СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по истории и культуре стран АТР. Китай. Япония. 11 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской   программы учителя истории Алениной Валентины Павловны, учебного плана школы, учебного пособия «История и культура Японии в документах и иллюстрациях», Владивосток 2003

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по истории и культуре стран АТР. Китай. Япония. 11 класс»



Муниципальные бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 58 г. Владивостока»


Рассмотрено на

заседании ШМО

Протокол № от

2018г.



Принято

на МС

протокол № от

2018г.

Утверждаю

Директор МБОУ

«СОШ №58»

Л.В.Голобородько /______/

Приказ №

от _ 2018г._____.





Страноведение

Рабочая программа

элективного курса по истории и культуре стран АТР

Китай. Япония.

для 11 класса




Программа составлена

на основе авторской программы учителя истории Алениной Валентины Павловны, учебного плана школы, учебного пособия «История и культура Японии в документах и иллюстрациях», Владивосток 2003



Обсуждено на заседании методического объединения учителей истории


Протокол № _____


Руководитель МО _______ /А.Г.Маевская/


Директор школы ________ /Голобородько Л.В./






2017г.


Рабочая программа по истории и культуре стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Китай. Япония»

для 11 класса

Пояснительная записка.

Курс разработан и предназначен для учащихся 11 класса, является продолжением изучения истории и культуры стран Восточной Азии и Америки, способствует расширению, углублению знаний по всеобщей и отечественной истории, мировой художественной культуре.

Необходимость данного курса обусловлена рядом причин: проживанием в одном регионе, быстроразвивающимися политическими, экономическими и культурными связями сопредельных стран и РФ, общностью истории, геополитического пространства, растущим интересом к культурному наследию стран региона, недостаточностью знаний истории и культуры стран АТР.

Основными целями и задачами программы являются:

  • углубление знаний, полученных в процессе изучения всеобщей и отечественной истории;

  • формирование целостного представления о месте стран региона в мировой истории, характерных и особенных чертах культурного развития;

  • развитие интереса к изучению культуры стран Азиатско-Тихоокеанского региона;

  • приобщение учащихся к изучению современных источников информации;

  • изучение истории и шедевров искусства стран АТР в контексте мирового развития;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур народов региона;

  • воспитание у старшеклассников толерантного отношения к другим народам, их культуре, религии, национальным особенностям;

  • воспитание поколения знающего и любящего не только свой край, свою страну, но и уважающего прошлое других народов и стран.

  • воспитание художественного вкуса, развитие умения отличать истинные ценности от подделок;

  • развитие способностей к художественному творчеству.

Программа предусматривает возможность реализации принципа вариативности с использованием материалов регионального компонента. Курс интегративный, так как рассматривается в общей системе предметов: истории, обществознания, мировой художественной культуры; имеет практическую направленность, предполагает связь с реальной жизнью.

Программа включает разностороннее изучение культурного наследия, традиций, ценностей, возрастающего вклада в развитие мировой цивилизации и культуры народов региона. Данный курс разработан с учетом специфики развития региональной культуры, особенностей национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями.

Содержание призвано дополнить, углубить ранее полученные учащимися знания на уроках истории и обществознания. Элективный курс рассматривает проблемы взаимоотношений между странами, их место и сотрудничество в рамках АТЭС, проблемы модернизации, экологии и глобализации.

Особенностью программы является: расширение используемых источников информации, привлечение материалов электронных и печатных СМИ, использование Интернет- ресурсов для систематизации материалов, решение поисковых заданий. Изучение учебного курса играет существенную роль в формировании социальной компетенции молодежи. Значительная часть урочного времени отводится самостоятельному добыванию знаний, поиску необходимых источников информации, умению перерабатывать знания, запоминать, применять на практике.

Личностные результаты: формирование потребности к углубленному изучению истории и культуры Китая и Японии, самообразованию; осознание гуманистических ценностей, толерантного отношения и уважения к истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты: умение планировать пути и эффективные способы решения учебных задач, анализировать информацию, оценивать свою деятельность, сотрудничать и конструктивно взаимодействовать в парах. группах, участвовать в мастер-классах, практикумах, готовить презентации, участвовать в проектной деятельности, развивать ИКТ - компетентности.

Предметные результаты: знание основных событий истории Японии и Китая, достижений их культуры; усвоение и применение понятийного минимума, умение анализировать полученную информацию из различных источников.

Программа курса «История и культура стран АТР» для 10-11 классов апробирована в 2002-2005гг. в качестве экспериментальной площадки ПКИРО на базе школы № 58 г. Владивостока.

Структура учебного курса

11 класс – Китай (17 часов, 1 час в неделю)

Япония (17 часов, 1 час в неделю)

Содержание программы учебного курса

Китай

Введение (2часа)

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой истории и в системе АТЭС Влияние китайской цивилизации на историческое и культурное развитие стран Восточной Азии. Китай и азиатские соседи. Роль Китая в АТЭС.

История Китая (3часа) История становления страны. Китай - древнейшая цивилизация. Династии в Китае. Колониальная политика европейцев. Китай в XIX веке. Китай в XX веке. Мао Цзедун. Социалистическая трансформация китайского общества. Модернизации в Китае. Дэн Сяопин. Модель «социализма со спецификой Китая». Тайвань: другой Китай.

Государственное устройство (2часа). Государственные символы. Административное деление. Население. Демографическая политика. Города: Пекин, Гонконг, Шанхай.

География Китая (1час). Природные заповедники. Растительный и животный мир. Государство и общество (2часа). От конфуцианского кодекса до современности. Китайская философия. Праздники государственные и национальные. Национальные символы. Китайская молодежь. Женщины в китайском обществе. Национальный характер. Кухня Китая.

Религии (1час). Китайская философия. Конфуцианство. Буддизм. Даосизм. Традиционная медицина. Инь и Янь, пять стихий.

Культура Китая (4часа) Художественная культура Китая. Открытия, технические изобретения. Традиции, быт и нравы, обрядность, искусство, художественные ремесла. Скульптура. Жанры живописи. Шедевры китайской архитектуры. Достопримечательности, дворцы и храмы. Императорский дворец Гугун, Летний дворец, храм Неба, Великая китайская стена, Пекинский университет. Храм Нефритового Будды. Сиань. Музей терракотовой армии. Гробница императора Цинь Шихуанди. Великий Шелковый путь.

История российско-китайских отношений (1час) Проблемы и перспективы развития, сотрудничество. Китай и Россия в XXI веке.

Китай на пути к глобализации. Современный Китай (1час)


Япония

Введение (1час)

Япония в системе стран АТЭС. Внешнеэкономические связи.

Япония и японцы (1час) География Японии. Территория, острова. Климат. Население, национальный характер, особенности. Национальные символы. Столица - Токио, города.

Государственное устройство (1час). Государственные символы. Конституция. Институт императорской власти. Административное деление, префектуры.

Религии (1час). Синтоизм – национальная религия. Синтоистские храмы. Буддизм. Образование (1час). Школа, высшие учебные заведения. Японский язык. Иероглифическое письмо. Азбука: хирагана, катакана.

Праздники и традиции (1час). Государственные и национальные. Праздники, посвященные детям. Традиции: икэбана, чайная церемония, бонсай, юкими, цукими, ханами.

Японская национальная кухня. Жилище (1час). Особенности японской кухни. Любимые блюда японцев: сасими, суси, якитори . Жилище, особенности обустройства домашнего очага.

Национальная одежда. Спорт (1час). Кимоно, юката, оби, гэта, таби, дзори, веер.

Спорт: сумо, кэндо, кюдо, каратэ. Олимпийские игры 1964, 1972, 1998, 2002гг.

История и культура Японии(1час). Древнейшие письменные памятники: «Кодзики», «Нихон сёки». Три священные регалии: бронзовое зеркало, меч, яшмовая подвеска.

Япония в древности. Керамика Дземон. Становление раннего государства в Японии с IVв. до н.э. до VII в. н.э. Хроника «Вэйчжи». Конституция Сетоку Тайси, 604 г. Манифест Тайка, 646г.

Япония в VIII-XII вв.(1час). Свод законов Тайхо рицурё, 701год: синтоистские богослужения, буддийские монахи и монахини. Культура VIII-XII . Поэтическая антология «Маньёсю».

Становление самурайской власти (1час). Период Камакура, Муромати. Восстановление единства страны военачальниками О. Нобунага, Т. Хидэеси, Т. Иэясу. Культура XII- XVIвв. Камакурский буддизм. Золотой и Серебряный павильоны, замок Химэдзи, храм Реандзи. Театр: но, бунраку, кабуки.

Япония в новое время (1час). От эпохи Эдо до реставрации Мэйдзи (1600-1868г.г.) Самоизоляция Японии. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое хозяйство. Мастера японской гравюры. Скульптура нэцкэ. Модернизация Японии. «Период громадных возможностей» (1912-1926г.г.)

Установление дипломатических отношений между Россией и Японией (2часа). История российско- японских отношений в XVII-XIX вв. В.Головин, И.Гошкевич, Е. Путятин. Симодский трактат 1855 года. Санкт-Петербургский трактат 1875 года. Конституция Великой Японской Империи, 1889г.

Японско-китайская война 1894-1895г.г. Русско-японская война 1904-1905гг.

Япония в новейшее время (2часа). Правление императоров Хирохито (1926-1989гг.), Акихито с 1989г. Советско-японские отношения с середины 20-х годов XX века. Япония во Второй мировой войне. Капитуляция Японии. Конституция 1947г. Сан-Франциский мирный договор 1951г. Совместная декларация СССР и Японии 1956г. Проблема «северных» территорий. Культура. Японские писатели XX века. План действий 2003г. Российско – японские отношения в начале XXI в. Новое качество двухсторонних отношений. Россия и Япония: сотрудничество и дружественные связи.

Японцы в Приморье и во Владивостоке(1час). Дальний Восток России и Япония: сотрудничество и дружественные связи. Японские побратимы Владивостока: Ниигата, Акита, Хакодатэ.


Тематическое планирование Китай (17часов)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Введение (2 часа)

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой истории и в системе АТЭС(1).

Влияние китайской цивилизации на историческое и культурное развитие стран Юго- Восточной Азии. Китай и азиатские соседи. Роль Китая в АТЭС (1).

Лекция


Опорный конспект



История Китая (3часа)

История становления страны. Китай - древнейшая цивилизация. Династии в Китае. Колониальная политика европейцев в Китае. Китай в XIX века(1). Китай в XX веке. Мао Цзедун. Социалистическая трансформация китайского общества. Модернизации в Китае. Дэн Сяопин. Модель «социализма со спецификой Китая». Тайвань- другой Китай (2).

Государственное устройство (2часа). Государственные символы. Административное деление (1). Население. Демографическая политика. Города: Пекин. Гонконг, Шанхай (1).

География Китая (1час). Природные заповедники. Растительный и животный мир.

Государство и общество.(2часа) От конфуцианского кодекса до современности. Китайская философия (1). Праздники государственные и национальные. Национальные символы. Китайская молодежь. Женщины в китайском обществе. Национальный характер. Кухня Китая(1).

Религии (1час). Китайская философия. Конфуцианство. Буддизм. Даосизм. Традиционная медицина. Инь, Янь; пять стихий.

Культура Китая. (4часа) Художественная культура Китая. Открытия, технические изобретения. Традиции, быт и нравы, обрядность, искусство, художественные ремесла (1). Скульптура. Жанры живописи. Шедевры китайской архитектуры. Дворцы и храмы (1). Достопримечательности. Императорский дворец Гугун, Летний дворец, храм Неба, Великая китайская стена, Пекинский университет. Храм Нефритового Будды. Сиань. Музей терракотовой армии. Гробница императора Цинь Шихуанди. Великий Шелковый путь (2).

История российско-китайских отношений (1час). Проблемы и перспективы развития, сотрудничество. Китай и Россия в XXI веке.

Китай на пути к глобализации. Современный Китай. (1час)

Входная анкета


Работа с раздаточным материалом.

Сообщения по теме Презентации.

DVD-фильм.


Викторина по истории Китая



Урок-практикум


Защита творческих работ (в группах, парах, индивид.)


Экскурсия в чайный дом.

Мастер-класс: чайная церемония.


Презентации, инд. задания



Работа с дидактическим материалом.


Практикум «Знаете ли Вы Китай?»



Творческие проекты (рисунки, сканворды, викторины, эссе





Итоговое анкетирование.

Тематическое планирование

Япония (17часов)


Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Введение в курс.(1час).

Япония в системе стран АТЭС. Внешнеэкономические связи.

Япония и японцы (1час). География Японии. Территория, острова. Климат. Население, национальный характер, особенности. Национальные символы. Столица Токио, города.

Государственное устройство (1час) Государственные символы. Институт императорской власти. Конституция Японии. Административное деление, префектуры.

Религии.(1час) Синтоизм - национальная религия. Синтоистские храмы. Буддизм.

Образования (1час). Школа. Высшие учебные заведения. Японский язык. Иероглифическое письмо. Азбука: хирагана, катакана.

Праздники (1час). Праздники госудаственные и национальны. Праздники, посвященные детям. Традиции: икэбана. чайная церемония, бонсай, юкими, цукими, ханами.

Японская национальная кухня (1час). Особенности кухни. Любимые блюда японцев: сасими, суси, якитори. Жилище. Особенности обустройства домашнего очага. Национальная одежда (1час) Элементы одежды: кимоно, юката, оби, гэта, дзори, таби. Спорт: кюдо, сумо, кэндо, каратэ. Олимпийские игры 1964, 1972,1998, 2002гг.

История и культура Японии (1час) Древнейшие письменные памятники: «Кодзики», «Нихон сёки». Три священные регалии: бронзовое зеркало, меч, яшмовая подвеска. Япония в древности. Керамика Дземон. Становление раннего государства в Японии. Хроника «Вэйчжи». Конституция С. Тайси, 604 г. Манифест Тайка.(1)

Япония в VIII-XII в.в. (1час) Свод законов Тайхо рицурё. Синтоистские богослужения. Буддийские монахи и монахини.Культура VIII-XII в.в. «Маньёсю». Становление самурайской власти (1час).Период Камакура, Муромати. Восстановление единства страны военачальниками О. Нобунага, Т. Хидэеси, Т.Иэясу.

Культура XII-XVI в.в. Камакурский буддизм. Золотой и Серебряный павильоны, замок Химэдзи, храм Рёандзи. Театры: но, кабуки, бунраку.

Япония в новое время (1час) От эпохи Эдо до реставрации Мэйдзи (1600-1868г.г.) Самоизоляция Японии. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое хозяйство. Мастера японской гравюры. Скульптура нэцкэ. Модернизация Японии. «Период громадных возможностей» (1912-1926г.г.(1)

Установление дипломатических отношений между Россией и Японией (2часа) История российско-японских отношений в XVII- XIXвв.В. Головин, И.Гошкевич, Е.Путятин. Симодский трактат 1855 года. Санкт-Петербургский трактат 1875 года. Конституция Великой Японской Империи, 1889г.(1).

Японско-китайская война 1894-1895г.г. Русско-японская война. Портсмутский договор 5 сентября 1905г.(1)

Япония в новейшее время (2часа) Правление Хирохито (1926-1989г.г.), Акихито с 1989г. Советско-японские отношения с середины 20-х годов XX века. Япония во Второй мировой войне. Капитуляция Японии. Конституция 1947г. Сан-Франциский мирный договор 1951г. Совместная декларация СССР и Японии 1956г. Проблема «северных» территорий (1). План действий 2003г. Российско-японские отношения в начале XXI века. Новое качество двухсторонних отношений. Россия и Япония: сотрудничество и дружественные связи (1).

Японцы в Приморье и во Владивостоке (1час). Дальний Восток России и Япония: сотрудничество и дружественные связи. Японские побратимы Владивостока: Ниигата, Акита, Хакодатэ.



Анкетирование «Что мы знаем о Японии?»


Работа с учебником «История и культура Японии».

Работа с раздаточным материалом.


Практикум:

«У нас в гостях Япония»




Мастер-класс «Каллиграфия»


Мастер – класс « Икэбана», «Кимоно», «Чайная церемония».


Экскурсия в Японский центр


Урок – практикум. Презентации

«В мире японских вещей»




Анализ документов, с.44.





Урок – презентация (Все о культуре Японии.)



Работа с документами учебника


DVD – фильм.

Экскурсия в Сад камней.



Оформление выставки ««Япония вчера, сегодня, завтра»


Документы, ч 2 учебника




Творческая работа с первоисточниками






Дискуссия на тему: «Проблема северных территорий»






Итоговая викторина

«В мире японских вещей»


Поисковые задания: «Японцы во Владивостоке»

Итоговое анкетирование






Учебно-методические источники


Вся Азия, справочник. М, 2003

Япония, справочник. М, 1992

Китай. Карманная энциклопедия. М, 2000

Страны мира, справочник. М, 2004

Исторический путеводитель. Китай. Знакомство с древней культурой. М, 2004

Энциклопедия. Японская мифология. М, 2008

Япония: Страна и люди. К, 2008

История и культура Японии .Сборник документов МИД Японии, 1992

История и культура Японии в документах и иллюстрациях. Учебное пособие, Владивосток, 2003

Совастеев В. Проблемы буржуазной революции Мэйдзи в японской историографии. Владивосток, 1984

Совастеев В. История Японии. Герои и антигерои. Владивосток, 2002

Совастеев В. История стран Северо-Восточной Азии (II пол. XIV-XX вв.). Владивосток, 2003

Ткаченко Б. Россия – Китай, Восточная граница в документах и фактах. Владивосток, 1999

История человечества – Индия, Целлон, Китай. С-Петербург, 2003

Ким Г, Саркисов К. Япония. М, 1992

Кавко А. Японские реалии. ДВГУ, 1984

Пронников В. Японцы. М, 1985

Чехонин Б. Многоликая Япония. М, 1970

Малевич И. Внимание, Китай. М, 2001

Малевич И. Китайская цивилизация. М, 2001

Девятов А. Китай и Россия в XIX в. М, 2002

Сидихменов В. Китай: страницы прошлого. М, 2003

Макарьян С. Праздники Японии. М, 1990

Самбурова Е. Китай. М, 1991

Печерица В. Политические партии стран АТР. Владивосток, 2004

Ванесса Лайд Уиткомб. Современный Китай. М, 2006

Гоголев К. Индия. Китай. Япония. М, 2004

Николаева Н. Декоративное искусство Японии. М, 1972

Конрад Н. Очерк истории культуры средневековой Японии. М, 1980

Виноградова. Скульптура Японии III-XIV вв. М, 1981

Журналы: GEO. 2004-2016гг.; Япония сегодня. 2000-2017гг;

Партнеры. 2002-2017г; Знакомьтесь – Япония, 1995-2002гг.;

Вокруг света; Всемирный Следопыт.

Видеофильмы, CD, DVD-диски;

ТСО: телевизор, видеомагнитофон, проигрыватель.