Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» для 6 класса .
1.Планируемые результаты
Обучение краеведения в основной школе должно быть направлено на достижение следующих результатов: личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: - ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях ,( житель своего региона);
- осознание роли и места НСО как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства НСО как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства НСО;
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре НСО, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве НСО:
- объяснять географические следствия;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географ-ие знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую инфор-мацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основеизвестных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Объяснять
Суть понятия «краеведение»;
Источники комплексного изучения Новосибирскойобласти;
Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
Особенности освоения территории;
Особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
Правила поведения на природе;
Правила проведения практических работ об особенности экономико-географического положения области;
Особенности национального состава и населения области;
Экологические проблемы и пути их решения.
Выпускник получит возможность научиться:
Вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
Давать описание природных объектов;
Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы.
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения краеведения, курса.
Личностными
I Учащиеся научатся:
1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук
2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.
II Учащиеся получат возможность:
1 Всесторонне изучить природу и население своей области, района
2. Воспитать ответственное отношение к природе
3. Осознать необходимость защиты окружающей среды.
4. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.
Метапредметными
I Учащиеся научатся::
1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:
а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;
в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений
2. Сформировать навыки исследовательского характера:
а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);
б) составлять план, фиксировать результаты,
в) делать выводы по результатам исследования.
II Учащиеся получат возможность:
1. Сформировать навыки работы с информацией, т.е. уметь:
А) вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;
б) систематизировать информацию;
в) использовать информацию, содержащуюся в географических картах
Предметными
I Учащиеся научатся::
1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.
2. Формировать элементарные навыки исследовательского характера.
II Учащиеся получат возможность:
Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;
б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.
Результаты программы:
Приобщение подростков к изучению родного края
Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
Повышение географических и коммуникативных компетенций обучающихся в школе;
Воспитание настоящих хозяев своей земли.
2. Содержания учебного предмета, курса.
I.Введение – 1 час.
Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением
II.История исследования Новосибирской области, новосибирцы – исследователи других континентов мира. Методы научного познания родного края – 1 часа.
Изучение природы области, первые сведения о Оби.
Путешественники Сибири, Новосибирцы, исследователи других территорий России. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.
Практическая работа №1: «Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира.» Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской.
Особенности географического положения области, района – 2 часа.
Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.
Практическая работа №2: «Географическое положение Новосибирской области». Работа с картами Новосибирской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Оби. Охарактеризовать географическое положение НСО.
Определение координат г.Новосибирска.
Строение земной коры. Минералы и горные породы – 2 часа.
Геологическое строение. Изменение территории по геологическим эпохам. Профессия геолога.
Практическая работа №3: «Определение горных пород по образцам» Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.
V. Рельеф Новосибирской области – 2 часа.
Формы рельефа. Особенность рельефа.
Практическая работа№4: «Нанесение основных форм рельефа».Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).
Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.
VI. Атмосфера. Климат Новосибирской области области – 2 часов.
Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.
Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.
Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.
Практическая работа№6:«Обработка и анализ метеорологических наблюдений».Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.
VII. Воды суши Новосибирской области – 2часа.
Воды суши: подземные и поверхностные.
Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Новосибирской области.
Реки, грунтовые воды.
Обь – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.
Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа№5: «Нанести на к/к области объект гидрологии». Составление по карте характеристики реки.
VIII. Природные комплексы Новосибирской области – 2 часов.
Типы почв Новосибирской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.
Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Новосибирской области.
Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.
Экологические проблемы Новосибирской области.
Проект: «Природные зоны Новосибирской области».Экскурсия в природный комплекс (посещение отдела природы краеведческого музея).
IX. Экология – 1часов.
Национальные парки, заказники которые находятся на территории Новосибирской области. Памятники культурного наследия. Виртуальная экскурсия по музеям Г.Новосибирска. Архитектура г.Новосибирска. Экологические проблемы.
Практическая работа: Пр/раб. № 7 «Составление экологического календаря».
X. Население области, города Новосибирска– 2часа.
История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.
Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Новосибирской области.
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ГЕОГРАФИЧЕКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, 6КЛАСС,
№ | Раздел Тема | Кол. часов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапред-метные УУД | Личностные УУД | Дата |
Ш четверть 10 недель |
| История исследования Новосибирской области | 1 | знать понятие «краеведение», «географические исследоваения» формирование представлений о Великих географических открытиях | формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему работа с Интернет-ресурсами | развитие интереса к предмету уметь находить и анализировать в разных источниках географическую информацию | 1 неделя |
| Географическое положение | 1 | знать когда и где основана Новосибирская область, ее координаты Уметь работать с картой Новосибирской области | работа с Интернет-ресурсами работа с Интернет-ресурсами | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни уметь находить в разных источниках географическую информацию | 2 неделя |
| Тектоника и геологическое строение | 1 | формирование представлений о геологии, древних эпохах | умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность; | развитие любознательность, формировать интерес к изучению при-роды | 3 неделя |
| Рельеф | 1 | формирование понятий «рельеф », его виды в Новосибирской области уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Новосибирской области | уметь определять на местности виды рельефа уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | работа в группе, оценка и самооценка уметь применять географические знания в реальной жизни | 4 неделя |
| Минеральные ресурсы | 1 | формирование понятий «минеральные ресурсы», их виды уметь показывать на глобусе и картах географические объекты | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | уметь применять географические знания в реальной жизни | 5 неделя |
| Климат | 1 | формирование понятий «климат», «погода», «циклон», «антициклон» | уметь определять на местности виды рельефа уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | работа в группе, оценка и самооценка уметь применять географические знания в реальной жизни | 6 неделя |
| Внутренние воды | 1 | формирование понятий «внутренние воды», их виды уметь показывать на глобусе и картах внутренние воды Новосибирской области | уметь находить на карте реки и озера области уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета уметь применять географические знания в реальной жизни | 7 неделя |
| Почвы | 1 | формирование понятий «почвы», виды почв уметь показывать на глобусе и картах почвы Новосибирской области | уметь работать с почвенной картой области | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета уметь применять географические знания в реальной жизни | 8 неделя |
4 четверть , 8недель |
| Растительность | 1 | формирование понятий «растительность», ее виды в Новосибирской области формировать понятие об особенностях расположения растительных зон области | знать виды растительности, их расположение по территории области | уметь применять знания о лекарственных растениях в реальной жизни | 9 неделя |
| Животный мир | 1 | формирование понятий «фауна», виды животных области | знать виды животных, где обитают в области | развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | 10 неделя |
| Природные зоны | 1 | формирование понятий «природные зоны», их виды в области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор уметь работать с картой «природные зоны Новосибирской области | работа в группе, оценка и самооценка | 11 неделя |
| Охраняемые памятники природы | 1 | Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол» | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор работа с Интернет-ресурсами | работа в группе, оценка и самооценка уметь находить в разных источниках географическую информацию | 12 неделя |
| Экология | 1 | Формировать понятие «экология», ее состояние в области | уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | работа в группе, оценка и самооценка развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | 13 неделя |
| Население | 1 | формировать понятие «население», «демография», «национальность» | уметь работать с картой «население Новосибирской области» | работа в группе, оценка и самооценка развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета | 14 неделя |
| Города | 1 | формировать понятия «город», «административный центр» | уметь работать с административной картой области уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор | работа в группе, оценка и самооценка развитие любознательности, формировать интерес к изучению предмета | 15 неделя |
| Природные особенности сел Новосибирской области | 1 | познакомиться с географическими собенностями сел Новосибирской области | уметь находить на карте | уметь применять географические знания в реальной жизни | 16 неделя |
| Итоговое тестирование | 1 | | | | 17 неделя |
| Всего-17 часов. | | | | | |
Количество учебных часов.
№ п.п | Название темы | Кол.часов | Практическая работа |
1 | История исследования Новосибирской област | 1 | |
2 | Географическое положение | 1 | Практическая работа №1 «Описание географического положения области» |
3 | Тектоника и геологическое строение | 1 | |
4 | Рельеф | 1 | Практическая работа №2 «Особенности рельефа области» |
5 | Минеральные ресурсы | 1 | Практическая работа №3 «Полезные ископаемые области» |
6 | Климат | 1 | Практическая работа №4 «Описание климата нашей местности» |
7 | Внутренние воды | 1 | Практическая работа №5 «Экологические проблемы Оби» |
8 | Почвы | 1 | |
9 | Растительность | 1 | Практическая работа №6 «Растительность нашей местности» |
10 | Животный мир | 1 | |
11 | Природные зоны | 1 | Практическая работа №7 «Характеристика степной зоны» |
12 | Охраняемые памятники природы | 1 | |
13 | Экология | 1 | Практическая работа №8 «Экологические проблемы нашего города» |
14 | Население | 1 | |
15 | Населенные пункты НСО | 3 | |
| Итого 17часа | | |