Рабочая программа
по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«История языка»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «История языка» разработана на основе:
-требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- основной образовательной программы МБОУ СОШ № 43 им. Г. К. Жукова;
- положения о порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению рабочей программы внеурочной деятельности школы.
Настоящая программа внеурочной деятельности по истории русского языка предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций и рассчитана на 2 года обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего – 68 часов.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
В результате освоения курса учащиеся смогут сформировать следующие УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
узнать о происхождении церковнославянского языка и его роли, о духовности букв кириллицы; об истории буквы «ять»; о процессе падения редуцированных и последствиях этого процесса в современном русском языке, о системности в языке; узнать приметы старославянских и исконно русских по происхождению слов; основные виды исторических чередований в русском языке, основные причины чередований звуков и упрощения сочетания звуков в современном русском языке, суть процесса опрощения; особенности московского произношения; узнать о понятиях «корневое значение слова», «ветвенное значение слова», о строении словарной статьи в словаре В.И. Даля; узнать суть процессов переразложения и сращения; узнать о происхождении названий русских падежей, об истории возникновения вариантов падежных окончаний, о происхождении полных форм имени прилагательного от краткой формы; об истории возникновения современной формы инфинитива и категории числа в русском языке, числовом значении букв кириллицы, узнать историю происхождения и изменения личных местоимений, причастия и деепричастия, о стилистической роли форм причастия и деепричастия, узнать о происхождении различных групп наречий, о различных точках зрения на наречие как часть речи, о многообразии путей происхождения современных наречий; узнать пути образования производных предлогов из других частей речи, о богатстве смысловых оттенков, выражаемых предлогами и частицами; узнать этимологию основных групп междометий; узнать синтаксические особенности форм простого предложения в русском языке, историю знаков препинания; узнать об особенностях русского языка в индивидуальном восприятии носителя языка, о языке как хранителе нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.
научиться различать по начертанию букв глаголицу и кириллицу, читать буквы кириллицы, читать слова с буквой «ять» (в старой орфографии); находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке, проверять безударную гласную слова, подбирая исторически родственные слова; различать исторический состав слова и его современную структуру, производить этимологический анализ исконно русских слов; определять источник происхождения фразеологизмов и находить фразеологизмы в словаре по ключевому слову; находить слова с историческими чередованиям, старославянские формы имен прилагательных, остаточные формы двойственного числа в языке, научиться различать полнозначный глагол быть и быть как глагол-связку, находить в тексте устаревшие формы деепричастий (играючи, работаючи и т. п.), объяснять их роль в художественном тексте; объяснять возникновение языковых фактов: возвратного суффикса -ся; супплетивизма форм личных местоимений 3-го лица; начального н в формах личных местоимений; научиться опознавать в тексте производные предлоги, устаревшие союзы (зане, кабы, понеже и др.), междометия и частицы; научиться интонационно правильно читать текст.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
Содержание
Введение. Общие сведения о языке. Друг и враг человеческий. Первоучители словенские.
Графика и орфография. Славянская азбука.
Фонетика. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории русского языка. Фонетические старославянизмы в русском языке. Современные приметы старинных слов. Исторические чередования звуков в русском языке.
Орфоэпия. Московская норма произношения.
Лексика. Подвиг В. И. Даля. Лексическое значение слова. Словарная статья. Заимствованные слова в русском языке. Крылатая мудрость народа. Источники происхождения фразеологизмов. Роль фразеологизмов в художественном тексте. Фразеологический словарь и его особенности.
Словообразование. Исторические изменения в составе слова. Процесс переразложения в русском языке и его последствия. Иноязычные аффиксы. Словообразовательные славянизмы.
Морфология. Происхождение названий русских падежей. История падежных форм имени существительного. Происхождение полных имен прилагательных. Особенности склонения имен прилагательных. История неопределенной формы глагола. История развития форм глагола. Глагол и его орфографический образ. История происхождения имени числительного. История изменений личных местоимений и возвратного местоимения себя. Следы устаревших форм местоимений в русском языке. История форм причастий и деепричастий. История наречных форм. Происхождение производных предлогов. Происхождение союзов и частиц. История междометий. Своеобразие русского национального языкового сознания.
Синтаксис. Пунктуация. История современных знаков препинания. История форм простого предложения.
Развитие речи. Учёные — филологи, занимаюшиеся историей русского языка. Писатели о русском языке. Язык как хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей людей.
Учебно-тематический план
10 класс
№ | Наименование раздела | кол–во часов |
теория | практикумы | всего |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Графика и орфография | 6 | 2 | 8 |
3 | Фонетика | 6 | 2 | 8 |
4 | Орфоэпия | 2 | 3 | 5 |
5 | Лексика | 7 | 1 | 8 |
6 | Проекты | 2 | - | 2 |
7 | Итоговые уроки | 1 | - | 1 |
8 | Резерв | - | - | 1 |
Всего | 25ч | 8 ч | 34ч |
Учебно-тематический план
11 класс
№ | Наименование раздела | кол–во часов |
теория | практикумы | всего |
1 | Введение | 1 | - | 1 |
2 | Лексика | 6 | 2 | 8 |
3 | Словообразование | 6 | 4 | 10 |
4 | Морфология | 4 | 1 | 5 |
5 | Синтаксис | 2 | 1 | 3 |
6 | Развитие речи | 2 | - | 2 |
7 | Проекты | 2 | | 2 |
8 | Итоговые уроки | 1 | - | - |
9 | Резерв | - | - | 2 |
Всего | 24 ч | 8ч | 34ч |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Введение. Первоучители словенские | 1 | | |
2 | Графика и орфография. Славянская азбука | 1 | | |
3 | Чтение и обсуждение статьи об источниках изучения русского языка и славянской азбуке. Написание опорного конспекта. | 1 | | |
4 | Практикум№1 по переводу имяслова церковнославянской азбуки, который может иметь несколько вариантов | 1 | | |
5 | Чтение о обсуждение учебно статьи о букве «ять» | 1 | | |
6 | Практикум№2 по чтению слов с буквой «ять» (в старой орфографии) | 1 | | |
7 | Азбучный имяслов | 1 | | |
8 | История буквы «ять» | 1 | | |
9 | Просмотр и обсуждение фрагмента лекции профессора А.А.Зализняка «Древнерусский и древнеславянский» | 1 | | |
10 | Фонетика. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка | 1 | | |
11 | Фонетические старославянизмы в русском языке | 1 | | |
12 | Чтение и обсуждение статьи о фонетических процессах, протекавших в русском языке. Написание опорного конспекта | 1 | | |
13 | Решение лингвистических задач | 1 | | |
14 | Практикум№3 по написанию слов в соответствии с историческим процессом падения редуцированных | 1 | | |
15 | Практикум№4 по нахождению слов с полногласием и неполногласием | 1 | | |
16 | Современные приметы старинных слов | 1 | | |
17 | Исторические чередования звуков в русском языке | 1 | | |
18 | Орфоэпия. Московская норма произношения | 1 | | |
19 | Проведения исследования на тему «Как говорят в моей семье» | 1 | | |
20 | Практикум№5 «Как говорят в моей семье» | 1 | | |
21 | Практикум№6 «Как работать над проектом» | 1 | | |
22 | Практикум№7 Видеорепортаж о говорах России | 1 | | |
23 | Лексика. Живое слово В.И.Даля | 1 | | |
24 | Просмотр и обсуждение телепередачи о жизни В.И.Даля «Собиратель русских слов» (Телеканал «Культура») | 1 | | |
25 | Пракутикум№8 «Определение лексического значения слова в словаре В.И.Даля» | 1 | | |
26 | Подвиг В.И.Даля | 1 | | |
27 | Лексическое значение слова. Словарная статья | 1 | | |
28 | Заимствованные слова в русском языке | 1 | | |
29 | Заимствования из латинского языка | 1 | | |
30 | Решение лингвистических задач | 1 | | |
31-32 | Проект «Портрет одного слова» | 2 | | |
33 | Итоговое занятие | 1 | | |
34 | Резерв | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«История языка»
11 класс (34 недели, 1. в неделю)
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Кор-ка |
1 | Введени. Понятие о культуре речи | 1 | | | |
2 | Лексика. Друг и враг человеческий | 1 | | | |
3 | Практикум№1 Анализ русских пословиц и поговорок о языке и речи, их образного и притчевого смысла. | 1 | | | |
4 | Крылатая мудрость народа | 1 | | | |
5 | Источники происхождения фразеологизмов | 1 | | | |
6 | Роль фразеологизмов в художественном тексте | 1 | | | |
7 | Фразеологический словарь и его особенности | 1 | | | |
8 | Практикум№2 Работа с фразеологическим словарём | 1 | | | |
9 | Создание фразеологического словарика. | 1 | | | |
10 | Словообразование. Исторические изменения в составе слова | 1 | | | |
11 | Процесс переразложения в русском языке и его последствия. | 1 | | | |
12 | Иноязычные аффиксы | 1 | | | |
13 | Практикум№3 по нахождению иноязычных аффиксов | 1 | | | |
14 | Практикум№4 Соотнесение современного значения слова с исходным. | 1 | | | |
15 | Различение исторического состава слова с его современной структурой. | 1 | | | |
16 | Практикум№5 Определение морфемного состава заимствованных слов | 1 | | | |
17 | Проверка безударной гласной слова исторически, подбор исторически родственных слов. | 1 | | | |
18 | Этимологический анализ исконно русских слов. | 1 | | | |
19 | Практикум№6 по нахождению примет словообразовательных славянизмов русского языка | 1 | | | |
20 | Развитие речи. Богатство русского языка | 1 | | | |
21 | Развитие речи. Словообразовательные славянизмы | 1 | | | |
22 | Морфология. Количество в числе | 1 | | | |
23 | Следы устаревших форм местоимений в русском языке | 1 | | | |
24 | Практикум№7 Коллективное составление учебной статьи об истории происхождения и изменения личных местоимений. | 1 | | | |
25 | Глагол и его орфографический образ (урок-исследование) | 1 | | | |
26 | Происхождение производных предлогов | 1 | | | |
27 | Рассмотрение синтаксических особенностей форм простого предложения в русском языке. | 1 | | | |
28 | Практикум№8 Чтение древнерусских предложений. | 1 | | | |
29 | Синтаксис. История знаков препинания | 1 | | | |
30-31 | Проект «Портрет одного слова» | 2 | | | |
32 | Итоговое занятие | 1 | | | |
33-34 | Резерв | 2 | | | |