СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык"»

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области

ГАПОУ ТО «Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства»



Утверждаю

Руководитель

учебно-методического отдела

___________Семенова И.А.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

по специальности

22.02.06 Сварочное производство

(группы СП-21-11-1)




















2021 г.





Рабочая программа ОП.00 «Деловой русский язык» разработана на основании п. 2.5 Методических рекомендаций по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, в соответствии с ФГОС СПО.



Разработчики:

Коробицына Галина Николаевна,

преподаватель высшей квалификационной категории





Эксперты:

от профессионального сообщества

Захарова Ольга Александровна,

преподаватель русского языка


от педагогического сообщества

Быструшкина Е.А.____________

Заместитель директора по УВР и СВ,

преподаватель высшей квалификационной категории





Рабочая программа ОП.00 «Деловой русский язык»

рассмотрена на заседании Цикловой комиссии

преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № 1 от 31.08. 2021 г.

Председатель ЦК

______________/О.А.Захарова/











1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОП.00. «Деловой русский язык»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОП.00 «Деловой русский язык» является вариативной частью общепрофессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО.

Учебная дисциплина ОП.00 «Деловой русский язык» обеспечивает формирование и развитие общих компетенций и надпрофессиональных навыков и умений:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;


1.2. Цель и планируемые результаты освоения элективного курса:


Код

ОК, НП

Умения

Знания

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8

У-1 осуществлять речевой самоконтроль;

У-2 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

У-3 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У-4 добиваться эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У-5 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности их употребления;

У-6 анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления

З-1 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З-2 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

З-3 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

З-4 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОГСЭ.05. «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Объём часов

Объем образовательной программы

36

Самостоятельная работа

18

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

36

в том числе:

теоретическое обучение

20

практические занятия

14

Промежуточная аттестация в форме контрольной работы

2




2.2. Тематический план и содержание элективного курса ОГСЭ.05 «Деловой русский язык»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

Объем часов самост

1

2

3

4

Раздел 1. Деловая коммуникация



Тема 1.

Культура делового общения


Содержание

6

3

Деловое общение.

Особенности деловой речи

2


Жанровые разновидности письменного и устного общения

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Правила конструктивной критики


3

Практическое занятие №1.

Организационно-распорядительная документация – разновидность письменной деловой речи

2


Тема 2.

Формы и культура деловой коммуникации

Содержание

12

6

Практическое занятие №2.

Темы и ситуации делового общения

2


Деловая беседа по телефону. Деловое совещание

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Правила подготовки и проведения переговоров


3

Практическое занятие №3. Пресс-конференция

2


Инновационные формы делового общения

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Этика взаимоотношений с «трудным» руководителем


3

Традиционные жанры деловой коммуникации

2


Специфические жанры деловой коммуникации

2


Раздел 2. Устное и письменное деловое общение



Тема 1.

Деловой этикет как часть культуры делового общения

Содержание

4

3

Практическое занятие №4. Деловая этика. Речевой этикет

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Этика приветствий и представлений



3

Практическое занятие №5. Этикетная формула

2


Тема 2.

Риторика – часть культуры делового общения


Содержание

2


Эмоциональность речи

2


Тема 3.

Паралингвистика

Содержание


3

Паралингвистические средства. Невербальная коммуникация


2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Сенсация как коммуникативный приём


3

Раздел 3. Официально-деловой стиль



Тема 1. Официально-деловой стиль

Содержание

10

3

История формирования официально-делового стиля

2


Язык деловой переписки. Жанры письменной деловой речи

2


Самостоятельная внеаудиторная работа

Внешний вид делового человека


3

Практическое занятие №6. Деловые письма

2


Практическое занятие №7. Нормы деловой речи


2


Контрольная работа

2


Всего

36

18

Итого

54



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ОГСЭ.05. «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»


3.1. Для реализации программы элективного курса предусмотрены следующие специальные помещения:

кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, учебно-наглядные пособия: раздаточный материал, карточки индивидуального опроса обучающихся; и печатные наглядные пособия; техническими средствами обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы:

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.


3.2.1. Печатные издания

1.  Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- с.25-33с использованием УМК.

2. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : метод. пособие для учителя ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : учеб. пособие для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

4. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : хрестоматия для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

5. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. 10-11 классы : практикум для ст. профильной шк. / М.Ю.Касумова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

6. Введенская Л., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

7. Иванова Р.Я. Официально-деловой стиль. Армавир. 1995.

8. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: “Просвещение”, 1978.

9. Развитие культуры устной и письменной речи учащихся. Сборник статей. – Краснодар, 1965.

10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка (10-11 классы). – М.,2001.

11.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.,1993.

12. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М., 1994.

13. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1998

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

Обучающие материалы

  1. http://www.gramota.ru "Русский язык". Справочно-информационный портал.

  2. http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html . Методические рекомендации.

  3. http://www.gramma.ru Культура письменной речи.

  4. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка.

  5. http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.

  6. http://math.msu.su/~apentus/znaete/ Проект "Знаете слово?"



Методические материалы

  1. http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

  2. http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

  3. www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

  4. http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал

  5. http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

6. http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы


3.2.3. Дополнительные источники

  1. www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

  2. www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

  3. www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

  4. www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

  5. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ОГСЭ.05. «ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»


Результаты обучения

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:

У-1 осуществлять речевой самоконтроль;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует способность:

выделять и исправлять ошибки речи;

располагать нормами грамотной устной речи; употреблять в речи необходимые термины

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

У-2 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует способность:

Формулировать правильность оценивания результата;

Определять соответствие высказываний нормам речи;

предлагать свои варианты решений

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

У-3 оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует способность:

выделять элементы предложений с высказываниями;

использовать правила и нормы речи при написании;

узнавать стили речи, давать общую характеристику каждому стилю речи

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

У-4 добиваться эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

У-6 анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует способность:

оценивать действенность подходов к решению поставленной задачи;

выявлять пути достижения результата;

пересказывать своими словами основные определения

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

У-5 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности их употребления;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует способность:

приводить аргументы в подтверждение правильности выбора употребления языковых единиц;

классифицировать языковые единицы

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

У-6 анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности их употребления;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует способность: отслеживать правильность своей речи, находить ошибки в ней и исправлять их;

развивать словарный запас; оценивать значение грамотности речи

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

Знать:

З-1 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует знания основных отличительных признаков культуры русского народа, анализирует особенности культуры русского народа

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

З-2 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8



Демонстрирует знания «речевой ситуации», выделении её компонентов; использовании в своей деятельности определённых элементов

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

З-3 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует знание литературного языка

Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы

З-4 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 6-8


Демонстрирует знания

владения языковыми нормами языка;

использованием их в своей деятельности


Текущий контроль в форме:

практических работ

проверочных работ, защиты рефератов, проектов, презентаций.


Промежуточный контроль в форме контрольной работы