СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа расчитана на три года. Для учащихся 2,3 и 4 классов.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
факультативного курса «Вдумчивый читатель»
для обучающихся 2-4 классов
Предметная область: филология
Разработало:
МО начальных классов.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Вдумчивый читатель» составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями);
- Санитарно-эпидемиологических правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями);
- Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 № 42729);
- Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (с изменениями)»;
- Положение о рабочей программе. Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол от 12.03.2016 № 5, утверждено директором МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск от 12.03.2016 № О-20/1
Срок реализации программы – 3 года.
Цели учебного предмета, задачи, актуальность.
В современном мире, когда информационный поток, бумагооборот столь велики, умения осмысленно читать и обрабатывать полученную информацию несомненно важны. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Цель данного курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности
Задачи курса:
воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);
совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);
сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию; преобразовывать её;
обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;
развивать творческую читательскую деятельность учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;
способствовать развитию традиций семейного чтения;
организовать подготовку к выполнению итоговых комплексных работ.
Курс «Вдумчивый читатель» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО. От достижения целей и задач данного курса зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.
Общая характеристика учебного курса
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.
Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом и нравственном воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, поиск, извлечение и преобразование информации. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова.
Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, на занятиях курса ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Использование ТДМ на занятиях курса создает условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС.
Данная программа направлена на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: игры и упражнения на развитие речи, памяти, внимания, пространственного восприятия, навыков чтения; словесное, графическое и музыкальное рисование; разные формы творческого пересказа; создание собственных текстов; коммуникативные игры, конкурсы, викторины, уроки-путешествия, инсценировки и театрализации; библиотечные уроки, экскурсии, устные журналы; оформление книжных выставок; составление книжек-малышек для детей дошкольных образовательных учреждений; выпуск литературных газет; выступления в ДОУ; праздники («Посвящение в читатели», «Читающая семья»); конкурс презентаций («Моя любимая книга», «Самая старая книга в нашей семье»); презентация книг для самостоятельного чтения; читательские конференции, просмотр экранизации изучаемых произведений и обсуждение прочитанного и просмотренного. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники,
На занятиях факультатива предполагается работа с разными видами текста. Это и художественные произведения, и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями, различными видами словарей. Акцент при этом делается на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
Помимо этого, идет ознакомление с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка; формируются следующие умения: понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием; определение особенностей научно-познавательного текста; определение темы и главной мысли текста; поиск опорных (ключевых) слов; выделение главного в содержании текста; построение схемы, модели текста, построение плана; воспроизведение текста с опорой на план, ключевые слова, схему (подробный, частичный и выборочный пересказ текста).
Также учащиеся получают библиографические знания: об элементах книги (обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), титульный лист, аннотация, иллюстрации); учатся ориентироваться в характере книги по ее обложке; выбирать книгу на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.
Большое внимание на занятиях курса уделяется формированию навыков чтения (темп, грамотность, выразительность, осмысленность). Для этого на каждом занятии проводятся разминка (дыхательная, артикуляционная и речевая гимнастики). Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом формируются с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: упражнения, направленные на развитие четкости произношения, регулирования дыхания, на развитие подвижности речевого аппарата, увеличение поля бокового зрения; упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, логическое мышление, упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух. Самое главное в данной работе не длительность, а частота выполнения тренировочных упражнений.
Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных ценностей и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
Программа предусматривает проведение аудиторные и внеаудиторные занятия.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, презентация в форме защиты итогов работы, мини-конференция;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по открытию нового знания, практические занятия, рефлексивные занятия.
Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 3 года обучения. Курс «Вдумчивый читатель» во 2, 3 и 4 классах - 34 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю. Общий объем часов с 2 – 4 класс составляет – 102 ч.
Требования к планируемым результатам обучения и освоения учебного курса
«Вдумчивый читатель»
К концу изучения в начальной школе факультативного курса «Вдумчивый читатель» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития
2 класс | 3-4 классы |
Личностные результаты | |
– оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; – эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции; – понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает; – высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | Ученик обладает следующими умения и качества: – эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; – чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; – понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; – интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; – ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; – этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. |
Метапредметные результаты Регулятивные УУД | |||
2 класс | 3-4 классы | ||
- определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке; - учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - учится работать по предложенному учителем плану; - учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса | - самостоятельно формулирует тему и цели занятияа; – составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | ||
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | |||
Познавательные УУД | |||
ориентируется в книге(на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя; – преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты. | – вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; – пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользуется словарями, справочниками, энциклопедиями; – осуществляет анализ и синтез; – устанавливает причинно-следственные связи; – строит рассуждения. | ||
Средством развития познавательных УУД служат тексты и технология продуктивного чтения. | |||
Коммуникативные УУД | |||
– оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушает и понимает речь других; – выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок); – договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | – оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; – адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи; – высказывает и обосновывает свою точку зрения; – слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности; – задает вопросы. | ||
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. | |||
Предметные результаты Базовый уровень | |||
– воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; | |||
– осмысленно, правильно читает (переход на чтение целыми словами); – отвечает на вопросы учителя по содержанию прочитанного; –пересказывает текст; – составляет устный рассказ по картинке; – заучивает наизусть небольшие стихотворения; – соотносит автора, название и героев прочитанных произведений; – различает рассказ и стихотворение
|
– осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами; – понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст; – выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; – подробно и выборочно пересказывает текст; – составляет устный рассказ о герое произведения по плану; – размышляет о характере и поступках героя; - различает народную и литературную (авторскую) сказку; – соотносит автора, название и героев прочитанных произведений | – осознанно, правильно, выразительно читает вслух; | |
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; – самостоятельно читает про себя незнакомый текст, проводит словарную работу; – самостоятельно формулирует главную мысль текста; – находит в тексте материал для характеристики героя; – подробно и выборочно пересказывает текст; – составляет рассказ – характеристику героя; – высказывает и аргументирует своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); | |||
Повышенный уровень Выпускник получит возможность научиться: | |||
|
Кроме того, учащиеся:
- будут больше читать (повысится читательская активность);
- освоят базовые технологии успешного чтения;
- обретут дополнительное пространство для самореализации;
- примут участие в нескольких увлекательных массовых детских проектах, включающих игры, творческие конкурсы, театрализации и т.д; создание школьниками собственных продуктов;
- получат дополнительные образовательные возможности открыть для себя новые грани удовольствия от встречи с хорошей книгой;
- получат возможность подготовиться к выполнению итоговых комплексных работ.
Уровень результатов | Способ достижения | Возможные формы деятельности |
Первый уровень результатов (2 класс) | ||
Предполагает приобретение школьниками новых знаний о жанровом разнообразии художественной литературы, фольклорных произведений, стихотворений, рассказов, повестей-сказок; расширение познаний учащихся произведениями писателей XIX-XX вв; опыта решения учебных задач по различным направлениям. | Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта | Чтение произведений, беседа по прочитанному, рассматривание книг, поиск книг на библиотечных полках. |
Второй уровень результатов (3 класс) | ||
Предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Возрастание интереса к литературе, к чтению; понимание читателем, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс; вхождение читателя в мир художественной и познавательной литературы при развитии способности эстетического восприятия произведений искусства; расширение кругозора и познавательного интереса воспитанников | Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) | Работа в парах и группах. Тематический диспут; участие в краткосрочных, практико-ориентированных проектах; подготовка и оформление (совместно с учителем и одноклассниками) выставок книг, рисунков; участие в социально значимых акциях; создание школьниками собственных продуктов; |
Третий уровень результатов (4 класс) | ||
Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой– включает опыт волонтерской (добровольческой) деятельности, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других, опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде. | Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде | Участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. |
Диагностика, оценивание и контроль освоение программы
В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки, конкурсы, состязания, творческие работы и др. Кроме того - итоговые в арсенале учителя большое количество контрольно измерительных материалов для выполнения итоговой (комплексной) работы, а также возможно использование пособия «Читательский дневник. Контрольное пособие для проверки техники чтения учащихся 1-4 классов» Мишакина Т.Л., Алдошина Н.Е. / М.: Ювента. 2011.
Качество восприятия и осмысления учащимися информации, заложенной в тексте, возможно контролировать и с помощью экспресс-опроса. В содержание такого опросника входят десять ложных и истинных утверждений или вопросов по тексту, предполагающих односложную реакцию – «да» или «нет». Учитель быстро (на весь опрос уходит не более 3–5 минут) зачитывает вопросы, а дети в специальных тетрадочках или на листах-опросниках отвечают, проставляя плюс, если ответ «да», и минус, если ответ «нет» (либо пишут буквы «д» и «н»). Например:
В. Бианки «Неслышимка».
№ | Утверждение | Ответ | № | Утверждение | Ответ |
1 | Рассказ «Неслышимка» написан В. Берестовым» | - | 5 | Пение приц сравнивается с оркестром, а кузнечика – с оркестриком. |
|
2 | «Неслышимка» - это крохотный зверек | - | 6 | Умение слушать, наблюдать и размышлять помогло ученому раскрыть тайну «неслышимки» | + |
3 | Героями рассказа являются ученый и его внучка | + | 7 | Рассказ учит любить животных и помогать им | - |
4 | В рассказе есть описание дождя | + | 8 | Рассказ ведется от первого лица (от рассказчика) |
|
Наряду с этим, эффективность реализации программы будет отслеживаться по результатам проверки техники чтения (желательно в скрытой для детей форме), проверки читательского кругозора, анкетированию, анализу творческих работ учащихся.
Возможно психологическое исследование метапредметных и личностных результатов, проводимое в рамках надпредметного курса, либо в целом по классу. Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. При этом результат диагностик личностных результатов до детей не доводятся.
При оценивании работы учащихся используется только качественное оценивание. Например: «Молодец!», «Ты очень порадовал меня!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!»…
Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика в самосовершенствовании личности.
Содержание учебного курса
Тематический план (2 класс)
Раздел, тема | Общее количество часов |
|
|
Вводное занятие | 1 |
Уроки смеха Леонида Каминского | 2 |
Новые сказки Марины Москвиной | 1 |
Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина | 2 |
Любимые сказки Х.К. Андерсена | 3 |
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина | 2 |
Самый знаменитый балагур. | 3 |
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». | 3 |
Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля | 2 |
Мифы древней Греции. | 3 |
Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера | 3 |
Самая умная книга. | 1 |
Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской | 2 |
Сказочная поэзия С.Г. Козлова | 2 |
Итоговое занятие. | 2 |
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов | 2 |
Итого: | 34 |
Содержание разделов программы
Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем» Изучение содержания и
структуры «Читательского портфеля». Заполнение читательской анкеты. Знакомство с
заповедями читателя и с основными элементами книги.
Уроки смеха Леонида Каминского
Выставка книг Леонида Каминского. Слушание рассказов писателя. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Самостоятельное чтение и пересказ. Творческое задание «Сочини слова с пропущенными буквами».
Новые сказки Марины Москвиной
Слушание сказки «Что случилось с крокодилом». Сопоставление сказки и одноименного мультфильма. Антиципация. Самостоятельное чтение сказки «Кабанчик на качелях», беседа. Характеристика главного героя. Устное и изобразительное рисование. Выставка книг.
Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина
Выставка книг Е. И. Чарушина. Подготовка иллюстрации обложки и аннотации любимой книги. Характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Творческое иллюстрирование рассказов писателя.
Любимые сказки Х.К. Андерсена
Путешествие в страну «короля сказок». Выставка книг Х.К. Андерсена. Конкурс на лучшего рассказчика и на внимательного слушателя, конкурс детских иллюстраций. Литературные игры, тест. Рассказ о писателе. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям датского сказочника.
Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина
Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг писателя. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов В.В. Голявкина «Крути снежные вертя», «Карусель в голове», беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые задания.
Самый знаменитый балагур.
Приключения барона Мюнхгаузена. Путешествие в необыкновенные страны вместе с бароном Мюнхгаузеном. Выставка книг о Мюнхгаузене. Конкурс на лучшего рассказчика, конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Рассказ о прототипе литературного героя. Характеристика главного героя. Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных сказочных историй книги о Мюнхгаузене. Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Был ли барон Мюнхгаузен на самом деле?
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»
«Экспедиция» в сказочную страну А.А. Милна. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Игровой диктант «Внимательный читатель». Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей, над языком сказки. Чтение по ролям, инсценирование. Просмотр мультфильмов, поставленным по произведениям английского сказочника. Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов: Какова история создания книги? Кто такой Кристофер Робин? Какие игрушки стали героями сказки? Сколько раз экранизировали сказку о Винни-Пухе?
Рассказы о красоте природы Ю.И. Коваля
Творческий конкурс «Какие чудеса я видел в природе». Защита творческих работ. Создание устных и изобразительных иллюстраций к рассказам писателя. Антиципация, слушание и самостоятельное чтение рассказов Ю.И. Коваля «Стеклянный пруд», «Русачок-травник», «Снегодождь», «Бабочка» и др. Поиск красочных выразительных средств языка художественной прозы.
Мифы древней Греции.
Самый известный герой мифов Путешествие в прошлое на машине времени. Выставка книг мифов Древней Греции. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих богов. Создание на доске с помощью рисунков и аншлагов горы Олимп и ее обитателей. Конкурс на лучшего знатока древнегреческих героев. Чтение и пересказ мифа о Прометее. Литературная викторина «Знаешь ли ты подвиги Геракла?». Просмотр мультфильмов, поставленным по мотивам наиболее известных древнегреческих мифов.
Удивительная Вообразилия Б.В. Заходера
Путешествие в страну Вообразилию Б.В. Заходера. Выставка книг, рассказ о писателе. Литературная викторина. Работа над игровыми стихами. Творческие задания. Выразительное чтение стихов. Конкурс чтецов. Литературная игра.
Самая умная книга.
Энциклопедия «Почемучка» Выставка современных энциклопедий. Литературная игра, диктант «Внимательный читатель», викторина «Самый интересный энциклопедический вопрос». Соревнования в парах, групповая работа.
Веселые рассказы о детстве К.В. Драгунской
Выставка книг, рассказ о писательнице К.В. Драгунской. Антиципация. Слушание и самостоятельное чтение рассказов «Как мне имя выбирали», «Мальчик с ежами» (из сб. «Целоваться запрещено»). Беседа. Игровые и творческие задания.
Сказочная поэзия С.Г. Козлова
Путешествие в сказочный лес С. Г. Козлова. Слушание и сопоставление сказки «Ежик в тумане» и одноименного мультфильма. Беседа о творчестве писателя, проблемные вопросы. Самостоятельное чтение сказок «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако». Обсуждение образов-персонажей, идей сказок. Чтение по ролям. Творческое задание.
Итоговое занятие.
Заполнение читательской анкеты: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Постановка задач на следующий год «Лестница моих будущих успехов».
Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов.
Презентация индивидуальных проектов.
Тематический план (3 класс)
Раздел, тема | Общее количество часов |
|
|
Вводное занятие | 1 |
Все мы родом из детства... | 7 |
Думают ли звери?.. | 5 |
Вверх ногами | 3 |
«Школьные годы чудесные…» | 8 |
«Преданья старины глубокой…» | 4 |
Обыкновенное чудо | 5 |
Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 34 |
Вводное занятие Знакомство с «Читательским портфелем» Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа. Заполнение читательской анкеты «Какой ты читатель?». Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.
1. Все мы родом из детства...
«Странички дневника нашего детства» И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке». из сб. «Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3 класса»». Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.
Наши самые близкие люди С. Г. Георгиев. Рассказы «Ошейник», «Дедушка». Чтение «Письма читателю» С. Георгиева. Антиципация перед прослушиванием рассказа «Ошейник», беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказа «Дедушка». Беседа, характеристика главного героя. Выставка книг писателя. Творческая работа №1: «Закончи рассказ». Что такое счастье? А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Рассказ. Выставка книг писателя. Антиципация. Выразительное чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Читательский рейтинг. Творческая работа №2: «О самом счастливом дне в моей жизни».
2. Думают ли звери?..
«Думают ли звери?..» A. Барто, И. Токмакова, Н. Рубцов, С. Чёрный. Стихи. Выставка книг, посвященных животным. Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческая работа №3: «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов. Мы хозяева нашей земли B.П. Астафьев. «Белогрудка». Рассказ. Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателя. Антиципация, выразительное чтение рассказа. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы. . Друзья моего детства Г.А. Скребицкий. «Кот Иваныч». Рассказ. Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. Выразительное чтение учителем авторского Предисловия. Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка». Наши соседи по планете Ю.Д. Дмитриев. «Соседи по планете». Энциклопедия. «Таинственный ночной гость». Рассказ. Подготовка и защита исследовательских проектов «Происхождение домашних животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. Антиципация. Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.
3. Вверх ногами
Все наоборот Тим Собакин. Стихи. Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе. Веселые игры со словами Н. Матвеева, В. Хотомская. Стихи. Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания. Л. Петрушевская «Пуськи бятые». Лингвистическая сказка. Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания. «Хохотальная путаница» Ю.П. Мориц. Стихи. Выставка книг. Прослушивание стихотворения «Сто фантазий» в исполнении автора (пластинка «Сто
фантазий», Мелодия», Всесоюзная студия грамзаписи. 1980 г.). Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца.
Создание графических иллюстраций. Странные сказки о вещах М. Мацоурек. «Сюзанна и буковки», «О Катержинке и толстом красном свитере». Сказки. Выставка книг писателя. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» («Союзмультфильм», режиссер Федор Хитрук, 1965 г.). Антиципация, прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа. Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания. Творческая работа №4: «С
любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.
4. «Школьные годы чудесные…»
Трудно ли учиться в школе? Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семенова». Повесть. Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители» Ивана Семенова. Литературная игра «Знаток русского языка». Инсценирование фрагмента повести. Школьные рыцари В.К. Железников. «История с азбукой». Рассказ.
Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг. Антиципация. Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. Составление устного рассказа «Мой верный рыцарь». Учитель-волшебник О. Пройслер. «Маленькая Баба-Яга». Сказка. Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего сказочника, литературная игра «Восстанови последовательность событий». Конкурс-тест для знатоков повести. Работа над образом героини по плану. Поиграем в школу Э.Н. Успенский. «Меховой интернат». Сказочная повесть. Путешествие в страну веселых сказок Э. Успенского. Выставка книг. Подготовка и презентация информационных литературных проектов по темам: Кто такой Эдуард Успенский? Сколько книг написал Э.Успенский? Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Викторина по произведениям Успенского. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести «Меховой интернат». Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи сказки.
5. «Преданья старины глубокой…»
Откуда мы родом? Мы – славяне? Подготовка и презентация исследовательских литературных проектов по темам: Что такое энциклопедия? Какова история создания энциклопедий? Какие энциклопедии бывают? Моя любимая энциклопедия. А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей». Энциклопедия. Урок-путешествие во времени. Рассказ учителя о писательнице. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах. Кто наши предки? Великие русские князья «Сказание о князе Олеге» из «Повести временных лет». Предание. Рассказ учителя о древнерусской литературе, о летописи «Повести временных лет». Словарная работа. Выразительное чтение. Сравнительная характеристика князя Олега из «Сказания…» и из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.
Героические страницы нашей истории «Сказание о Мамаевом побоище». Воинская повесть. Выставка книг о Куликовской битве. Рассказ учителя о татаро-монгольском иге. Сравнительная характеристика русских воинов и татар. Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.
6. Обыкновенное чудо
Сказки для добрых сердец Н.К. Абрамцева «Голубая сказка», «Чудеса,да и только», «Что такое зима». Сказки. Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. Прослушивание сказки, ее творческое иллюстрирование. Рассказ о писательнице, выставка ее книг. Выразительное чтение сказки. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение сказки, чтение по ролям, беседа.
О чудесах дружбы А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше». Повесть. Путешествие в страну сказок А.Линдгрен. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» (реж. Борис Степанцев, Союзмультфильм, 1968 г.) Подготовка и презентация информационных литературных проектов по темам: Что я знаю об Астрид Лингрен? Сколько книг написала А. Линдгрен? Сколько наград у Астрид Линдгрен? Конкурс для знатоков повести. Литературная игра «Веселые проказы Малыша и Карлсона». Выставка и защита детских рисунков. Игровое задание «Мой любимый герой». Составление рассказа о герое по предложенному плану.
Детская фантастика Кир Булычев. «Кустики», глава из фантастической повести «Путешествие Алисы». Космическая экспедиция в фантастический мир Булычева. Просмотр начальных эпизодов полнометражного научно-фантастического мультфильма «Тайна третьей планеты», снятого по мотивом повести К. Булычева («Союзмультфильм», 1982 г., реж. Роман Качанов). Выставка книг. Чтение главы «Кустики», беседа. Кроссворд для знатоков повести. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Характеристика главной героини. Заключительное занятие. Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года. Отчетная читательская конференция «Мои лучшие друзья – это книги» с элементами драматизации, инсценировок изученных литературных текстов. Литературный праздник «Наши любимые книги». Выступление перед родителями и одноклассниками, учащимися из параллельных классов, друзьями, педагогами- литераторами. Выставки литературно- творческих работ, исследовательских и творческих проектов учеников, выполненных в рамках годового изучения программы.
Тематический план (4 класс)
Раздел, тема | Общее количество часов |
|
|
Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем». | 1 |
Подвиги моего детства. | 2 |
Мечты моего детства. | 2 |
Приключения моего детства. | 3 |
Сказки моего детства. | 2 |
Байкала-озера сказки. Наследие Сибирских народов | 7 |
Мир удивительных путешествий и приключений. | 2 |
Удивительный мир растений и насекомых | 3 |
Приключение длиною в жизнь. | 3 |
Отважные капитаны. | 3 |
Страна Фантазия. | 1 |
Все страннее и страннее. | 1 |
Неведомое Средиземье | 2 |
Сказка о дружбе и верности. | 1 |
Заключительное занятие. | 1 |
Итого: | 34 |
1. Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем»
Изучение содержания и структуры «Читательского портфеля». Беседа. Заполнение читательской анкеты. Повторение заповедей читателя и основными элементами книги.
2. «Подвиги моего детства».
Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». Выставка книг. Рассказ учителя о творчестве писателя. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации. Самостоятельная работа учащихся над текстом с карандашом. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов главы. Анализ качеств характера главного героя повести. Просмотр фрагментов телефильма «Детство Темы» (СССР, киностудия им. М.Горького, 1991 г., режиссер Елена Стрижевская).
3. «Мечты моего детства».
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Сказка. Перевод Н.Галь». Рассказ учителя о судьбе писателя и об истории создания сказки. Просмотр интерактивной презентации-представления об авторе сказки «Маленький принц» – Антуане де Сент-Экзюпери. (http://www.litstudia. ru/method/present.html). Литературный диктант для знатоков сказки. Работа над главными персонажами сказки. Литературная игра. Краткий пересказ истории встречи принца и Лиса. Обсуждение проблемного вопроса: Какие открытия совершил Маленький принц на планете Земля? Выразительное чтение диалога между Лисом и принцем. Творческое задание: графические иллюстрации к произведению. Проблемный диалог по нравственным и философским вопросам сказки. Пробы выразительного чтения. Вдумчивое вычитывание текста книги. Обобщающее проблемное задание: Что объединяет Летчика и Маленького принца и чем они отличаются от «взрослых» людей?
4. «Приключения моего детства».
М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод К. Чуковского. Индивидуальные информационные проекты о всемирно известном американском писателе. Выставка его книг. Обмен читательскими впечатлениями. Литературная викторина «Узнайте героев по портретным
характеристикам». Литературная игра «Внимательный читатель». Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов из художественного фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» («Одесская киностудия», режиссер Станислав Говорухин, 1981 г.). Выразительное чтение по ролям диалога между Томом и Геком. Литературный диктант для знатоков повести. Творческое иллюстрирование. Литературный конкурс «Угадай-ка!». Командная игра: «Адвокаты» и «Прокуроры» Тома Сойера. Конкурс на тему «Кем собирался стать Том, когда вырастет?»
5. «Сказки моего детства».
Д. Барри. «Питер Пэн». Сказочная повесть. Перевод И. Токмаковой. Урок- путешествие на остров Нетинебудет. Выставка разных изданий сказки Д. Барри. Просмотр фрагментов американского фильма «Капитан Крюк» (США, режиссер С. Спилберг, 1991 г.). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Литературная игра «Угадай героя из сказки Джеймса Барри». Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Барри?». Рассказ учителя об истории создания книги, о знакомстве Барри с семьей С. Дэвис. Просмотр эпизодов биографического фильма «Волшебная страна» о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри (режиссёр М. Форстер, 2004 г., Miramax, США). Сопоставительный анализ главных героев сказки. Читательский рейтинг. Раздел 2. «Моя малая Родина»
6. Байкала-озера сказки. Наследие Сибирских народов
Чтение сказок из сборника составитель Н.Есипенок «Богатырь Байкал», «Ангарские бусы», «Омулёвая бочка». Кроссворд для знатоков сказки. Индивидуальное творческое задание. Литературные проекты.
7. «Мир удивительных путешествий и приключений»
«Сказочное путешествие по Швеции». С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с гусями». Сказочная повесть. Перевод З.Задунайской и А.Любарской. Урок-путешествие по Швеции. Выставка книг Лагерлеф. Литературный отзыв о сказке. Защита творческих проектов: литературный отзыв о сказке по плану. Чтение и обсуждение статьи о С.Лагерлеф из «Читательского портфеля». Дополнительный рассказ учителя об истории создания повести. Просмотр фрагментов советского мультфильма «Заколдованный мальчик» («Союзмультфильм», Режиссер Владимир Полковников, 1955 г.). Литературная игра «Восстанови правильную нумерацию глав повести». Кроссворд для знатоков сказки Лагерлеф. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Работа над образом главного героя. Индивидуальное творческое задание.
8. Удивительный мир растений и насекомых.
Я. Ларри. «Приключения Карика и Вали». Научно-художественная повесть. Урок- путешествие в страну биологических знаний. Выставка книг. Чтение и обсуждение статьи о Я. Ларри из
«Читательского портфеля». Дополнительный рассказ подготовленного ученика о начале приключений героев сказочной повести. Просмотр начальных эпизодов фильма-сказки «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (СССР, «Ленфильм», 1987 г., режиссер – Валерий Родченко, в главной роли – Василий Ливанов), либо мультфильма «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (Россия, 2005 г., режиссер – Александр Люткевич). Конкурс на лучшего знатока жизни насекомых. Комбинированное чтение вслух главы 9. Краткий пересказ. Работа над образами главных героев сказки. Защита творческих работ.
9. Приключение длиною в жизнь.
Д. Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». Роман. Перевод К.Чуковского. Просмотр фрагментов художественного фильма «Робинзон Крузо» (США, 1996 г., режиссер Джордж Миллер, в главной роли – Пирс Броснан). Выставка разных изданий книг Д. Дефо. Обсуждение названия книги. Рассказ учителя об истории создания книги. Самостоятельное чтение статьи о писателе из Читательского портфеля». Обмен читательскими впечатлениями. Обсуждение содержания начальных глав романа. Ведение записей в «Дневнике жизни Робинзона Крузо на
острове». Пересказ наиболее важных событий в жизни героя. Литературная викторина. Творческое задание «Нарисуй план острова». Литературная игра «Чему научился Робинзон во время жизни на острове?». Работа над образом главного героя романа. Составление его развернутой характеристики. Просмотр интерактивной презентации- викторины по роману Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (http://www.litstudia. ru/method/present.html).
10. Отважные капитаны.
Ж. Верн. «Дети капитана Гранта». Роман. Перевод А.Бекетовой. Урок-приключение по материкам и океанам. Прослушивание увертюры И.О. Дунаевского к первой советской экранизации романа «Дети капитана Гранта» (1936 г.). Просмотр фрагментов Просмотр фрагментов художественного фильма «В поисках капитана Гранта» (СССР, Болгария, 1985 г., режиссер Станислав Говорухин). Выставка книг Ж.Верна, обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве всемирно известного французского писателя. Рассказ учителя об истории создания книги. Литературная игра «Знаешь ли ты персонажей романа Жюля Верна?». Литературная викторина. Составление «Путевого дневника» шхуны «Дункан». Творческое задание «Обозначь на карте мира маршрут путешественников по 37 параллели». Краткий пересказ наиболее важных и интересных событий романа. Творческая работа «Мой любимый герой романа Ж. Верна» по заданному началу: «Если бы…». Награждение лучших авторов. Просмотр интерактивной презентации- викторины по роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта» (http://www.litstudia.ru/method/present.html).
11. Страна Фантазия.
Самая романтическая сказка Э. Гофман. «Щелкунчик и мышиный король». Сказка. Перевод И. Татариновой. Просмотр фрагментов мультипликационного фильма «Щелкунчик» (Россия-Германия, 2004 г., режиссер Татьяна Ильина). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из учебного пособия. Литературный диктант для знатоков сказки Гофмана. Выборочное чтение и пересказ ключевых глав сказки. Рассказ учителя о своеобразии личности писателя и о его делении людей на «музыкантов» и «вовсе
немузыкантов». Обсуждение проблемного вопроса: «Кто в сказке является «музыкантами»? Литературная викторина: «Кто из персонажей принадлежит волшебному, а кто – реальному миру?». Обсуждение проблемных вопросов, связанных образом главной героини. По возможности просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» в театре. Обсуждение театральных впечатлений. Сопоставление книги и балета.
12. Все страннее и страннее.
Самая необычная сказка Л. Кэрролла. «Приключения Алисы в Стране Чудес». Сказка. Перевод Б. Заходера. Просмотр фрагментов российского мультипликационного фильма «Алиса в Стране Чудес» (СССР, 1981 г., режиссер Ефрем Пружанский). Обмен читательскими и зрительскими впечатлениями. Чтение статьи о писателе из тетради. Выставка разных изданий сказок Кэрролла. Литературная викторина «Превращения Алисы в Стране Чудес». Выборочное чтение и пересказ начальных глав сказки. Литературная игра «Знаешь ли ты жителей Страны Чудес?». Просмотр интерактивной презентации «Знаешь ли жителей Страны Чудес?» по сказке Л. Кэрролла (http://www.lit-studia.ru/method/present.html). Игровой диктант «С какими чудесами встретилась Алиса?». Индивидуальное выполнение
творческого задания. Анализ «Главы никакой», написанной Заходером-переводчиком. Работа над характеристикой главной героини Алисы.
13. Неведомое Средиземье.
Самая героическая сказка Д. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Сказка. Перевод Н. Рахмановой. Урок- приключение по неведомому Средиземью. Выставка книг Д. Толкина. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе-ученом из учебного пособия. Индивидуальные (групповые) проекты об истории создания, опубликования и экранизации книги всемирно известного английского писателя. Литературная викторина «Знаешь ли ты героев Толкина?». Литературная игра «Кто из персонажей носит эти имена?». Творческое задание: «Обозначь на карте Средиземья маршрут путешественников». Графическое иллюстрирование. Восстановление последовательности событий в сказке. Краткий пересказ наиболее увлекательных событий. Просмотр фрагментов фильма «Хоббит» (США, Новая Зеландия, 2012 г., режиссёр Питер Джексон). Работа над образом главного героя сказки – Бильбо Бэггинса Обсуждение проблемного вопроса, направленного на осмысление нравственных уроков сказки.
14. Сказка о дружбе и верности.
В. Крапивин. «Дети синего фламинго». Сказочная повесть. Урок-путешествие в мир «летящих сказок» В. Крапивина. Выставка книг писателя. Составление аннотаций. Обмен читательскими впечатлениями. Самостоятельное чтение статьи о писателе из тетради. Индивидуальные (групповые) проекты о личности и творчестве известного уральского писателя. Литературный тест «Знаешь ли ты сказку Владислава Крапивина?». Групповая работа: характеристика сказочного острова Двид. Творческое задание: «Нарисуй карту острова Двид». Анализ образа жизни детей на острове Двид. Характеристика главного героя сказки. Обсуждение проблемных вопросов, связанных с осмыслением главных идей книги. Просмотр фрагментов художественного фильма «Легенда острова Двид» (Россия, 2010 г., режиссёр Анарио Мамедов).
15. Заключительное занятие.
Заполнение читательской анкеты «Каким читателем я стал?»: сопоставление результатов читательской деятельности в начале и конце учебного года. Заполнение читательского портфолио. Индивидуальные самопрезентации по результатам читательской деятельности в течение учебного года.
Описание учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список методической литературы для учителя:
Галактионова Т.Г., Е.И. Казакова и др. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей Общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение, 2011.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006.
Кисть Е.А. Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников. Журнал. Начальная школа. До и После. № 11 2011
Круг чтения. Что читать дошкольникам и младшим школьникам. – М.: РШБА // Школьная библиотека. – 2008. - №10. – С. 32.
Моисеева Н.В. Рабочая программа по «Литературному чтению» (приложение к ООП НОО МКОУ ООШ №2 г. Советская Гавань 2012 – 2016гг).
Посашкова Е.В. «Вдумчивое чтение» Учебно-методический комплект по внеклассному чтению для младших школьников (Интернет ресурс)
Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Соболева О.В. Беседы о чтении. (К проблеме понимания текста). Журнал Начальная школа. До и После. № 1, 3, 4, 6, 9,11 за 2008 г.
Список литературы для обучающихся, развивающей познавательный интерес:
Толковый, орфографический, орфоэпический словари школьника;
Детские энциклопедии. Серия «Я познаю мир» и др.;
Энциклопедии, художественная литература для детей.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
2. Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
3. Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор и др.).