СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного предмета Социально-бытовая ориентация

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  факультативного предмета 

Социально-бытовая ориентация

по программам профессионального обучения – программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

Программа  факультатива «Социально-бытовая ориентировка» рассчитана  на обучающихся по профессии 19601 Швея.

 Обучение 1 год 10 месяцев

Количество часов на освоение программы:  66 часов

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного предмета Социально-бытовая ориентация»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 2»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного предмета

Социально-бытовая ориентация





по программам профессионального обучения – программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих





















2017



РАССМОТРЕНО:
на заседании методической комиссии

Протокол № ____ от ____________

Председатель МК _______________

Согласовано
заместитель директора по УР


__________________ Т.Н. Маслова






Содержание программы факультативных предметов реализуется в процессе всего курса обучения, согласно учебному плану.





Составитель: Мартыновских Галина Вячеславовна





































Пояснительная записка

Программа факультатива «Социально-бытовая ориентировка» рассчитана на обучающихся по профессии 19601 Швея.


Обучение 1 год 10 месяцев.


Количество часов на освоение программы: 66 часов


Цель факультатива: развитие социальной компетентности у обучающихся с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи:

  • формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

  • формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья обучающихся и условий их социально-психологической адаптации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

  • освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

  • развитие умений, необходимых обучающимся с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

  • повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

  • Воспитание позитивных качеств личности

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы у обучающихся должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.

Обучающиеся должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

в сфере организации питания:

  • различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, зерномучные продукты;

  • определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания; 

  • различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;

  • размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;

  • обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать;

  • готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);

  • правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);

  • сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);

  • убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;

  • соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;

в сфере ухода за телом:

выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);

  • мыть тело;

  • мыть и расчёсывать волосы;

  • чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;

  • пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;

  • пользоваться дезодорантом;

  • оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.

  • в сфере ухода за одеждой и обувью:

  • пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);

  • складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);

  • чистить одежду щёткой;

  • стирать одежду вручную и в стиральной машине;

  • утюжить одежду;

  • выполнять мелкий ремонт одежды;

  • ухаживать за обувью;

в сфере ухода за жилищем:

  • наводить порядок в помещении;

  • застилать постель;

  • удалять пыль с мебели, зеркал и др.;

  • подметать и мыть, пол;

  • пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;

  • пользоваться пылесосом;

  • выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);

  • ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;

 жизненно значимые умения:

  • ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая); связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека); культуры (библиотека, кинотеатр, музей);

  • различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.;

  • ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;

  • осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках;

  • ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;

  • обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;

  • правильно вести себя в учреждениях культуры;

  • пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;

  • ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт);

  • пользоваться деньгами, осуществлять платежи.


Календарно-тематическое планирование

Тема

№ п/п

Содержание материала

дата

1 семестр


Личная гигиена

Правила личной гигиены в течение дня.

Предметы и средства личной гигиены


Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств. Маникюр, принадлежности для маникюра


Уход за волосами (мытье, прическа). Уход за полостью рта



Медицинская


помощь

Инфекционные и венерические заболевания,

причины возникновения. Профилактические меры. Значение прививок.


Страховой медицинский полис, порядок получения, его назначение.


Листок нетрудоспособности. Порядок получения его, предъявления по месту работы и учёбы.


Женская консультация, ее назначение, порядок

записи на прием.


Посещение больницы, поликлиники, аптеки


Практическое занятие

Вызов экстренной помощи.


Вредные привычки

Вред курения


Вред алкоголя


Вред наркотиков


Жилище

Санитарно-гигиенические требования к состоянию жилища.


Кухонные электроприборы, их использование, уход за ними. Правила техники безопасности при работе с электроприборами.


Правила хранения продуктов питания.


Правила пользования столовой посудой.


Растения для дома и огорода. Уход за домашними растениями и растениями в огороде.


Домашние животные. Уход за домашними животными. Приют для бездомных животных. Зоомагазины. Ветеринарные клиники.


Оформление жилища к праздникам.


Одежда и обувь

Виды одежды и головных уборов, их назначение


2 семестр

Одежда и обувь

Повседневный уход за одеждой


Виды обуви, их назначение


Повседневный уход за обувью


Средства связи

Сотовая связь. Назначение, стоимость услуг.


Интернет, стоимость услуг.


Практическое занятие

Правила пользования интернетом. «Полезные» сайты.


Транспорт


Виды транспорта (частный, общественный, городской, пригородный). Общегородской транспорт. Оплата в городском транспорте.


Такси. Вызов такси.


Правила поведения в транспорте.


Правила дорожного движения.


Практическое занятие

Ролевые игры «Пассажир - пассажир», «Пассажир - прохожий», «Пассажир – работник транспорта».



Культура поведения


Правила поведения в различных компаниях и общественных местах.


Культура общения.


Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим


Социальные нормы и правила.


Поведение за столом при приеме пищи


Права и обязанности члена общества.


Практическое занятие

Правила поведения в гостях: «Вы пришли в гости»


Практическое занятие

«Подарок на день рождения»


Правила поведения работающего человека.


Адекватная самооценка в различных жизненных ситуациях


Бюджет

Планирование расходов на месяц.


Распределение бюджета. Обязательные платежи. Оплата коммунальных услуг


Расходы на удовлетворение культурных

потребностей членов семьи


Сбережения. Лотереи, целесообразность участия в них.


Кредит. Банковские ссуды, их виды, условия.


Практическое занятие

Распределение бюджета семьи


Торговля

Основные виды магазинов, их назначение


Правила поведения в магазине


Порядок покупки товаров в продовольственном магазине


Выбор продуктов.


Практическое занятие

Определение правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.


Семья

Роль семьи в обществе и жизни человека.


Этика семейных отношений.

Права и обязанности членов семьи.


Отношения родителей с детьми.


Обязанности детей по отношению к родителям. Помощь младшим членам семьи.


Друзья в жизни человека.


Дальнее окружение человека.


Учреждения

культуры

Государственные

учреждения

Правила поведения в учреждениях культуры.


Социальная защита граждан. Льготы для различных категорий граждан.


Центр занятости населения.


Практическое занятие

Правила поведения и общения в государственных учреждениях.


Мой дом и моя земля

Родина. Взаимосвязь города и села.


Близлежащие страны с Россией.

Отношения с близлежащими странами.



Зачет



Основные источники:


  1. PDF Воспитание и обучение детей и ростков с тяжелыми и множественными

нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М.

Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 239 с.

  1. PDF Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М.

Щербаковой.


Дополнительные источники:


  1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учрежд. нач. и сред. проф. обр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 320 стр.

  2. Матюхина З.П. Основы физилогии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. обр .- М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256стр.

  3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. обр.; учеб. Пособие для сред. проф. обр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 стр.


Интернет - источники:


  1. www.docme.ru\doc\70413\social.no-bytovaya-orientirovka