Принято «Утверждаю»
на Педагогическом совете Директор_________С.Я.Швец
протокол № __ от «__» ___20__г.
Приказ № __ от «__»__20__ г.
ПРОГРАММА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА
«Юный патриот Отчизны»
МБОУ ДО ЦДТ «Ровесник»
2019 год
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
В МБОУ ДО ЦДТ «Ровесник» разработана программа «Юный патриот Отчизны» ВПК «Отчизна», в котором дети приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
В своей деятельности члены военно-патриотического клуба «Отчизна» руководствуются нормативно-правовыми документами:
- Федеральными законами «Об обороне»;
- «О воинской обязанности и военной службе»;
- Федеральным законом от 13.03.1995 г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы»
- Конституцией и законами Российской Федерации;
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
- Положением о ВПК «Отчизна»;
- Решениями Совета клуба.
Основными принципами деятельности военно-патриотического клуба являются:
- принцип добровольности;
- принцип взаимодействия;
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип междисциплинарности;
- принцип преемственности;
- принцип равноправия и сотрудничества;
- принцип гласности;
- принцип коллективности;
- принцип ответственности за собственное развитие.
Цель и задачи
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
обучающие:
- совершенствовать ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечить условия для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
2) воспитательные:
- подготовить подрастающее поколение к военной службе и воспитать уважение к Российской Армии;
- воспитать гражданственность, патриотизм и любовь к Родине;
- воспитать бережное отношение к героическому прошлому нашего народа;
- сформировать профессионально значимые качества и умения, верность конституционному и воинскому долгу;
3) развивающие:
- развить физические и духовно-нравственные качества у детей;
- развить противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.
Организация деятельности клуба
Деятельность клуба осуществляется на базе МБОУ ДОД ЦДТ «Ровесник». К деятельности клуба привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, курсанты военных училищ, педагоги, военнослужащие, действующие и в запасе.
Программа деятельности по каждому направлению рассчитана на 2 года обучения для детей 7-8 лет и ориентирована на ребят, склонных к военной, поисковой и спортивной деятельности.
Основные формы работы и аттестации учащихся клуба:
- соревнования; конкурсы; смотры; слеты; конференции; экскурсии;
круглые столы; клубные встречи; походы; игры; турниры; создание баз данных; эстафеты и т.д.
Основными этапами реализации Программы являются:
Использование материально-технической и учебной базы и Центра детского творчества для развития детей;
привлечение специалистов и преподавателей по практическим дисциплинам (огневая, строевая, физическая, и т.п.);
подготовка, оборудование и использование помещений для проведения теоретических занятий (лекции и семинары);
проведение спортивных мероприятий внутреннего значения и участие в спортивных мероприятиях районного масштаба;
организация походов по местам боевой славы;
организованное посещение музеев района и края;
проведение встреч с ветеранами и детьми ВОВ, Афганской и Чеченской кампаний;
организация занятий по ориентированию в крупном городе и пересечённой местности по карте, без карты.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данной программы:
• усовершенствование работы педагогов дополнительного образования;
• апробация новых образовательные программ;
• достижение детьми общекультурного уровня образования по истории родного края, овладение культурой мышления;
• усвоение правил безопасного поведения в повседневной
жизни, принципов ЗОЖ, способов самообороны и самосохранения;
• у детей формируется потребность в регулярных занятиях физической культурой;
• расширяется круг знаний, умений и навыки в области истории,
физкультуры, военной подготовки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТАМ (1 год обучения)
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ | ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
Основы начальной военной подготовки (НВП) | 36 | 9 | 27 |
История Российской армии | 36 | 36 | - |
Этикет | 36 | 25 | 11 |
Физическая подготовка (ФП), ЗОЖ | 36 | 8 | 28 |
Огневая подготовка | 36 | 22 | 14 |
Хоровое пение | 36 | 5 | 31 |
ИТОГО: | 216 | 105 | 111 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТАМ (2 год обучения)
НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ | ВСЕГО | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
Основы начальной военной подготовки (НВП) | 36 | 9 | 27 |
История Российской армии | 36 | 36 | - |
Этикет | 36 | 25 | 11 |
Физическая подготовка (ФП), ЗОЖ | 36 | 8 | 28 |
Огневая подготовка | 36 | 20 | 16 |
Хоровое пение | 36 | 5 | 31 |
ИТОГО: | 216 | 103 | 113 |
Учебно-тематический план 1 года обучения
Основы начальной военной подготовки (НВП):
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Строевая подготовка | 25 | 5 | 20 |
2. | Тактико-специальная подготовка | 6 | 2 | 4 |
3. | Основы выживания | 5 | 2 | 3 |
| Итого | 36 | 9 | 27 |
Содержание предмета «Основы НВП»:
Тема 1. Строевая подготовка – предмет обучения, имеющий целью выработку у ребят строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и
быстро выполнять команды.
Тема 2. Тактико-специальная подготовка – подача условных сигналов, способы преодоления различных препятствий, наблюдение и следопытство.
Тема 3. Основы выживания – как добыть воду, огонь, пищу.
История Российской армии (РА):
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Дни воинской славы и памятные даты России | 11 | 11 | - |
2. | Героические сражения русского народа | 12 | 12 | - |
3. | Слава русского оружия | 6 | 6 | - |
4. | Великие полководцы | 7 | 7 | - |
| Итого | 36 | 36 | - |
Содержание предмета «История Российской армии»:
Тема 1. Дни воинской славы России – Дни воинской славы России и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
Тема 2. Героические сражения русского народа – Русская армия по праву считается одной из самых сильных и боеспособных в истории. Доказательства этому – множество блистательных побед, одержанных русскими воинами в битвах с превосходившими их по силам противниками.
Тема 3. Слава русского оружия – чем и как защищает наши с вами интересы российская армия, почему слава ее оружия гремит по всему миру.
Тема 4. Великие полководцы – Сколько всего существовало их за многовековую историю страны? Скорее всего, не одна тысяча. И были огромное количество замечательных и смелых князей, воевод и офицеров, чей единственный подвиг так и остался незамеченным. Кто-то постоянно сражался за страну, но их имена не сохранило время. А кто-то совершил один великий подвиг, и прославился в веках.
Этикет поведения и общения:
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Этикет поведения | 18 | 13 | 5 |
2. | Этикет общения | 18 | 12 | 6 |
| Итого | 36 | 25 | 11 |
Содержание предмета «Этикет поведения и общения»:
Тема 1. Этикет поведения – правила поведения в семье, в общественных местах.
Тема 2. Этикет общения – культура речи, жесты, культура общения.
Физическая подготовка (ФП). Здоровый образ жизни (ЗОЖ):
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Общая физическая подготовка | 26 | 2 | 24 |
2. | Здоровый образ жизни | 10 | 6 | 4 |
| Итого | 36 | 8 | 28 |
Содержание предмета «Физическая подготовка. Здоровый образ жизни»:
Тема 1. Общая физическая подготовка –занятия физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость)
Тема 2. Здоровый образ жизни – воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
Огневая подготовка
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Виды оружия | 18 | 18 | - |
2. | Практические стрельбы | 8 | 1 | 7 |
3. | Метание дротиков, ножей | 10 | 3 | 7 |
| Итого | 36 | 22 | 14 |
Содержание предмета «Огневая подготовка»
Тема 1: Виды оружия – тактико-технические характеристики различных видов оружия.
Тема 2: Практические стрельбы – техника безопасности при стрельбе, ведение стрельбы из пневматической винтовки.
Тема 3: Метание ножей – техника безопасности при метании ножей, применение полученных навыков на практике.
Хоровое пение
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Хоровое пение произведений | 21 | 3 | 18 |
2. | Слушание музыки | 10 | 2 | 8 |
3. | Концертная деятельность | 5 | - | 5 |
| Итого | 36 | 5 | 31 |
Содержание предмета «Хоровое пение»:
Тема 1. «Гори-гори ясно» патриотическое воспитание по средствам народной песни. Рекрутские песни. Песни с которыми мы победили. Песни гражданской войны. Песни Великой Победы. Победные марши.
Тема 2. Прослушивание произведений русских композиторов XIX века, советские песни, песни войны.
Тема 3. Выступление на мероприятиях военно-патриотического клуба «Отчизна».
Учебно-тематический план 2-го года обучения
Основы начальной военной подготовки (НВП):
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Строевая подготовка | 25 | 5 | 20 |
2. | Тактико-специальная подготовка | 6 | 2 | 4 |
3. | Основы выживания | 5 | 2 | 3 |
| Итого | 36 | 9 | 27 |
Содержание предмета «Основы НВП»:
Тема 1. Строевая подготовка – предмет обучения, имеющий целью выработку у ребят строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и
быстро выполнять команды.
Тема 2. Тактико-специальная подготовка – шифрование, способы преодоления различных препятствий, способы маскировки.
Тема 3. Основы выживания – как одеваться и вести себя в лесу, на водоёмах.
История Российской армии (РА):
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Дни воинской славы и памятные даты России | 11 | 11 | - |
2. | Героические сражения русского народа | 13 | 13 | - |
3. | Слава русского оружия | 6 | 6 | - |
4. | Великие полководцы | 7 | 7 | - |
| Итого | 37 | 37 | - |
Содержание предмета «История Российской армии»:
Тема 1. Дни воинской славы России – Дни воинской славы России и памятные даты в истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».
Тема 2. Героические сражения русского народа – Русская армия по праву считается одной из самых сильных и боеспособных в истории. Доказательства этому – множество блистательных побед, одержанных русскими воинами в битвах с превосходившими их по силам противниками.
Тема 3. Слава русского оружия – чем и как защищает наши с вами интересы российская армия, почему слава ее оружия гремит по всему миру.
Тема 4. Великие полководцы – Отечественная военная история богата славными именами полководцев, которых по праву можно назвать великими, те военачальники, которые стали творцами военной славы России.
Этикет поведения и общения:
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Этикет поведения | 18 | 13 | 5 |
2. | Этикет общения | 18 | 12 | 6 |
| Итого | 36 | 25 | 11 |
Содержание предмета «Этикет поведения и общения»:
Тема 1. Этикет поведения – правила поведения в семье, в общественных местах, правила поведения в транспорте.
Тема 2. Этикет общения – культура речи, жесты, культура общения, искусство спора, дурные привычки.
Физическая подготовка (ФП). Здоровый образ жизни (ЗОЖ):
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Общая физическая подготовка | 26 | 3 | 24 |
2. | Здоровый образ жизни | 10 | 5 | 4 |
| Итого | 36 | 8 | 28 |
Содержание предмета «Физическая подготовка. Здоровый образ жизни»:
Тема 1. Общая физическая подготовка –занятия физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость)
Тема 2. Здоровый образ жизни – воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье, вредные привычки.
Огневая подготовка
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Виды оружия | 16 | 16 | - |
2. | Практические стрельбы | 10 | 2 | 8 |
3. | Метание дротиков, ножей | 10 | 2 | 8 |
| Итого | 36 | 20 | 16 |
Содержание предмета «Огневая подготовка»
Тема 1: Виды оружия – тактико-технические характеристики различных видов оружия.
Тема 2: Практические стрельбы – техника безопасности при стрельбе, ведение стрельбы из пневматической винтовки.
Тема 3: Метание ножей – техника безопасности при метании ножей, применение полученных навыков на практике.
Хоровое пение
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Хоровое пение произведений | 21 | 3 | 18 |
2. | Слушание музыки | 10 | 2 | 8 |
3. | Концертная деятельность | 5 | - | 5 |
| Итого | 36 | 5 | 31 |
Содержание предмета «Хоровое пение»:
Тема 1. «Героям войны посвящается» - песни о героях войны.
Тема 2. Патриотическая музыка XIX на примере русских композиторов. Великие гимны.
Тема 3. Выступление на мероприятиях военно-патриотического клуба «Отчизна».
Организационно-методические условия реализации программы
Программное обеспечение:
Государственная федеральная программа по патриотическому воспитание граждан Российской Федерации.
Образовательная программа «Юный патриот Отчизны».
Сборники нормативных актов, документов и законов.
Уставы Вооруженных Сил РФ.
Программно-методическое и информационное обеспечение:
Методическая литература по образовательной и воспитательной деятельности.
Методические разработки разных типов занятий, коллективных творческих дел.
Дидактический материал по каждой дисциплине.
Наглядные пособия: плакаты, схемы, таблицы, карты, макеты, аудио и видеокассеты.
Документационное обеспечение.
Журнал учета деятельности клуба (список учащихся, учет выполнения образовательной программы).
План досугово-воспитательной деятельности.
Функциональные обязанности:
руководителя клуба;
командира отделения и его заместителя;
обязанности воспитанников.
Положение о работе клуба.
Устав клуба. Присяга.
Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет со столами, стульями, шкафами.
Кладовка для хранения инвентаря и формы.
Спортивный зал, стадион.
Макеты стрелкового оружия, пневматическая винтовка, мишени.
Военная форма.
Технические средства обучения (телевизор, DVD, магнитофон, видеокамера, цифровой фотоаппарат).
Финансовое обеспечение.
При проведении мероприятий внутри клуба и на территории своего района нужно рассчитывать на свои силы, привлекать имеющиеся на территории средства, использовать имеющуюся материальную базу в частности, в ноябре-декабре утверждается бюджет различных организаций и ведомств, в которых имеется статья «военно-патриотическое воспитание молодежи», - это:
Отдел образования администрации Надеждинского муниципального района.
Проводить самостоятельные акции по привлечению средств, привлечение физических и юридических лиц в качестве спонсора при проведении соревнований, слётов.
Структурное построение военно-патриотического клуба
Учащимися подготовительной группы «Юный патриот Отчизны» военно-патриотического клуба «Отчизна» являются дети и подростки 7 - 8 лет.
Командир отделения составляет Штаб клуба во главе с командиром взвода ВПК «Отчизна» и руководителем клуба.
Руководит клубом Федотова Виктория Викторовна – педагог дополнительного образования.
Для реализации программы деятельности подготовительного подразделения «Юный патриот Отчизны» военно-патриотического клуба «Отчизна» создан Совет Клуба, в который входят: педагогический состав клуба, Председатель Совета клуба, и 4 члена клуба (воспитанники).
Совет клуба занимается разработкой социальных проектов, участвует в районных и областных акциях, организует и проводит различные мероприятия.
Литература:
1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утверждённая Правительством Российской Федераци от 30 декабря 2015 г. N 1493, г. Москва
2. В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва.«Вако», 2010г.
3. В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва.»Вако», 2009г.
4. Н.И.Хромов «Препаодавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания». Волгоград, «Учитель», 2009 г.
5. Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.
6. Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
7. П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
8. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.