СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий обучающегося 5 класса с ОВЗ (НОДА, вариант 6.2) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура и содержание Рабочей программы логопедического сопровождения обучающегося 5 класса с НОДА (вариант 6.2) соответствует требованиям ФАООП обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий обучающегося 5 класса с ОВЗ (НОДА, вариант 6.2) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств»


Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий обучающегося 5 класса с ОВЗ (вариант 6.2) по курсу коррекции нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, разработана на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48) в соответствии:


  • Приказа Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 №1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 21.03.2023 №72654);

  • АООП ООО обучающихся с ЗПР МОУ «Увинская СОШ №4»;

  • Распоряжения Министерства Просвещения РФ «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» от 06.08.2020 г.

Программа разработана на основе тематического планирования по коррекции нарушений письменной речи Н.Н. Яковлевой, Н.Н. О.В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской всоответствии с общеобразовательной программой по русскому языку 5 класса (авторы УМК: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков).


Цель программы: диагностика, коррекция нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, формирование предпосылок к полноценному усвоению АОП обучающихся с ОВЗ (вариант 6.2) МОУ «Увинская СОШ №4».

Задачи:

  1. Развивать полноценные представления о звуковом составе слова на базе формирования фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.

  2. Формировать навык грамотного письмав соответствии с общепринятыми нормами орфографии, синтаксиса и пунктуации.

  3. Формировать лексический запас и грамматический строй речи.

  4. Формировать связную речь.

  5. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению: словесно-логическое мышление; устойчивость внимания; наблюдательность к языковым явлениям; способность к запоминанию; познавательную активность.

  6. Формировать коммуникативную готовность к обучению


Общая характеристика программы индивидуальных логопедических занятий

обучающегося 5 класса с ОВЗ (вариант 6.2)

Рабочая программа индивидуальных логопедических занятий обучающегося 5 класса с ОВЗ (вариант 6.2) направлена на преодоление нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью языковых средств, усвоение адаптированной образовательной программы; устранение недостатков в речевом развитии; формирование коммуникативных навыков и социальную адаптацию.

Программа индивидуальных логопедических занятий разработана в соответствии со структурой речевого дефекта обучающейся, отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи иможет корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей речевой /языковой/коммуникативной недостаточности обучающегося.


Описание места коррекционно-логопедических занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 68 час (2 занятия в неделю по 40 мин), в том числе на контрольные работы отводится 6 час. На обследование устной и письменной речи обучающейся в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце учебного года (с 15 по 30 мая) отводится по 4 час (всего 8 час). Количество занятий на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала.

Организация учебного процесса: индивидуальные занятия.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи; развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи.

Используемые методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- методы активного и интерактивного обучения;

- личностно-ориентированного подхода;

- метод самоконтроля и самостоятельной деятельности учащихся.

Используемые технологии:

- проблемного обучения;

- здоровьесберегающие;

- информационно-коммуникативные;

- дифференцированного обучения;
- игровые.

Форма контроля уровня достижений обучающихся: контрольные работы.


Ценностные ориентиры содержания

Одним из результатов обучения является осмысление учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней, формирование эмоционально - позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса, которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур и языков


Принципы коррекционно-развивающего обучения

Содержание данной программы основывается на специальных принципах:

  1. Принцип системности. Процесс коррекционной работы предполагает одновременное развитие всех компонентов речи.

  2. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.

  3. Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

  4. Принцип коррекционной направленности образовательного процесса.

  5. Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.

  6. Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся.

  7. Принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся.

  8. Принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области».

  9. Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

  10. Принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности.

  11. Принцип сотрудничества с семьей.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА (вариант 6.2)

Группу обучающихся по варианту 6.2. составляют дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, передвигающиеся при помощи ортопедических средств или лишенные возможности самостоятельного передвижения, имеющие нейросенсорные нарушения в сочетании с ограничениями манипулятивной деятельности и дизартрическими расстройствами разной степени выраженности.

Задержку психического развития при НОДА чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

  • необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

  • коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

  • максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Для данной группы обучающихся: учет особенностей и возможностей обучающихся реализуется через образовательные условия (специальные методы формирования графо-моторных навыков, пространственных и временных представлений, специальное оборудование, сочетание учебных и коррекционных занятий). Специальное обучение и услуги должны охватывать физическую терапию, психологическую и логопедическую помощь. Для детей с тяжелыми нарушениями речи при церебральном параличе может понадобиться вспомогательная техника. В частности: коммуникационные приспособления от простейших до более сложных, в которых используются голосовые синтезаторы (коммуникационные доски с рисунками, символами, буквами или словами). Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с ЗПР нуждаются в разработке опор с детализацией в форме алгоритмов для конкретизации действий при самостоятельной работе.


Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с задержкой психического развития

У обучающихся с ЗПР наблюдаются:  ограниченный запас общих сведений и представлений; недостаточная сформированность лексико-грамматических категорий; трудности при самостоятельном построении связного высказывания;стойкие специфические ошибки в письменной речи; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности, повышенная  истощаемость,  в результате  этого низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения.

Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов.



Планируемые результаты освоения курса коррекционно-развивающего обучения

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.


Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать самостоятельные части речи,а также служебные части речи (предлог, союз);

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;

  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.


Содержание

Обследование устной и письменной речи (4 час)

Раздел 1. Фонетика, графика, орфография (25 час)

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Состав русского алфавита, названия букв. Фонетический разбор слов. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.

Слог. Ударение, его смыслоразличительная роль, подвижность ударения при формо- и словообразовании. Правила переноса.

Понятие орфограммы. Правописание безударных гласных в корнях слов, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых в корнях слов; удвоенных согласных.

Правописание разделительных ъ и ьзнаков.

Чередование букв е//и в корнях.

Чередование буква//о в корнях.

Правописание суффиксов –чик и –щик.

Буквы ы и и после приставок.

Правописание приставок на з/с.

Раздел 2. Морфология и орфография (23 час)

Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных.

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

Правописание НЕ с именами существительными.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание НЕ с именами прилагательными.

Краткие прилагательные.

Глагол как часть речи. Инфинитив.

Спряжение глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Служебные части речи (предлог, союз). Правописание предлогов и союзов.

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация (9 час)

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения.

Второстепенные члены, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обращение.

Прямая речь.

Сложное предложение.

Раздел 4. Повторение изученного материала за учебный год (3 час)

Закрепление правописания орфограмм.

Мониторинг развития устной и письменной речи (4 час)











Учебно-тематический план

№ раздела

Тема раздела

Кол-во час


Обследование устной и письменной речи

4

1

Фонетика, графика, орфография

25

2

Морфология и орфография

23

3

Синтаксис и пунктуация

9

4

Повторение изученного материала за учебный год

3


Мониторинг развития устной и письменной речи

4


Итого:

68 час






























Тематическое планирование индивидуальных коррекционно-логопедических занятий

обучающегося 5 класса с ОВЗ (вариант 6.2) (68 час)


занятия

Тема раздела, занятия

Кол-во

час

Дата прове-дения контр.

работы

Содержание коррекционно-логопедической работы

и основные виды деятельности

1-4

Обследование устной и письменной речи

4



Раздел 1. Фонетика, графика, орфография (25 час)

5-6

Звук и буква. Гласные и согласные звуки и буквы. Слог и ударение. Фонетический разбор слов

2


Закрепление понятий о звуках и буквах; о слогообразующей роли гласных; ударном и безударном слоге. Практические упражнения по формированию умения выполнять фонетический разбор слов.

7-9

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова

3


Закрепление правила правописания безударных гласных в корне слова. Практические упражнения по закреплению навыка правописания проверяемых безударных гласных в корне слова путём подбора проверочных слов; непроверяемых безударных гласных при помощи орфографического словаря. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём. Расширение активного словарного запаса. Развитие словесно-логического мышления.

10

Правописание парных звонких и глухих согласных

1


Закрепление правила правописания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Практические упражнения по формированию навыка правописания парных звонких и глухих согласных. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Расширение активного словарного запаса.Развитие словесно-логического мышления.

11-13

Правописание непроизносимых согласных

3


Закрепление правила правописания непроизносимых согласных. Практические упражнения по формированию навыка правописания непроизносимых согласных. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём. Расширение активного словарного запаса.Развитие словесно-логического мышления.

14

Удвоенные согласные

1


Закрепление правила правописания удвоенных согласных. Практические упражнения по формированию навыка правописания удвоенных согласных. Обсуждение алгоритма действий для решения орфографических задач и использование его в практической деятельности. Работа с орфографическим словарём. Расширение активного словарного запаса.Развитие словесно-логического мышления.

15

Контрольная работа №1 по теме «Правописание корневых орфограмм»

1





16-17

Работа над ошибками.

Правописание разделительных ъ и ьзнаков

2


Закрепление правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков. Практические упражнения по закреплению навыков правописания разделительных Ь и Ъ знаков.Упражнения по дифференциации разделительных Ь и Ъ знаков на письме.

18-20

Чередование букв е//и в корнях

3


Закрепление правила правописания чередующихся гласных букв е и и в корнях бер-/-бир, мер-/-мир, тер-/-тир, пер-/-пир, дер-/-дир стел-/-стил. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв е и и в корнях бер-/-бир, мер-/-мир, тер-/-тир, пер-/-пир, дер-/-дир, стел-/-стил.

21-23

Чередование букв а//о в корнях

3


Закрепление правила правописания чередующихся гласных букв о иа в корнях кос-/-кас, лаг-/-лож, гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-(-ращ-)/-рос-. Практические упражнения по формированию навыков правописания букв о и ав корнях –гор-/-гар-, кос-/-кас, лаг-/-лож, -зор-/-зар-,-раст-(-ращ-)/-рос-.

24-25

Правописание суффиксов –чик и -щик

2


Закрепление правила правописания и практические упражнения по формированию навыков правописания суффиксов -чик-, -щик- в именах существительных.

26

Буквы ы и и после приставок

1


Закрепление правила правописания и практические упражнения по формированию навыков правописания букв ы и и после приставок.

27-28

Правописание приставок на з/с

2


Закрепление правила правописания приставок (букв -з-, -с- на конце приставок).Практические упражнения по формированию навыков правописания приставок (букв -з-, -с- на конце приставок)

29

Контрольная работа №2 по теме «Фонетика. Орфография»

1



Раздел 2. Морфология и орфография (23 час)

30-31

Работа над ошибками.

Имя существительное как часть речи. Склонение имён существительных. Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных

2


Закрепление понятия об имени существительном как части речи. Типы склонений. Упражнения по формированию умения определять типы склонения имён существительных. Работа с антонимами и синонимами. Практические упражнения по формированию умения склонять имена существительные. Понятие о несклоняемых именах существительных. Обогащение словаря. Упражнения по формированию навыков правописания букв Е и И в падежных окончаниях имён существительных.

32-33

Буквы О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

2


Закрепление правила правописаниябуквО и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных. Практические упражнения по формированию навыков правописаниябукв О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

34-35

Правописание НЕ с именами существительными

2


Закрепление правила правописания НЕ с именами существительными. Практические упражнения по формированию навыков правописания НЕ с именами существительными.

36-37

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имён прилагательных

2


Закрепление понятия об имениприлагательном как части речи.Практические упражнения по формированию навыков правописания окончаний имён прилагательных.

38-39

Правописание НЕ с именами прилагательными

2


Закрепление правила правописания НЕ с именами существительными. Практические упражнения по формированию навыков правописанияНЕ с именами прилагательными.

40-41

Краткие прилагательные

2


Закрепление понятия о кратких прилагательных. Практические упражнения по формированию умений находить в предложении краткие прилагательные; образовывать краткие прилагательные; навыков правописания кратких прилагательных.

42

Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное и имя прилагательное»

1



43

Работа над ошибками.

Глагол как часть речи. Инфинитив

1


Закрепление понятия оглаголе как части речи; неопределённой форме глагола. Практические упражнения по формированию умения находить в предложении глаголы; навыков правописания глаголов в неопределённой форме.

44-45

Спряжение глаголов

2


Закрепление понятия об изменении глаголов по лицам и числам(спряжении). Упражнения по формированию уменияизменять глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам, выделять окончания глаголов; определять спряжение глаголов.

46-47

Правописание окончаний глаголов

2


Закрепление правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Практические упражнения по формированию навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.


48-49

Наречие как часть речи. Правописание наречий

2


Закрепление понятия онаречии как части речи.Упражнения по формированию навыков правописания наречий.

50

Контрольная работа № 4 по теме «Глагол и наречие»

1



51-52

Работа над ошибками.

Служебные части речи (предлог, союз). Правописание предлогов и союзов

2


Закрепление понятия ослужебных частях речи (предлогах, союзах). Упражнения по формированию умений дифференцировать предлоги и союзы; находить в предложениях предлоги и союзы; по закреплению навыков правописания предлогов и союзов

Раздел 3. Синтаксис и пунктуация (9 час)

53

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1


Закрепление понятий о словосочетании; предложении как основной единице синтаксиса; о грамматической основе предложения – подлежащем и сказуемом. Практические упражнения по формированию умения находить в предложении грамматическую основу. Закрепление понятия об односоставном предложении. Упражнения по формированию умения находить в тексте односоставные предложения.

54-55

Второстепенные члены, их роль в предложении. Определение. Дополнение. Обстоятельство

2


Закрепление понятий о второстепенных членах и их роли в предложении; о простом нераспространённом и простом распространённом предложении. Понятия о группах второстепенных членов по значению и синтаксической роли в предложении (определение, дополнение, обстоятельство). Упражнения по формированию умения находить главные и второстепенные члены предложения; умения графически обозначать смысловые и грамматические связи определения, дополнения и обстоятельства и слова, с которыми они связаны в предложении; умения обозначать, какой частью речи выражены второстепенные члены предложения.

56

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1


Закрепление понятия об однородных членах предложения; правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. Упражнения по формированию умений находить в предложении главные и однородные члены предложения; расставлять знаки препинания; обозначать, какой частью речи выражены однородные члены предложения.

57

Обращение

1


Закрепление понятия об обращении. Упражнения по формированию умений находить в предложении обращение; расставлять знаки препинания; составлять предложения с обращениями.

58

Прямая речь

1


Закрепление понятия о прямой речи. Упражнения по формированию умений находить в предложении прямую речь; расставлять знаки препинания; составлять предложения с прямой речью.

59-60

Сложное предложение

2


Закрепление понятий о сложном предложении; видах сложных предложений по способу соединения частей сложного предложения (союзных и бессоюзных); правилах расстановки знаков препинания в сложных предложениях. Упражнения по формированию умения выполнять синтаксический разбор сложных предложений; умения обозначать, какой частью речи выражены члены сложного предложения.

61

Контрольная работа №5 по теме «Синтаксис и пунктуация»

1



Раздел 4. Повторение (3 час)

62-63

Работа над ошибками.

Повторение изученного материала за учебный год

2


Закрепление навыков правописания букв о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных; НЕ с именами существительными и прилагательными; умения выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

64

Итоговая контрольная работа

1



65-68

Мониторинг развития устной и письменной речи

4












Информационно-методическое обеспечение:

  1. Елецкая, О.В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов: методические рекомендации и упражнения/О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 64 с.

  2. Никулина, М.Ю. Тренажёр по русскому языку: Орфография: 5 класс. ФГОС/М.Ю. Никулина – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 109 с. (Серия «Тренажёр»).

  3. Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.1/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с.

  4. Рыбченкова, Л.М. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.Ч.2/[Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын]; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.

  5. Узорова, О.В. 500 правил и упражнений по русскому языку: 5-й кл./О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: астрель, Владимир: ВКТ, 2011. – 221 с.

  1. Шклярова,Т.В. Сборник диктантов по русскому языку с заданиями. 5-7 классы/Т.В. Шклярова, Т.Н. Турунцева. – М.: Грамотей, 2009, 168 с.

  2. Шклярова,Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5-го класса. Практикум для учащихся 5 – 6-х классов/Т.В. Шклярова. – М.: Грамотей, 120 с.

  3. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи/под ред. Н.Н. Яковлевой. – Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2007.


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.festival.1 september.ru/

  2. http://nsportal.ru/

  3. https://school-collection.edu.ru

  4. https://uchitelya.com/

  5. http://www.defectologia.pro



Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер, презентации;

  2. раздаточный материал по разделам рабочей программы;

  3. наглядно-демонстрационный материал по темам разделов рабочей программы.

























Приложение


Критерии оценивания контрольно-измерительных материалов



Критерии оценивания диктанта:

Оценка «5»ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте нет ошибок.

Оценка «4» ставится за аккуратно выполненную работу; в диктанте допущено не более 2-х ошибок.

Оценка «3»ставится за небрежно выполненную работу; в диктанте допущено от 3-х до 5 ошибок.

Оценку «2»ставить не рекомендуется.

За одну ошибку считаются:

- 2 исправления;

- 2 пунктуационные ошибки;

- 2 одинаковые дисграфические ошибки либо повторение ошибки на одно и то же правило.



Критерии оценивания грамматических заданий:

Оценка «5» ставится за выполнение всех заданий правильно.

Оценка «4» ставится за правильное выполнение не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится правильное выполнение половины заданий.

Оценку «2» ставить не рекомендуется.


































Контрольно-измерительные материалы (5 дкл.)


Контрольная работа №1 по теме «Правописание корневых орфограмм»


Цель: контроль сформированностинавыковправописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнях слов, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов, удвоенных согласных; умения выполнять разбор слов по составу.



  1. Диктант


Поздняя осень

Вот и пришла поздняя осень. На дворе стоит ненастная погода. Мрачные низкие тучи закрыли солнце. В опустевших садах гуляет резкий холодный ветер. Он сильно качает голые ветки деревьев. Моросит привычный осенний дождь. По утрам бывают лёгкие заморозки. Замерли окрестные поля. Стоят голые и озябшие. Пустынная дорога убегает в серую даль.

Грустные чувства наполняют сердце. Умчались чудесные летние деньки. Нас ожидает долгая зима. (64 слова)


  1. Грамматические задания:


  1. Выпишите из текста по одному слову с проверяемой безударной гласной в корне слова, с парной согласной и непроизносимой согласной в корне слова. Подберите и запишите к ним проверочные слова.

  2. Выпишите и разберите по составу слова осенний, пустынная.




Ключи:

  1. Качает – качка, низкие – низок, сердце – сердечко.

  2. Осенний: окончание – ий, основа – осенн, корень – осен, суффикс – н;

пустынная:окончание – ая, основа – пустынн, корень – пуст, суффиксы – ын,н.
























Контрольная работа №2 по теме «Фонетика. Орфография»



Цель: контроль сформированностинавыков правописания безударных гласных в корне слова, парных и непроизносимых согласных, удвоенных согласных, чередующихся гласных о//а, е//и в корнях: правописания приставок, оканчивающихся на з/с; умения выполнять фонетический разбор слов.


  1. Диктант



Заблудился


Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У моих ног простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?

Я выбрался на опушку и пошёл через поле. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица промчалась и коснулась меня крылом.

Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома. (95 слов)

(По И.С. Тургеневу)


  1. Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста сначала слова с чередующимися гласными о-а, затем - с чередующимися гласными е-и, обозначьте в словах орфограммы.

  2. Выполните фонетический разбор слова рожь.




Ключи:

  1. Заря, догорала, заросли, равнина,ровной, росла, коснулась, предполагал, расстилаться,пробираться,заблестел.

  2. Рожь – [р о ш] – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р – [р] – согл., тв., зв., непарн.,

о - [о] – гласн., ударн.,

ж - [ш] – согл., тв., глух, парн.,

ь - [ - ]

4 буквы, 3 звука
















Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное и имя прилагательное»


Цель: контроль сформированностинавыковправописания безударных падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных; букв О и Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных; навыков правописания окончаний имён прилагательных.


  1. Диктант



За камышом, стоящим чёрной стеной, тёмной парчовой лентой, блестела узенькая речонка. Ночь была безмолвная, неподвижная. Нельзя было разобрать, что продвигалось по неосвещённой поверхности воды. Казалось, это плыло бревно, и только по правильности его манипуляций можно было догадаться, что это небольшой чёлн. Вёсла беззвучно опускались и подымались, и лишь чёткий звук капель, падавших с них в воду, выдавал движение. Но вот и капли перестали падать, затих камыш, и метёлки больше не шевелились в темноте. Эта безразличная свинцовая тьма, казалось, вся была наполнена чутким, напряжённым и осторожным ожиданием. (86 слов)



  1. Грамматическое задание:


Выпишите первое предложение, укажите род, число и падеж имён существительных и прилагательных. Выделите окончания.



Ключ: ж.р.,ед.ч.,Т.п. ж.р.,ед.ч.,Т.п.ж.р.,ед.ч.,Т.п. ж.р.,ед.ч.,Т.п. ж.р.,ед.ч.,Т.п. ж.р.,ед.ч.И.п. ж.р.,ед.ч.И.п.

За камышом, стоящим чёрной стеной, тёмной парчовой лентой, блестела узенькая речонка.





























Контрольная работа № 4 потеме«Глагол и наречие»


Цель: контроль сформированностинавыковправописания окончаний глаголов;

правописания наречий; парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных

в корнях слов.


  1. Диктант


Наши друзья


Я люблю птиц. Грустно было бы жить без них на нашей зелёной планете. Веселит глаз их дивное оперение. Радует слух их чудесное пение. Люблю также наблюдать за их лёгким полётом. Много видов птиц живёт в нашей стране.

Быстро кружат в чистом воздухе ласточки. На быстром лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Она ловко лепит его из земли и глины.

В развилке веточки заметишь гнездо иволги. Оно сделано из травки, гибких стебельков,

берёзовой кожуры. Смотришь на пернатых друзей и радуешься. (83 слова)



  1. Грамматические задания:

  1. Выпишите изтекстапо одному глаголу 1-го и 2-го спряжения 2 лица ед.ч. Выделите окончания.

  2. Выпишите из текста 2 наречия, разберите их по составу.





Ключи: 2 л., ед.ч. 1 л., ед.ч.

  1. Заметишь, радуешься.


  1. Быстро: окончание нулевое, основа – быстро, корень – быстр, суффикс – о;

ловко: окончание нулевое, основа – ловко, корень – лов, суффиксы – к,о.