. Свободная экономическая зона.

Валюта. Валютные курсы. Валютный рынок. Покупательная способность валют. Паритет покупательной способности. Валютные интервенции. Девальвация и ревальвация. Конвертируемость валют.

Международное экономическое сотрудничество. Экономическая интеграция и ее основные этапы (таможенный союз, общий рынок, экономический союз). Международные экономические организации (Всемирный Банк, Международный валютный фонд).

 Итоговое занятие 2(-/2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Список использованной литературы:

Основная литература:

1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2009.
2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2008.
3.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие . 8 класс.-М.: Вита-пресс, 2010;

4. Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе. М.: Вита-пресс, 2009г.;

5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник .-М.: Республика, 2012.

6. Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 2005.

7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

8. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.:Просвещение, 2011. – 159 .

9. С.А.Равичев, С.Э.Григорьев, Т.А.Протасевич, А.С.Свахин. Сборник тестовых заданий по экономике. (8-11 классы).- М.: МЦЭБО- Вита-Пресс,2014.

10. Кроссворды.

11. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 2007

12. А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита - Пресс», 2001 г – 592 стр

13.Учебник по экономике: И В Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для школьников 7-8 классов» М. Вита-пресс. 2011.

14.Чуканова М.М. Учебно-тематическое планирование курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2011

Дополнительная литература:

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 2013.
2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Пер. с англ. – СПб., 2002.
3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2 ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 2011.
4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.
5. Липсиц И.В. Экономика. В 2-х книгах. – М.: Вита-пресс, 2010.
6. Лэйард Р. Макроэкономика. – М.: Джон Уайли энд Санз, 2008.
7. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-пресс, 2007.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. (11-е изд.). – М.: Республика, 1992.
9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
10. Основы предпринимательского дела: Под ред. Ю.М. Осипова – М.: БЕК, 2006

2. Список литературы для педагогов:

1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2009.
2. Азимов Л.Б. Преподавание курса «Введение в экономику». – М.: Вита-Пресс, 2008.
3.Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: методическое пособие . 8 класс.-М.: Вита-пресс, 2010;

4. Савицкая Е.В., Серёгина С.Ф. Уроки экономики в школе. М.: Вита-пресс, 2009г.;

5. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник .-М.: Республика, 2012.

6. Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 2005.

3. Список литературы для учащихся:

1. Ермаков И.В., Протасевич Т. А. Начала экономики: учебное пособие. Новосибирск, 2007

2. А А Мицкевич «Сборник заданий по экономике». Пособие для преподавателя экономики – М.; «Вита - Пресс», 2001 г – 592 стр


4. Список литературы для родителей:

1. Автономов В.С. Введение в экономику. – М: Вита-Пресс, 2009.
2. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобр. уч-ний / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.:Просвещение, 2011. – 159 .


5. Список интернет-ресурсов:

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2. Образовательный портал http://www.ecsocman.edu.ru 3. Агентство консультаций http://www.akdi.ru

4. МФ РФ статистика http://www.eeg.ru

5. Макроэкономическая статистика http://www.vedi.ru/statbase.htm#1

6. Аналитические доклады http://www.nns.ru/analytdoc/anal2.html

7. Институт экономики переходного периода http://www.online.ru/sp/iet/trends/

8. Экспертный институт экономики России http://www.exin.ru/test/doc.html

 9. Министерство финансов РФ - www.minfin.ru

10. Министерство экономического развития и торговли - ww.economy.gov.ru

11. Центральный банк Российской Федерации - www.cbr.ru

12. Фонд экономического развития “Центр развития” - www.dcenter.ru

13. Сайт Администрации Ростовской области www.donland.ru раздел «Экономика», подраздел «Малое предпринимательство».

14. Сайт Минэкономразвития www.economy.gov.ru

15. Сайт Национального института системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru