СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по краеведению

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по краеведению»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

  

Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей  

________/Комратова В.Ю./

Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по ВР

 

_________/ Басырова Э.М../

 

____________ г.

Утверждаю

Директор школы

 

 

__________/Батталов Р.Р./

 Приказ №___

от ___________ г.

 

  






Рабочая программа

основного общего образования

курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение»

 для 5-9 классов



Программа: Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ д.Улукулево



 

Учебники:

1. Д.В.Григорьев, Н.П.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, 2011

2. Хрестоматия по истории Башкортостана. // Сост. Гумеров Ф.Х. – Уфа, 1999г.

3. Кутлуярова Ф. Д. Использование краеведческого материала на уроках

русской литературы и во внеклассной работе. – Башкирское книжное

издательство: Уфа, 1984.

4. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. / под ред. Ф.Г. Хисаметдиновой/. – М., 1997.





 Составитель программы

Комратова Виктория Юрьевна

учитель истории

высшей квалификационной категории

 

 





Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты обучения:

  • приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;

  • формирование знаний о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу;

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.


Метапредметные результаты.

  • приобретение опыта самообслуживающей деятельности; природосберегающей и природооханной деятельности; опыта охраны памятников истории и культуры; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;

  • общение с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

  • развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

  • приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга

  • совместная деятельность с другими детьми и работы в команде; управление другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.


Содержание программы

курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение»

 для 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Краеведение» включает в себя свои направления обучения и воспитания обучающихся:

- для 5х классов – «Моя родная деревня»

- для 6х классов – «Моя малая родина»

- для 7х классов – «Мой Кармаскалинский район»

- для 8х классов – «Я- турист»

- для 9 классов – «Мой Башкортостан»









«Моя родная деревня»

5 класс

34 урока (1 ч/н)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Форма проведения


Виды деятельности

1


Что такое краеведение


1

Теоретическое занятие

Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества.


Источники комплексного изучения родного края

12



2

Виды источников изучения родного края.

Вещественные источники.

1

Теоретическое занятие

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

3

Как ведут археологические раскопки.

1

Просмотр презентации

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

4

Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные постройки, мечеть.

1

практика

Формирование представлений о формах старинных построек.

Наблюдение, описание старинных

домов

5

Памятники, созданные для увековечивания исторических событий и людей.

1

практика

Формировать представление о причинах увековечивания событий.

6

Предметы быта


1

практика

Наблюдение, описание , зарисовки

вещественных источников

местности

7

Мое открытие родного края

1

практика

Сбор вещественных источников у

населения и описание.

8

Изобразительные источники

1

Теоретическое занятие

Формирование представлений о

изобразительных источниках

9

«Старая фотография рассказывает…»

1

практика

Составить рассказ и записать его.

Воспоминания старшего поколения.


10

Письменные источники

1

Теоретическое занятие

Формирование представлений о

видах письменных источников

11

Устные источники

1

Теоретическое занятие

Выявить и записать образцы народного творчества жителей своей

местности.

12

Рассказ-воспоминание моего(моей) дедушки (бабушки) о памятном историческом событии

1

практика

Формирование умений учащихся

брать интервью

13

Материалы топонимики

1

Теоретическое занятие

Выяснить происхождение названия одного из географических объектов местности


Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения

2



14

Изучение краеведческой литературы

1

Теоретическое занятие

Формирование умения работы в

библиотеке с разными письменными источниками

15

Правила работы в музее, архиве, фиксирования воспоминаний

1

Теоретическое занятие

Формирование умений работы с документами школьного музея, умений использовать методы научного исследования и анализа как пути решения проблемы


С чего начинается малая Родина.

5

Теоретическое занятие


16

Понятие «геологическое дерево»

1

практика

Воспитание любви к своей семье, своим близким людям.

17

Мои родители.

1

Теоретическое занятие

Воспитание любви к своей семье, своим близким людям.

18

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

1

Теоретическое занятие

Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности

19

Семейные традиции, реликвии

1

Теоретическое занятие

Формирование нравственно - ценностных ориентаций

20

«За что я люблю свою семью»(домашнее сочинение)

1

практика

Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.


Родная школа, ее история и традиция

3



21

Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений

1

Теоретическое занятие

Формирование уважительного и бережного отношения к своей школе,

учителям.

22

Судьбы воспитанников

1

Теоретическое занятие

Формирование привычки добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, повышение мотивации в учебе.


23

Традиции школы. Современная жизнь в школе.

1

Теоретическое занятие

Школа будущего.


Мое село в прошлом, настоящем и будущем

11



24

История возникновения моего села

1

Теоретическое занятие

Воспитание уважительного отношения к жителям своего села, к его историческому прошлому. Формировать способность следовать морально-этическим и психологическим принципам общения в сотрудничестве

25

Географическое положении села.

1

Практика и теория

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

26

Рельеф и климат своей местности

1

Теоретическое занятие

Умение вести наблюдения, поиск, сбор и описание рельефа, горных пород и климата.

27

Внутренние воды

1

Теоретическое занятие

Умение выявлять источники загрязнения вод своей местности, обустройство родников.

28

Растительный и животный мир

1

Теоретическое занятие

Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитанию

29

Население моего села: численность, состав, быт, обычаи.

1

Теоретическое занятие

Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов.

30

Знатные люди села

1

Теоретическое занятие

Формирование самостоятельности

и воспитание уважительного отношения к своим землякам. Формирование умения ставить вопросы.

31

Культурная жизнь села

1

Теоретическое занятие

Формирование навыков самостоятельной деятельности

32

Проблемы села

1

Теоретическое занятие

Владеть приемами моделирования решения имеющихся проблем

33

Подготовка к защите проекта «Моё родное село».

1

практика

Формирование навыков самостоятельной деятельности

34

Защита проектов

1

практика

Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.



«Моя малая родина» 6 класс.

34 часа (1 час в неделю)


Название раздела/темы

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1.1. Наша школа

Теория и практика


Введение в предмет. Что такое краеведение, зачем и как мы его изучаем

Вводное занятие. Теория.

Объясняют значение занятий краеведением. Объясняют значение знаний о родном крае

Наша школа. История основания школы

Теоретическое занятие

Объясняют историю школы. Значение открытые школы

Экскурсия по школьному музею

Практическое занятие

Вырабатывают практические навыки по изучению родной школы

Благоустройство школы

Практическое занятие

Вырабатывают практические навыки по благоустройству школы

Традиции школы. Знаменитые выпускники школы

Теоретическое занятие

Объясняют традиции школы. Рассказывают о знаменитых выпускниках школы

Подготовка проекта «История школы»

Практическое занятие

Вырабатывают практические навыки по изучению истории школы

Раздел 1.2. Наша малая Родина (6 ч).

Теория и практика


Наша деревня Улукулево. История основания деревни

теория

Объясняют историю деревни. Вырабатывают практические навыки по изучению истории малой родины.

Улицы нашей деревни. В честь кого названы улицы

теория

Достопримечательности деревни. Памятные места

Теория и практика

Почетные жители деревни

теория

Предприятия деревни Улукулево

теория

Подготовка проекта «Наша малая родина - Улукулево»

практика

Вырабатывают практические навыки по изучению своей малой родины

Раздел 1.3. Природа Башкортостана (7 ч).

Теория и практика


Территориальные граница и соседи РБ. Как выглядит РБ сегодня

Теоретическое и практическое занятие

Учатся находить границы республики. Характеризуют рельеф, климат края. Характеризуют полезные ископаемые Вырабатывают навыки поиска информации

Природа Башкортостана. Уникальные объекты природы. Рельеф, климат. Между Европой и Азией

Теоретическое занятие

Богатство нашей республики. Полезные ископаемые

Теоретическое занятие

Растительный и животный мир Башкортостана

Теоретическое занятие

Растения и животные, занесенные в Красную книгу

Теоретическое занятие

Природные заповедники Башкортостана.«Шульган - Таш»

Теоретическое занятие

Национальный парк «Башкирия»

Теоретическое занятие

Вырабатывают навыки поиска информации

Раздел 1.4. История Башкортостана (7 ч)



История образования РБ. Герб РБ и его значение. Гимн РБ

Теория и практика

Объясняют историю республики. Значение герба, флага и гимна

Уфа-столица Республики Башкортостан

Теория и практика

Объясняют историю деревни. Вырабатывают практические навыки по изучению истории малой родины.

Народы, проживающие на территории Башкортостана

Теория и практика

Отрабатывают навыки поиска информации

Жизнь древних башкир. Жилища, национальный костюм, традиции и обычаи

Теория и практика

Объясняют историю башкир. Вырабатывают практические навыки по изучению жилища, костюма, традиций башкир

Исторические места Башкортостана, связанные с именами известных людей

Теория

Объясняют значение мест, связанных с именами известных людей. Объясняют историю Башкортостана в годы великой Отечественной войны. Отрабатывают навыки поиска информации

Известные люди Башкортостана. Учёные, спортсмены, политические деятели истории и современности

Теория и практика

Башкортостан в годы великой Отечественной войны. Башкирская кавалерийская дивизия. Башкирская лошадь во время войны

Теория и практика

Объясняют историю Башкортостана в годы великой Отечественной войны. Отрабатывают навыки поиска информации

Раздел 1.5. Культура Башкортостана (8 ч)

Теория и практика


Башкирские писатели, поэты и композиторы

Теория и практика

Рассказывают о писателях и композиторах Башкортостана. Отрабатывают навыки поиска информации

Музеи. Национальный музей РБ

Теория и практика

Рассказывают о музеях Башкортостана. Отрабатывают навыки поиска информации

Театры Башкортостана

Теория и практика

Рассказывают о театрах Башкортостана. Отрабатывают навыки поиска информации

Башкирские народные сказки. Эпос Урал – Батыр

Теория и практика

Объясняют значение сказок, игр башкир. Вырабатывают практические навыки по изучению культуры Башкортостана

Башкирские народные праздники (Сабантуй, Воронья каша). Башкирские игры

Теория и практика

Салават Юлаев — башкирский народный герой. Поэт — импровизатор

Теория и практика

Подготовка и защита проекта «Мой Башкортостан»

практика

Вырабатывают практические навыки по изучению родного края

Викторина «Знаете ли вы историю, культуру и природу Башкортостана?»

практика

Вырабатывают практические навыки по изучению родного края



«Мой Кармаскалинский район»

7 класс 34 урока (1 ч/н)

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Форма проведения


Виды деятельности

1


Что такое краеведение


1

Теоретическое занятие

Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества.

Моя семья (2ч)

2

Традиции моей семьи

1

Теоретическое занятие

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

3

Моя родословная

1

Просмотр презентации

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

Деревня, в которой мы живем (7 ч)

4

В судьбе страны – судьба деревни (названия улиц, отражающие исторические события)

1

Теоретическое занятие

Формировать представление о причинах увековечивания событий.

5

Они всегда рядом с нами (улицы, названные в честь героев)

1

Теоретическое занятие

Формировать представление о причинах увековечивания событий.

Формирование самостоятельностии воспитание уважительного отношения к своим землякам.

6

Мое открытие родного края

1

практика

Сбор вещественных источников у

населения и описание.

7

Улукулево в прошлом и настоящем

1

Теоретическое занятие

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

8

Развитие спорта в нашей деревне

1

Теоретическое занятие

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

9

Наша деревня в будущем

1

Творческое занятие

Формирование навыков самостоятельной деятельности

10

Наш СП Карламанский сельсовет (какие входят деревни)

1

Теоретическое занятие

Воспитание уважительного отношения к жителям своего села, к его историческому прошлому. Формировать способность следовать морально-этическим и психологическим принципам общения в сотрудничестве

Природный комплекс (3 ч)

11

Экология вокруг деревни

1

Теоретическое занятие

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания

12

Природоохраняемые территории

1

Теоретическое занятие

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания

13

Памятные места

1

Теоретическое занятие

Формирование нравственно - ценностных ориентаций






История в лицах (5 ч.)

14

У войны и женское лицо

1

Теоретическое занятие

Воспитание любви к своей семье, своим близким людям.

15

«Никто не забыт». Герои-земляки

1

Теоретическое занятие

Воспитание любви к своей семье, своим близким людям.

16

Война лишила из детства

1

Теоретическое занятие

Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности

17

Встреча с ветеранами.

1

Практика

Формирование нравственно - ценностных ориентаций

18

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

1

Практика

Формирование умений общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности.

Родная школа, ее история и традиция (8 ч)

19


Основные этапы истории школы.

1

Теоретическое занятие

Формирование уважительного и бережного отношения к своей школе,

учителям.

20

Педагоги разных поколений.

1

Теоретическое занятие

Формирование уважительного и бережного отношения к своей школе,

учителям

21

Юбилей объединения школы.

1

Теоретическое занятие

Формирование уважительного и бережного отношения к своей школе,

учителям

22


Судьбы воспитанников.

1

Теоретическое занятие

Формирование привычки добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, повышение мотивации в учебе.

23

Спортсмены-выпускники нашей школы.

1

Теоретическое занятие

Формирование привычки добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, повышение мотивации в учебе.

24

Научные сотрудники- выпускники нашей школы.

1

Теоретическое занятие

Формирование привычки добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, повышение мотивации в учебе.

25


Традиции школы.

1

Теоретическое занятие

Школа будущего.

26

Современная жизнь в школе.

1

Теоретическое занятие

Формирование привычки добросовестно выполнять обязанности учащихся школы, повышение мотивации в учебе.

Устное народное творчество ( 3 ч)

27

Легенды и предания.

1

Теоретическое занятие

Воспитание уважительного отношения к жителям своего села, к его историческому прошлому. Формировать способность следовать морально-этическим и психологическим принципам общения в сотрудничестве

28

Народные традиции

1

Практика и теория

Умение представлять результаты исследования как конечного продукта в виде формулирования нового знания.

29

Посещение Модельной библиотеки д. Улукулево

1

Практика

Формирование умения ставить вопросы

Кармаскалинский район (5 ч)

30

История Кармаскалинского района

1

Теоретическое занятие

Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитанию

31

История в лицах.

1

Теоретическое занятие

Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов.

32

Музеи, памятники нашего района.

1

Теоретическое занятие

Формирование самостоятельности

и воспитание уважительного отношения к своим землякам. Формирование умения ставить вопросы.

33

Культурная жизнь района.

1

Теоретическое занятие

Формирование навыков самостоятельной деятельности

34

Составление стенгазеты по пройденному материалу.

1

Теоретическое занятие

Владеть приемами моделирования решения имеющихся проблем. Формирование навыков самостоятельной деятельности



«Я – турист». 8 класс.

34 часа (1 час в неделю)


Название раздела/темы

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1.1. Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста (6 ч).

теория


Техника безопасности в походе. Правила поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте.

Вводное занятие. Теория.

Объясняют значение занятий туризмом и краеведением. Объясняют необходимость сохранения окружающей среды

Правила передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём.

Теоретическое занятие

Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде

Правила обращения с опасными инструментами и спец.снаряжением.

Теоретическое занятие

Вырабатывают практические навыки по организации быта туристов

Правила гигиены туриста. Этические правила туристов.

Теоретическое занятие

Вырабатывают практические навыки по организации быта туристов

Трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе. Поведение у вечернего костра и за столом.

Теоретическое занятие

Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

Теоретическое занятие

Проводят анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона.

Раздел 1.2. Элементарные туристские навыки (6 ч).

Практика и теория


Укладка рюкзака.

практика

Вырабатывают практические навыки по организации быта туристов. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде.

Установка палатки.

практика

Разбивка бивуака.

практика

Разведение костра.

практика

Приготовление пищи.

практика

Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

практика

Проводят анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона

Раздел 1.3. Карты и ориентирование на местности (10ч).

теория


Топографические карты.

Теоретическое занятие

Различают топографи-ческие карты и топографические знаки. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой и компасом. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование. Изображают высоту местности с помощью горизонталей. Определяют крутизну склона и его высоту. Измеряют расстояние до недоступных предметов.

Масштаб карты.

Теоретическое занятие

Легенда карты.

Теоретическое занятие

Чтение спортивных и топографических карт.

Теоретическое занятие

Обращение с компасом.

Теоретическое занятие

Азимутальный ход.

Теоретическое занятие

Топографическая съёмка местности.

Теоретическое занятие

Выполнение чертежа топографической съемокой на выбор обучающегося.

Спортивное ориентирование. Обучение.

Теоретическое занятие

Спортивные карты. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Технические приемы: азимут, линейное ориентирование.

Тренировки по спортивному ориентированию.

Теоретическое занятие

Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой и компасом

Соревнования по спортивному ориентированию.

практика

Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий.

Раздел 1.4. Техника пешеходного туризма (6 ч).

практика


Спортивное туристское снаряжение и его назначение.

практика

Готовят спортивное туристское снаряжение. Отрабатывают навыки страховки и само-страховки. Преодолевают препятствия

Виды страховки.

практика

Переправы через препятствия: траверс склона, спортивный спуск, горизонтальный и вертикальный маятники, параллели, навесная переправа.

практика

Отрабатывают навыки совместной подготовки и проведения походов выходного дня.

Туристские узлы.

практика

Вырабатывают практические навыки завязывания туристских узлов

Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе.

практика

Отрабатывают навыки совместной подготовки и проведения походов выходного дня. Анализируют результаты похода

Участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма.

практика

Знакомятся с видами спортивных походов, принципами комплектования группы и требованиями к участникам спортивных походов

Раздел 1.5. Походы, экспедиции, слёты (6 ч).

практика


Тренировочные походы выходного дня. Подготовка к походу.

Теоретическое занятие

Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.

Проведение тренировочного похода.


Анализ проведенного похода.

Теоретическое занятие

Экологические рейды на берег озера и очистка побережья от бытового мусора.

практика

Находят информацию об экологической обстановке в местах проживания. Оценивают состояние окружающей среды

Подготовка к экологическому рейду.

практика

Отрабатывают навыки совместной подготовки и проведения походов выходного дня. Анализируют результаты похода. Собирают краеведческий матери

Проведение и анализ экологического рейда.

Теоретическое занятие










«Мой Башкортостан». 9 класс.

34 часа (1 час в неделю)

Название раздела/темы

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1.1. Башкортостан начале ХХ -ХХI в. (9 ч)



Введение. Башкортостан в начале ХХ века.

Башкортостан в годы первой мировой войны (1914-1917)

Вводное занятие. Теория

Объясняют значение занятий краеведением

Башкортостан в период революционных потрясений

1917 года. Гражданская война в Башкортостане

Теоретическое занятие

Объясняют значение революции для Башкортостана


Образование Башкирской АССР.БАССР в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства. Общественно-политическая жизнь

Теоретическое занятие

Объясняют значение образования БАССР и НЭПа для Башкортостана


Промышленность Башкортостана в условиях НЭПа

Сельское хозяйство Башкирской АССР в 20-е годы

Теоретическое занятие

Объясняют значение индустриализации для Башкортостана

Вырабатывают практические навыки поиска информации

БАССР в 30-е – начале 40-х годов. Общественно-политическая жизнь (1930-1941гг.).Индустриализация в условиях Башкортостана. Коллективизация сельского хозяйства БАССР.

Теоретическое и занятие

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

Воины Башкортостана в борьбе с фашистами

Теоретическое занятие

Объясняют значение Великой Отечественной войны для Башкортостана

Вырабатывают практические навыки поиска информации

Башкортостан в период укрепления советской системы.

(1945-1965 гг.).Экономическое и социально-политическое развитие БАССР в период кризиса системы (1965-1985 гг.)

Теория

Объясняют экономическое и социально-политическое развитие БАССР.

Вырабатывают практические навыки поиска информации

Башкортостан в период реформирования общества (1985-1999 гг.)

Теория

Объясняют развитие Башкортостна в 1985-1999 г.

Народонаселение и современная демографическая ситуация. Башкортостан на пороге ХХI века

теория

Объясняют демографическую ситуацию Башкортостана. Вырабатывают практические навыки по поиску информации

Раздел 1.2. Современное образование (2 ч)



Многообразие систем общего среднего образования. Сеть профессионально- технических учебных заведении

теория

Объясняют систему образования Башкортостана. Вырабатывают практические навыки по поиску информации

Высшие учебные заведения РБ. Развитие науки

теория

Объясняют систему образования Башкортостана. Вырабатывают практические навыки по поиску информации

Раздел 1.3. Современное театральное искусство (4 ч)



Деятельность Башкирского академического театра им. М. Гафури. Республиканский русский драматический театр

теория

Объясняют значимость Башкирского академического театра им. М. Гафури и Республиканского русского драматического театра

Сибайский, Салаватский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы

Теоретическое занятие

Объясняют значимость театров для республики. Вырабатывают практические навыки по поиску информации

Национальный молодежный театр им. М. Карима. Татарский театр «Нур»

Теоретическое занятие

Объясняют значимость Национальный молодежный театр им. М. Карима и Татарского театра «Нур»

Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны

Теоретическое занятие

Объясняют значимость спектаклей для республики

Раздел 1.4. Музыкальная культура (4 ч)



Филармония. Хоровое искусство в Башкортостане

Теоретическое занятие

Объясняют значимость филармоний для республики

Современное вокальное искусство

Теоретическое занятие

Объясняют значимость современного вокального искусства для республики

Композиторы современники-продолжатели народных традиции

Теоретическое занятие

Объясняют значимость творчества современных композиторов для республики

Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, романсы. Вокальные конкурсы

Теоретическое занятие

Объясняют значимость оперы и балета для республики

Раздел 1.5. Физкультура и спорт (2 ч)



Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми

теория

Объясняют значимость развития спорта в республике

Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы

теория

Объясняют значимость развития спорта в республике

Раздел 1.6. Музеи Республики Башкортостан (2 ч)



Музеи. Национальный музей Республики Башкортостан

теория

Объясняют значимость Национального музея Республики Башкортостан

Музей археологии и этнографии народов Башкортостана

теория

Объясняют значимость музея археологии и этнографии народов Башкортостана

Раздел 1.7. Живопись (4 ч)



Современная живопись .Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер», «Артыш»

теория

Объясняют значение современной живописи Башкортостана

М. А. Назаров – яркий представитель уфимского авангарда

теория

Объясняют значимость творчества М.А.Назарова

Творчество художников – графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок

теория

Объясняют значимость творчества художников-графиков

Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников

Теоретическое занятие

Объясняют значимость современной башкирской культуры. Вырабатывают практические навыки по изучению культуры Башкортостана.

Раздел 1.8. История Башкортостана в произведениях художественной литературы (7 ч)



Современная башкирская проза, поэзия и драматургия. Творчество народных поэтов Башкортостана

Теоретическое занятие

Объясняют значимость современной башкирской прозы

Культура края. Работники литературы и искусства, культуры. Общественные и государственные деятели

теория

Объясняют значимость культуры края

М. Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев

теория

Вырабатывают практические навыки по изучению культуры Башкортостана. Объясняют значимость творчества М.Карима

Х. Давлетшина. Д. Юлтый. Жизнь и творчество

Теоретическое занятие

Р. Гарипов. Р. Бикбаев. Жизнь и творчество

теория

Объясняют значимость творчества Р.Гарипова и Р.Бикбаева

Н. Наджми. Жизнь и творчество. З. Биишева. Отрывки из трилогии «У большого Ика».

теория

Объясняют значимость творчества Н. Наджми и З.Биишевой

Подготовка проекта «Наш Башкортостан»

практика

Вырабатывают практические навыки по изучению родного края



Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Моя родная деревня»

для 5 класса

34 урока (1 ч/н)


№ занятия п/п

Тема занятия

Количество отводимых часов

Примечание


5абв


Краеведение (1ч)


1.

Что такое краеведение

1



Источники комплексного изучения родного края (12)


2.

Виды источников изучения родного края.

Вещественные источники.

1



3.

Как ведут археологические раскопки.

1



4.

Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные постройки, мечеть.

1



5.

Памятники, созданные для увековечивания исторических событий и людей.

1



6.

Предметы быта

1



7.

Мое открытие родного края

1



8.

Изобразительные источники

1



9.


«Старая фотография рассказывает…»

1



10.

Письменные источники

1



11.

Устные источники

1



12.

Рассказ-воспоминание моего (моей) дедушки (бабушки) о памятном историческом событии

1



13.

Материалы топонимики

1



Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения (2ч)


14.

Изучение краеведческой литературы

1



15.

Правила работы в музее, архиве, фиксирования воспоминаний

1



С чего начинается малая Родина (5ч)



16.

Понятие «геологическое дерево»

1



17.

Мои родители.

1



18.

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

1



19.

Семейные традиции, реликвии

1



20.

«За что я люблю свою семью»(домашнее сочинение)

1



Родная школа, ее история и традиция (3ч)


21.

Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений

1



22.

Судьбы воспитанников

1



23.

Традиции школы. Современная жизнь в школе.

1



Мое село в прошлом, настоящем и будущем (11ч)


24.

История возникновения моего села

1



25.

Географическое положении села.

1



26.

Рельеф и климат своей местности

1



27.

Внутренние воды

1



28.

Растительный и животный мир

1



29.

Население моего села: численность, состав, быт, обычаи.

1



30.

Знатные люди села

1



31.

Культурная жизнь села

1



32.

Проблемы села

1



33.

Подготовка к защите проекта «Моё родное село».

1



34.

Защита проектов

1




Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Моя малая родина»

для 6 класса

(34 уроков (1 ч/н)


№ занятия п/п

Тема занятия

Количество отводимых часов

Примечание

6абв


Наша школа (6 ч)

1.

Введение в предмет. Что такое краеведение, зачем и как мы его изучаем

1


2.

Наша школа. История основания школы

1


3.

Экскурсия по школьному музею

1


4.

Благоустройство школы

1


5.

Традиции школы. Знаменитые выпускники школы

1


6.

Подготовка проекта «История школы»

1


Наша малая Родина. (6 ч)

7.

Наша деревня Улукулево. История основания деревни

1


8.

Улицы нашей деревни. В честь кого названы улицы

1


9.

Достопримечательности деревни. Памятные места

1


10.

Почетные жители деревни

1


11.

Предприятия деревни Улукулево

1


12.

Подготовка проекта «Наша малая родина - Улукулево».

1


Природа Башкортостана (7 ч).

13.

Территориальные граница и соседи РБ. Как выглядит РБ сегодня

1


14.

Природа Башкортостана. Уникальные объекты природы. Рельеф, климат. Между Европой и Азией

1


15.

Богатство нашей республики. Полезные ископаемые

1


16.

Растительный и животный мир Башкортостана

1


17.

Растения и животные, занесенные в Красную книгу

1


18.

Природные заповедники Башкортостана.«Шульган - Таш»

1


19.

Национальный парк «Башкирия»

1


История Башкортостана (7 ч).

20.

История образования РБ. Герб РБ и его значение. Гимн РБ

1


21.

Уфа-столица Республики Башкортостан

1


22.

Народы, проживающие на территории Башкортостана

1


23.

Жизнь древних башкир. Жилища, национальный костюм, традиции и обычаи

1


24.

Исторические места Башкортостана, связанные с именами известных людей

1


25.

Известные люди Башкортостана. Учёные, спортсмены, политические деятели истории и современности

1


26.

Башкортостан в годы великой Отечественной войны. Башкирская кавалерийская дивизия. Башкирская лошадь во время войны

1


Культура Башкортостана (8 ч).

27.

Башкирские писатели, поэты и композиторы

1


28.

Музеи. Национальный музей РБ

1


29.

Театры Башкортостана

1


30.

Башкирские народные сказки. Эпос Урал – Батыр

1


31.

Башкирские народные праздники (Сабантуй, Воронья каша). Башкирские игры

1


32.

Салават Юлаев — башкирский народный герой. Поэт — импровизатор

1


33.

Подготовка и защита проекта «Мой Башкортостан»

1


34.

Викторина «Знаете ли вы историю, культуру и природу Башкортостана?»

1


Итого:

Занятий -34














Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Мой Кармаскалинский район»

для 7 класса


34 урока (1 ч/н)


№ занятия п/п

Тема занятия

Количество отводимых часов

Примечание


7абв


Краеведение (1ч)


1.

Что такое краеведение

1



Моя семья (2ч)


2.

Традиции моей семьи

1



3.

Моя родословная

1



Деревня, в которой мы живем (7 ч)


4.

В судьбе страны – судьба деревни (названия улиц, отражающие исторические события)

1



5.

Они всегда рядом с нами (улицы, названные в честь героев)

1



6.

Мое открытие родного края

1



7.

Улукулево в прошлом и настоящем

1



8.


Развитие спорта в нашей деревне

1



9.

Наша деревня в будущем

1



10.

Наш СП Карламанский сельсовет (какие входят деревни)

1



Природный комплекс (3 ч)


11.

Экология вокруг деревни

1



12.

Природоохраняемые территории

1



13.

Памятные места

1



История в лицах (5 ч.)


14.

У войны и женское лицо

1



15.

«Никто не забыт». Герои-земляки

1



16.

Война лишила из детства

1



17.

Встреча с ветеранами.

1



18.

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

1



Родная школа, ее история и традиция (8ч)


19.

20.

21.

Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений

3



22.

23.

24.

Судьбы воспитанников

3



25.

26.

Традиции школы. Современная жизнь в школе.

2



Устное народное творчество ( 3 ч)


27.

Легенды и предания.

1



28.

Народные традиции

1



29.

Посещение модельной библиотеки д. Улукулево

1



Кармаскалинский район (5 ч)


30.

История Кармаскалинского района

1



31.

История в лицах.

1



32.

Музеи, памятники нашего района.

1



33.

Культурная жизнь района.

1



34.

Итоговое занятие. Составление стенгазеты по пройденному материалу.

1





Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Я -турист»

для 8 класса


34 уроков (1 ч/н)


№ занятия п/п

Тема занятия

Количество отводимых часов

Примечание

8абв


Изучение правил техники безопасности и этических норм туриста (6 ч).

1.

Техника безопасности в походе. Правила поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте.

1


2.

Правила передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём.

1


3.

Правила обращения с опасными инструментами и спец.снаряжением.

1


4.

Правила гигиены туриста. Этические правила туристов. Поведение у вечернего костра и за столом.

1


5.

Трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе.

1


6.

Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.

1


Элементарные туристские навыки (6 ч).

7.

Укладка рюкзака.

1


8.

Установка палатки.

1


9.

Разбивка бивуака.

1


10.

Разведение костра.

1


11.

Приготовление пищи.

1


12.

Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

1


Карты и ориентирование на местности (10 ч).

13.

Топографические карты.

1


14.

Масштаб карты.

1


15.

Легенда карты.

1


16.

Чтение спортивных и топографических карт.

1


17.

Обращение с компасом.

1


18.

Азимутальный ход.

1


19.

Топографическая съёмка местности.

1


20.

Спортивное ориентирование. Обучение.

1


21.

Тренировки по спортивному ориентированию.

1


22.

Соревнования по спортивному ориентированию.

1


Техника пешеходного туризма (6 ч).

23.

Спортивное туристское снаряжение и его назначение.

1


24.

Страховки.

1


25.

Переправы через препятствия

1


26.

Туристские узлы.

1


27.

Тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе.

1


28.

Участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма.

1


Походы, экспедиции, слёты (6 ч).

29.

Тренировочные походы выходного дня.

1


30.

Подготовка к походу.

1


31.

Проведение и анализ тренировочного похода.

1


32.

Экологические рейды на берег озера «Холодный ключ» и очистка побережья от бытового мусора.

1


33.

Подготовка к экологическому рейду

1


34.

Проведение и анализ экологического рейда.

1


Итого:

Занятий -34







Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Мой Башкортостан»

для 9 класса

(34 уроков (1 ч/н)


№ занятия п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

9абв


Башкортостан начале ХХ -ХХI в. (9 ч)

1.

Введение. Башкортостан в начале ХХ века.

Башкортостан в годы первой мировой войны (1914-1917)

1


2.

Башкортостан в период революционных потрясений

1917 года.Гражданская война в Башкортостане

1


3.

Образование Башкирской АССР.БАССР в 20-е годы. НЭП и восстановление народного хозяйства. Общественно-политическая жизнь

1


4.

Промышленность Башкортостана в условиях НЭПа

Сельское хозяйство Башкирской АССР в 20-е годы

1


5.

БАССР в 30-е – начале 40-х годов. Общественно-политическая жизнь (1930-1941гг.).Индустриализация в условиях Башкортостана. Коллективизация сельского хозяйства БАССР.

1


6.

Башкортостан в годы Великой Отечественной войны.

Воины Башкортостана в борьбе с фашистами

1


7.

Башкортостан в период укрепления советской системы.

(1945-1965 гг.).Экономическое и социально-политическое развитие БАССР в период кризиса системы (1965-1985 гг.)

1


8.

Башкортостан в период реформирования общества (1985-1999 гг.)

1


9.

Народонаселение и современная демографическая ситуация. Башкортостан на пороге ХХI века

1


Современное образование (2 ч)

10.

Многообразие систем общего среднего образования. Сеть профессионально- технических учебных заведении.

1


11.

Высшие учебные заведения РБ. Развитие науки.

1


Современное театральное искусство (4 ч)

12.

Деятельность Башкирского академического театра им. М. Гафури. Республиканский русский драматический театр

1


13.

Сибайский, Салаватский, Туймазинский, Стерлитамакский театры драмы

1


14.

Национальный молодежный театр им. М. Карима. Татарский театр «Нур»

1


15.

Спектакли, ставшие заметным явлением в театральной жизни республики и страны.

1


Музыкальная культура (4 ч)

16.

Филармония. Хоровое искусство в Башкортостане

1


17.

Современное вокальное искусство

1


18.

Композиторы современники-продолжатели народных традиции

1


19.

Жанровое богатство музыкального репертуара: симфония, опера, балет, романсы. Вокальные конкурсы

1


Физкультура и спорт (2 ч)

20.

Связь профессионального спорта с народными состязаниями и играми

1


21.

Развитие физкультуры и спорта в РБ. Крупные спортивные клубы

1



Музеи Республики Башкортостан (2 ч)



22.

Музеи.Национальный музей Республики Башкортостан

1


23.

Музей археологии и этнографии народов Башкортостана

1



Живопись (4 ч)



24.

Современная живопись .Творческие и художественные группы «Сары бия», «Чингисхан», «Март», «Инзер», «Артыш»

1


25.

М. А. Назаров – яркий представитель уфимского авангарда

1


26.

Творчество художников – графиков. Оформление и иллюстрирование книг и сказок

1


27.

Образы деятелей культуры, литературы в творчестве художников

1



История Башкортостана в произведениях художественной литературы (7 ч)



28.

Современная башкирская проза, поэзия и драматургия. Творчество народных поэтов Башкортостана.

1


29.

Культура края. Работники литературы и искусства, культуры. Общественные и государственные деятели

1


30.

М. Карим. Трагедия «В ночь лунного затмения». Свобода личности и протест против родовых обычаев

1


31.

Х. Давлетшина. Д. Юлтый. Жизнь и творчество

1


32.

Р. Гарипов. Р. Бикбаев. Жизнь и творчество.

1


33.

Н. Наджми. Жизнь и творчество. З. Биишева. Отрывки из трилогии «У большого Ика».

1


34.

Подготовка проекта «Наш Башкортостан»

1


Итого:

Занятий -34





































Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

  

Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей  

________/Комратова В.Ю./

Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по ВР

 

_________/ Басырова Э.М../

 

____________ г.

Утверждаю

Директор школы

 

 

__________/Батталов Р.Р./

 Приказ №___

от ___________ г.




Календарно-тематическое планирование


курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления


«Моя родная деревня» для 5 класса


(приложение к рабочей программе основного общего образования


курса «Краеведение» для 5-9 классов)











 Составитель программы:

Учитель истории

Аминева Ляйсан Маратовна



















Календарно - тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Моя родная деревня»

для 5 класса

на 2020 - 2021 учебный год.

(34 урока (1 ч/н)




№ занятия п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечание


5абв


Краеведение (1ч)


1.

Что такое краеведение

08.09.



Источники комплексного изучения родного края (12)


2.

Виды источников изучения родного края.

Вещественные источники.

15.09.



3.

Как ведут археологические раскопки.

22.09.



4.

Памятники архитектуры: жилые дома, хозяйственные постройки, мечеть.

29.09.



5.

Памятники, созданные для увековечивания исторических событий и людей.

06.10.



6.

Предметы быта

13.10.



7.

Мое открытие родного края

20.10



8.

Изобразительные источники

10.11



9.


«Старая фотография рассказывает…»

17.11



10.

Письменные источники

24.11



11.

Устные источники

01.12



12.

Рассказ-воспоминание моего (моей) дедушки (бабушки) о памятном историческом событии

08.12



13.

Материалы топонимики

15.12



Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения (2ч)


14.

Изучение краеведческой литературы

22.12



15.

Правила работы в музее, архиве, фиксирования воспоминаний

29.12.



С чего начинается малая Родина (5ч)



16.

Понятие «геологическое дерево»

12.01



17.

Мои родители.

19.01



18.

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

26.01



19.

Семейные традиции, реликвии

02.02



20.

«За что я люблю свою семью»(домашнее сочинение)

09.02



Родная школа, ее история и традиция (3ч)


21.

Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений

16.02



22.

Судьбы воспитанников

02.03



23.

Традиции школы. Современная жизнь в школе.

09.03



Мое село в прошлом, настоящем и будущем (11ч)


24.

История возникновения моего села

16.03



25.

Географическое положении села.

23.03



26.

Рельеф и климат своей местности

06.04



27.

Внутренние воды

13.04



28.

Растительный и животный мир

20.04



29.

Население моего села: численность, состав, быт, обычаи.

27.04



30.

Знатные люди села

11.05



31.

Культурная жизнь села

18.05



32.

Проблемы села

25.05



33.

Подготовка к защите проекта «Моё родное село».




34.

Защита проектов


































Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан

  

Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей  

________/Комратова В.Ю./

Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по ВР

 

_________/ Басырова Э.М../

 

____________ г.

Утверждаю

Директор школы

 

 

__________/Батталов Р.Р./

 Приказ №___

от ___________ г.











Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Мой Кармаскалинский район» для 7 класса

(приложение к рабочей программе основного общего образования

курса «Краеведение» для 5-9 классов)












 Составитель программы:

Гатиятуллина Алия Фидаилевна

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории












Календарно - тематическое планирование

для 7 класса

(34 урока (1 ч/н)



№ занятия п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечание


7абв


Краеведение (1ч)


1.

Что такое краеведение

01.09



Моя семья (2ч)


2.

Традиции моей семьи

08.09



3.

Моя родословная

15.09



Деревня, в которой мы живем (7 ч)


4.

В судьбе страны – судьба деревни (названия улиц, отражающие исторические события)

22.09



5.

Они всегда рядом с нами (улицы, названные в честь героев)

29.09



6.

Мое открытие родного края

06.10



7.

Улукулево в прошлом и настоящем

13.10



8.


Развитие спорта в нашей деревне

20.10



9.

Наша деревня в будущем

27.10



10.

Наш СП Карламанский сельсовет (какие входят деревни)

10.11



Природный комплекс (3 ч)


11.

Экология вокруг деревни

17.11



12.

Природоохраняемые территории

24.11



13.

Памятные места

1.12



История в лицах (5 ч.)


14.

У войны и женское лицо

08.12



15.

«Никто не забыт». Герои-земляки

15.12



16.

Война лишила из детства

22.12



17.

Встреча с ветеранами.

29.12



18.

Поколение бабушек, дедушек; их жизнь, рассказы и воспоминания

19.01



Родная школа, ее история и традиция (8ч)


19.

Основные этапы истории школы.

26.01



20.

Педагоги разных поколений.

02.02



21.

Юбилей объединения школы.

09.02



22.


Судьбы воспитанников.

16.02



23.

Спортсмены-выпускники нашей школы.

02.03



24.

Научные сотрудники- выпускники нашей школы.

09.03



25.

Традиции школы.

16.03



26

Современная жизнь в школе.

23.03



Устное народное творчество ( 3 ч)


27.

Легенды и предания.

06.04



28.

Народные традиции.

13.04



29.

Посещение модельной библиотеки д. Улукулево.

20.04



Кармаскалинский район (5 ч)


30.

История Кармаскалинского района

27.04.



31.

История в лицах.

04.05



32.

Музеи, памятники нашего района.

11.05



33.

Культурная жизнь района.

18.05



34.

Составление стенгазеты по пройденному материалу.

25.05























Тематическое планирование

по внеурочной деятельности «Моя малая родина»

для 6 класса

(34 уроков (1 ч/н)


№ занятия п/п

Тема занятия

Количество отводимых часов

Примечание

6абв


Наша школа (6 ч)

1.

Введение в предмет. Что такое краеведение, зачем и как мы его изучаем

08.09


2.

Наша школа. История основания школы

15.09


3.

Экскурсия по школьному музею

22.09


4.

Благоустройство школы

29.09


5.

Традиции школы. Знаменитые выпускники школы

06.10


6.

Подготовка проекта «История школы»

13.10


Наша малая Родина. (6 ч)

7.

Наша деревня Улукулево. История основания деревни

20.10


8.

Улицы нашей деревни. В честь кого названы улицы

10.11


9.

Достопримечательности деревни. Памятные места

17.11


10.

Почетные жители деревни

24.11


11.

Предприятия деревни Улукулево

01.12


12.

Подготовка проекта «Наша малая родина - Улукулево».

08.12


Природа Башкортостана (7 ч).

13.

Территориальные граница и соседи РБ. Как выглядит РБ сегодня

15.12


14.

Природа Башкортостана. Уникальные объекты природы. Рельеф, климат. Между Европой и Азией

22.12


15.

Богатство нашей республики. Полезные ископаемые

29.12


16.

Растительный и животный мир Башкортостана

12.01


17.

Растения и животные, занесенные в Красную книгу

19.01


18.

Природные заповедники Башкортостана.«Шульган - Таш»

26.01


19.

Национальный парк «Башкирия»

02.02


История Башкортостана (7 ч).

20.

История образования РБ. Герб РБ и его значение. Гимн РБ

09.02


21.

Уфа-столица Республики Башкортостан

16.02


22.

Народы, проживающие на территории Башкортостана

02.03


23.

Жизнь древних башкир. Жилища, национальный костюм, традиции и обычаи

09.03


24.

Исторические места Башкортостана, связанные с именами известных людей

16.03


25.

Известные люди Башкортостана. Учёные, спортсмены, политические деятели истории и современности

23.03


26.

Башкортостан в годы великой Отечественной войны. Башкирская кавалерийская дивизия. Башкирская лошадь во время войны

1


Культура Башкортостана (8 ч).

27.

Башкирские писатели, поэты и композиторы

1


28.

Музеи. Национальный музей РБ

1


29.

Театры Башкортостана

1


30.

Башкирские народные сказки. Эпос Урал – Батыр

1


31.

Башкирские народные праздники (Сабантуй, Воронья каша). Башкирские игры

1


32.

Салават Юлаев — башкирский народный герой. Поэт — импровизатор

1


33.

Подготовка и защита проекта «Мой Башкортостан»

1


34.

Викторина «Знаете ли вы историю, культуру и природу Башкортостана?»

1


Итого:

Занятий -34