СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Краеведение", 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Краеведение"»

Рабочая программа по учебному предмету «Краеведение» для 6 класса .


1.Планируемые результаты

Обучение краеведения в основной школе должно быть направлено на достижение следующих результатов: личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: - ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях ,( житель своего региона);

- осознание роли и места НСО как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства НСО как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства НСО;

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре НСО, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации.

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве НСО:

- объяснять географические следствия;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах.

использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географ-ие знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,

компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую инфор-мацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основеизвестных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Объяснять

  • Суть понятия «краеведение»;

  • Источники комплексного изучения Новосибирскойобласти;

  • Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;

  • Особенности освоения территории;

  • Особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;

  • Правила поведения на природе;

  • Правила проведения практических работ об особенности экономико-географического положения области;

  • Особенности национального состава и населения области;

  • Экологические проблемы и пути их решения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • Вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;

  • Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;

  • Давать описание природных объектов;

  • Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;

  • Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы.

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения краеведения, курса.

Личностными

I Учащиеся научатся:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.

II Учащиеся получат возможность:

1 Всесторонне изучить природу и население своей области, района

2. Воспитать ответственное отношение к природе

3. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

4. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.


Метапредметными

I Учащиеся научатся::

1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:

а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Сформировать навыки исследовательского характера:

а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты,

в) делать выводы по результатам исследования.

II Учащиеся получат возможность:

1. Сформировать навыки работы с информацией, т.е. уметь:

А) вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала, отбирать источники информации в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) использовать информацию, содержащуюся в географических картах


Предметными

I Учащиеся научатся::

1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные навыки исследовательского характера.

II Учащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.


Результаты программы:

  1. Приобщение подростков к изучению родного края

  2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;

  3. Повышение географических и коммуникативных компетенций обучающихся в школе;

  4. Воспитание настоящих хозяев своей земли.

2. Содержания учебного предмета, курса.


I.Введение – 1 час.

Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением


II.История исследования Новосибирской области, новосибирцы – исследователи других континентов мира. Методы научного познания родного края – 1 часа.

Изучение природы области, первые сведения о Оби.

Путешественники Сибири, Новосибирцы, исследователи других территорий России. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания. Метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.

Практическая работа №1: «Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями, состоянием водоёмов, растительности животного мира.» Творческое задание: подготовить сообщение об исследователях земли саратовской.


  1. Особенности географического положения области, района – 2 часа.

Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями и странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.

Практическая работа №2: «Географическое положение Новосибирской области». Работа с картами Новосибирской области (административной, физической, контурной) Выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Оби. Охарактеризовать географическое положение НСО.

Определение координат г.Новосибирска.


  1. Строение земной коры. Минералы и горные породы – 2 часа.

Геологическое строение. Изменение территории по геологическим эпохам. Профессия геолога.

Практическая работа №3: «Определение горных пород по образцам» Определение формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические породы по внешним признакам.


V. Рельеф Новосибирской области – 2 часа.

Формы рельефа. Особенность рельефа.

Практическая работа№4: «Нанесение основных форм рельефа».Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности).

Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.


VI. Атмосфера. Климат Новосибирской области области – 2 часов.

Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды.

Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей.

Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.

Практическая работа№6:«Обработка и анализ метеорологических наблюдений».Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.


VII. Воды суши Новосибирской области – 2часа.

Воды суши: подземные и поверхностные.

Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Новосибирской области.

Реки, грунтовые воды.

Обь – главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.

Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа№5: «Нанести на к/к области объект гидрологии». Составление по карте характеристики реки.


VIII. Природные комплексы Новосибирской области – 2 часов.

Типы почв Новосибирской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.

Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира. Красная книга Новосибирской области.

Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья.

Экологические проблемы Новосибирской области.

Проект: «Природные зоны Новосибирской области».Экскурсия в природный комплекс (посещение отдела природы краеведческого музея).

IX. Экология – 1часов.

Национальные парки, заказники которые находятся на территории Новосибирской области. Памятники культурного наследия. Виртуальная экскурсия по музеям Г.Новосибирска. Архитектура г.Новосибирска. Экологические проблемы.

Практическая работа: Пр/раб. № 7 «Составление экологического календаря».


X. Население области, города Новосибирска– 2часа.

История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла.

Творческое задание: Экскурсия в музей. Сбор материала о народах, проживающих на территории Новосибирской области.








3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ГЕОГРАФИЧЕКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ, 6КЛАСС,


Раздел

Тема

Кол.

часов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Метапред-метные УУД

Личностные

УУД

Дата

Ш четверть 10 недель


История исследования

Новосибирской области

1

знать понятие «краеведение», «географические исследоваения» формирование представлений о Великих географических открытиях

формирование способности к монологическому высказыванию на заданную тему работа с Интернет-ресурсами

развитие интереса к предмету

уметь находить и анализировать в разных источниках географическую

информацию

1 неделя

Географическое положение

1

знать когда и где основана Новосибирская область, ее координаты

Уметь работать с картой Новосибирской области

работа с Интернет-ресурсами

работа с Интернет-ресурсами

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни уметь находить в разных источниках географическую

информацию

2 неделя

Тектоника и геологическое

строение

1

формирование представлений о геологии, древних эпохах

умение ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

развитие любознательность, формировать интерес к изучению при-роды

3 неделя

Рельеф

1

формирование понятий «рельеф », его виды в Новосибирской области уметь показывать на глобусе и картах географические объекты Новосибирской области

уметь определять на местности виды рельефа

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

работа в группе, оценка и самооценка уметь применять географические знания в реальной жизни

4 неделя

Минеральные ресурсы

1

формирование понятий «минеральные ресурсы», их виды

уметь показывать на глобусе и картах географические объекты


уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

уметь применять географические знания в реальной жизни

5 неделя

Климат

1

формирование понятий «климат», «погода», «циклон», «антициклон»

уметь определять на местности виды рельефа

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

работа в группе, оценка и самооценка уметь применять географические знания в реальной жизни

6 неделя

Внутренние воды

1

формирование понятий «внутренние воды», их виды уметь показывать на глобусе и картах внутренние воды Новосибирской области

уметь находить на карте реки и озера области уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета уметь применять географические знания в реальной жизни

7 неделя

Почвы

1

формирование понятий «почвы», виды почв уметь показывать на глобусе и картах почвы Новосибирской области

уметь работать с почвенной картой области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

уметь применять географические знания в реальной жизни

8 неделя

4 четверть , 8недель

Растительность

1

формирование понятий «растительность», ее виды в Новосибирской области

формировать понятие об особенностях расположения растительных зон области

знать виды растительности, их расположение по территории области

уметь применять знания о лекарственных растениях в реальной жизни

9 неделя

Животный мир

1

формирование понятий «фауна», виды животных области

знать виды животных, где обитают в области

развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

10 неделя

Природные зоны

1

формирование понятий «природные зоны», их виды в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор уметь работать с картой «природные зоны Новосибирской области

работа в группе, оценка и самооценка

11 неделя

Охраняемые памятники

природы

1

Формировать понятия «национальный парк», «заказник» «урочище», «дол»

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа с Интернет-ресурсами

работа в группе, оценка и самооценка уметь находить в разных источниках географическую

информацию

12 неделя

Экология

1

Формировать понятие «экология», ее состояние в области

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

13 неделя

Население

1

формировать понятие «население», «демография», «национальность»

уметь работать с картой «население Новосибирской области»

работа в группе, оценка и самооценка развитие любознательность, формировать интерес к изучению предмета

14 неделя

Города

1

формировать понятия «город», «административный центр»

уметь работать с административной картой области уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор

работа в группе, оценка и самооценка развитие любознательности, формировать интерес к изучению предмета

15 неделя

Природные

особенности

сел Новосибирской области

1

познакомиться с географическими собенностями сел Новосибирской области

уметь находить на карте

уметь применять географические знания в реальной жизни

16 неделя

Итоговое тестирование

1




17 неделя


Всего-17 часов.














Количество учебных часов.

п.п

Название темы

Кол.часов

Практическая работа

1

История исследования Новосибирской област

1


2

Географическое положение

1

Практическая работа №1 «Описание географического положения области»


3

Тектоника и геологическое строение

1


4

Рельеф

1

Практическая работа №2 «Особенности рельефа области»


5

Минеральные ресурсы

1

Практическая работа №3 «Полезные ископаемые области»


6

Климат

1

Практическая работа №4 «Описание климата нашей местности»


7

Внутренние воды

1

Практическая работа №5 «Экологические проблемы Оби»

8

Почвы

1


9

Растительность

1

Практическая работа №6 «Растительность нашей местности»


10

Животный мир

1


11

Природные зоны

1

Практическая работа №7 «Характеристика степной зоны»


12

Охраняемые памятники природы

1


13

Экология

1

Практическая работа №8 «Экологические проблемы нашего города»


14

Население

1


15

Населенные пункты НСО

3



Итого 17часа