СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа электива 10-11 класс ФГОС СОО " Законы Экологии"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа электива и календарно - тематическое планирование составлены на 34 часа, для внеурочной деятельнсти учащихся 10,11 классов ФГОС СОО,для общеобразовательных и профильных классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа электива 10-11 класс ФГОС СОО " Законы Экологии"»


Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Элективный курс «Законы экологии» реализует основную цель обучения:

Цель. Изучить основные законы экологии, определяющие закономерности развития природных экосистем и системы «человек – общество – природа», научиться учитывать и использовать их в своей повседневной общественной и практической деятельности.

Для достижения этой цели необходимо решать следующие

Задачи.

Расширить и углубить знания о законах сущест­вования и развития окружающего мира, о единстве и многообразии его форм и зависимостей его отдель­ных частей.

Обосновать практическую целесообраз­ность изучения законов развития природы и систе­мы «человеобщество — природа» как необходи­мых условий устойчивого развития и сохранения жизни на Земле для современных и будущих поко­лений.

Познакомить с основными методами оценки эко­логической обстановки и чрезвычайных ситуаций с позиций экологических законов развития окружаю­щего мира.

Научить мотивировать и научно обосновывать действия в защиту сохранения и оздоровления окру­жающей среды.

Нормативные документы, на основании которых составлена рабочая программа.

Программа элективного курса «Законы экологии» Автор А. Т. Зверева Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011

Информация о количестве учебных часов.

По программе – 35 часов (1 час в неделю)

В соответствии с учебным планом на изучение элективного курса в 11 классе определен 1 час в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 11классе составит 34 учебные недели, поэтому календарно - тематическое планирование элективного курса составлено в расчёте на 34 часа (1 час в неделю) Итоговое количество часов в год на изучение элективного курса составляет 34 часа.

Ведущие формы, методы и технологии обучения.

Используются на практике психолого-педагогические принципы личностно-ориентированного развивающего обучения. Дидактическая деятельность направлена на развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, на формирование навыков самостоятельной работы на творческом уровне. Практикуется деятельностный подход в обучении, стимулирующий мотивацию учащихся на учение, потребность в творческой переработке полученных знаний.

К числу современных образовательных технологий, применяемых на уроках биологии, можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения (КСО); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии

Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; фронтальные; практикумы; лекции.

Учебно - методический комплект по предмету.

Программа элективного курса «Законы экологии» Автор А. Т. Зверева Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2011

Содержание учебной программы.


Введение (2 ч)

Тема 1. Предмет «Экология» (1 час)

Определение науки. Основные объекты изучения современной экологии. Понятие об «экологизации» наук и экологической философии.

Тема 2

Законы экологии и их классификация (1 час)

Понятие о частных, общих и универсальных за­конах развития природы и общества. Научная клас­сификация законов экологии. Понятие об общесис­темных законах экологии, о законах биоэкологии и законах системы «человек — общество — природа». Значение естественно-исторической концепции эко­логии для правильного понимания ее законов.

РАЗДЕЛ 1. Общесистемные законы (8 часов)

Тема 1. Законы единства живой природы (1 час)

Закон физико-химического единства В. И. Вер­надского и вытекающее из него следствие: все, что вредно для одной части живого вещества, не может быть безразлично для другой его части. Закон едино­го генетического кода для всего живого на Земле. За­коны направленности и необратимости эволюции, естественного отбора, необходимого разнообразия, неограниченности прогресса. Значение данных зако­нов для живой природы и конкретные примеры их проявления.

Тема 2. Второе начало термодинамики в экологии (2 часа)

Основные формулировки второго начала (закона, принципа) термодинамики. Значение закона возрас­тания энтропии для самоорганизации и саморегу­ляции природных систем и их устойчивости. Анти­энтропийная деятельность живого вещества. Под­чинение и адаптация живых систем к законам термо­динамики. Всеобщий закон биологии — принцип ус­тойчивого термодинамического равновесия (асиммет­рия) живых систем. Принцип Ле Шателье — Брауна. Понятие об отрицательных обратных связях. Законминимума диссипации энергии. Примеры использо­вания второго начала термодинамики в экологии для определения эффективности и экологической безопасности источников энергии (в том Числе аль­тернативных).

Тема 3. Законы синергетики (2 часа)

Понятие о синергетике. Законы синергетики. Формирование и перспективы науки нового типа нелинейной науки. Понятие о теории катастроф. Понятие о точке бифуркации. Закон поливариант­ности путей развития систем в точке бифуркации. Закон невозможности установления жесткого конт­роля за системой. Принцип устойчивости среди воз­можных форм развития системы. Закон Легасова. Принцип диссипации. Принцип максимального промедления. Значение законов синергетики для эволюции биосферы.

Тема 4. Законы иерархии систем (2 часа)

Понятие об иерархии природных систем. Прин­ципы эмерджентности и иерархической организа­ции. Закон оптимальности. Закон упорядоченности заполнения пространства и пространственно-вре­менной определенности. Понятие о законе сниже­ния энергетической эффективности природопользо­вания. Закон периодичности строения системных совокупностей. Гомеостаз. Значение законов иерар­хии систем для понимания сложения и функциони­рования экосистем и их соподчиненности. Конкрет­ные примеры проявления этих законов.

Тема 5. Законы отношения «системасреда» (1 час)

Понятие о системном окружении. Правило заме­щения экологических условий В. В. Алехина. Закон развития природной среды за счет окружающей ее среды и вытекающие из него следствия. Ошибоч­ность представлений о том, что биосфера работает по принципу безотходности. Принципы преломле­ния действующего фактора в иерархии системы и внутри системы. Закон функционально-системной неравномерности. Значение законов отношения «система — среда» для прикладной (инженерной) экологии

РАЗДЕЛ 2. Законы биоэкологии (13 часов)

Тема 1. Законы системы «организм — среда» (1 час)

Законы единства организации среды (В. И. Вер­надского), минимума (Ю. Либиха), совокупности (совместного) действия факторов, толерантности (В. Шелфорда), оптимальности, увеличения разме­ров (роста) и веса (массы) организмов в филогенети­ческой ветви (Копа и Денера). Принцип экологиче­ского

соответствия. Правило соответствия условий среды жизни генетической предопределенности ор­ганизма. Значение законов системы «организм — среда» для рационального природопользования. Конкретные примеры их учета и нарушений.

Тема 2. Законы адаптации организмов (1 час)

Два принципа адаптации (толерантный и резис­тентный). Правила двух уровней адаптации и эколо­гической индивидуальности Л. Г. Раменского. Ак­сиома адаптированности, или аксиома Ч. Дарвина. Принцип исключения Г. Ф. Гаузе. Экологическое правило С. С. Шварца. Закон относительной незави­симости адаптации. Правило поверхностей и прави­ло Бергмана. Значение законов адаптации организ­мов для эволюции и конкретные примеры проявле­ния в живой природе, их анализ с позиций второго начала термодинамики.

Тема 3. Популяционные законы (1 час)

Принципы гомеостаза популяции и минимально­го размера популяции. Принцип А. Никольсона. Правила объединения в популяции, стабильности половозрастной структуры популяции, популяционного максимума Ю. Одума, максимального «давле­ния жизни», максимальной рождаемости (воспро­изводства), сохранения видовой среды обитания, внутренней непротиворечивости. Теория лимитов популяционной численности. Конкретные примеры проявления популяционных законов и их значение для природоохранной и природопользовательской деятельности.

Тема 4. Законы организации пространственной структуры популяций (1 час)

Принципы территориальности, построения про­странственной структуры, скопления (агрегации) особей В. Олли, воздействия факторов В. Тишлера, стабильности экологических ниш (принцип биоце-нотической коэволюции), конкурентного исключе­ния (закон Г. Ф. Гаузе), видо-родового представитель­ства И. Иллиеса, сосуществования Дж. Хатчинсо­на. Правила топографической (или популяционной) и географической изменчивости кружева ареала Н. Ф. Реймерса. Правило географического оптимиз­ма. Значение законов организации пространствен­ной структуры популяций для организации особо охраняемых территорий, существования природо­охранной и природопользовательской деятельности. Конкретные примеры их учета и нарушения в хо­зяйственной деятельности.

Тема 5. Законы функционирования биоценозов (1 час)

Законы энергетической проводимости, пирамиды энергий (или закон десяти процентов) Р. Линдема­на, однонаправленности потока энергии и удельной продуктивности. Правила биологического усиле­ния, «метаболизм и размеры особей» (правило Ю. Одума), экологического дублирования. Принци­пы подвижного равновесия А. А. Еленкина, продук­тивной оптимизации Г. Реммерта, эквивалентности и биоценотической надежности. Практическое зна­чение закономерностей функционирования биоце­нозов.

Тема 6. Законы формирования видового состава биоценозов (2 часа)

Законы действия факторов и биоценотические принципы А. Тинемана. Принципы плавности изме­нения среды Г. Ранца, плотной упаковки Р. Макир-тура, экологического высвобождения. Биоценотическое правило Г. Ф. Морозова. Правила взаимопри­способленности организмов в биоценозе К. Меби­уса — Г. Ф. Морозова, управляющего значения кон-сументов В. Уини-Эдвардса, пищевой корреляции, стабилизации экологической ниши (принцип коэво­люции), монокультуры. Законы системы «хищни­ки — жертва» В. Волтерра. Прикладное (практиче­ское) значение законов формирования видового со­става биоценозов.

Тема 7. Законы функционирования экосистем (2 часа)

Законы внутреннего динамического равновесия Н. Ф. Реймерса, экологической корреляции, нерав­номерности развития систем (или закон разновре­менности развития подсистем в больших системах). Принципы экологической комплектарности, эколо­гической надежности, видового обеднения (замеще­ния).

Правила «тришкина кафтана» и оптимальной компонентной дополнительности. Прикладное зна­чение и примеры проявления законов функциониро­вания экосистем.

Тема 8. Законы динамики экосистем (2 часа)

Законы системогенетической последовательности прохождения фаз развития, сукцессионного замед­ления, эволюционно-экологической необратимости, перехода количественных изменений в качествен­ные. Принципы сукцессионного замещения и «нуле­вого максимума» (или минимизации прироста в зре­лой экосистеме). Правила максимума энергии под­держания зрелой системы (правило Г. Одума и Р. Пинкертона), увеличения замкнутости биогеохи­

мического круговорота веществ в ходе сукцессии и сукцессионного мониторинга. Прикладное значение и конкретные примеры проявления законов динами­ки экосистем.

Тема 9. Общие закономерности организации и эволюции биосферы (2 часа)

Закон биогенной миграции атомов й биогеохими­ческие принципы В. И. Вернадского. Законы мак­симума биогенной энергии В. И. Вернадского — Э. С. Бауэра, максимизации энергии Г. Одума и Э. Одума, максимизации энергии и информации Н. Ф. Реймерса, экодинамики Ю. Голдсмита, упоря­доченности заполнения пространства и пространст­венно-временной определенности. Правило автома­тического поддержания глобальной среды обитания. Принцип системной дополнительности. Прикладное значение и конкретные примеры действия общих законов организации и эволюции биосферы.

РАЗДЕЛ 3. Законы системы «человек — общество — природа» (10 часов)

Тема 1.Законы исторического развития взаимоотношений в системе «человек — общество — природа» (1 час)

Законы увеличения степени идеальности Г. Б. Лейбница, «эффект чеширского кота» Л. Кэр­ролла, необратимости взаимодействия системы «че­ловек — биосфера»; закон «свобода есть осознанная необходимость» Ф. Энгельса. Закон убывающей от­дачи А. Тюрго — Т. Мальтуса. Правила ускорения исторического развития, исторического роста про­дукции за счет сукцессионного омоложения экосис­тем, убывающей отдачи А. Тюрго — Т. Мальтуса. Принцип естественности, или правило старого авто­мобиля. Значение знания законов исторического развития системы «человек — общество — природа» и построение на их основе сценариев будущего раз­вития биосферы и отдельных природно-антропоген-ных экосистем.

Тема 2. Законы социальной экологии (1 час)

Понятие об антропогенной, ресурсной и эколо­гической экспансии. Законы исторической (соци­ально-экологической) необратимости развития, не­избежности формирования общечеловеческой эко­логической культуры. Правило социально-эколо­гического равновесия. Правило социально-экологи­ческого замещения. Принцип культурного управле­ния развитием. Принцип «думать глобально, дейст­вовать локально». Значение законов социальной экологии для внедрения в жизнь модели (концеп­ции) устойчивого развития.

Тема 3. Законы природопользования (2 часа)

Законы ограниченности природных ресурсов, па­дения природно-ресурсного потенциала, снижения энергетической эффективности природопользова­ния, предельной урожайности К. Пратта, убываю­щего (естественного) плодородия, увеличения на-укоемкости общественного развития, снижения природоемкости готовой продукции, увеличения темпов оборота вовлекаемых природных ресурсов. Правило «мягкого» управления природой. Правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управле­ ния природой. Правило одного процента. Положи­тельные и отрицательные (негативные) примеры «мягкого» и «жесткого» управления природой.

Тема 4.Законы прикладной экологии (2 часа)

Законы (афоризмы) экологии Б. Коммонера. За­коны бумеранга, шагреневой кожи, неустранимости отходов и (или) побочных воздействий производства (хозяйства), перехода в подсистему (принцип коопе­ративности). Правило интегрального ресурса. Значе­ние законов прикладной экологии для различных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, водного, промыслового, промышленности и транс­порта.

Тема 5. Принципы охраны среды жизни (1 час)

Принципы, или «железные законы», охраны природы П. Р. Эрлиха. "^Принцип уникальности Н. Ф. Реймерса. Принцип разумной достаточности и допустимости риска. Правило «экологичное — эко­номично». Принцип обманчивого благополучия, или эйфории первых успехов. Принцип неполноты информации (принцип неопределенности). Принцип инстинктивного отрицания — признания. Принцип удаленности событий. Практическое значение прин­ципов охраны среды жизни для организации служ­бы и мероприятий по охране природы на локальном, региональном и глобальном (международном) уров­нях.

Тема 6. Принципы устойчивого развития системы «человек — общество — природа» (1 час)

Понятие о концепции устойчивого развития и его основных принципах: уважение и забота о всем су­щем на Земле, повышение качества жизни человека, сохранение разнообразия всего живого на Земле, сведение до минимума использования невозобнови­мых ресурсов, развитие в пределах потенциальной емкости экологических систем Земли, изменение со­знания человека и стереотипов его поведения; поощ­рение социальной заинтересованности обще

ства в сохранении среды его обитания, достижение единст­ва действий на мировом уровне, следование концеп­ции интегрирования процессов социально-экономи­ческого развития и охраны окружающей среды. Зна­чение данных принципов для претворения в жизнь моделей устойчивого развития района, региона, Рос­сийской Федерации, мира в целом.

Тема 7. Законы ноосферы (1 час)

Исторические предпосылки (закономерности) возникновения ноосферы и законы ноосферы В. И. Вернадского. Фундаментальная константа ноосферы — нравственность. Законы необходимости победы экологического мировоззрения, неизбежнос­ти увеличения роли экополитики, предопределен­ности развития системы «человек — общество — природа», гармонического примирения свободы и национальных особенностей с планированием и объ­единением П. Тейяра, единения действий и идей че­ловечества В. И. Вернадского, «ноосферское созна­ние определяет бытие». Принцип нарастания целе­направленного воздействия людей на систему «чело­век — общество — природа». Место и значение за­конов ноосферы в развитии современной системы «человек — общество — природа».

Заключение (1 час)

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»

Понятие об экологическом праве. Основные поло­жения Федерального закона РФ «Об охране окру­жающей среды». Основные объекты охраны окру­жающей среды. Права и обязанности граждан в об­ласти охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. Необходимость и оправданность основных положе­ний Федерального закона РФ «Об охране окружаю­щей среды», исходя из известных законов экологии (общесистемных, законов биоэкологии и законов системы «человек — общество — природа»). Конк­ретные примеры практического использования Фе­дерального закона.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

основные общесистемные законы, определяю­щие развитие окружающего мира во всем его разно­образии и единстве;

основные законы биоэкологии, определяющие существование и развитие отдельных организмов, популяций, биоценозов, экосистем и биосферы;

основные экологические законы функциониро­вания и развития системы «человек — общество — природа»;

основные законы охраны среды жизни и устой­чивого развития системы «общество — природа».

Учащиеся должны уметь:

оценивать экологическую обстановку и острые экологические ситуации с позиций соблюдения эко­логических законов;

разработать комплекс природоохранных меро­приятий по улучшению существующей экологиче­ской обстановки, исходя из экологических законов развития окружающего мира;

прогнозировать развитие экологических ситу­аций, исходя из реально существующих экологиче­ских законов и накопленного опыта, подтверждаю­щих реальность их существования;

использовать полученные знания в своей обще­ственной и практической деятельности.

Система оценивания элективного курса:

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Концепцией профильного обучения среднего общего образования. Приложения к письму Министерства образования Российской Федерации от 20.08.03 № 03-51 -157ин/13-03 «Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/04 учебный год», БУП-2004, курс оценивается, если ученик: посетил не менее 65% занятий по этому курсу; выполнил итоговую зачетную работу в виде творческой работы или реферата по заданной теме.

Формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная; презентации.

Средства контроля: тестовые задания, устный опрос, практические работы. Итоги работы элективного курса подводятся по результатам учебной деятельности после окончания курса и проверки зачетной работы с выставлением «зачтено» в журнал

Перечень литературы и средств обучения


Литература

1.Экология для школьников: атлас / под ред. А. Т. Зверева. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

2.Гора Е. П. Экология человека. — М.: Дрофа, 2007.

3.Зверев А. Т. Экология: учеб. для 10—11 кл. — М.:ОНИКС 21 век, 2004.

4.Красная книга Российской Федерации. — М., 1995.

5.Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс. — М.: Дрофа, 2010.

6.Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Агафонова И. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. — М. : Дрофа, 2010

7.Современное естествознание: энциклопедия. Т. 1. — М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

8.Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М.: ACT, 2002.

9.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Экология. 10(11) класс. — М.: Дрофа, 2009.

Интернет-сайты

www.edu.nsu.ru/noos/ecology/ — экологический раз­дел

www. inf or meco. r u — информационно-экологический портал

www.iufs.edu/mufo.ru/MSc-EcoIogv-ru.html — Между­народный университет фундаментального обучения www.ecoguild.narod.nl/ — сайты Гильдии экологов www/ecolife.ru/index.shtml — журнал «Экология и жизнь»

www.gost.newmail.ru/ecos.htm — система нормативов охраны и рационального использования природных ре­сурсов

www.nature.ru — сайт Московского государственного университета по разделам биологии, географии и другим наукам (статьи, рефераты, обзоры)

www.issep.rssi.ru — сайт Соросовского образователь­ного журнала.

Электронное приложение «Основы общей биологии, 9 класс» («1С:Школа»);

Электронное приложение «Экология. 10-11 класс» (1С:Школа);

таблицы по общей биологии.











Календарно-тематическое планирование элективного курса Законы экологии 11 класс

урока

Дата

Факт

Тема урока

Общесистемные законы 8 часов

1



Предмет «Экология». Законы экологии и их классификация

2



Законы единства живой природы

3



Основные формулировки второго начала термодинамики. Под­чинение и адаптация живых систем к законам термо­динамики

4



Всеобщий закон биологии — принцип ус­тойчивого термодинамического равновесия живых систем.

5



Понятие о синергетике. Законы синергетики

6



Значение законов синергетики .

7



Понятие об иерархии природных систем

8



Значение законов иерар­хии систем для понимания сложения и функциони­рования экосистем

Законы биоэкологии 13 часов

9



Законы отношения «системасреда».

10



Законы системы «организм — среда», их значение для рационального природопользования

11



Законы и правила адаптации организмов, их значение

12



Популяционные законы. Конкретные примеры проявления популяционных законов и их значение для природоохранной деятельности

13



Законы организации пространственной структуры популяций, их значение

14



Законы функционирования биоценозов. Практическое зна­чение закономерностей функционирования биоце­нозов

15



Законы действия факторов и биоценотические принципы А. Тинемана. Принципы плавности изме­нения среды

16



Правила взаимопри­способленности организмов в биоценозе К. Меби­уса — Г. Ф. Морозова, управляющего значения консументов В. Уини-Эдвардса.

17



Законы внутреннего динамического равновесия Н. Ф. Реймерса, экологической корреляции, нерав­номерности развития систем

18



Принципы экологической комплектарности, эколо­гической надежности, видового обеднения. Правила «тришкина кафтана»

19



Законы сукцессии

20



Правила максимума энергии под­держания зрелой системы, увеличения замкнутости биогеохи­мического круговорота веществ в ходе сукцессии

21



Закон биогенной миграции атомов, законы мак­симума биогенной энергии, максимизации максимизации энергии и информации

Законы системы «человек — общество — природа» 10 часов

22



Правило автома­тического поддержания глобальной среды обитания. Принцип системной дополнительности.

23



Практическая работа №1 «Решение экологических задач»

24



Законы исторического развития взаимоотношений в системе «человек — общество — природа», их значение

25



Законы социальной экологии, значение их для внедрения в жизнь модели устойчивого развития

26



Законы ограниченности природных ресурсов, па­дения природно-ресурсного потенциала, снижения энергетической эффективности природопользова­ния.

27



Правило «мягкого» управления природой. Правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управле­ния природой.

28



Законы экологии Б. Коммонера. За­коны бумеранга, шагреневой кожи, неустранимости отходов и побочных воздействий производства

29



Правило интегрального ресурса. Значе­ние законов прикладной экологии для различных отраслей народного хозяйства

30



Принципы охраны среды жизни, их практическое значение

31



Принципы устойчивого развития системы «человек — общество — природа»

32



Законы ноосферы. Место и значение за­конов ноосферы в развитии современной системы «человек — общество — природа»

33



Практическая работа №1 «Решение экологических задач»

Заключение 1 час

34



Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»