РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Удивительные животные»
Программа внеурочной деятельности по курсу «Удивительные животные» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
Целью данной программы является развитие интереса к биологии и экологии животных, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование экологического мышления.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
Предметные:
Расширить представления учащихся о животных, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на животный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.
Формировать целостное научное мировоззрение, экологическое мышление.
Метапредметные:
Формировать основные навыки-исследовательской и проектной деятельности.
Формировать у учащихся навыки работы с информацией: научной литературой, документами, интернет – ресурсами.
Личностные:
Стимулировать личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к научному творчеству.
Совершенствовать нравственную культуру учащихся через формирование экологического мышления.
Общая характеристика учебного курса
Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.
Занятия по программе внеурочной деятельности включают теоретические и практические модули. Деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:
- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей в области биологии и других.
Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, участия в олимпиадах и конкурсах по биологии, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, интерактивная лекция, групповые и индивидуальные исследования, проектные работы, самостоятельная работа, доклад, выступление. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.
Место данного курса в учебном плане
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю.
В реализации данной образовательной программы участвуют учащиеся 7 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностно и метапредметные результаты освоения
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сравнении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются:
формирование представлений о взаимосвязи между живыми организмами; формирование исследовательских умений.
В познавательной (интеллектуальной) сфере
приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;
объяснение роли животных в жизни человека; значения биоразнообразия животного мира;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Контрольно-измерительные материалы
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит через выполнение групповых проектов.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию ситуации ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Примерные темы проектов
Адаптация насекомых к наземно-воздушной среде.
Ядовитые животные Республики Хакасия.
Аккумуляционная роль животных в природе.
Выработка условных рефлексов у домашней кошки.
Выработка условных рефлексов у домашней собаки.
Невидимые паразиты.
Ультразвуки в мире животных.
Заботливые родители в животном мире.
Содержание курса
Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю)
1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
Занятие 1.Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам.
Занятие 2. Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам.
2. Гиганты моря и суши в мире животных (4 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).
Занятие 3. Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.
Занятие 4.Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Занятие 5.Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.
Занятие 6.Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
3.Ядовитые животные (6 ч).
Занятие 7.Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
Занятие 8.Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
Занятие9.Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Занятие 10.Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Занятие 11.Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Занятие 12.Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
4.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.
Занятие 13.Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Занятие 14. Раковины моллюсков.
Занятие 15. Панцири броненосцев и черепах.
Занятие 16. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.
5.Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Занятие 17 .Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
6.Животные - строители (2 ч).
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Занятие 19.Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки
Занятие 20.Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.
7.Заботливые родители (3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Занятие 21.Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Занятие 22.Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Занятие 23.Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.
8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Занятие 24.Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.
Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
10.Животные - герои и символы ( 3 ч).
Занятие 30. Животные – герои песен и сказок, и легенд.
Занятие 31. Животные символы стран: Египет - кошка, Индия – корова.
11.Бионика - перспективы развития (1 час)
Занятие 32. Бионика как наука
12. Защита проектов
Занятия 33.-34. Презентация проектов
Тематическое планирование занятий «Удивительные животные»
Всего 34 ч, 1 час в неделю
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт |
Среды жизни и их обитатели (2 ч) | |
1 | Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам | Формировать умение слушать, работать с литературой, Интернет-источниками , составлять вопросы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием. Формировать понятие о личной гигиене и правилах поведения в природе. | 04.09 | |
2 | Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам | 11.09 | |
Гиганты моря и суши в мире животных (4 ч) | |
3 | Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. | Формировать умение слушать, работать с литературой, Интернет-источниками, составлять вопросы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Формировать понятие о личной гигиене и правилах поведения в природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе | 18.09 | |
4 | Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. | 25.09 | |
5 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. | 02.10 | |
6 | Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги | 09.10 | |
Ядовитые животные (6 ч) | |
7 | Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. | Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием. Формировать умение слушать, умение работать с текстом, делать выводы, представлять свои творческие работы, защищать свои идеи. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Формировать понятие о правилах поведения в природе и приобрести навыки первой помощи. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека при встрече с ядовитыми животными. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы | 16.10 | |
8 | Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. | 23.10 | |
9 | Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. | 06.11 | |
10 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. | 13.11 | |
11 | Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. | 20.11 | |
12 | Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. | 27.11 | |
Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч) | |
13 | Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. | Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием. Формировать умение слушать, работать с литературой, Интернет-источниками, составлять вопросы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. | 04.12 | |
14 | Раковины моллюсков. | 11.12 | |
15 | Панцири броненосцев и черепах. | 18.12 | |
16 | Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. | 25.12 | |
Животные рекордсмены (2 ч) | |
17 | Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. | Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы; распределять командные роли. Формировать умение составлять и представлять свои творческие работы, делать выводы, умение защищать свою точку зрения; составлять вопросы. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы | | |
18 | Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. | | |
Животные - строители (2 ч) | |
19 | Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. | Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы; распределять командные роли. Формировать умение делать выводы, умение защищать свою точку зрения; составлять вопросы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе | | |
20 | Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. | | |
Заботливые родители (3 ч) | |
21 | Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. | Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; умение слушать; групповой работы. Формировать умение делать выводы; составлять вопросы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе | | |
22 | Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. | | |
23 | Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих. | | |
Язык животных (4 ч) | |
24 | Язык животных. Танец пчел, муравьев, | Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение слушать, умение работать с текстом, делать выводы, представлять свои творческие работы, защищать свои идеи. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Формировать понятие о правилах поведения в природе. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы | | |
25 | Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. | | |
26 | Значение пения птиц, общение млекопитающих. | | |
27 | Химический язык, его расшифровка и использование человеком. | | |
Животные – понятливые ученики. (2 ч) | |
28 | Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. | Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием. Формировать умение слушать, умение работать с текстом, делать выводы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в отношении домашних и диких животных | | |
29 | Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. | | |
Животные – герои и символы (2 часа) | |
30 | Животные – герои песен и сказок и легенд. | Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы; распределять командные роли. Формировать умение составлять и представлять свои творческие работы, делать выводы, умение защищать свою точку зрения; составлять вопросы. | | |
31 | Животные - символы стран: Египет - кошка, Индия – корова. | | |
Бионика - перспективы развития (1 час) | |
32 | Бионика как наука. | Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением. | | |
Защита проектов(2 часа) | |
33 | Презентация проектов | Умение представлять свои творческие работы, делать выводы, умение защищать свою точку зрения, составлять вопросы. Умение оценивать свою работу и работу товарищей. | | |
34 | Презентация проектов | | |
| Всего: 34 ч | | | |
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия
Комплект таблиц «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой.
Натуральные объекты
Скелеты
Чучела
Влажные препараты
Микропрепараты
Приборы
Раздаточные
Микроскоп световой
Демонстрационные
Лупа ручная
Технические средства обучения
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
видеозаписи, презентации, электронные учебные пособия.
Список литературы
Литература для учителя
Биология. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.
Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок).
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).
Хаусман К. Протозоология. М.: Мир – 1988
Литература для учащихся
Все о животных: Рыбы и земноводные. – Мн.: Харвест, 2000.-528 с.: ил
Красная книга Республики Хакасия. Животные.
Волцит О. В., Черняховский М. Е. Природа России: жизнь животных. Беспозвоночные. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 768 с.
Балаян В. М., Короткий Р.М. Химический язык насекомых. М.: Агропромиздат 1987
Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.
Детская энциклопедия «Я познаю мир».
Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. «Занимательная зоология»
Пугал Н.А. Биологические исследования, М,2009
Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,
Ресурсы Интернета
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
http://www.cultinfo.ru
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации). Сайт Российского общеобразовательного Портал
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.
www.km.ru/ education Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».