СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Моя Хакасия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение данного курса диктуется  необходимостью изучения истории родного края, главной целью которой является формирование развитой социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, с чувством ответственности за судьбу и Родины и мира. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Моя Хакасия"»

Управление образованием Муниципального образования Ширинский район

Муниципальное образовательное учреждение Спиринская средняя общеобразовательная школа № 11.


« Утверждаю»

Директор школы

_________Потандаева Э.Я

«___ »__________2011г.





Рабочая программа кружка

«Хакасия – край мой»

для 2 класса

на 2012-2013год



Программа разработана учителем

начальных классов

Очир- Горяевой К.И



Программа рассмотрена

на МО учителей начальных классов

МОУ СОШ №11

Протокол №__ от «_ »_______ 2011г.





а.Малый Спирин 2011г.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Введение данного курса диктуется необходимостью изучения истории родного края, главной целью которой является формирование развитой социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, с чувством ответственности за судьбу и Родины и мира.

Основным принципом изучения истории родного края является взаимосвязь истории местности с историей страны.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

На изучение данного курса в 1 классе отводится 34 часа, во 2-4 классах по 35 часов.

Цель: знакомство с родным краем (народными традициями и обычаями хакасского народа, основами декоративно- прикладного искусства, ).


Задачи:

  • способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания;

  • познакомить учащихся с традициями хакасской культуры, с историей развития хакасской народной одежды и жилищного быта;

  • приобщать учащихся к декоративно-прикладному искусству;

  • воспитывать чувство уважения к традиционной культуре, эстетический вкус, любовь к родному краю и формировать этническое самосознание учащихся.





Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.

В курсе используются разнообразные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы. Проводятся игры, конкурсы, КВН-ы. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, просмотром видеофрагментов. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, в парке, музее.


Учебно - тематический план

п/п


Наименование темы


Количество часов

1

Здравствуй, школа!

1

2

Хакасия- земля , где я живу.

1

3

Абакан –столица Хакасии

1

4

Здравствуй, осень золотая!

1

5

Хакасия- древняя земля.

1

6

Открываем в сказку дверь..

1

7

Личная гигиена

1

8

Хакасские народные игры

1

9

В мире сказок

2

10

Семен Прокопьевич Кадышев - народный хайджи

1

11

Композиторы Хакасии

2

12

Здравствуй, зимушка –зима!

1

13

Хакасия- земля, где я живу.

1

Писатели и поэты Хакасии

14

Василий Андреевич Кобяков –один из зачинателей хакасской литературы.

1

15

Михаил Еремеевич Кильчичаков- поэт и драматург.

1

16

Николай Доможаков- писатель, ученый, поэт

1

17

Анатолий Викторович Килижеков- детский поэт.

1

18

Евдокия Петровна Тыгдымаева -тахпахчи

1

19

Встреча с тувинскими народными сказками.

1

20

Сказки Горного Алтая.

1

21

8 марта – мамин праздник

1

22

Хакасские народные игры

1

23

Здравствуй, весна –красна!

1

24

Хакасское прикладное искусство

1

25

Встреча шорскими народными сказками.

1

26

Встреча с русскими народными сказками.

1

27

9 мая- День Победы.

1

28

Хакасия- земля, где я живу.

1

29

Художники Хакасии

1

30

Труд красит человека.

1

31

Здравствуй, лето!

1

Прогнозируемые результаты.

Знания и умения  учащихся в конце 2-го года обучения:

должны знать:

- свой родной край как среду обитания;

- историю хакасской национальной одежды;

- традиции хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения;

должны уметь:

- вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-различать изученные растения и животные;

-выполнять правила поведения в природе;

Занятия кружка способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности.
























Содержание программы.

Школа

Прослушивание стихотворений и рассказов о школе , о начале учебного года. Воспитание любви к знаниям, желание хорошо учиться, бережного отношения к книгам.


Земля, где я живу.


Начало циклов бесед об истории родины. Беседа о древних поселениях в Хакасии, взаимосвязь с настоящим временем.

Абакан – столица Хакасии.

Ознакомление учащихся с республикой, ее столицей- многонациональным городом Абаканом. Воспитание любви к родному краю.

Здравствуй, осень –золотая!

Изображение осенней природы в стихотворениях хакасских поэтов. Прослушивание стихотворений об осенней природе родного края. Воспитание у учащихся наблюдательности и любви к красоте осенней природы.

Хакасия- древняя земля.

Ознакомление с историческими фактами. Формирование целостного понимания истории родного края, основы духовной культуры каждого человека.

Открываем в сказку дверь…

Прослушивание хакасских сказок и беседа по их содержанию. Воспитание у учащихся чувства гордости за ум и честь трудового народа, понимание победы добра над злом. Сказки « Как ласточка людям огонь принесла», «Два брата».

Личная гигиена.

Чтение стихов и рассказов о личной гигиене, о режиме дня, о правильном питании.

Хакасские народные игры

Игра «Рукавичка-непоймайка». Объяснение учителем условий игры, правильное произношение слов. Привитие интереса к хакасским играм, развитие внимания, быстроты движения и реакции.

В мире сказок.

Чтение хакасских народных сказок о животном мире .Воспитание любви к животным, заботы о братьях наши меньших. Отгадывание загадок о животном мире.





Семен Прокопьевич Кадышев - народный хайджи

С.П.Кадышев- сказочник, хайджи. Краткие сведения о жизни и деятельности народного хайджи. Прослушивание мелодий в исполнении С.П.Кадышева. Своеобразие хая – горлового пения, его мелодичность, звучность.

Композиторы Хакасии.

Краткие сведения о жизни и творчестве заслуженного деятеля искусств РСФСР, члена Союза советских композиторов, одного из первых исследователей музыкального творчества хакасов, первого композитора Хакасии Александра Александровича Кеннеля.

Здравствуй, зимушка –зима!

Изображение зимней природы, встречи Нового года в стихотворениях поэтов Хакасии. Воспитание любви к зимней природе родного края.

Хакасия- земля, где я живу.

Воспроизведя картину развития человечества во всем его многообразии ,история родного края , как часть истории Родины, выполняет функцию соединенной памяти человечества.



Писатели и художники Хакасии

В.А.Кобяков - один из зачинателей хакасской литературы

Краткие сведения о жизни и деятельности поэта и писателя- одного из основоположников советской хакасской литературы. Беседа о популярности стихов и песен В.Кобякова.


Михаил Еремеевич Кильчичаков. – поэт и драматург.

Михаил Кильчичаков- тахпахчи, хайджи, сказочник.

Краткие сведения о жизни и деятельности писателя

.

Николай Доможаков –писатель, ученый, поэт.

Краткие сведения о жизни и деятельности писателя.


Анатолий Викторович Килижеков- детский поэт.

Краткие сведения о жизни и творчестве поэта.Прослушивание стихотворений, беседа по их содержанию.




Евдокия Петровна Тыгдымаева – тахпахчи.

Беседа о творчестве и творческие исполнительницы тахпахов, древних по происхождению лирических песен хакасов.

Встреча с тувинскими народными сказками.

«Прослушать хорошую сказку – все равно, что выкупаться в горном роднике», -говорят тувинцы.Они большие мастера народного творчества, прекрасные сказители.

Тува, расположенная на высокогорном плато в центре Азии, богата целебными источниками.

Сказки Горного Алтая.

Бережное хранение преданий старины, народных обычаев, устного народного творчества становятся наукой жизни.

8марта- мамин праздник.

Чтение текстов об уважительном и внимательном отношении к мамам, бабушкам и сестрам. Прослушивание песни Георгия Челборакова на слова Евдокии Тыгдымаевой «Счастье матери».

Хакасские народные игры.

Разучивание игр. Развитие быстроты и точности движений в процессе игры. Знакомство с хакасскими национальными играми.

Здравствуй, весна –красна.

Изображение в произведениях писателей и поэтов Хакасии весенней природы, ее примет, жизни птиц и животных в это время года.

Хакасское прикладное искусство.

Знакомство с хакасским национальным орнаментом, использование его в различных видах прикладного искусства.

Встреча шорскими народными играми.

Встреча со сказками – всегда праздник. Шорцы –немногочисленный народ, но их сказочное творчество богато и разнообразно. Шорцы любят свой край и редко покидают родные места. Расположена Горная Шория на Алтае, в одном из красивейших мест Сибири.

Встреча русскими народными играми

Русские люди живут в сибирских местах очень давно- со времен покорения Сибири Ермаком. Тогда же началась здесь история русского фольклора -устного народного творчества. Русские сказки о живой природе – это душа и совесть народная, свод житейских мудростей на каждый день. Они раскрывают понятия о добре и зле, о красоте окружающего нас мира.

9 мая –День Победы.

9 мая- день победы над фашистской Германией. Воспитание у детей преданности Родине, гордости за ее героев.

Хакасия- земля ,где я живу.

Продолжение цикла бесед об историческом прошлом хакасов. Краткий исторический экскурс в историю Сибири. Взаимовлияние культур – воспитание национальных и интернациональных качеств личности.

Художники Хакасии.


Краткие сведения о жизни и творчестве заслуженного художник Владимира Александровича Тодыкова. Беседы по содержанию иллюстраций к книгам «Зайчонок» и «хакасские народные сказки» в исполнении В.Тодыкова.

Труд красит человека.

Отражение темы труда в стихотворениях и рассказах писателей и поэтов Хакасии. Воспитание у учащихся трудолюбия, уважительного отношения к труду взрослых.

Хакасия- земля ,где я живу.

Преемственность поколений в освоении народной мудрости рождает историческую память. Каждая ступень развития человечества связана с историей какого- то региона, страны, мира.

Здравствуй, лето!

Изоьражение в стизотворенях и рассказах писателей Хакасии картин летней природв













Тематическое планирование кружка


Разделы

программы

Темы занятий

Кол

во часов

Содержание

Да

та

1

Школа (1 ч.)

Здравствуй, школа!

1

Экскурсия по школе.


2

Времена года

(2 ч.)

Здравствуй, осень золотая!




Экскурсия в лес, в сад.

1





1

Прослушивание стихотворений хакасских поэтов об осенней природе родного края. Рисование на тему «Осень».

Наблюдение за изменениями в природе


3

Хакасские сказки (2 ч.)

Хакасские сказки

1




1

« Харызах», «Как ласточка людям огонь принесла», «Волшебная книга», «Адычах и Кечох», «Лягушка и журавль» (по выбору)

Иллюстрирование.


4

Сказки народов Республики Хакасия

(2 ч.)

Русские народные сказки, чувашские народные сказки.

Татарские сказки, калмыцкие сказки.

1







1

«Журавль и цапля», «Чай-ка и красавица Ангара», «Умный портной» (по выбору).

«Камыр Батыр», «Сказка о родном крае» и т.д. (по выбору)


Инсценирование отрывка из сказки по выбору.


5

Национальные игры

(2 ч.)

Хакасские игры

2

«Спрячь рукавицу»

«Волк и табун лошадей» и т д.


6

История моей семьи

(2 ч)

История моей семьи в фотографиях.


Профессии моей семьи.


1




1

Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи.

Знакомство с профессиями.


Экскурсия.


7

Хакасское прикладное искусство (4 ч.)

Хакасская одежда.

Орнаменты.


Орнамент рукавицы.

Пого.

1


1


2



Предметы хакасской одежды.


Вырезание по трафарету рукавицы, пого и т. д.

Расписывание орнамента красками.


8

Традиции общения

(2 ч.)

Приветствие и прощание.

Гостеприимство.

1

1

Приветствие, прощание на хакасском языке. (сценки)

Элементы гостеприимства.

(сюжетно- ролевые игры )


9

Знакомство с творчеством поэтов и писателей. (3ч. )

А.В. Килижеков.


М.Е.Кильчичаков.

Экскурсия в библиотеку

1




2

Произведения А.В.Килижекова.

Произведения

М.Е. Кильчичакова.

Конкурс на лучшего чтеца.


10

Достопримечательности местности (3 ч. )

Экскурсии

3

Курганы, наскальные рисунки и т. д.


11

Природа Хакасии(4 ч.)

Деревья.

Травянистые растения и грибы.

Звери.

Птицы.

2



2



Названия деревьев, растений, грибов, зверей и птиц.

Охрана природы (КВН, конкурс, выставка

рисунков и т. д.)


12

Обрядовые праздники (1 ч.)

Праздник Чыл пазы

1

Чыл пазы – праздник начала года по хакасскому календарю.

(проведение праздника.)


13

Национальные блюда

(2 ч.)

Талкан, айран

1

Талкан, айран (приготовление)


14

Музеи (2 ч.)

Экскурсия в школьный музей.

Экскурсия в Ширинский краеведческий музей.

1


1

Правила посещения театра, музея.


15

Итоговое занятие

Знатоки родного края.

1

конкурс




Всего

32



Для реализации программы используется следующая литература:

1. Е.Н.Аева. Хоозычах. Альбом-раскраска по мотивам хакасских орнаментов.- Абакан, Хакасское книжное издательство. 1993г.- с.16.

2. К.М.Патачаков. Очерки материальной культуры хакасов. Абакан. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1982г.-с.87.

3. И.К.Кидиекова. Орнамент хакасов I. Абакан. Хакасский институт бизнеса.1997г.-с.157.

4. И.К.Кидиекова. Орнамент хакасов II. Абакан. Хакасский институт бизнеса.1997г.-с.157.

5. А.А.Марьясов, М.Н.Чертыкова, И.Е.Мишакова. Приложение к программе по трудовому обучению с изучением хакасского декоративно-прикладного искусства. Абакан. Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова.1996г.-с.68.

6. С.Н.Султреков. Край наш хакасский. Учебное пособие для учащихся начальных классов по природоведению (на хакасском языке). Абакан. 2001г.-с.128.

7. А.Н.Балгазина. Моя Хакасия. Книга для чтения по программе «Культура, литература и история родного края». Пособие для учащихся 1-2 классов. Абакан. 2001г.-с.208.

8. В.Я.Бутанаев. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан. 1996г.-с.224.

9. А.Н.Асочаков и др. Ширинская летопись: от века камня до современности. Хакасское книжное издательство. Абакан. 2007г.