РП факультатива «Русский язык»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
работать по предложенному учителем плану и учиться планировать учебную деятельность;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, понимать информацию, представ ленную в виде рисунков, схем, сравнивать предметы, объекты, находить общее и различие;
использовать материалы из справочников, словарей (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне нескольких предложений);
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Содержание курса
Наша речь ( 2 часа )
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (2 часа)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (2 часа )
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова.
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении.
Слова, слова, слова …….( 20 час)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Части речи ( 8 часов) Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Формы проведения :викторина, конкурс « Юный знаток русского языка», мозговой штурм, блицтурнир,КВН.
Методы: познавательные, проблемные.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Наша речь | |
1. | Виды речи | 1 | 6.09 | |
2. | Диалог и монолог | 1 | 13 | |
Текст | |
3. | Что такое текст | 1 | 20 | |
4. | Части текста | 1 | 27 | |
Предложение | |
5 | Что такое предложение? | 1 | 4.10 | |
6 | Члены предложения | 1 | 11 | |
Слова, слова, слова ……. | |
7-8 | Слово и его значение | 2 | 18,25 | |
9 | Синонимы и антонимы | 1 | 1.11 | |
10(1) | Однокоренные слова | 1 | 15 | |
11-12(2-3) | Слог. Ударение. Перенос слов | 2 | 22,29 | |
Звуки и буквы | |
13(4) | Как различить звуки и буквы | 1 | 6.12 | |
14(5) | Русский алфавит , или азбука | 1 | 13 | |
15,16,17 (6,7, 1) | Гласные звуки | 3 | | |
18,19,20 (2,3,4) | Согласные звуки | 3 | 24,31 7.02 | |
21(5) | Мягкий знак | 1 | 14 | |
22 (6) | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ | 1 | 21 | |
25(7) | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА- ЩА,ЧУ – ЩУ | 1 | 28 | |
24, 25,26 (8,9,10,) | Звонкие и глухие согласные звуки | 3 | 7.03. 14,21 | |
27(1) | Разделительный мягкий знак | 1 | 4.04 | |
Части речи | |
27(2) | Что такое части речи ? | 1 | 11 | |
29,30 (3-4) | Имя существительное | 2 | 18 25 | |
31,(5) | Глагол | 1 | 2.05 | |
32(6) | Имя прилагательное | 1 | 16 | |
33(7) 34 (8) | Местоимение. Предлоги | 2 | 23 30 | |