СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка За страницами учебника географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Программа составлена на основе ФГОС ООО, рабочей программе по географии( География 5-9 кл. М.:Просвещение,2012), рабочей программе И.И.Баринова, В.П.Дронов. Программы основного общего образования по географии 5-9 кл. –М.:Дрофа,2014, авторской программы Клюшников Н.М. Программа кружка по географии «Внеклассная работа»- Волгоград: Корифей, 2000, соответствует образовательной программе школы.

     Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка За страницами учебника географии 5 класс»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка


За страницами учебника географии


5 класс


Количество часов

34 часов (1 часа в неделю)

Программа

Клюшников Н.М. Программа кружка по географии «Внеклассная работа»- Волгоград: Корифей, 2000.

Ступень образования

Основное общее образование



Учитель: Шустова Е.В.











Пояснительная записка


Программа составлена на основе ФГОС ООО, рабочей программе по географии( География 5-9 кл. М.:Просвещение,2012), рабочей программе И.И.Баринова, В.П.Дронов. Программы основного общего образования по географии 5-9 кл. –М.:Дрофа,2014, авторской программы Клюшников Н.М. Программа кружка по географии «Внеклассная работа»- Волгоград: Корифей, 2000, соответствует образовательной программе школы.

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.

В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся .


Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.

Программа предназначена для детей 6кл. Объём программы составляет 34часов, 1 час

в неделю и рассчитана на 1 год.

Цели и задачи программы:


1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.

2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.

4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники

5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.

6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.

7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать,

8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.




Основные направления и содержание деятельности.


Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.

По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.

Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.


Прогнозируемые результаты

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:

- истории их возникновения,

- их архитектуре,

- их географии;

приобретут практические навыки и умения:

- работы с картой,

- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

- навыки организации работы в группе.

- правила поведения при выходе на экскурсии.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)


Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явле­ний;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходи­мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;

  • использовать различные источники геогра­фической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, ком­пьютерные базы данных) для поиска и извле­чения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе ин­струментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • составлять описание географических объек­тов, процессов и явлений с использованием разных источников географической инфор­мации;

  • строить простые планы местности;

  • моделировать географические объекты и яв­ления при помощи компьютерных программ;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и про водить их простейшую классификацию;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических

явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать

выступление презентацией;

• описывать воздействие какого-либо процесс а или явления на

географические объекты;

• называть отличия в изучении Земли с помощью географии по

сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой,

химией, экологией);

• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее

время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и

путешествий;

• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и

периодов;

• описывать представления древних людей о Вселенной;

• называть и показывать планеты Солнечной системы;

• приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

• описывать уникальные особенности Земли как планеты;

• находить и называть сходства и различия в изображении элементов

градусной сети на глобусе и карте;

• работать с компасом;

• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных

признаков;

• называть и показывать по карте основные географические объекты;

• наносить на контурную карту и правильно подписывать

географические объекты;

• приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

• объяснять особенности строения рельефа суши;

• описывать погоду своей местности;

• объяснять значение ключевых понятий. Использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для:

• сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения

• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения

в ней;

• адаптации к условиям проживания на определенной территории;

• самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей

среды как сферы жизнедеятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля.


Основное содержание программы

Тема 1. Введение – 1 час

- знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Тема 2. Ориентирование на местности - 11 часов

- история изобретения компаса

- упражнения и движение на местности с компасом и без него

- определение направлений, расстояний по плану местности и карте

- решение географических задач на определение координат.

Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов

- современные гипотезы о происхождении гор на земле.

- вулканы, гейзеры, горячие источники.

- землетрясения.

- разнообразие форм рельефа на Земле.

- рельеф своей местности.

Тема 4. Голубая планета -7часов.

- современные способы изучения морей и океанов.

- водяные смерчи, бури и ураганы в море..

- растительный и животный мир океанов и морей.

- тайны Мирового океана.

- крупнейшие реки Земли.

- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.

Тема5. Воздушное покрывало – 5часов.

- современные методы изучения атмосферы.

- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.

- грозные явления в атмосфере.

- местные признаки и приметы для предсказания погоды

Тема 6: Зеленая планета -5часов.

- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.

- уникальный подводный мир,планктон,его значение, морские сообщества, коралловые рифы.

- крупные заповедники и охраняемые природные территории

- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.





Тематическое планирование.


п/п

Название темы

Количество часов


Экскурсии

Практическая работа

1.


Вводное занятие



1 1 0



2.

Ориентирование на местности

11

2

2

3.

Жизнь земной коры

7

1

1

4.

Голубая планета


5

-

1

5

Воздушное покрывало.


5

-

2

6.

Зеленая планета

5

1

1


Итого

34

4

7























Приложение №1

Рабочая программа

Кружка «Занимательная

география»

Утверждена 08.2017

Учитель:Шустова Е.В.


Календарно-тематическое планирование работы кружка: «Занимательная география»

5 класс -34ч 1час/неделю


№ п/п


Тема


Вид деятельности


Умения и навыки



дата

1.

Введение

Обсуждение, планирование тестирование

Высказывать свои мысли, предложения для интересной работы кружка.


1

Тема: Ориентирование 11ч.




2.

Время по которому мы живем.

Работа с источниками географической информации

Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности


3.

Солнце как маяк.

Определяем время по солнцу

Экскурсия на местность

Уметь определять время суток по расположению солнца


4.

Ориентирование по звездам и луне.

Обсуждение полученной информации



5.

Кто придумал компас

Сбор информации и подготовка к созданию презентации

Уметь распределять цели и задачи в группе


6.

Загадочная стрелка

Обсуждение полученной информации

Уметь выражать свои мысли высказывать предположения, выдвигать гипотезы.


7.

Компасы без магнитной стрелки

Обсуждение полученной информации



8.

Движение по азимутам

Практическая работа

на определение азимута школьных обьектов

Умение общаться,

работать в группе, помогать товарищам.


9.

Географические координаты

Решение географических задач на определение координат

Применять полученные знания


10.

Местность и карта

Практическая работа по составлению плана своей местности, используя условные обозначения

Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение


11.

Подготовка к походу

Составление правил безопасного похода в природу.

Знать что необходимо брать в поход. Уметь определять главное.


12.

Местные ориентиры, приметы и признаки.

Экскурсия на местность

Уметь применять полученные знания по ориентированию в природе.



Тема: Жизнь земной коры 5ч




13.

Плавают ли материки

Знакомство с гипотезами о движения земной коры

Уметь высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.


14.

Как растут горы

Просмотр видеофильма. Обсуждение.



15.

О чем расскажут камни

Экскурсия.

Уметь сравнивать, определять, предполагать.


16.

Как ищут полезные ископаемые.

Практическая работа по сбору коллекции горных пород своей местности..

Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам.


17.

Есть ли бесполезные ископаемые

Сбор информации, работа с географическими источниками информации Обсуждение темы

Уметь работать с атласами, справочниками. статистическим материалом.



Тема: Голубая планета 7ч.




18.

Великие реки Земли

Практическая работа по составлению каталога крупных рек мира и их характеристик.

Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности


19

Удивительные озера мира

Сбор информации и совместная подготовка презентации

Умение применять полученные знания работать в группе, распределять обязанности.


20

Твердый океан

Работа с атласами картами, таблицами, интернет ресурсами.

Уметь делать выводы по данной теме.


21

«Белая смерть» - лавины

Обсуждение полученной информации

Уметь сопоставлять, логически мыслить, делать выводы.


22

Бермудский треугольник

Выступление с сообщениями. Обсуждение

Уметь находить информацию, выделять главное, высказывать свое мнение.


23.

Водяное отопление материков

Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов.

Уметь работать с источниками информации


24.

Опасный океан: смерчи, цунами.

Просмотр видеофильма, обсуждение

Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности



Тема: Воздушное покрывало -5ч.




25.

Одежда Земли

Обсуждение полученной информации



26.

Миф или правда: искусственный дождь.

Работа с источниками географической информации

Уметь находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности


27.

Учимся предсказывать погоду

Практическая работа. Как работает школьная метеостанция.

Уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы


28.

Живые барометры

Выступление с сообщениями. Обсуждение. примеры из жизни. Практическая работа по наблюдению за поведением живых организмов перед изменением погоды.

Уметь применять полученные знания в жизни.


29.

Грозные явления в атмосфере.

Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение.

Умение применять полученные знания на уроках информатики.



Тема: Зеленая планета -5ч.




30.

Уникальные растения и животные

Практическая работа определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде.

Уметь выделять главное, анализировать, делать выводы.


31.

Зеленое богатство океанов

Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами.

Уметь работать в группе, распределять обязанности, ставить цели и выполнять их


32.

Природные лаборатории-заповедники.

Экскурсия

Знать правила поведения во время групповых экскурсий. Уметь собирать


33.

Человек и природа. Экстремальные условия жизни.

Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами.

Применять полученные знания, сопоставлять,

исследовать, предполагать.


34.

Обобщение полученных знаний.

Урок-конференция Выступление с защитой презентаций.





Список литературы.

Для учащихся:

1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 1988г.

7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 1990г


Для учителя:

1.Пичугин Б.В. ФисуненкоО.П. Школьные геологические экскурсии –М. «Просвещение» 1981г.

2.Разумовская О.К. Веселая география –Ярославль «Академия развития»1997г.

3.. Новенко Д.В. Практические работы на местности –М. «Дрофа» 1997г.

4. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

6. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.


4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru

5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru