Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ №108 от 31.08.2018
_____________/ А.Р. Редькин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по изобразительной деятельности «Палитра»
для детей
6-8 лет (начальная школа).
3-й год обучения
Составитель:
Кораблёва Ольга Леонидовна,
учитель технологии
г. Дубна, 2018
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»:
«Искусство объединит человечество.
Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один.
Искусство для всех.
Каждый чувствует истину красоты».
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка. Также для развития воображения, творческого мышления и творческой активности дошкольников в данной рабочей дополнительной образовательной программе используются элементы нетрадиционных техник рисования, которые демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования, а также возможность самовыражения. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6 - 7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. Придумывая тему рисунка, сюжет истории и т. п. дети 6 - 7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.
Художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания картины, жизнь и творчество художников). В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
У младших школьников пропорционально большую роль в оценке играет момент сопереживания (в сравнении с общей эрудицией и способностью к анализу художественной формы). По словам Л.Г. Савенковой, каждый ребенок «изначально предрасположен к восприятию разных видов искусства, разным видам художественного творчества (он слышит, чувствует, осязает, обоняет, двигается). Каждый ребенок воспринимает мир в художественных образах, которые возникают в его фантазии, воображении на основе известных представлений. [Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. – М: МАГМУ-РАНХиГС, 2011. – 156 с.]
Процесс развития художественного восприятия и мышления учащихся включает аспекты:
1. Следование природе ученика, индивидуальный подход к нему, учет индивидуальных психических и личностных особенностей ребенка при организации учебного процесса.
2. Развитие активности самого школьника. Эта трактовка подразумевает активность ученика в процессе учения, обучение самообразованию и самоопределению и обозначается также как субъективация процесса обучения.
Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочно-былинная живопись, анималистика), учить понимать выразительные средства искусства.
Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, репродукций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов, цветовую палитру, восприятие тёплых и холодных красок.
Развивать творческие способности детей.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Содержание кружковой деятельности составлено на основе и реализуется программами:
вариантом Программы «Детство» разработанным на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (автор И.А. Лыкова);
примерной основной образовательной программой «Радуга» под ред. Е.В.Соловьёвой, соответствующей ФГОС дошкольного образования.
Принципы проведения занятий:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Основное содержание программы
Программа кружка рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий). НОД кружка «Палитра» для детей старшего дошкольного возраста проводятся во второй половине дня после дневного сна по два занятия 1 раз в неделю. Длительность занятий 25 - 30 минут. Занятия носят статический характер поэтому в середине проводится физкультминутка. Перерывы между периодами НОД 15 минут. Общее количество занятий в год – 64 ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в октябре, итоговый – в мае).
Задачи художественно-творческого развития детей
Развивать у детей способности воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе. Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать движения и смысловые связи между объектами. Создавать условия для разнопланового экспериментирования с художественными материалами (белая цветная бумага, картон, обойная бумага, салфеточная бумага, краски, фломастеры, восковые мелки, нитки, пластилин, соленое тесто), дополнительными материалами (листья, ветки, крупа, блестки, конфетти и др.), инструментами (кисть, карандаш, ножницы, стека), изобразительными техниками.
В рисовании – совершенствовать технику смешения гуашевых красок, учить рисовать акварельными красками, уверенно пользоваться кистью, проводя линии в различных направлениях; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков; продолжить знакомить с приемами рисования простым карандашом, пастелью, художественным углём, сангиной; учить придавать образу эмоциональную окрашенность, настроение.
В лепке - учить детей анализировать форму предмета; осваивать рельефную лепку (барельеф, горельеф); создавать условия для свободного, самостоятельного экспериментирования с пластическими материалами (самостоятельное получение необходимых цветов и оттенков пластилина, создания объёмных форм и их закрепление композиционное решение в пространстве).
В аппликации – продолжить знакомить с новыми способом создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру для несимметричных предметов, а также прорезание части изображения; приобретение навыков выполнения объёмной аппликации из салфеточной бумаги.
В конструировании - комбинировать конструктивные элементы, выполненные в технике оригами с объёмной аппликацией и живописным изображением; выполнять простые элементы плетением из двух полос бумаги.
К концу года дети могут
В рисовании - создавать изображения предметов (по представлению, с натуры), используя различные изобразительные материалы; смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков; планировать работу (предварительный набросок, прокладка фона, прорисовка) и выбирать материалы; придавать образу эмоциональную окраску.
В лепке - учитывать пластические особенности материалов (пластилина, слоёного теста) при создании образов; уметь выполнять рельефные изображения (барельеф, горельеф).
В конструировании - комбинировать элементы, выполненные в технике оригами с плоскостной и объёмной аппликацией; делать несложные игрушки, сувениры, маски из бумаги, объединяя различные техники.
Формы подведения итогов
Традиционной формой подведения итогов реализации программы «Палитра» является организация выставок детских работ, участие в выставках-конкурсах различных уровней в том числе дистанционных. В конце учебного года организуется итоговая выставка работ воспитанников.
Предполагается проведение открытых просмотров кружковых занятий для родителей.
Ожидаемый результат
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать и т.п.).
Сформируются навыки трудовой деятельности.
Расписание кружковых занятий по изобразительной деятельности
«Палитра»
2018-2019 учебный год
№ | понедельник | среда | четверг группа 2.1 | пятница группа 2.2 |
1 | | | 17.00 – 17.40 | 17.00 – 17.40 |
2 | | | 17.55 – 18.35 | 17.55 – 18.35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Программное содержание | Необходимые материалы | Дата планируемая | Дата фактическая |
1-2 | Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. «Осенний лес полон сказок и чудес» (Педагогическая диагностика) | Вводное занятие. Занятие 1: Игра красок: цвета осени. Работа с цветовой осенней палитрой: смешение красок, механическое получение оттенков. Фоновые работы. Занятие 2: Кисть летящая, думающая. Работа тонкой кистью. Формообразование, силуэтное рисование. Педагогическая диагностика: Выявление уровня развития умений и навыков работы кистью, точности движений при выполнении фоновых работ и непрерывного формообразующего движения кистью. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н окт | |
3-4 | «Ёжик в осенних листьях» Сюжетное рисование | Занятие 1: Цвето- и светопередача при выполнении фоновых работ: сначала думай, потом делай. Занятие 2: Создание яркого образа героя; поиск средств выразительности (поза; мимические особенности, передающие настроение); реалистичность изображения. *Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, послойное наложение и смешение красок непосредственно на листе в ходе работы. | Акварель Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 2 н окт | |
5-6 | «Ковёр листьев осенних» Акварель | Умение самостоятельно работать по предложенной схеме, формообразование, работа концом кисти; элементы цветоведения. *Рисование осенних листьев с натуры и по памяти, передача их формы и колорита. Умение ориентироваться в пространстве листа (композиционное решение), дополнения по замыслу. Композиция листа, самоорганизация. | Акварель Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 3 н окт | |
7-8 | «Весёлый-грустный лес» Акварель по-сырому, гуашь | Занятие 1: Тонирование листа в определённой цветовой гамме. Выработка определенного порядка работы с двумя листами: работа на параллели. Создание цветового образа. Занятие 2: Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны. Передача настроения: весело-грустно. * Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с жанром (пейзаж) и его цветопередачу в соответствии с поставленной задачей. | Акварель Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3. | 4 н окт | |
9-10 | «Кот гуляющий по …» Гуашь. Сюжетное рисование | Занятие 1: Набросок карандашом. Задача и замысел. Передача характера через форму, движение, мимические особенности и образующую среду. Занятие 2: Различные приёмы работы кистью при создании художественного образа. Понятие «сюжетного рисования». *Повторение приёмов работы сухой кистью. «Пушистые» и «лохматые», «гладкие» и «короткошерстные» мазки. Учимся рассказывать истории через создание зрительного образа. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н нояб | |
11-12 | «Кот охотится» Графика. Сюжетное рисование | Занятие 1: Набросок карандашом. Задача и замысел. Передача характера через форму, движение, мимические особенности и образующую среду. Занятие 2: Продолжение освоения навыков работы графическими материалами. *Создание ярких образов животных; поиск средств выразительности (поза, движение; мимические особенности передающие настроение). Особенности формообразования, учить добиваться схожести с живым объектом, передача в сюжете особенностей жизни животного в дикой природе, передача движения, особенности позы. | Сангина восковые мелки пастель уголь | 2 н нояб | |
13-14 | «Коты-котики» Тестопластика | Скульптурная лепка из солёного теста. Приёмы работы, особенности выполнения фигурок из теста: объёмных, горельефных и барельефных. Сушка | Солёное тесто Клей ПВА Картон | 3 н нояб | |
15-16 | «Коты-котики» Тестопластика, роспись | Роспись просушенных фигурок, завершение композиции рисунка барельефа. | гуашь Кисти №5, №2 | 4 н нояб | |
17-18 | «Белая береза» Гуашь | Изображение зимней берёзки. Небелый белый ствол берёзы. Передача оттенков коры и теней. | Гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 1 н дек | |
19-20 | «Ночь в лесу» Фактура | Знакомство с техникой использования губки (мятой бумаги, картона) в рисовании гуашью. Дополнение набрызгом. *Важную роль на любой картине играет фактура, особенно фактура переднего плана. Пятнистую фактуру можно создать с помощью губки, смоченной в одной или нескольких красках. Можно имитировать грубую землю, траву или листву. Фактуру можно создавать полоской гофрированной бумаги или сложенного несколько раз картона, – при этом возникают очень необычные и неожиданные эффекты. | Гуашь Кисти №5, №2; Щетинная кисть Аквар.бум. А3 для оттисков: губка, мятая бумага, картон, целлофан | 2 н дек | |
21-22 | «Новогодняя открытка» Графика | «Ёлка в ёлке». Изготовление поздравительных открыток-самоделок симметричным способом, формообразование простых силуэтных открыток. Декорирование набрызгом. | Бумага для черчения ножницы Гуашь Кисти №5, №2; Щетинная кисть Клей ПВА или стиплер | 3 н дек | |
23-24 | «Звёздное небо» Трафарет | Занятие 1: Подготовка и сушка светлого фона (жёлто-голубые забелённые краски). Занятие 2: Разрезание подготовленного просушенного листа на два листа А4. 1) Знакомство с техникой использования накладного трафарета на фон. 2) Знакомство с техникой покрытия воском фрагментов рисунка на фоне с дальнейшим затемнением фона. | Гуашь трафареты Кисть №5, №2 Аквар.бум. А3 | 4 н дек | |
25-26 | «Домик и снег» Лепка миниатюрная | Сувенир «Домик» Лепка на крышке банки, заливание водой, добавление «снега», закрепление крышки и декорирование пластилинового шва. | Пластилин Баночка из-под детского питания «снег» | 1 н янв | |
27-28 | «Фрукты» Лессировка Акварель | Занятие 1: Виноград. Карандашный набросок. Первый светлый слой. Занятие 2: Второй более тёмный слой. Просушивание светлых пятен. Знакомство с техникой многослойной акварельной живописи. (Лессировка). * Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки. | Акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 2 н янв | |
29-30 | «Горные вершины» Резерваж | Знакомство с техникой акварели «Резерваж» (Белые и светлые участки). *Передача белого цвет за счет цвета бумаги. Другими словами — художнику все время нужно помнить о тех участках, которые он должен оставить белыми и «обходить» их цветом, оставляя нетронутыми. «Обходка» – самый сложный и самый «чистый» прием резервирования. | Акварель Кисть №5,2 Аквар.бум. А3 | 3 н янв | |
31-32 | «А там за окном…» Маскировка | Знакомство с приёмом Маскировки (в данном случае: использование малярной клейкой ленты). *Метод состоит в том, что участки композиции, которые должны остаться белыми, предварительно покрывают слоем малярной клейкой ленты, поверх которой можно без опасения писать гуашевыми красками. По окончании работы, когда краска высохнет, ленту снимают. | малярная клейкая лента гуашь кисти №№5,2 Аквар.бум. А3 | 4 н янв | |
33-34 | «Снегири» Техника «по-сухому» | Занятие 1: Карандашный рисунок. Прокладка первого слоя. Просушка. Занятие 2: Прокладка второго и последующих слоёв. *Краска наносится на сухой лист бумаги одним-двумя (однослойная акварель) или несколькими (лессировка) слоями, в зависимости от идеи художника. Этот способ позволяет обеспечивать хороший контроль над растекаемостью краски, тональностью и формой мазков. | акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 1 н фев | |
35-36 | «Цветок» Панно. Техника с использованием соли | Занятие 1: Карандашный рисунок с секторным делением центральной части фантазийного цветка. Воск Занятие 2: Акварельный рисунок и обработка солью. *Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой | Простой карандаш Акварель кисти №№5,2 Воск Соль Аквар.бум. А3 | 2 н фев | |
37-38 | «Лист» Панно фантазийное. Трафарет | Занятие 1: Самостоятельная подготовка трафарета. Занятие 2: Выполнение при помощи кисти рисунка внутри контура трафарета *Продолжение знакомства с использованием трафаретов: негативный трафарет (вырезание силуэта внутри листа) | Простой карандаш, ластик ножницы Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 3 н фев | |
39-40 | «Цветы для мамы» Натюрморт A La Prima акварель | Знакомство с техникой A La Prima. *Живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски. | Простой карандаш, ластик акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3. | 4 н фев | |
41-42 | «Свежий ветер» Пейзаж A La Prima гуашь | Продолжение знакомства с техникой. Выполнение фона. Передача движения (мазки на небе, колыхание ветвей). *При выполнении пейзажных этюдов, рекомендуется составлять смеси из двух, максимум из трех цветов. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к потере свежести, яркости, цветовой определенности. Каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласовываться с формой и рисунком. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 1 н мар | |
43-44 | «На окошке стоят розы» Лессировка Гуашь | Работа с палитрой. *Лессировка – способ, который заключается в нанесении поверх основного цвета прозрачных слоев других тонов. За счет перекрытия основного цвета полупрозрачными слоями получается новый глубокий оттенок. Для гуаши этот способ доступен так же, как и для акварели. Гуашь нужно разбавить довольно сильно водой, чтобы она стала прозрачной. | Гуашь кисти №№2,5 Аквар.бум. А3 пали | 2 н мар | |
45-46 | «Смотри в глаза» Графика | Рисование глаза. Изучение строения глаза. *Укрупнение с целью изучения строения глаза человека. | Карандаш, акварель, мелки (пастель или восковые) Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 3 н мар | |
47-48 | «Глаза – зеркало души» Мимические картинки | Портрет. Передача настроения героя, создание живого художественного образа. Использование мимических картинок для создания портрета. | Простой карандаш, гуашь Кисти №5, №2 Аквар.бум. А3 | 4 н мар | |
49-50 | «Дарю своё сердце!» Панно декоративное с элементами бумагопластики | Занятие 1: Прорезание на картоне «окна» в форме сердца. Выполнение фонового рисунка. Сушка. Занятие 2: Скручивание элементов из полосок цветной бумаги для оригами. Склейка, сборка внутри «окна». | Восковые мелки акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 цветная бумага клей-карандаш фломастеры | 1 н апр | |
51-52 | «Золотая рыбка» A La Prima акварель | Продолжение знакомства с техникой. Занятие 1: Карандашный набросок. Передача формы и пропорций рыбки, движения хвоста и плавников. Выполнение фона. Сушка. Занятие 2: Рыбка. | Карандаш, акварель Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 2 н апр | |
53-54 | «Жук» Многослойная гуашь. Процарапывание | Знакомство с техникой: Многослойная гуашь. Занятие 1: Выполнение фона. Отработка последовательности работы в определенном порядке: выполнение рисунка жука карандашом, передача общих форм цветов и травы; прокраска фона. Процарапывание по сырому слою краски жилок. Занятие 2: Выполнение центрального образа. *При нанесении слоёв один поверх другого, важно, чтобы первый слой был сухим, иначе и нижний и последующий влажный слой поменяют цвет и форму. Процарапывание выполняют по непросохшей краске. | Простой кар-ш гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 палитра | 3 н апр | |
55-56 | «Жук» Экопластика, лепка | Создание характерных образов; поиск средств выразительности (поза, декорирование; мимические особенности передающие настроение, цветовые переходы, создание новых оттенков) | Пластилин проволока бисер бусинки | 4 н апр | |
57-58 | «Деревья просыпаются!» Разбрызгивание | Занятие 1: Выполнение фона. Просушка. Занятие 2: Знакомство с техникой разбрызгивания краски по листу. *Данный способ нанесения краски помогает натренировать руку. | Гуашь Кисти №5,№2 Аквар.бум. А3 | 1 н мая | |
59-60 | «Дом для гнома» Лепка на форме с элементами сюжетной экопластики | Совершенствовать изобразительную технику: продолжать освоение рельефной лепки скульптурным способом; предлагать на выбор приемы декорирования предмета рельефными налепами, прорезанием или процарапыванием стекой. Составление композиции из сухих растений и природного материала. | Форма (пластиковая бутылка) Картон-основа пластилин стеки приспособления для оттисков бисер пайетки сухие растения веточки кустарников и др. природный материал | 2 н мая | |
61-62 | Итоговая работа «Маленькая страна» Рисование по замыслу материалами по выбору | Рисование по замыслу материалами по выбору. Тестирование по итогам учебного курса. Самостоятельное композиционное решение сюжета. Работа в выбранной технике или смешанной технике. | Материалы по выбору Желательно: лист А2 | 3 н мая | |
63-64 | «Маленькая страна» Рисование по замыслу материалами по выбору | Открытое занятие для родителей. Продолжение. Рисование по замыслу материалами по выбору. Работа в выбранной технике или смешанной технике. Завершение творческой работы. Подведение итогов года. | Материалы по выбору | 4 н мая | |
Итого | 64 часа |
Заключение
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы основной задачей является подведение ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Перечень учебно-методического обеспечения
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012
Радуга: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Е.В.Соловьёвой (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf)
© Ссылка на источник: http://sch149.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie_1/conditions/day/trebovaniya_k_rezhimu_dnya_v_sootvetstvii_s_sanpin_-2_4_1_3049-13/
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, технологические карты, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
№ | НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ | кол-во |
Библиотечный фонд |
| М. Коэрц Большая книга поделок. Фигурки и игрушки. Цветы и сувениры. Аксессуары и украшения, 2010 | 1 |
| Елена Ступак Оригами, подарки к праздникам, 2007 | 1 |
| И.Агапова, М.Дапвидова Лучшие модели, оригами для детей, 2007 | 1 |
| Т.Б. Сержантова Оригами, лучшие модели, 2006 | 1 |
| Н. Докучаева Игрушки из бумаги и картона, 1997 | 1 |
| М.Антипова Соленое тесто, 2007 | 1 |
| Геннадий Федотов Послушная глина, 1997 | 1 |
| Ольга Никологорская Волшебные краски, 1997 | 1 |
| Екатерина Румянцева Простые поделки без помощи мамы, 2006 | 1 |
| Е.Г.Лебедва Простые поделки из бумаги и пластилина, 2005 | 1 |
| Барбара Рейд Обыкновенный пластилин, 1998 | 1 |
| Т.И. Тарабарина, Н.В. Ёлкина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки, 1996 | 1 |
| А.Э. Тимановский Развитие творческого мышления у детей, 1996 | 1 |
Печатные пособия |
| Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009 | 1 |
| Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом. Большое искусство – маленьким, - Санкт-Петербург: Изд. «Д-П.», 2009. | 1 |
| Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Дет-ство – Пресс, 2007 | 1 |
| Учебно-наглядное пособие. Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. Большое искусство – маленьким. – Санкт-Петербург: Д.-П., 2009. | 1 |
| Светлана Вохринцева Знакомимся с разными странами, национальные костюмы народов России, 2000 | 1 |
| Светлана Вохринцева Познавательно-речевое развитие детей, национальные костюмы ближнего зарубежья, 2000 | 1 |
Дидактические материалы |
| Комплект технологических карт пооперационного изготовления моделей оригами: Часть 1 (первая ступень), Часть 2 (вторая ступень), Часть 3 (третья ступень), Часть 4 (четвёртая часть) | 4 |
Коллекции, еженедельные издания |
| Куклы в народных костюмах. Куклы ручной работы. – М.: ООО Де Агостини, 2012 – 2013 | 72 куклы |
| 50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2010 – 2011 | Папка-накопитель |
| Художественная галерея. Еженедельное издание. – М.: ООО Де Агостини, 2013 | Папка-накопитель |
Экранно-звуковые пособия |
| Презентации к занятиям. | |
Художественные изобразительные материалы, инструменты и приспособления |
| Гуашь, акварель, уголь художественный, сангина; кисти | |
| Наборы цветной бумаги, картона | |
| Пластилин, наборы стек и др. приспособлений для оттисков и прорезания | |
| Ножницы, клей | 10 |
| Фломастеры, цветные карандаши, простые карандаши | |
| Образцы готовых изделий | |
Оборудование кабинета |
| Учительский стол, стул | 1 |
| Ученические столы, стулья ученические (винтовой табурет) | 12, 24 |
| Стенды для размещения рисунков и готовых поделок | 2 |
| Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий | 2 |
| Доска стационарная трёхэлементная, доска магнитная | 1 |
| Раковина с тумбой | 3 |
| Вешалка для спецодежды | 1 |
Используемая на занятиях и рекомендуемая литература и материалы:
1) Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2) Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
3) Е.В.Баранова, А.М. Савельева. От навыков и творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез,2009.
4) Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Ч.П. Лакоценин С.С., 2006.
5) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез,2005.
6) Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000.
7) Учебно-наглядное пособие, Н.А. Курочкина. Знакомим с портретной живописью (Большое искусство – маленьким). С-П.: Изд. «Детство-Пресс», 2009.
8) Учебно-наглядное пособие. Н.А.Курочкина. Знакомим с натюрмортом (Б. и. – м.), - С-П.: Изд. «Д-П.»,2009.
9) Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. (Большое искусство – маленьким). – С Пб.: Детство – Пресс, 2007. – (Библиотека программы «Детство»)
10) Курочкина Н.А. Знакомим со сказочно-былинной живописью. (Б-и-м). – С Пб.: Д.-П., 2009. – (5 п. «Д»)
11) Маслова Т.М. Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью шедевров мировой живописи. – С Пб.: Детство – Пресс.
12) Фесюкова Л.Б. Встречи с художниками мира: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд. «Ранок», 2009
13) Мастера русской живописи. Авторы: М. Алленов, Е.Алленова, Ю.Астахов, Н. Борисовская и др. – М.: Белый город, 2007.
14) 50 художников. Шедевры русской живописи. Еженедельное издание. – М.: ООО «Де Агостини», 2010.
Список литературы, рекомендованный для детей
Дорожин Ю.Г. Искусство детям: Матрёшки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2011.
Дорожин Ю.Г., Знатных О. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г., Лебедев М. Искусство детям: Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г., Межуева Ю. Искусство детям: Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г, Назарова А., Бабурова Г. Искусство детям: Цветочные узоры Полхов-Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
Дорожин Ю.Г., Орлова Л. Искусство детям: Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013.
Дорожин Ю.Г, Соломенникова О., Евсеева Т. Искусство детям: Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2008.
Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Миневич Р. Искусство детям: Узоры Северной Двины.. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2009.
Дорожин Ю.Г, Фёдоров Ю., Люскин Л. Искусство детям: Лубочные картинки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Учебное издание. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
Кэтти Сэвидж-Хаббард, Роуз Спейшер / пер. Скурко Е. Приключения в мире Живописи. – М.: ЗАО «Издательский дом «Гамма», 1998.
Лыкова И.А. Рисование красками: технологические карты. Наглядно-методическое пособие. – Карапуз, 2010.
Фиона Уотт, Анна Милборн, Роузи Диккенс Творческая мастерская юного художника. – Робинс, 2013.
Список литературы, рекомендованный для родителей
Алёхин А.Д. Когда начинается художник: книга для учащихся. – М.: Просвещение, Владос, 1994.
Антипова М.А. Солёное тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – М.: Издательский дом «РИПОЛ Классик», 2007.
Барбара Айзенбарт / пер.Панкратова Н. Полный курс Акварели. Для начинающих и студентов художественных вузов. – М.: издательство «Внешсигма», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.
Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
Никологорская О.А. Волшебные краски: книга для детей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М.: Айрис-пресс, 2006.
Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Тюрина Н.А. Чудо-кожа. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
Федотов Г.Я. Когда оживает камень. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 144с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с.: ил. – (Основы художественного ремесла).
Федотов Г.Я. Послушная глина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Федотов Г.Я. Сухие травы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.
Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.
Черныш И.В. Удивительная бумага. – М.: АРС-ПРЕСС, 1998.
Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
Мир математики: в 40 т. Т. 1: Фредерик Корбалан. Золотое сечение. Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М.: Де Агостини, 2014.
Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие творческого потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М.: Эксмо, 2013.