ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 - 4 классов МБОУ
«СОШ им. П.Н. Бережнова села Нижняя Покровка Перелюбского муниципального района Саратовской области» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества ( Нижний Новгород. Май 2010).
Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (Ярославль, ИРО, 22.01.09).
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Срок реализации программы 2017 – 2018 учебный год.
Общая характеристика курса
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане
Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
В процессе изучения данного курса ученики получают знания:
об истории русского языка,
рассматривают памятники древней письменности,
знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры
Содержание курса
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-
образовательными моделями.
Практическая и игровая деятельность:
— фонетические и графические задачи;
— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;
— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;
— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,
«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;
— шутливые лингвистические вопросы;
—отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания
и текста-повествования;
— наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида;
—проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте;
— соблюдать нормы русского литературного языка в образовании
личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа,
контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника;
—составлять устное монологическое высказывание с использованием
заданных языковых средств;
—осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;
—игра «Меняемся ролями»;
—творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;
—ролевая игра «Просить или приказывать?»;
—составление загадок с помощью глаголов;
—игра-соревнование «Орфографический поединок».
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать использование числительных в речи;
—воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
—находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему;
—выступать перед одноклассниками;
—соблюдать нормы русского литературного языка в использовании
числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника.
Практическая и игровая деятельность:
—проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;
—викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять».
Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.
Словосочетания с типом связи примыкание.
Универсальные учебные действия:
—наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу;
—проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов;
—наблюдать особенности различных словосочетаний;
—сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи);
—создавать устное высказывание на предложенную тему;
—осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности.
Практическая и игровая деятельность:
—игра «Словосочетания в пазлах»;
—ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;
—конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);
—творческая работа «Путешествие туда и обратно»;
—итоговый конкурс «Любимые игры со словами».
Календарно-тематическое планирование 4 класса
№ | Тема | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая | Характеристика деятельности | Универсальные учебные действия |
1. | Поиграем со звуками, словами предложениями | 7 | | | — фонетические и графические задачи; — игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»; — решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад; — игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды», «Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»; — шутливые лингвистические вопросы; —отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов. | — оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; — оценивать положительные качества личности одноклассников; — создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»); — сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; — работать с информацией, представленной в виде модели; — соотносить схемы предложений с их моделями; — анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. |
1 | Смотрю, говорю, слушаю. | 1 | | |
2 | Смотрю, говорю, слушаю. | 1 | | |
3 | Лексические загадки. | 1 | | |
4 | Лексические загадки. | 1 | | |
5 | Словесный конструктор. | 1 | | |
6 | Занимательная грамматика. | 1 | | |
7 | Занимательная грамматика. | 1 | | |
2 | Пора действовать! | 14 | | | —лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»; —игра «Меняемся ролями»; —творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»; —ролевая игра «Просить или приказывать?»; —составление загадок с помощью глаголов; —игра-соревнование «Орфографический поединок». | — сравнивать структуру и языковые особенности текста-описания и текста-повествования; — наблюдать и сравнивать значение глагольных видовых пар, обобщать свои наблюдения, выводить общность значения глаголов совершенного и несовершенного вида; —проводить мини-исследование с целью выявления замен глагольных форм времени в тексте; — соблюдать нормы русского литературного языка в образовании личных форм глаголов, не имеющих форм 1-го лица единственного числа, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника; —составлять устное монологическое высказывание с использованием заданных языковых средств; —осуществлять анализ значения глаголов, использованных в тексте, и различать глаголы в прямом и переносном значении; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности. |
8 | Для чего нужны глаголы? | 1 | | |
9 | Для чего нужны глаголы? | 1 | | |
10 | Делать и сделать — не одно и то же. | 1 | | |
11 | Меняемся ролями. | 1 | | |
12 | Вчера, сегодня, завтра. | 1 | | |
13 | Одно вместо другого. | 1 | | |
14 | Она меня поняла и приняла. | 1 | | |
15 | Кто говорит, кто действует? | 1 | | |
16 | Сумею победить! | 1 | | |
17 | Мечтаем и фантазируем. | 1 | | |
18 | Дай-подай… и поезжай! | 1 | | |
19 | Дай-подай… и поезжай! | 1 | | |
20 | Живые образы. | 1 | | |
21 | Орфографический поединок. | 1 | | |
3 | Числа и слова | 4 | | | —проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»; —викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов». | —наблюдать использование числительных в речи; —воспринимать на слух, понимать информационные тексты и находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; —находить необходимую информацию в различных источниках и создавать на её основе собственные письменные тексты на предложенную тему; —выступать перед одноклассниками; —соблюдать нормы русского литературного языка в использовании числительных в речи, контролировать соблюдение этих норм в собственной речи и в речи собеседника |
22 | Для чего нужны числительные? | 1 | | |
23 | Важные даты истории нашей страны (города, края). | 1 | | |
24 | Рекорды в цифрах. | 1 | | |
25 | За семью печатями. | 1 | | |
4 | Прочные связи | 7 | | | | |
26 | Треугольный шарик. | 1 | | | —наблюдать связь слов в словосочетании, обобщать наблюдения в виде вывода о том, что в словосочетании слова взаимосвязаны не только по форме, но и по смыслу; —проводить сравнение свободных словосочетаний и фразеологизмов; —наблюдать особенности различных словосочетаний; —сравнивать и классифицировать словосочетания с различными типами связи (простейшие случаи); —создавать устное высказывание на предложенную тему; —осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности | —игра «Словосочетания в пазлах»; —ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»; —конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»); —творческая работа «Путешествие туда и обратно»; —итоговый конкурс «Любимые игры со словами». |
27 | Как водить машину за нос? | 1 | | |
28 | Послушный «подчинённый». | 1 | | |
29 | О «земляной» или «земной» красоте. | 1 | | |
30 | Строгий «управляющий». | 1 | | |
31 | В Сибири и на Урале. | 1 | | |
32 | Связаны смыслом. | 1 | | |
5 | Любимые игры со словами. | 2 | | |
33 | Любимые игры со словами. | 1 | | |
34 | Любимые игры со словами. | 1 | | |
| | | | |
| | | | |
| Итого | 34 | | | | |
Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ
Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Хаткина М. А. Русский язык. 3 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Цифровые образовательные ресурсы
№ | Название | |
1 | http://school-collection.edu.ru | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
2 | http://fcior.edu.ru | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) |
3 | http://www.ict.edu.ru | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" |
4 | http://www.school-club.ru | Школьный клуб |
5 | http://nachalka.info | Начальная школа |
6 | http://nsc.1september.ru | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
26