Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени дважды Героя Советского Союза А.Е.Боровых»
РАССМОТРЕНО на заседании МО физико-математического цикла Протокол № ___ от «__»________2019г Рук. МО __________ Конорева Н.И. | РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ на заседании МС Протокол № 6 от «_11» июня 2019г. Председатель МС _______ Зинина Н.А. | УТВЕРЖДАЮ Приказ от 18» июня 2019 № 173-д Директор __________ Т.И.Михайличенко | |
Рабочая программа элективного курса
"История в лицах. Россия в новейшее время"
Среднее общее образование
2019-2020 учебный год
Составитель: Шитикова Н.С., учитель истории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для 11 класса "История в лицах. Россия в новейшее время" разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
Приказ № 576, от 08.06.2015 министерства образования и науки РФ о введении новой линии учебников по отечественной истории.
Рабочая программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по предмету «История». Преподавание этого элективного курса окажет большую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ.
Преподавание данного курса будет осуществляться с использованием следующих педагогических приёмов и технологий:
проблемная подача материала;
персонификация истории (изучение исторических событий и явлений через призму деятельности конкретных исторических личностей);
привлечение исторических источников и дополнительных материалов, работа с архивными документами;
использование исследовательских и проектных технологий обучения.
Программа соответствует реализации единой концепции исторического образования.
Структура программы
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку; содержание учебного предмета с указанием планируемых результатов и системы оценки индивидуальных достижений обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников; календарно-тематическим планирование.
Общая характеристика курса
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Историческое образование развивает самоидентификацию подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно - историческому анализу, к развитию исторического мышления обучающихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными источниками, определению собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Кроме того, кодификатор ЕГЭ включает задания на составление характеристик историческим лицам. Этот фактор объясняет необходимость ведения данного элективного курса в 11 классе.
. Элективный курс по истории в 11 классе отражает основные этапы, процессы, события нашего Отечества и зарубежных стран в период XX – начала XXI веков. В центре курса находится история России.
Изучая элективный курс по истории в 11 классе, обучающиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой новейшего времени, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику эпохи, культуры, исторически сложившихся социальных систем. Изучение данного курса ориентировано, на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цели:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
развитие у учащихся потребности непрерывного образования, способствующего становлению гражданской и патриотической позиции
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным план МБОУ «СОШ № 9 им. А.Е. Боровых» города Курска на изучение элективного курса истории в 11 классе "История в лицах. Россия в новейшее время" отводится 34 учебных часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа)
Вводное занятие. (2 часа). Цели и задачи элективного курса "История в лицах. Россия в новейшее время". Направления исследовательской работы.
Раздел 1. Правители и политики. (13 часов). Последний российский император. Реформаторы начала 20-ого века: С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.А. Столыпин. В.И. Ленин, И.В. Сталин. Время перемен: Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин. Современная Россия.
Раздел 2. Полководцы. (8 часов). Русские полководцы начала 20 века: русско-японская война 1904-1905 г.г.: В.В. Верещагин, Е.И. Алексеев, А.М. Стессель; полководцы первой мировой (А.А. Брусилов). Командиры и генералы Красной и Белой армий: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель. Полководцы Великой Отечественной войны: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.А. Мерецков, Л.А.Говоров, А.И. Антонов, С.К. Тимошенко, Ф. И. Толбухин, Р.Я. Малиновский, К.К. Рокоссовский.
Раздел 3. Деятели науки и культуры. (9 часов). . "Серебряный век" русской поэзии. Писатели-куряне К.Воробьев и Е.Носов. Разнообразие направлений художественной культуры в начале 20 века. Живописец, монументалист и график А.А. Дейнека (краеведение). Космическая эпопея: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Ю.А. Гагарин, И.В. Курчатов. Лидеры правозащитного движения: А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.
Заключение. (2 часа) Роль личности в истории.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
формирование представления о роли личности в истории, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметные:
развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать информацию в устной и в письменной форме );
формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию (систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);
формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, спорить и отстаивать ;
формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами);
критически анализировать информацию из различных источников;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории в новейшее время, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль личности в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу мировой науки и культуры;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности России в XX в. и начале XXI в., современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ в., современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
Виды деятельности учащихся
В процессе изучении элективного курса "История в лицах. Россия в новейшее время" определены виды деятельности учащихся: нахождение и творческий анализ первоисточников; исследование и сопоставление данных первоисточников, анализ собственных выводов; оформление исследования в виде тематических рефератов, докладов, эссе; устные сообщения, дискуссии и обсуждения творческих работ учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
1-2 | Вводное занятие. | 1 | Изучение нового материала | Цели и задач элективного курса "История в лицах. Россия в новейшее время". Темы исследовательских работ, используемые технологии и методы при изучении курса. | Рассмотреть требования к выполнению заданий ЕГЭ. Уметь выделять роль личности, народных масс, социальных групп в истории. | |
Раздел 1. Правители и политики. (13 часов) |
3-4 | Николай II - последний российский император. | 2 | Урок - диспут | Характеристика Николая II, его политическая деятельность. Обсудить вопрос о приобщении его и семьи императора к лику святых. | Умение участвовать в диспуте, отстаивать свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.. | |
5-6 | Реформаторы России начала 20 века. | 2 | Урок - конференция | Реформы в России, их значение в экономической и политической жизни страны. Дать сравнительную характеристику политикам С.Ю.Витте, В.К.Плеве, П.А.Столыпину. | Демонстрация навыков составления сравнительных характеристик историческим личностям. | |
7-8 | В.И.Ленин и большевистская гвардия. | 2 | Изучение нового материала. | Ленин и его соратники. Раскрыть деятельность партии большевиков в проведении социалистического эксперимента | Умение анализировать исторические документы. | |
9-10 | И.В.Сталин: штрихи к портрету | 2 | Урок - диспут | Сталин и его роль в истории. Охарактеризовать обострение обстановки в правящей партии, рычаги и методы власти И.В. Сталина в борьбе с политическими соперниками. | Уметь выступать публично, формулировать собственные суждения, составлять развернутый план ответа. | |
11-13 | Время перемен: Н.С.Хрущев, Л.И. Брежнев, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин. | 3 | Урок - конференция | Особенности политики исторических деятелей Советского Союза и России Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина и их реформ. Раскрыть утопические планы построения коммунизма. Противоречивость политики Н.С. Хрущева. Страна в период руководства Л.И. Брежневым. Провозглашение политики перестройки и гласности Горбачевым М.С. Развитие процесса десталинизации общества. Формирование основ рыночной экономики. | Уметь осуществлять поиск и систематизацию информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами. Выступать с докладами. Ххарактеристика социально-экономических реформ Б.Н. Ельцина, либерализация цен, приватизация и ее издержки. Составить таблицу соответствия «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства», дать оценку событиям, аргументированно доказывать свою точку зрения. | |
14-15 | Политики современной России. | 2 | Защита презентаций | Раскрыть политические и экомомические взгляды государственных деятелей современности: В.В.Путина, Д.А.Медведева, Г.Зюганова, В.В.Жириновского и др. | Знать и понимать экономическую и политическую ситуацию в стране. Формирование новой властной вертикали. Национальные проекты | |
Раздел 2. Полководцы. (8 часов). | |
16 | Русские полководцы начала 20 века: герои русско-японской войны | 1 | Изучение нового материала Урок - лекция | На примере жизни В.В. Верещагина, Е.И. Алексеева, А.М. Стесселья показать трагизм русско-японской войны. Изучить жизненный подвиг 7 главных героев русско-японской войны - В. Руднева, В. Зверева, Г.Ходосевича, А.Волкова, В. Рябова, Р. Кондратенко, П. Бутусова) | Уметь характеризовать место России в системе международных отношений, обстановку накануне войны, предпосылки и причины войны. Охарактеризовать планы сторон, ход военных действий, социально-экономическое и политическое развитие России в годы войны. | |
17 | А.А.Брусилов | 1 | Урок - лекция | А.А.Брусилов как пример патриотизма россиян в первой мировой войне. | Уметь определять причинно-следственные связи исторических событий, работать с исторической картой. | |
18-19 | Командиры и генералы Красной и Белой армий | 2 | Урок - диспут | М.В.Фрунзе, С.М.Буденный, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.Н. Врангель в огне гражданской войны. | Характеристика причин гражданской войны, ее основные этапы и события. Цели белого движения. Причины победы красных. | |
20-23 | Полководцы Великой Отечественной войны. | 4 | Защита презентаций | Жизнь и деятельность великих маршалов Отечественной войны Г.К.Жукова, А.М.Василевского, И.С.Конева, К.К.Рокоссовского как пример верности народу, Родине, чести, достоинства, патриотизма. | Цена войны для мирного населения. Показать итоги, значение победы в войне, роль в ней СССР и советских полководцев. Самостоятельно рассмотреть роль К.А. Мерецкова, Л.А.Говорова, А.И. Антонова, С.К. Тимошенко, Ф. И. Толбухина, Р.Я. Малиновского в победе над фашистской Германией. | |
Раздел 3. Деятели науки и культуры. (9 часов). | |
24-25 | Русские художники начала 20 века. | 2 | Урок - конференция | Показать разнообразие направлений художественной культуры в начале 20 века: символизм, абстракционизм, классицизм, романтизм (Врубель, Малевич, Петров-Водкин и др.). | Знать и характеризовать идейные искания мастеров художественной культуры. Выступать с докладами. | |
26 | Русские художники начала 20 века. | 1 | Урок-экскурсия в картинную галерею | Живописец, монументалист и график А.А. Дейнека. | Умение слушать экскурсию, вести диалог с экскурсоводом. | |
27 | "Серебряный век" русской поэзии. | 1 | Урок – ролевая игра. Литературная гостиная. | На примере творчества выдающихся поэтов "серебряного века" показать духовные искания и проблемы российского общества в начале XX века. | Уметь осуществлять поиск и систематизацию информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами. | |
28 | Писатели-куряне | 1 | Кино презентация. | Писатели-куряне К.Воробьев и Е.Носов | Работа в группах. Презентация по теме. Формулировка собственного видения значимости произведений К.Воробьева и Е. Носова в отечественной литературе. | |
29-30 | Космическая плеяда | 2 | Урок -рассказ | К.Э. Циолковский, И.В.Курчатов, С.П.Королев, Ю.А.Гагарин. Достижения советской науки XX века. | Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения, составлять развернутый план. | |
31-32 | Лидеры правозащитного движения. | 2 | Урок - конференция | Лидеры правозащитного движения: А.Д.Сахаров, А.И.Солженицын. Их жизнь и деятельность – образец для молодежи. | Знать и характеризовать достижения и проблемы духовной жизни страны в советский период, формирование духовной оппозиции, взаимоотношения партийного аппарата и общества. Идеология инакомыслия, методы борьбы с инакомыслие | |
33-34 | Итоговое занятие | 2 | Контроль знаний | Роль личности в истории. Обсудить проблему. | Выполнение заданий ЕГЭ «исторический портрет» различных вариантов. | |