СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Секреты орфографии".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса  по русскому языку для 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Секреты орфографии".»




Приложение №1

к ООП ООО

МБОУ «СОШ №6

им. К.Минина»













Рабочая программа факультативного курса


«Секреты орфографии»


  1. класс



































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по русскому языку для основной школы, рабочей программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.].». М.: Просвещение.

Данная рабочая программа факультатива по русскому языку предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательной школы. Данный факультатив позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.


На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.


Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.


Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5 -6 классы,

  • расширить и углубить полученные ранее знания;

  • систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

-совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.


Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.


Основные методы и приёмы работы:

  • лекция;

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • создание проблемной ситуации;

  • анализ текстов различных стилей и типов;

  • работа с тестами;

  • различные виды грамматического разбора;

  • работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

  • создание таблиц, схем, алгоритмов;

  • обсуждение, диалог;

  • работа по карточкам;

  • написание и редактирование орфографических диктантов;

  • самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.



Факультативный курс рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА



Выпускник научится:

- находить в словах изученные орфограммы;

-уметь обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;

-находить и исправлять орфографические ошибки;

-правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;

-правильно писать слова с орфограммами, обусловленными -морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностными результатами освоения факультативного курса являются:

-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

-уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения факультативного курса являются:

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

-способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

-применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

-коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения факультативного курса являются:

-усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

-освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

-опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

-проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.










































3.СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА


Введение. Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.


Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. Фонетический принцип русской орфографии . Тайна фонемы. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Орфографический словарь - наш главный помощник. Опасные согласные. Звонкие и глухие «двойняшки».

Старые знакомые Ъ и Ь. Большие и маленькие (правописание имен собственных). Словообразовательный принцип русской орфографии. Слитно, раздельно, через дефис. Омонимичное правописание слов. Как «справиться со сложными словами»? Сколько н писать? (правописание слов с н и нн).Морфологический принцип русской орфографии. История образования и правописания числительных. Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).

Орфографические головоломки. Морфемный принцип русской орфографии. Приставки-труженицы (классификация приставок). Кто командует корнями? Суффиксы - большие молодцы.

Волшебный клубок орфограмм.

Значение орфографии. Путешествие в страну русского языка. Орфография в нашей жизни.


























4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тематический план факультативного курса «Секреты орфографии»


Содержание

Количество часов

Орфография как раздел науки о языке

23

Орфограммы в приставках.

3

Орфограммы в корне.

2

Орфограммы в суффиксах.

2

Значение орфографии.

4

Итого:

34














Тематическое планирование.


Тематическое планирование


Количество

урока



часов


Орфография как раздел науки о языке

23

1

Дорога к письменности. Как люди обходились без

1


письма.






2

Орфография как раздел науки о языке. Основные

1


принципы русской орфографии.



3

Тайна фонемы.


1

4-5

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

2

6-7

Коварные словарные слова.


2

8

Орфографический словарь- наш главный помощник.

1


Проверь себя. Тест №1.



9

Опасные согласные.


1

10

Звонкие и глухие «двойняшки».


1

11

Старые знакомые ъ и ь.


1

12

Большие и маленькие(правописание имен собственных).

1

13-15

Слитно, раздельно, через дефис.


2

16-17

Сколько писать? Одну или две?


2

18

Как справиться со сложными словами?


1

19

Решение орфографических задач.


1

20

Проверь себя. Тест №2


1

21

История образования и написания числительных.

1

22

Что вместо имени у нас?(о правописании местоимений).

1

23

Орфографические головоломки.


1


Орфограммы в приставках.


3

24

Приставки - труженицы(классификация

приставок).

1

25

Приставки - труженицы(классификация

приставок).

1

26

Приставки - труженицы(классификация

приставок).

1


Орфограммы в корне.


2

27

Кто командует корнями?


1

28

Проверь себя. Тест №3.


1


Орфограммы в суффиксах.


2

29

Суффиксы-большие молодцы.


1

30

Суффиксы-большие молодцы.


1


Значение орфографии.


4

31

Волшебный клубок орфограмм.


1

32

Путешествие в страну русского языка.


1

33

Проверь себя. Тест №4.


1

34

Значение орфографии.


1


Итого:


34 часа