СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива "Удивительные животные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива "Удивительные животные"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативному курсу

«Удивительные животные»



Программа внеурочной деятельности по курсу «Удивительные животные» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;

Целью данной программы является развитие интереса к биологии и экологии животных, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование экологического мышления.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

Предметные:

Расширить представления учащихся о животных, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на животный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.

Формировать целостное научное мировоззрение, экологическое мышление.

Метапредметные:

Формировать основные навыки-исследовательской и проектной деятельности.

Формировать у учащихся навыки работы с информацией: научной литературой, документами, интернет – ресурсами.

Личностные:

Стимулировать личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к научному творчеству.

Совершенствовать нравственную культуру учащихся через формирование экологического мышления.


Общая характеристика учебного курса

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности включают теоретические и практические модули. Деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей в области биологии и других.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, участия в олимпиадах и конкурсах по биологии, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, интерактивная лекция, групповые и индивидуальные исследования, проектные работы, самостоятельная работа, доклад, выступление. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.


Место данного курса в учебном плане

Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа, 1 час в неделю.

В реализации данной образовательной программы участвуют учащиеся 7 класса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностно и метапредметные результаты освоения

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

-умение работать с разными источниками информации;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сравнении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения данной программы являются:

формирование представлений о взаимосвязи между живыми организмами; формирование исследовательских умений.

В познавательной (интеллектуальной) сфере

приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;

объяснение роли животных в жизни человека; значения биоразнообразия животного мира;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы


Контрольно-измерительные материалы

Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит через выполнение групповых проектов.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию ситуации ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Примерные темы проектов

Адаптация насекомых к наземно-воздушной среде.

Ядовитые животные Республики Хакасия.

Аккумуляционная роль животных в природе.

Выработка условных рефлексов у домашней кошки.

Выработка условных рефлексов у домашней собаки.

Невидимые паразиты.

Ультразвуки в мире животных.

Заботливые родители в животном мире.


Содержание курса

Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю)

1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.

Занятие 1.Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам.

Занятие 2. Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам.

2. Гиганты моря и суши в мире животных (4 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).

Занятие 3. Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.

Занятие 4.Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

Занятие 5.Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.

Занятие 6.Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

3.Ядовитые животные (6 ч).

Занятие 7.Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

Занятие 8.Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.

Занятие9.Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.

Занятие 10.Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.

Занятие 11.Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.

Занятие 12.Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека


4.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).

Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.

Занятие 13.Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.

Занятие 14. Раковины моллюсков.

Занятие 15. Панцири броненосцев и черепах.

Занятие 16. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.

5.Животные рекордсмены (2 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

Занятие 17 .Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.

Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

6.Животные - строители (2 ч).

Пауки, пчелы, птицы, бобры.

Занятие 19.Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки

Занятие 20.Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.

7.Заботливые родители (3 ч).

Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

Занятие 21.Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.

Занятие 22.Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.

Занятие 23.Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

8.Язык животных (4 ч).

Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Занятие 24.Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.

Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных

Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.

Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

10.Животные - герои и символы ( 3 ч).

Занятие 30. Животные – герои песен и сказок, и легенд.

Занятие 31. Животные символы стран: Египет - кошка, Индия – корова.

11.Бионика - перспективы развития (1 час)

Занятие 32. Бионика как наука

12. Защита проектов

Занятия 33.-34. Презентация проектов



Тематическое планирование занятий «Удивительные животные»

Всего 34 ч, 1 час в неделю

п/п

Тема занятия

Виды деятельности учащихся

Дата проведения


план

факт

Среды жизни и их обитатели (2 ч)


1

Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам

Формировать умение слушать, работать с литературой, Интернет-источниками , составлять вопросы.

Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе.

Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием.

Формировать понятие о личной гигиене и правилах поведения в природе.

04.09


2

Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам

11.09


Гиганты моря и суши в мире животных (4 ч)


3

Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.

Формировать умение слушать, работать с литературой, Интернет-источниками, составлять вопросы.

Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе.

Формировать понятие о личной гигиене и правилах поведения в природе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

18.09


4

Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

25.09


5

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.

02.10


6

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

09.10


Ядовитые животные (6 ч)


7

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием.

Формировать умение слушать, умение работать с текстом, делать выводы, представлять свои творческие работы, защищать свои идеи.

Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе.

Формировать понятие о правилах поведения в природе и приобрести навыки первой помощи. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека при встрече с ядовитыми животными. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

16.10


8

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.

23.10


9

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.

06.11


10

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.

13.11


11

Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.

20.11


12

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

27.11


Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч)


13

Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.

Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием.

Формировать умение слушать, работать с литературой, Интернет-источниками, составлять вопросы.

Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

04.12


14

Раковины моллюсков.

11.12


15

Панцири броненосцев и черепах.

18.12


16

Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.

25.12


Животные рекордсмены (2 ч)


17

Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.

Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы; распределять командные роли.

Формировать умение составлять и представлять свои творческие работы, делать выводы, умение защищать свою точку зрения; составлять вопросы. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы



18

Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.



Животные - строители (2 ч)


19

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.

Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы; распределять командные роли.

Формировать умение делать выводы, умение защищать свою точку зрения; составлять вопросы.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе



20

Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.



Заботливые родители (3 ч)


21

Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.

Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; умение слушать; групповой работы.

Формировать умение делать выводы; составлять вопросы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе



22

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.



23

Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.



Язык животных (4 ч)


24

Язык животных. Танец пчел, муравьев,

Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение слушать, умение работать с текстом, делать выводы, представлять свои творческие работы, защищать свои идеи.

Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе.

Формировать понятие о правилах поведения в природе. Оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы



25

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.



26

Значение пения птиц, общение млекопитающих.



27

Химический язык, его расшифровка и использование человеком.



Животные – понятливые ученики. (2 ч)


28

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.

Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием.

Формировать умение слушать, умение работать с текстом, делать выводы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением, уметь работать в группе. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в отношении домашних и диких животных



29

Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.



Животные – герои и символы (2 часа)


30

Животные – герои песен и сказок и легенд.

Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы; распределять командные роли.

Формировать умение составлять и представлять свои творческие работы, делать выводы, умение защищать свою точку зрения; составлять вопросы.



31

Животные - символы стран: Египет - кошка, Индия – корова.



Бионика - перспективы развития (1 час)


32

Бионика как наука.

Формировать навыки работы с литературой и Интернет ресурсами; групповой работы. Формировать навыки обмена впечатлениями и мнением.



Защита проектов(2 часа)


33

Презентация проектов

Умение представлять свои творческие работы, делать выводы, умение защищать свою точку зрения, составлять вопросы. Умение оценивать свою работу и работу товарищей.



34

Презентация проектов




Всего: 34 ч







Материально-техническое обеспечение

Печатные пособия

Комплект таблиц «Зоология».

Наборы картинок в соответствии с тематикой.

Натуральные объекты

Скелеты

Чучела

Влажные препараты

Микропрепараты

Приборы

Раздаточные

Микроскоп световой

Демонстрационные

Лупа ручная

Технические средства обучения

Компьютер, проектор, интерактивная доска;

видеозаписи, презентации, электронные учебные пособия.


Список литературы

Литература для учителя


  1. Биология. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя / Сост. Сонин Н.И. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2004.

  2. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

  3. Гигани О.Б., Сперанская О.Н. Общая биология.- М.: «Уникум-Центр», 1999.

  4. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  5. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов. Биология.- М: Дрофа, 2004.

  6. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

  7. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учителя и учащихся. – Смоленск: Русич, 1999.-256 с. – (Веселый урок).

  8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. - (Стандарты второго поколения).

  9. Хаусман К. Протозоология. М.: Мир – 1988


Литература для учащихся

  1. Все о животных: Рыбы и земноводные. – Мн.: Харвест, 2000.-528 с.: ил

  2. Красная книга Республики Хакасия. Животные.

  3. Волцит О. В., Черняховский М. Е. Природа России: жизнь животных. Беспозвоночные. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 768 с.

  4. Балаян В. М., Короткий Р.М. Химический язык насекомых. М.: Агропромиздат 1987

  5. Никимов А.И. Биология. Справочник школьника.

  6. Детская энциклопедия «Я познаю мир».

  7. Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. «Занимательная зоология»

  8. Пугал Н.А. Биологические исследования, М,2009

  9. Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М. Д. Аксеновой. - М.: Аванта +, 2001 г.,


Ресурсы Интернета

http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

http://www.cultinfo.ru

http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации). Сайт Российского общеобразовательного Портал

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

www.km.ru/ education Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».