Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ №1
___________ Е.Ю. Кащенко
«___»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС
«ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»
Класс 6 класс
Учитель Пустоветова Юлия Валерьевна
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель МО /Филиппович С.Д./
Зам. председателя МС /Сутягина В.И. /
Новосибирск – 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.). При составлении рабочей программы также учитывалось содержание учебника Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.
Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.
Цель:
формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;
о месте экологии растений в ботанической науке;
об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.
Задачи:
изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;
изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;
познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.
познакомить с периодическими явлениями в жизни растений.
В 6 классе лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий по причине большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
В рабочую программу внесены следующие изменения: практические работы, требующие работы с дневниками наблюдений, заменены близкими по содержанию работами:
«Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности»,
«Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности»,
«Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».
Причиной этих изменений является отсутствие круглогодичных систематических записей в дневниках наблюдений учащихся.
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час, в том числе
лабораторных работ – 8,
практических работ – 7,
экскурсий - 4
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы;
экскурсии.
Формы контроля ЗУН:
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
тестирование;
практикум.
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход).
Основной формой обучения является урок, помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лабораторные и практические работы, практикумы.
Для оценки достижений учащихся по изучению данных курсов необходимо использовать следующие виды контроля: поурочный и тематический.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
При осуществлении поурочного контроля оценивается процесс учебной деятельности учащихся, познавательные и общеучебные умения, использование рациональных способов выполнения заданий с учётом проявления интереса к учению, стремления к достижению поставленной цели и других индивидуальных и личностных качеств.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы. При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, дидактические разноуровневые тесты, самостоятельные работы, лабораторные и практические работы, исследования, сообщения, проекты.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
Тема 1. | Экология растений: раздел науки и учебный предмет | 2ч |
Тема 2. | Свет в жизни растений | 3ч |
Тема 3. | Тепло в жизни растений | 3ч |
Тема 4. | Вода в жизни растений | 3ч |
Тема 5. | Воздух в жизни растений | 3ч |
Тема 6. | Почва в жизни растений | 3ч |
Тема 7. | Животные и растения | 2ч |
Тема 8. | Влияние растений друг на друга | 1ч |
Тема 9. | Грибы и бактерии в жизни растений | 2ч |
Тема 10. | Сезонные изменения растений | 2 ч |
Тема 11. | Изменение растений в течение жизни | 1ч |
Тема 12. | Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 2ч |
Тема 13. | Жизненные формы растений | 1 ч |
Тема 14. | Растительные сообщества | 3ч |
Тема 15. | Охрана растительного мира | 3 ч |
| Итого: | 35 ч |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | Раздел, тема урока | Практич.часть | Домашнее задание |
Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч) |
| 1 | Вводный инструктаж по т/б. Экология как наука и учебный предмет. Организм и среда обитания. | | §1, 2 |
| 2 | Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды | экскурсия | Опыт. Влияние света на рост и развитие растений |
Тема 2. Свет в жизни растений (3ч) |
| 3 | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Практическая работа 1. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности. | Пр. р. 1 | §3, 4 |
| 4 | Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Лабораторная работа 1. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. | Л. Р. 1 | §5, 6 |
| 5 | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | | §7 |
Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч) |
| 6 | Температура как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к теплу. | | §9, 10 |
| 7 | Практическая работа 2. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности. | Пр. р. 2 | §11 |
| 8 | Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для растений. | | §12 |
Тема 4. Вода в жизни растений (3ч) |
| 9 | Вода как необходимое условие жизни растений. | | §14. Опыт. Влияние воды и тепла на прорастание растений |
| 10 | Экологические группы растений по отношению к воде. Практическая работа 3. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности. | Пр. р. 3 | §15 |
| 11 | Влажность как экологический фактор. Приспособление растений к различным условиям влажности. Лабораторная работа 2. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. | Л. Р. 2 | §17 |
Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч) |
| 12 | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Лабораторная работа 3. Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. | Л. Р. 3 | §21, 22 |
| 13 | Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | | §21 |
| 14 | Приспособление растений к опылению и распространению ветром. Лабораторная работа 4. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. | Л. Р. 4 | §23, 24 |
Тема 6. Почва в жизни растений (3ч) |
| 15 | Почва как необходимое условие жизни растений. Виды и состав почвы. | | §26, 27 |
| 16 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | | §28 |
| 17 | Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. Экскурсия. Человек и почва. | Экскурсия | §29,30 |
Тема 7. Животные и растения (2ч) |
| 18 | Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Лабораторная работа 5. Изучение защитных приспособлений растений. | Л. Р. 5 | §31, 32 |
| 19 | Значение животных для опыления и распространения растений. Растения-хищники. Лабораторная работа 6. Способы распространения плодов и семян. | Л. Р. 6 | §33, 34 |
Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч) |
| 20 | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Лабораторная работа 7. Взаимодействие лиан с другими растениями. | Л. Р. 7 | §35, 36 |
Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч) |
| 21 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. | | §37, 38 |
| 22 | Бактериальные и грибные болезни растений. Лабораторная работа 8. Грибные заболевания злаков. | Л. Р. 8 | §39 |
Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч) |
| 23 | Приспособленность растений к сезонам года. Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. | Экскурсия | §40, 41 |
| 24 | Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. | | §42 |
Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч) |
| 25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений. | | §45 |
Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч) |
| 26 | Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. | | §46, 47 |
| 27 | Практическая работа 4. Воздействие человека на растительность. | Пр. р. 4 | §47 |
Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч) |
| 28 | Разнообразие жизненных форм растений. Практическая работа 5. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. | Пр. р. 5 | §48, 49 |
Тема 14. Растительные сообщества (3ч) |
| 29 | Растительные сообщества, их видовой состав, количественные соотношения видов. | | §51, 52 |
| 30 | Строение растительных сообществ. Экскурсия. Строение растительного сообщества. Практическая работа 6. Изучение состояния сообщества. | Экскурсия. Пр. р. 6 | §54 |
| 31 | Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. | | §55 |
Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч) |
| 32 | Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения | | §57 |
| 33 | Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности. | | §58 |
| 34 | Практическая работа 7. Охраняемые территории России | Пр. р. 7 | |
| 35 | Подведение итогов | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)
В результате изучения курса «Экология» 6 класс ученик должен:
знать/понимать
благоприятные и неблагоприятные условия среды; понятие об экологических факторах; основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
причины гибели организмов, регуляция численности;
приспособленность живых организмов к условиям среды;
роль растений в жизни животных и человека;
роль воды в питании живых организмов;
условия, необходимые для поддержания жизни; границы жизни;
влияние деятельности человека на биологическое разнообразие;
приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений;
роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе;
современные проблемы охраны окружающей среды;
взаимоотношения между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;
анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;
жизненные формы растений и принципы их классификации.
периодические явления в жизни растений.
уметь
узнавать наиболее распространенные растения своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений с использованием атласа-определителя;
выявлять взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения; влияние живых организмов на окружающую среду;
описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями;
определения наиболее благоприятных и неблагоприятных условий среды;
выявления взаимосвязей живых организмов разных царств со средой обитания;
выявления влияния деятельности человека на биологическое разнообразие;
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
При традиционном подходе к организации занятий оценивание знаний, умений и навыков учащихся будет осуществляться по окончанию факультативного курса в системе «зачет» / «незачет» по результатам итоговой контрольной работы в виде теста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г., № 1089
- Программа курса И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)
- Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.
Дополнительная литература для учителя:
Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.
Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.
Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002. - 70 с.
Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.
- для учащихся:
Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.
Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.
Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.
Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.
Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.
Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.