Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Советской СОШ
____________ Т.Н.Емельяненко
Приказ № 125 от 30.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021– 2022 учебный год
по изобразительному искусству
Уровень образования (класс) начальное общее, 1 класс__
Общее количество часов ___33___
Количество часов в неделю ___1____
Учитель начальных классов Марченко Ирина Петровна______________________________________
Квалификационная категория ______высшая______
Программа разработана на основе Примерной программы по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго___
поколения), издательство М. - «Просвещение» 2012г._________________________________________
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 (с изменениями);
- Учебный план на 2021-2022 учебный год МБОУ Советской СОШ, утверждённый Приказом директора школы от 30.08.2021 г. № 120;
- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин учителя-предметника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области (Приказ № 120 от 26.06.2018г.);
- Примерная программа по предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения) – М., «Просвещение», 2012год.
-Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» (Стандарты второго поколения);
-УМК: Учебник "Изобразительное искусство" 1 класс. Авторы: Л.А.Неменская, под ред. Б.М.Неменского М. «Просвещение» 2015 г.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
-обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
-воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
-развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта
работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
-совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты по изобразительному искусству 1 класса
Работа по учебно-методическому комплекту «Школа России» «Изобразительное искусство» Л.А.Неменская,
под ред. Б.М.Неменского М. «Просвещение» 2015 г с учётом требований ФГОС НОО (ООО) призвана обеспечить достижение предметных, личностных и метапредметных результатов.
Предметные результаты
В результате работы по разделу «Ты учишься изображать»
обучающийся научится:
-находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками;
-рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном;
-выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев);
-соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений;
-воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам;
-находить выразительно - образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды);
-воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала;
-овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими; материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка), навыками работы гуашью;
-соотносить цвет с предмет (что бывает красным, желтым и т. д.);
-соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями;
-осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление);
-обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
-воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников;
-эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм;
-овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, изображения в объеме, навыками работы кистью и краской;
-находить и наблюдать линии и их ритм в природе;
-экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен.
В результате работы по разделу «Ты украшаешь»
обучающийся научится:
-находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице);
-наблюдать и оценивать украшения в природе;
-видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы;
-находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления;
-разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях;
-осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.;
-находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком;
-рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы;
-видеть красоту разнообразных поверхностей;
-украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии ;
-рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах;
-анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их;
-узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям;
-придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг;
-создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы);
-выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.
Обучающийся получит возможность научиться:
-овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, изображения в объеме, навыками работы кистью и краской;
-находить и наблюдать линии и их ритм в природе;
-экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен;
-развивать фантазию, воображение;
-приобретать навыки художественного восприятия различных видов искусства;
-анализировать произведения искусства;
-приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
-приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-овладевать навыками коллективной творческой деятельности;
-участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
В результате работы по разделу «Ты строишь»
обучающийся научится:
-рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;
-соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением;
-анализировать, из каких основных частей состоят дома;
-наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции;
-анализировать и понимать форму, конструкцию, пропорции дома;
-понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома;
-рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм;
-овладевать первичными навыками конструирования из бумаги;
-понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий;
-понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор;
-делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии;
-участвовать в создании коллективного панно-коллажей с изображением городских улиц.
Обучающийся получит возможность научится:
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
-передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного;
-создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства.
В результате работы по разделу «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»
обучающийся научится:
-различать три вида художественной деятельности;
-анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства;
-овладевать навыками коллективной деятельности;
-работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя;
-наблюдать и анализировать природные формы;
-овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками;
-фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции;
-наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности
Обучающийся получит возможность научится:
-развивать фантазию, воображение;
-навыкам художественного восприятия различных видов искусства;
-анализировать произведения искусства;
-навыкам общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
-овладевать навыками коллективной творческой деятельности;
-участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
-творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художеств. познание);
-сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы, выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
Личностные результаты
-уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимать роли культуры и искусства в жизни человека;
-уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
-иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
-уметь использовать адекватные выразительные средства при общении;
-уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
-иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
-уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия.
Содержание программы по учебному предмету «Изобразительное искусство», 1-4 класс (ФГОС НОО) для 1 класса рассчитано на 1 час в неделю в году 33 часа.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Ты учишься изображать. Предмет «Изобразительное искусство». | 9 ч | Выставка творческих работ |
2. | Ты украшаешь. Рисование животных. Лепка из пластилина. Составление сюжет ной аппликации. Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Знакомство с Мастером Украшения. | 8 ч | Выставка творческих работ |
3. | Ты строишь. Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Деятельность художника архитектора. | 13 ч | Выставка творческих работ |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Изображение сказочного мира. Образ лета в творчестве российских художников. Образ лета в творчестве российских художников. | 3 ч | Выставка творческих работ |
| Всего | 33 | |
Календарно - тематическое планирование
| | | Дата |
№ | Тема урока | Кол –во часов |
п/п | план | факт |
|
Ты учишься изображать (9 ч) |
1. | Введение в предмет. Рисунок солнца | 1 | 01.09 | |
2. | Рисунок по замыслу. | 1 | 08.09 | |
3. | Изображение сказочного леса | 1 | 15.09 | |
4. | Изображение зверушки. | 1 | 22.09 | |
5. | Лепка животного. | 1 | 29.09 | |
6. | Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе» | 1 | 06.10 | |
7. | Создание разноцветного коврика | 1 | 13.10 | |
8. | Изображение настроения | 1 | 20.10 | |
9. | Рассматривание художественных произведений. Выставка творческих работ. | 1 | 27.10 | |
Ты украшаешь (8 ч) |
10 | Изображение сказочного цветка | 1 | 10.11 | |
11 | Составление букета из вырезанных цветов | 1 | 17.11 | |
12 | Украшение крыльев бабочки. | 1 | 24.11 | |
13 | Украшение рыбок узорами чешуи. | 1 | 01.12 | |
14 | Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. | 1 | 08.12 | |
15 | Рисование орнамента. | 1 | 15.12 | |
16 | Рисование сказочных героев и их украшений. | 1 | 22.12 | |
17 | Изготовление украшений к празднику. Выставка творческих работ. | 1 | 29.12 | |
Ты строишь (13 ч) |
18 | Рисование домиков для сказочных героев. | 1 | 12.01 | |
19 | Построение на бумаге дома с помощью печаток. | 1 | 19.01 | |
20 | Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов. | 1 | 26.01 | |
21 | Рисование дома в виде буквы алфавита. | 1 | 02.02 | |
22 | Складывание домика из бумаги | 1 | 09.02 | |
23 | Постройка города из бумажных домиков. | 1 | 02.03 | |
24 | Выполнение изображения животного из геометрических фигур. | 1 | 09.03 | |
25 | Конструирование и украшение упаковок. | 1 | 16.03 | |
26 | Конструирование и украшение упаковок. | 1 | 06.04 | |
27 | Экскурсия | 1 | 13.04 | |
28 | Создание панно «Село, в котором мы живём» Выставка творческих работ. | 1 | 20.04 | |
29 | Конструирование из бумаги птиц и жуков. | 1 | 27.04 | |
30 | Конструирование из бумаги стрекоз и букашек. | 1 | 04.05 | |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (3 ч) |
31 | Панно-коллаж с изображением сказочной птицы на ветке с золотыми яблоками. | 1 | 11.05 | |
32 | Панно-коллаж с изображением сказочного мира | 1 | 18.05 | |
33 | Композиция на тему «Здравствуй, лето!» Выставка творческих работ. | 1 | 25.05 | |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 27.08.2021 г. 27.08.2021 г.___________ Старун Е.С.
____________ Марченко И.П.