Оглавление
1. Пояснительная записка ………………………………................................
1.1. Основные характеристики программы………………………………3-4
1.2. Актуальность …………………………………………………….……4-5
1.3. Новизна …………………………………………………………………5
1.4. Цель программы……..............................................................................5
1.5. Задачи программы……….....................................................................5
1.6. Сроки и условия реализации программы……………………………5
1.7. Психофизиологические особенности обучающихся ………………5-6
1.8. Форма и режим занятий………………………………………………..6
1.9. Ожидаемые результаты…………………….….………………….…..6
1.10. Формы подведения итогов реализации программы……………… 6-7
2. Содержание программы ………………………………………………….
2.1. Учебно-тематический план …………………………..………………7
2.2. Содержание программы …………………………...………………….7-11
2.3. Методическое обеспечение программы ………………………………11
2.4. Кадровое обеспечение………………………………………………… 11
2.5. Материально-техническое обеспечение программы …………………11
3. Список нормативных документов…………………………………………12
4. Список литературы для педагога………………………………………12-13
5. Список литературы для обучающихся и родителей …………………… 13
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Основные характеристики программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Дошкольник» разработана в соответствии со следующими документами:
- требования к образовательным программам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273(п.9 ст.2 273-Ф3);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года №1726-р);
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09.11.2018;
- Постановление правительства Воронежской области «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей» (с изменениями на 30 апреля 2019 года) № 1201 от 26.12.2018 г.;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- учебный план МКОУ Девицкая ООШ;
- Устав МКОУ Девицкая ООШ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Дошкольник» (далее – образовательная программа) относится к социально-педагогической направленности. По уровню освоения программы она является стартовой. Вид программы – модифицированная. Занятия проходят традиционной форме.
Одна из целей нашего общества – воспитание всесторонне развитой личности. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей, родителей, воспитателей ДОУ, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же на сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа - это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же освоиться в новом детском коллективе.
Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.
Основные направления программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
2. Снятие психологического стресса перед школой.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6. Развитие элементарных математических представлений.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская)
1.2. Актуальность
На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися.
Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению.
Возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:
сохранение и укрепление здоровья детей;
отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.
1.3. Новизна
В основе программы «Дошкольник» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. .
Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности
Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления и мыслительной активности.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно- ориентированных и развивающих технологий.
В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.
1.4. Цель программы
создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
1.5. Задачи программы
Задачи:
образовательная:
формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
развивающая
содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе;
воспитательная:
воспитывать стремление к получению новых знаний.
1.6. Сроки и условия реализации программы
Программа реализуется в течение одного года.
Занятия начинаются 1 сентября, заканчиваются 31 мая, 34 часа в год, 1 час в неделю.
1.7. Психофизиологические особенности обучающихся
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется.
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск.
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра.
Включение в программу игр по укреплению психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах, также является отличительной чертой данной образовательной программы.
1.8. Форма и режим занятий
Основными формами обучения по программе «Дошкольник» являются: фронтальная, групповая, индивидуальная. В соответствии с возрастом используются сопутствующие формы обучения: практические и творческие занятия, игры, конкурсы, экскурсии. Программа предусматривает применение общих методов учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Занятия проводятся 1 раз в неделю: 1 урок (занятие) продолжительностью 45 мин.
1.9. Планируемые результаты освоения программы
Обучающиеся должны знать:
устойчивые формы речевого этикета,
наизусть 2-3 небольших стихворения, 2-3 считалки. загади,
понятия "слово", "звук", "буква", "предложение",
различие между звуком и буквой,
названия времен года, месяцев, дней недели,
названия однозначных чисел, различие между цифрой и числом,
геометрические фигуры,
состав чисел от 2 до 5.
Обучающиеся должны уметь:
выделять слова в речи, звуки в словах,
пересказывать небольшие литературные произведения,
выразительно читать стихотворения,
получать каждое число первого десятка, прибавляя к предыдущему единицу,
называть числа первого десятка в прямом и обратном порядке,
самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющих общий признак в единое множество.
1.10. Формы подведения итогов реализации программы
Используются различные формы подведения итогов реализации программы:
анкетирование,
педагогическая диагностика,
тестовые задания,
создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).
демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований,
самооценка обучающихся своих знаний и умений,
индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебно-тематический план
№ | Наименование тем, разделов | Количество часов | | |
| | Всего | Теория | Практика |
1. | Математические ступеньки | 34 ч- по 0,5 ч | 17 ч | 17 ч |
2. | От слова к букве | 34 ч-по0,5 ч | 17 ч | 17 ч |
3 | Всего | 34 ч | 34ч | 34 ч |
2.2. Содержание программы.
1. Математические ступеньки 2. От слова к букве
№ занятия п/п | Тема занятия |
| Классификация по одному признаку. Гласный звук IаI,; буква А, а; Гласный звук, IуI; буква У, у. Речь письменная и устная. |
| Ориентировка на листе в клеточку. Гласный звук IоI, буква О,о |
| Прямой и обратный счет в пределах 10. Согласные звуки IмI, IмI; буквы М;. |
| Классификация по одному признаку. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Понятия слева, справа |
| Прямой и обратный счет в пределах 5. Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. |
| Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Гласный звук IыI; буква ы. Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. |
| Порядковый счет в пределах 5. Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. |
| Логические задачи (головоломки). Счет до 5 Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. |
| Времена года, стороны света Гласный звук IиI; буквы И, и Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. |
| Нахождение в группе предметов «лишнего». Число и цифра 1 Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з.. |
| Число и цифра 2. Понятие «пара». Согласный звук IйI; буквы Й, й. |
| Число и цифра 3 Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в |
| Число и цифра 4. части суток. Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. |
| Число и цифра 5. Звезды морские и геометрические. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. |
| Временные представления. Уточнение представлений «раньше», «позже», «сначала», «потом». Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. |
| Ориентировка в пространстве. Направления движение: слева, справа, вверху, внизу. Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. |
| Число и цифра 6. Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е |
| Задача. Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова |
| Число и цифра 7. Радуга и ноты. Логические задачи (продолжение логического ряда). Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. |
| Счет до 7 и обратно. Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. |
| Сравнение групп предметов. Буквы Ю, ю. Звуковой анализ слов с буквой Ю |
| Число и цифра 8. Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е |
| Сравнение предметов по ширине и толщине. Рождество, восьмиконечная звезда. Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов с буквой Е |
| Число и цифра 9. Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. |
| Число 10. Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. |
| Сравнение групп предметов. Гласный звук IэI; буквы Э, э. Печатание слогов; |
| Числа 1 – 10. Знакомство со знаками «+», «-», «=». Согласный звук IцI; буквы Ц, ц. Печатание слогов |
| Решение задач. Конструирование из палочек. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф. Печатание слогов |
| Решение задач. Конструирование из палочек. Согласный звук IщI;буквы Щ, щ |
| Логические задачи (ребусы, головоломки). Чтение слогов и слов |
| Решение задач. Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости. |
| Конструирование из палочек. Чтение слогов и слов |
| Чтение слогов и слов. Счет в пределах 10 |
| Счет в пределах 10 Печатание слогов. Алфавит. |
2.3. Методическое обеспечение программы
Информационное обеспечение:
-Наглядные пособия;
-Интернет – ресурсы.
Список литературы
Н.С. Жукова «Букварь»
И.А. Андреева «30 уроков письма»
И.А. Андреева «30 уроков счета»
И.А. Андреева «30 уроков обучения азбуке»
В работе с детьми применяются образовательные технологии:
игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
2.4. Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы может осуществлять педагог дополнительного образования, имеющий уровень образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к квалификационному уровню.
2.5. Материально-техническое обеспечение
мультимедиа,
учебный кабинет (включая типовую мебель),
счетные палочки,
пластилин детский цветной,
инвентарь для рисования: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, краски,
канцелярские принадлежности: ручки, простой карандаш, линейка, ластик.
3. СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
1. Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 (ред. от 07.05.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
10. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
11. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 г. № 48226).
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
13. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
14. Устав МКОУ Девицкая ООШ.
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Программа «Дошкольник»
2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений»
И.А.Помораева ,В.А.Позина, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.
3. « Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В.Дыбина, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.
4. « Обучение дошкольников грамоте».
Под ред.Н.В.Дуровой,Л.Е.Журова,Н.С.Варенцева.М.: « Школьная Пресса»,2001 г.
5. «Занятия по развитию речи». В.В. Гербова, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011г.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
1. Безруких М.М., Ефремова С.П. Как получить «пятёрку за здоровье. Тула, «Арктоус», 2007г
2. Безруких М.М., Князева М.Г., Если ваш ребёнок левша. Тула, «Арктоус», 2006г.
3. Виноградова Н.Ф., Жеурова Л.Е. Готов ли ваш ребёнок к школе? Советы педагога и психолога. М., Просвещение, 2003 г. 4. Парамонова Л., Головлёва Н., 100 тестов и заданий по чтению, письму и математике для подготовки ребёнка к школе. ООО «Аквариум-Принт», 2005 г.
5. Фромм А., Азбука для родителей. Москва, «Прогресс», 2001 г.
6. Фурутан А.А., Практические советы родителям. Москва, «Прогресс», 2003г
13