РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для обучающегося 8 класса
(СИПР)
на 2023-2024 учебный год
Разработала Карачевцева Е.Ф.
Курск 2023
Пояснительная записка
В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У большинства детей с тяжелыми нарушениями развития, вербальная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими либо затруднено, либо невозможно. В этой связи при формировании у детей навыков коммуникации необходимы направленные педагогические меры на развитие сохранных речевых возможностей, обучение использованию альтернативных средств общения.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» предназначен для обучающихся 8 классов с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализацию в современном мире через привитие им норм социального адекватного поведения, повышение уровня коммуникативной компетентности. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Цель программы: коррекция дефектов экспрессивной и импрессивной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• уточнение и обогащение представлений об окружающей;
• развитие коммуникативно-речевых навыков;
• коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
• развитие навыков устной коммуникации;
• формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
• объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы;
• закрепление изученного материала с использованием многовариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
• обобщение и систематизация пройденного материала с использованием дидактических игр.
Общая характеристика коррекционного курса «Альтернативная
коммуникация»
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации;
Импрессивная речь;
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации;
Чтение и письмо;
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Содержание курса
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста согласия (несогласия) мимикой, жестом, удовольствия (неудовольствия.
Выражение приветствия (прощания), благодарности, согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя.
Понимание слов, обозначающих предмет из окружающей действительности.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (три, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении, понимание предлогов (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых инструкций.
Понимание простых предложений.
Понимание содержания простых текстов.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа и др.)
Называние собственного имени.
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (игрушки, одежда, посуда, овощи, фрукты, продукты, мебель, обувь, животные, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета (сидеть, стоять, бегать, пить, есть, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой.
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
Место коррекционного курса: «Альтернативная коммуникация» в учебном плане
На реализацию данной программы отведено 2 часа в неделю, за год – 69 часов.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса:
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
— Использование доступных жестов для передачи сообщения.
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком;
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Личностные результаты
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и
деятельности;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
Планируемые результаты овладения учебного предмета.
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Учебно-тематическое планирование
№ | Разделы учебного предмета | Количество часов, отведённых на изучение тем учебного предмета |
1. | Развитие речи средствами невербальной коммуникации. | 18 |
2. | Импрессивная речь. | 9 |
3. | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. | 12 |
4. | Чтение и письмо. | 12 |
5 | Глобальное чтение. | 12 |
6. | Обследование. | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
(2 часа в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Дата |
I четверть |
1 | Обследование активного и пассивного словаря. | 05.09.2023 |
2 | Обследование связной речи. | 07.09.2023 |
3 | Обследование письменной речи | 12.09.2023 |
4 | Составление простых предложений по теме «Осень». | 14.09.2023 |
5 | Чтение слов и соотнесение картинкой по теме «Фрукты» | 19.09.2023 |
6 | Игра на развитие слухового восприятия «Угадай, что звучит» | 21.09.2023 |
7 | Игра «Четвертый лишний». | 26.09.2023 |
8 | Игра «Назови кого нет» | 28.09.2023 |
9 | Составление ответов на вопросы «Что ты делаешь?» | 03.10.2023 |
10 | Игра «Один-много». | 05.10.2023 |
11 | Игра «Угадай предмет по частям». Чтение слов и соотнесение их с картинкой по теме «обувь». | 10.10.2023 |
12 | Игра «Один-много» с трехсложными словами с прямым открытым слогом. | 12.10.2023 |
13 | Проговаривание стихотворения С. Михалкова «Овощи» и сопровождение иллюстрациями | 17.10.2023 |
14 | Сравнение предметов по величине. | 19.10.2023 |
15 | Составление ответов на вопросы по тексту «Мячик». | 24.10.2023 |
16 | Сравнение предметов по цвету | 26.10.2023 |
II четверть |
1 | Человек. Части тела | 07.11.2023 |
2 | Игрушка кукла | 09.11.2023 |
3 | Сравнение частей тела куклы и человека. | 14.11.2023 |
4 | Списывание слов по теме «Школа» | 16.11.2023 |
5 | Работа над слоговой структурой слова | 21.11.2023 |
6 | Игра «Кто у кого» | 23.11.2023 |
7 | Чтение простых предложений и соотнесение их с картинкой. | 28.11.2023 |
8 | Выписывание из письменного текста имен. | 30.11.2023 |
9 | Составление простых предложений с предлогами. | 05.12.2023 |
10 | Составление ответов на вопросы по рассказу «Курица и лисица». | 07.12.2023 |
11 | Проговаривание четверостиший о зиме | 12.12.2023 |
12 | Составление распространенных предложений по теме «Зима». | 14.12.2023 |
13 | Чтение слов и соотнесение с картинкой. Игра «Подарки Деда Мороза». | 19.12.2023 |
14 | Чтение предложений с опорой на картинки:«Скажи, что делали дети». | 21.12.2023 |
15 | Составление предложений, содержащих просьбу. | 26.12.2023 |
16 | Составление предложений, содержащих ответ | 28.12.2023 |
III четверть |
1 | Списывание слов с письменного текста | 09.01.2024 |
2 | Составление распространенных предложений с предлогами. | 11.01.2024 |
3 | Игра «Кто, что делает» | 16.01.2024 |
4 | Чтение предложений и соотнесение их с картинкой по лексической теме «Зима». | 18.01.2024 |
5 | Чтение предложений и соотнесение их с картинкой по лексической теме «Зима». | 23.01.2024 |
6 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы «Зимние забавы». | 25.01.2024 |
7 | Составление слов по картинке. «Назови, кого ты видишь» | 30.01.2024 |
8 | Чтение слов и соотнесение с картинкой по лексической теме «Головные уборы». | 01.02.2024 |
9 | Составление рассказа об игрушке по схеме. | 06.02.2024 |
10 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы «Снежный ком». | 08.02.2024 |
11 | Списывание с печатного текста двусложных слов со стечение согласных. | 13.02.2024 |
12 | Чтение стихотворения А. Барто «Мишка». | 15.02.2024 |
13 | Чтение слов и соотнесение их с картинкой | 20.02.2024 |
14 | Списывание с письменного текста предложений. | 22.02.2024 |
15 | Чтение текста с картинками «Тучка» | 27.02.2024 |
16 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы: «Весна». | 29.02.2024 |
17 | Составление предложений о себе. | 05.03.2024 |
18 | Составление и проговаривание предложений с местоимениями мой, мое, моя. | 07.03.2024 |
19 | Чтение слов и соотнесение их с иллюстрацией по теме «Мебель» | 12.03.2024 |
20 | Составление ответов на вопросы по тексту «Ёжик». | 14.03.2024 |
21 | Игра «Назови ласково». | 19.03.2024 |
22 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы «Семья» | 21.03.2024 |
IV четверть |
1 | Игра «Какой, какая, какое». | 02.04.2024 |
2 | Составление связного рассказа по схеме «Весна». | 04.04.2024 |
3 | Составление ответов на вопросы по тексту «Муравей». | 09.04.2024 |
4 | Подбор предложений по теме «Весна». | 11.04.2024 |
5 | Чтение слов и соотнесение их с иллюстрацией по теме «Посуда». | 16.04.2024 |
6 | Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графической схемы: «Лето» | 18.04.2024 |
7 | Списывание предложений с письменного текста. | 23.04.2024 |
8 | Составление рассказа по сюжетной картине. | 25.04.2024 |
9 | Чтение предложений и соотнесение с картинкой. | 30.04.2024 |
10 | Игра «Скажи, чья эта вещь». | 02.05.2024 |
11 | Чтение сказки «У страха глаза велики» и выбор картинки к ответу. | 07.05.2024 |
12 | Чтение сказки «Гуси-лебеди» и выбор картинки к ответу. | 14.05.2024 |
13 | Чтение сказки «Кот и Лиса». Беседа по иллюстрациям. | 16.05.2024 |
14 | Обследование активного и пассивного словаря. | 21.05.2024 |
15 | Обследование связной речи. | 23.05.2024 |
Итого 69 уроков |
Материально-техническое обеспечение
Освоение практики общения с окружающими людьми в рамках предметной области «Альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы, графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы), алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными словами для «глобального чтения»), электронные средства (персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием, записывающие и воспроизводящие устройства)