Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок»
ПРИНЯТО Методическим советом МАДОУ «Детский сад № 9» Протокол № _01_от « 07 » _09_2017г. | УТВЕРЖДАЮ |
Заведующий |
МАДОУ «Детский сад № 9» ______________Л.И. Кордюк № 77 от « 07 » 09 2017г. |
Рабочая программа
художественной направленности
«Весёлые нотки»
Срок реализации программы: 1-2 года. | |
Количество часов: 56 часов Возраст обучающихся: 5-7 лет | |
| Разработчик программы: | |
| | Досова Светлана Александровна, музыкальный руководитель |
г. Курчатов
2017-2019
Содержание:
1. Пояснительная записка _________________________________________ 2
2. Учебно-тематический план ______________________________________ 7
3. Содержание программы_________________________________________ 8
4. Методическое обеспечение программы __________________________ 15
5. Список литературы_____________________________________________18
Музыка начинается с пения…
Курт Закс (немецкий музыковед)
Пояснительная записка
В соответствии с современно научной Концепцией дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе.
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях.
Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений. Им прививаются простейшие навыки, закладывающие первые основы культуры слушания: умение выслушивать произведения до конца, следить за его развитием, запоминать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка, и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.Мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему настроению. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сампо себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Необходимость в создании данной программы существует, т.к.общее развитие ребенка на шестом году жизни, укрепление его физических сил оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Работая над звукообразованием, педагог следит, чтобы пение было ненапряженным. Однако характер звучания приобретает значительные различия, детей необходимо учить петь естественно, плавно, напевно, подвижно, легко, звонко. Постоянное внимание обращается на выработку чистого пения.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что развитие певческих навыков и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста способствует улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания у ребенка, выразительной интонации голоса, развитию речи. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную и художественную культуру. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет детям преодолеть робость, зажатость, страх на сцене, и выработать такие качества, как уверенность и целеустремленность.Укрепляется голос ребенка, определяется певческий диапазон – ре-си первой октавы и довторой. Но низкие звуки звучат, по-прежнему, более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ре) ми – си.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением. У детей формируется навык самостоятельного пения без сопровождения–acapella - несложных песен, а более трудных с частичной помощью педагога.
Данная программа направленана два наиболееважных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Концептуальные основы деятельности:
Цель программы дополнительного образования вокально-хорового кружка «Веселые нотки»: научить ребенка выразительно, «чисто» интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Основные задачи
Образовательные:
Учить старших дошкольников правильно передавать мелодию в пределах ре – си1- до2 октавы.
Учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание).
Учить дошкольников брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживая его до конца фразы.
Учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню; петь индивидуально и коллективно.
Развивающие:
Развивать у старших дошкольников мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический слух, творческую активность.
Развивать у детей стремление самостоятельно исполнять песни.
Воспитательные:
Воспитывать у детей любовь к прекрасному в жизни и искусстве.
Вызывать интерес к песенному творчеству, его воспроизведению, обогащать духовный мир ребенка.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста:
1 год обучения - 5-6 лет (старшая группа);
2 год обучения – 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
К занятиям допускаются все желающие дети.
Наполняемость группы 10 – 15 человек.
Программа рассчитана на 1-2 года обучения по 56 часов в год.
Режим занятий: два раза в неделю.
Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут,
В подготовительной к школе группе – 30 минут.
Основная форма реализации данной программы – групповое занятие.
Способы организации деятельности занимающихся: фронтальный, групповой и индивидуальный.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 лет.
На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.
Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Особенности слуха и голоса детей 6-7 лет.
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон;
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
при включении в хор солистов;
пение под фонограмму.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
игровой характер занятий и упражнений,
активная концертная деятельность детей,
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях.
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон/музыкальный центр, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Планируемый результат:
Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту.
Дошкольники владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; точно усваивают и воспроизводят ритмический рисунок, движение мелодии, могут играть слаженно.
Дети эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению.
Основаны этические нормы на основе праздников.
Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные и авторские песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будет проходить в форме концерта, фестиваля.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество занятий |
1-ый год обучения Старшая группа | 2-ой год обучения Подготовительная группа |
1. | Вводное. Комплектование группы. Беседа о технике безопасности. | 1 | 1 |
2. | Беседа об охране голоса. Знакомство с упражнениями-распевками | 2 | 2 |
3. | Вокально-певческая постановка корпуса. Знакомство с дыхательной гимнастикой. | 3 | - |
4. | Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. | 3 | 6 |
5. | Понятие о высоких и низких звуках. | 3 | 3 |
6. | Разучивание и исполнение песен | 35 | 35 |
7. | Обучение игре на музыкальных инструментах | 4 | 4 |
8. | Концертная деятельность | 5 | 5 |
Итого в год: | 56 | 56 |
Длительность одного занятия: | 25 минут | минут |
III.Содержание
Содержание
планирования работы вокального кружка “Веселые нотки”
с детьми старших групп
Период прохождения занятий | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | Диагностика музыкальных способностей детей; | Артикуляционные упражнения – «Окошко», «Улыбка»; Пальчиковая игра «Листики»; Разминка «Осень по дорожке»; Дыхательная гимнастика: «Послушай своё дыхание» Вокализация слогов: «ма – ми – ма»; Осенние распевки «Листики», «Дождик»; Игра «Лесная прогулка»; Песни: Е.Тиличеева «Кукушка», П.Ермолаев «Осень золотая» |
Октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно; - формировать правильную певческую установку; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов | 1.Приветствие-распевание; 2. Пальчиковая игра «Осенние листья» 3. Разминка «Осень по дорожке»; 4. Дыхательная гимнастика: «Цветочек», 5. Осенние распевки «Листики», «Дождик», 6. Вокализация на одном звуке «А-о-у», «Два кота»; 7. Песни: Г. Струве «Так уж получилось», Е.Тиличеева «Кукушка», П.И.Ермолаев «Осень золотая» |
Ноябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; -развивать творческую инициативу. | Дыхательная гимнастика: «Послушай своё дыхание» Пальчиковая гимнастика «Капустка» Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у» Артикуляционная гимнастика; Игра «Прогулка»; Песни: В. Канищев «Мамочка», С. Пономарева «Наша с папой песенка» |
Декабрь | - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - активизировать внутренний слух. | 1. Ритмическое упражнение «Кто я?»; 2. Пальчиковая гимнастика – «Будем ёлку наряжать»; 3. Артикуляционная гимнастика; 4. Игра «Колокольчики»; 5. Песни: А.Кудряшов «Гав-гав», «Новогодняя». |
Январь | - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов | Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» Дыхательная гимнастика: «Насос», «Радуга». Вокализация слогов на одном звуке, «Имя»; Игры со словом «Андрей-воробей» Распевание «Пароход»; Песни: «Мамин праздник» Е.Тиличеевой, «Про папу» В. Шаинский. |
Февраль | - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов | 1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы» 2. Дыхательная гимнастика: «Ветер и Ветерок», 3. Распевание на одном звуке, «Имя», «Ку-ку»; 4. Речевые игры «Дождик», «Андрей-воробей» 5. Песни: «Мамин праздник» Е.Тиличеевой, «Про папу и дочку» А. Ермолаева. 6. Игра «Букеты». |
Март | - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; | Пальчиковая гимнастика «Мамочка» Дыхательная гимнастика«Радуга» Распевание «Звукоряд 5 нот», «А-о-у»; Артикуляционная гимнастика «Часики»; Песни: «Песенка о весне» Г.Фрида, «Солнечная капель» Г. Вихаревой, «Лесной хоровод» П.Ермолаева |
Апрель | - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - следить за правильной певческой осанкой детей | Игровой массаж; Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар» Пальчиковая гимнастика «Бабушка и внуки»; Распевание «Ду-ду», «А-о-у» Артикуляционная гимнастика; Ритмические речевые игры по Т.Тютюнниковой «Белки и ежиха» и др.; Песни «Так уж получилось» Г. Струве, «Лесной хоровод» П.Ермолаева |
Май | - обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах; - закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни; - уметь петь естественным голосом, без напряжения; - закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку | Дыхательная гимнастика: «Воздушный шар», «Цветочек»; Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика «Цветок» Распевание методом эхо, «Ку-ку», «Птички»; Ритмическое упражнение «Оркестр»; Игра «Море и ручеёк» Песни «Лесная прогулка» В.Витлина, «Неприятность эту» Б.Савельева. |
Содержание
планирования работы вокального кружка “Веселые нотки”
с детьми подготовительных групп
Период прохождения занятий | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | Диагностика музыкальных способностей детей; | Диагностика музыкальных способностей детей; Артикуляционные упражнения – «Окошко», «Улыбка»; Пальчиковая игра «Зайцы»; Дыхательная гимнастика:«Цветочек»; Вокализация слогов: «ма – ми – ма»; Распевание «Андрей-воробей», русская нар.мелодия, «В школу», Е. Тиличеева; Песни «Листик красный, листик жёлтый», Г.Вихарева |
Октябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера; - закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок; - брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; - учить детей своевременно начинать и заканчивать песню; - учить исполнять песни легким звуком; - отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов | Разминка «Осень по дорожке»; Дыхательная гимнастика:«Цветочек», «Ладошка»; Осенние распевки «Лесенка», Е.Тиличеева, «Дождик»; Вокализация на одном звуке «А-о-у», «Имя»; Игра «Прохлопай, как я»; Пальчиковая гимнастика «Осенняя прогулка»; Песни «Осень-невидимка», С.Кругликова, «Дразнилки», С.Пономарёва |
Ноябрь | - развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; - закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке; - учить детей петь легким звуком; - добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню; -развивать творческую инициативу. | Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку» Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Поездка на поезде»; Ритмическое упражнение «Кто я?»; Распевание по голосам «Я пою, хорошо пою», на одном звуке «А-о-у», методом «Эхо»-«На птичьем дворе»; Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика «Капуста»; Песни: «Мамочка», В. Канищев, «Осень-невидимка», С.Кругликова (повтор), «Интересно мне», Н.Луконина. |
Декабрь | - отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей; - точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту; - упражнять в точной передаче ритмического рисунка; - правильно и отчетливо произносить гласные в словах; - активизировать внутренний слух. | Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; Дыхательная гимнастика: «Поездка на поезде», «Клоун», «Петушок»; Пальчиковая гимнастика – «Будем елку наряжать»; Попевки «Паровоз», «Два кота»; Артикуляционная гимнастика; Песни: «Бабушка», А.Кудряшов, «Дед Мороз-красный нос», П.И.Ермолаев, «Новогодняя» |
Январь | - способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера; - совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов | Упражнения для головы и шеи - «Жираф»; Дыхательная гимнастика: «Насос», «Резиновый мяч», «Змейки»; Игры со словом «Андрей-воробей», «Курицы»; Пальчиковая гимнастика «Снежная прогулка»; Распевание «Смелый пилот» Е.Тиличеева; Песни: «Во кузнице», русская народная песня, «Прекрасен мир поющий», Л.Абелян, «Бабушка», А.Кудряшов (повтор) |
Февраль | - учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев; - закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов | Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; «Стихотворения»; Дыхательная гимнастика: «Ветер и Ветерок», «Звоночек»; Пальчиковая гимнастика «Бойцы-молодцы»; Распевание «Труба» Е.Тиличеева; Игры со словом «Андрей-воробей», «Мостик»; Песни: «Песенка-чудесенка», «Про папу», В.Шаинский, «Маме в день 8 Марта» Е.Тиличеева. |
Март | - продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты; - уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок; - уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии; - правильно произносить гласные и согласные в конце слов; | Упражнения для головы и шеи, «Любопытный», «Я пеку»; Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Собачка», «Время» и др.; Звуковая гимнастика «Дятел», «Белочка», «На лугу», «Озорной язычок»; Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; Распевание «Скачем по лестнице» Е.Тиличеевой, «А-о-у»; Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика – «Мамочка»; Песни «Песенка о гамме» Г.Струве, «Солнечная капель» Г. Вихарева. |
Апрель | - уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь; - учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности; - продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии; - уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком; - следить за правильной певческой осанкой детей | Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Собачка», и др.; Ритмические упражнения «Гуси, гуси», «Баба сеяла горох», «Эхо»; Распевание «Бубенчики» Е.Тиличеева, «А-о-у»; Артикуляционная гимнастика; Ритмические речевые игры по Т.Тютюнниковой «Белки и ежиха»; Песни «Так уж получилось» Г. Струве, «Лесной хоровод» П.Ермолаев |
Май | - обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера; - закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное; - проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей; - брать дыхание между музыкальными фразами; - продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен; | Упражнения для головы и шеи, «Пирамидка», «Я пеку»; Дыхательная гимнастика: «Ладошка», «Собачка», «Ныряльщик», «Мяч», «Цветочек»; Артикуляционная гимнастика – «Улыбка – поцелуй», «Лошадка»; Скороговорки; Распевание «Солнышко-вёдрышко», В.Карасёвой, на одном звуке; Звуковая гимнастика по Т.Тютюнниковой «Терпение-кипение», «Тишина» и др.; Песни «Лесная песенка» В.Витлин, «А я по лугу», русская народная песня, «До свиданья, детский сад!» |
IV. Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы:
Основные принципы обучения детей пению
Обучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1. Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2. Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5. Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6. Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением
II.Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
III. Технические средства:
- музыкальный центр,CD-диски, аудиозаписи, – фонограммы используются на занятиях, развлечениях, концертах, праздниках, в самостоятельной деятельности;
- фотоаппарат - используется для контроля вокально-певческойпостановки корпуса,
точности артикуляции;
- ноутбук – презентации для знакомства с новыми музыкальными произведениями,
песнями.
IV. Информационные средства:
сборники песен, попевок,
иллюстрации,
нотный материал,
пальчиковая гимнастика - помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах;
артикуляционные упражнения – формируют и уточняют правильный артикуляционный уклад звуков, развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата,
дыхательная гимнастика – способствует развитию певческого дыхания, общему укреплению дыхательной системы ребенка,
дидактический материал:карточки,музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах;
фортепиано,
детские шумовые музыкальные инструменты – используются при обучении, при музицировании, для сопровождения концертных номеров.
Формы и методы реализации программы
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Вокализация слогов;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах;
9. Музыкально-дидактические игры и упражнения;
10. Упражнения для развития чувства ритма;
11. Пальчиковые игры.
Ожидаемые результаты от занятий вокалом у детей:
1. Дети должны петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком;
2. Голос у детей становится крепким, звонким, появляется напевность;
3. Дети должны уметь петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в сопровождении музыкального инструмента;
4. У детей расширяется диапазон (ре1– до2);
5. Дети могут различать на слух правильное и неправильное пение;
6. Отличать звуки по высоте по их высоте и длительности;
7. Уметь во время пения сохранять правильную позу.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.
V. Список литературы
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры дошкольников. М. Просвещение, 1982г.
Кононова Н.Г. Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах. М. Просвещение, 1980г.
Метлов Н.А. Музыка – детям. М. Просвещение, 19895г.
Орлова Т. М. Бекина С.И. Учите детей петь. М. Просвещение, 1986г.
Радынова О.П. Слушаем музыку. М. Просвещение, 1990г.
.