СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ИО "Домоводство" 6 класс, для детей с умственной отсталостью 1 вариант

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ИО "Домоводство" 6 класс, для детей с умственной отсталостью 1 вариант»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Серовская школа-интернат»




Утверждаю

Директор ГКОУ СО

«Серовская школа-интернат»

________С.В.Ахмедзянова

Приказ № _____от «___»______2020 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Домоводство» по адаптированной основной общеобразовательной

программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

ГКОУ СО «Серовская школа-интернат»

6 класс





Учитель

Смирнова Ольга Евгеньевна





2020 год

г.Серов

Рабочая программа по домоводству является частью Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью ГКОУ СО «Серовская школа-интернат». Составлена в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).: 5-9 кл.: под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2006 г., утвержденной Министерством образования и науки РФ и действующим учебным планом образовательного учреждения.


Цель: формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.


Задачи: научить обучающихся правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.


Коррекционная направленность:


Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся со сложной структурой дефекта показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.


Занятия по домоводству направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.


Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.


При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирование реальных ситуаций


  • элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения; экскурсии; широко использовать наглядные средства обучения, демонстрацию учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно использовать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как учащиеся со сложной структурой дефекта не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нём.


Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по теме «Питание», экскурсиях при изучении раздела «Транспорт» целесообразно вспомнить правила культуры поведения. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого занятия. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации, формирования у них разнообразных умений и навыков.


Программа предполагает, что у обучающихся со сложной структурой дефекта должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:


Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 34 рабочих недели в каждом классе в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса

Учащиеся должны иметь представление:

  • о городском и сельском жилище;

  • о коммунальных удобствах;

  • о планировке жилища и функциональном назначении жилых помещений;

  • о режиме и гигиене питания;

  • об оборудовании и санитарно-гигиенических требованиях по организации питания семьи и приготовлению пищи;

  • о правилах составления меню;

  • о способах обработки основных продуктов питания;

  • о полуфабрикатах и умении ими пользоваться;

  • о способах использования, а также сохранения продуктов с помощью сушки, замораживания, консервирования.

1-й уровеньУчащиеся должны знать:

  • основные приемы ухода за жилищем;

  • основные гигиенические правила;

  • правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ними;

правила стирки изделий из шелковых тканей;


    • санитарные требования и правила техники безопасности при работе с инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами;


  • правила обращения со стиральной машиной;

  • назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода за ними и технику безопасности при работе с кухонными инструментами;

  • правила пользования электроплитой, газовой плитой;

  • правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;

  • правила ухода за холодильником;

  • правила первой помощи при отравлениях консервированными продуктами.


Учащиеся должны уметь:

  • содержать в порядке свое рабочее и спальное место в доме;

  • ухаживать за растениями в доме (квартире);

  • производить сухую чистку одежды;

  • сушить и чистить кожаные, меховые и шерстяные изделия;

  • выполнять основные гигиенические правила;


  • выполнять санитарные требования и правила техники безопасности при работе с инструментами, бытовыми электроприборами, химическими средствами;


  • производить мелкий ремонт одежды и белья;

  • подбирать моющие средства для стирки различных изделий;

  • владеть навыками ручной стирки мелких вещей;

  • пользоваться электроплитой, газовой плитой;

  • знать правила ухода за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;

  • владеть культурой сервирования завтраков, ужинов;

  • приготовить овощные и фруктовые салаты, муссы, соки и др.

2-й уровень Учащиеся должны знать:


  • правила хранения одежды, белья, обуви и уход за ними;

  • правила ручной стирки индивидуальных вещей;

  • санитарно-гигиенические требования по уходу за телом;

  • назначение кухонной утвари, посуды и правила ухода за ними;


  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, горячим маслом, горячими блюдами;


  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи.


Учащиеся должны уметь:

  • распознавать и правильно использовать бытовые химические средства при ручной стирке;

  • гладить и чистить одежду;

  • сушить обувь и ухаживать за ней;

  • ухаживать за алюминиевой, эмалированной, фаянсовой посудой;

  • производить первичную обработку продуктов;

  • приготовить себе завтрак, ужин;

  • производить мелкий ремонт одежды (пуговицы, петли, вешалки и др.);

  • отваривать яйца, макаронные изделия;

  • готовить фруктовые, овощные салаты, соки и др.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:


  1. класс

Наше жилище. Сезонные работы в доме, их виды. Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме). Работы во дворе, в огороде, на участке.


Подготовка материалов для утепления окон.


Квартира. Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома. План обустройства прихожей. Гостиная, ее функциональное предназначение. План обустройства (зонирование) гостиной. Сон - здоровье человека. Режим сна. Почему снятся тревожные сны. Обустройство комнаты для сна. Помещение для детей (детская комната). Кухня, ее оборудование. Санузел и ванная комната. Правила безопасного поведения в кухне, в ванной комнате. Подсобные помещения в квартире, их оборудование.


Растения в доме. Растения в доме, их назначение: оздоровление, эстетика быта. Виды комнатных растений (3-5 видов). Экзотические растения (лимонное дерево, кактус и др.). Цветущие растения, их особенности. Уход за декоративными растениями: подкормка, температурный, световой режим. Посуда, ее виды для комнатных растений. Интерьер комнаты с растениями. Советы цветоводу. Практические работы: посадка, полив, формирование кроны. Огород на подоконнике (балконе). Практические работы: посадка лука, посев петрушки, укропа.


Зимние вещи. Зимняя одежда, использование, хранение шерстяных, меховых, кожаных вещей. Уход за зимней одеждой. Починка одежды. Штопка шерстяных вещей. Правила использования зимней обуви.


Гигиена тела, нижнее белье. Гигиенический режим по уходу за телом (ванная, душ, баня). Ежедневные гигиенические процедуры.

Режим смены белья, носков, чулок. Хранение вещей индивидуального пользования.


Стираем белье. Моющие средства, их виды: порошки, мыло, пасты, отбеливатели. Техника безопасности при использовании моющих средств. Условные обозначения на упаковках с моющими средствами и на белье. Стиральная машина, правила обращения. Подготовка вещей к стирке: очистка от пыли, шерсти, волокон, починка белья, сортирование по типу ткани и окраске. Правила замачивания, кипячения, отбеливания. Выполаскивание, крахмаление, подсинивание, сушка, утюжка. Экскурсия в прачечную. Знакомство со стиральными машинами, сушилками, гладильными стенками. Оформление материалов экскурсии.


Кухня. Оборудование кухни, оформление кухни. Правила пользования газовой, электрической плитой, уход за ними (в сельской местности - дровяной или угольной печью, плитой). Техника безопасности при пользовании нагревательными приборами. Холодильник, морозильник (устройство, назначение). Правила пользования электроприборами на кухне. Соковыжималка, кофемолка, миксер, мясорубка, овощерезка. Техника безопасности, уход за бытовыми приборами. Кухонная утварь (шумовка, дуршлаг, мясорубка, половник - разливная ложка, вилка большая, ножницы, ножи, лопаточки, прихватки, полотенце, салфетки). Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь (разделочная доска, скалки, пестики, хлебница). Уход за деревянными изделиями. Посуда на кухне (кастрюли, сковородки, миски). Правила ухода и хранения. Предметы для сервировки стола (тарелки: суповая, для второго блюда, для десерта, блюдце). Чашки, ложки, вилки, ножи (назначение, чистка, хранение). Посуда для круп и сыпучих продуктов, уход за ними.


Организация питания семьи. Питание и здоровье человека. Режим питания. Продукты питания, их виды. Мясо и мясопродукты, правила хранения. Молоко и молочные продукты, правила хранения. Яйца, жиры, правила хранения. Овощи, грибы, правила хранения. Плоды, ягоды, правила хранения. Мука, мучные продукты, крупа, правила хранения. Меню на неделю (в зависимости от сезона и питательной ценности продуктов). Полуфабрикаты, виды, способы приготовления. Первичная обработка продуктов: мытье, очистка, размораживание, просеивание, переработка, нарезка. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Тепловая обработка продуктов: варка, жарение, тушение, выпечка, запекание, приготовление на пару. Техника безопасности при работе с горячей посудой.


Молоко. Способы сохранения молока. Кипячение молока.


Домашние заготовки. Продукты для длительного хранения. Сушка, замораживание, соление, консервирование. Хранение и консервирование продуктов. Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи. Быстрое приготовление варенья.


Сад и огород. Растения сада и огорода (повторение). Витаминная и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод. Выращивание овощей, пряной зелени (семена, почва, посев). Правила хранения овощей, фруктов, ягод. Овощные и фруктовые салаты. Фруктовый мусс, коктейли из соков. Экскурсии в сад, теплицы, на выставки.








Тематическое планирование

урока

Тема урока

1

Повторение

2

Сезонные работы в доме, их виды.

3

Работы во дворе, в огороде, на участке.

4

Подготовка квартиры (дома) к осени (зиме). Подготовка материалов для

утепления окон

5

Планировка квартиры. Функциональное назначение всех помещений квартиры и дома.

6

Кухня, ее оборудование. Подсобные помещения в квартире, их оборудование.

7

Растения в доме, их назначение. Виды комнатных растений.

8

Уход за декоративными растениями. Практические работы.

9

Зимняя одежда и обувь. Уход за зимней одеждой.

10

Починка одежды. Штопка шерстяных вещей.

11

Гигиенический режим по уходу за телом. Ежедневные гигиенические

процедуры

12

Режим смены белья. Хранение личных вещей

13

Моющие средства, их виды. Правила безопасности при использовании моющих средств.

14

Подготовка вещей к стирке. Правила замачивания, кипячения, отбеливания

15

Стиральная машина. Правила обращения. Практическая работа: стирка вещей.

16

Экскурсия в прачечную. Оформление материалов экскурсии.

17

Оборудование кухни. Правила пользования газовой, электрической плитой.

18

Холодильник, морозильник. Правила пользования электроприборами на кухне.

19

Бытовые электроприборы. Техника безопасности, уход за ними.

20

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения.

21

Посуда на кухне. Предметы для сервировки стола.

22

Питание и здоровье человека. Режим питания. Меню на неделю.

23

Овощи, грибы. Первичная обработка

овощей. Пр. работа: приготовление салата.

24

Плоды, ягоды, правила хранения. Первичная обработка продуктов.

25

Яйца. Способы варки яиц. Техника безопасности при работе с горячей посудой

26

Мясо и мясопродукты. Полуфабрикаты, виды, способы приготовления.

27

Мука, мучные продукты. Сервировка стола для завтрака и ужина.

28

Молоко и молочные продукты, правила хранения. Блюда из молока.

29

Продукты для длительного хранения. Хранение и консервирование продуктов

30

Отравление консервированными продуктами, правила первой помощи.

31

Быстрое приготовление варенья. Практическая работа.

32

Растения сада и огорода. Витаминная и пищевая ценность овощей, фруктов,ягод.

33

Овощные и фруктовые салаты. Фруктовый мусс, коктейли из соков.

34

Экскурсия в сад, теплицу. Обобщающий урок



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отсталостью).: 5-9 кл.: под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2006г.


  1. Бгажнокова И.М., Гамаюнова Л.П. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта//Дефектология, 1997, № 3.


  1. Социально - бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой М., Владос 2008.