Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»
Принята на заседании Педагогического совета, протокол № 1 от «27» августа 2017 года | | Утверждена приказом Шумячского ДДТ № 56 от «29» августа 2017 года директор Шумячского ДДТ __________В.Г. Прудникова |
Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа естественно-научного направления
« За страницами учебника биологии »
Срок реализации: 1 год |
Возраст обучающихся: 13-14 лет |
Составитель: Кришталёва Надежда Петровна, педагог дополнительного образования |
пгт. Шумячи
2017
Пояснительная записка
Программа курса «За страницами учебника биологии» предназначена для учащихся 13-14 лет. Она позволяет дать учащимся систему знаний о живой природе, дает представление о гражданской ответственности за сохранение окружающей среды. В связи с сокращением учебным часов по биологии учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях по биологии именно практико-ориентированной направленности, у многих учащихся есть потребность в углублении и расширении знаний о живой природе. Программа кружка ориентирована на учащихся среднего звена, так как именно в этом возрасте закладываются знания о многообразии живых организмов, о их значении в природе и в жизни человека. На занятиях будут рассматриваться и экологические вопросы, которые направлены не только на изучение экологических взаимоотношений в природе, но и на воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.
Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции
Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.
Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.
Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.
Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.
Актуальность программы в том. что она подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.
Концепция программы позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.
Программа кружка направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).
Концептуальные идеи программы:
В природе всё взаимосвязано;
Человек – часть природы;
Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;
Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.
Варианты реализации идей:
через целеполагание и задачи;
через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);
через разнообразные формы занятий;
через методы, средства и приёмы образовательной программы;
через основные принципы курса:
через взаимосвязь с другими науками и предметами;
через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.
Программа предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:
Познавательное отношение к природе;
Бережное отношение к природе;
Ответственное отношение к природе.
Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».
Реализация программы предусматривает работу по направлениям:
Информационно – методическое обеспечение
Цель программы:
Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.
Задачи программы:
-Углубление и расширение знаний о многообразии форм и уровней живых организмов.
- повышение познавательного интереса к предмету, способствовать профориентации учащихся
- развивать практические умения учащихся работать с биологическими объектами, приборами, выполнять лабораторные работы, проводить эксперименты.
- способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе.
- расширять знания учащихся о собственном организме, о методах сохранения здоровья, обеспечивать гигиеническое воспитание школьников, способствовать воспитанию здорового образа жизни.
- способствовать формированию взглядов о единстве живой материи
Отличительной особенностью программы является то, что программа кружка даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.
Программа курса «За страницами учебника биологии» предназначена для учащихся 13-14 лет.
Требование к учащимся:
Узнавать и определять наиболее распространенных представителей живой природы;
Сравнивать представителей живой природы по характерным признакам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Формы и режим занятий: Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Формы работы: беседа, лекция, игра-путешествие, конференция, конкурс, практическая работа.
Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
1.Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину. Осознание этнической принадлежности,
2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
3.Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений,эстетического значения к живым оъектам.
5. Формироание личностных представлений о ценности природы. Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
8. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
Межпредметные:
Регулятивные УУД
Овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности;
Умение работать с разными источниками биологической информации;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные УУД:
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Коммуникативные УУД
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
-Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития.
-Формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
-Формирование основ экологической грамотности.
-Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
-Формирование представлений о значении биологических наук в решении экологических проблем.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
К концу обучения по программе у обучающихся:
складывается определенная система знаний, умений и навыков; знание общей, наиболее употребляемой терминологии и осознанное владение ей;
формируются умения самостоятельно ставить проблемные вопросы, собирать и обрабатывать материал по исследуемой теме;
формируется устойчивая потребность следовать научно-обоснованным правилам поведения в природе.
Формы подведения итогов реализации программы: Итоговый контроль проходит в форме конкурса с заданиями, позволяющими выявить уровень усвоения материала.
Содержание программы
Программа рассчитана на 72 часа ( 2 часа в неделю). Содержание программы кружка разделено на 19 разделов. Раздел 1. Основные принципы биологии – 2 часа. Раздел 2. Самые простые организмы – 2 часа. Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты. – 3 часа. Раздел 4. Самые простые и древние растения – водоросли. – 2 часа. Раздел 5. Растения без цветков. – 3 часа. Раздел 6. Цветковые растения. - 5 часов. Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки.- 1 час. Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела. 2 часа. Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные. – 6 часов. Раздел 10. Мягкотелые. – 2 часа. Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые. 4 часа. Раздел 12. Рыбы – жители воды. - 2 часа. Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные. – 2 часа. Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии. – 2часа. Раздел 15. Покорители воздуха – птицы. – 4 часа. Раздел 16. Цари природы – млекопитающие. – 2 часа. Раздел 17. Мир млекопитающих. – 8 часов. Раздел 18. Человек – венец эволюции. – 6 часов. Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека. 12 часов Учебно-тематическое планирование № п/п | Дата | Тема занятия | Форма работы | Количество часов | Раздел 1. Основные принципы биологии (2 ч) | 1 | | Свойства и уровни организации живых организмов как биологических систем | Беседа, демонстрация | 1 | 2. | | Клетка – основа жизни: пределы сложности жизни. | Беседа, демонстрация | 1 | Раздел 2. Самые простые организмы.(2 ч.) | 3 | | Царство Вирусы | Беседа | 1 | 4 | | Надцарство Прокариоты | Беседа | 1 | Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты. (3ч) | 5 | | Надцарство Прокариоты. Отличие эукариот от прокариот. | Практическая работа «Изучение эукариотической клетки». | 1 | 6 | | Царство грибов. Высшие и низшие грибы. | Практическая работа «Съедобные и ядовитые грибы нашей местности» | 1 | 7 | | Симбиотические организмы - лишайники | Беседа, демонстрация | 1 | Раздел 4.Самые простые и древние растения – водоросли. – 2 часа | 8 | | Признаки царства Растений. | Практическая работа «Изучение строения клеток водорослей» | 1 | 9 | | Низшие растения – водоросли. Отделы водорослей. | Практическая работа «Изучение внешнего строения водорослей» . | 1 | Раздел 5. Растения без цветков.(3ч) | 10 | | Высшие растения. Основные органы высших растений | Лекция | 1 | 11 | | Мхи. | Беседа, демонстрация | 1 | 12 | | Папоротникообразные. | Демонстрация «Изучение размножения и развития папоротника» | 1 | 13 | | Голосеменные | Демонстрация«Изучение размножения и развития сосны» | 1 | Раздел 6. Цветковые растения(5ч) | 14 | | Отдел Покрытосеменные и (цветковые) растения | Беседа, демонстрация | 1 | 15 | | Основные органы Цветковых: корень, стебель, лист. | Беседа, демонстрация | 1 | 16 | | Основные органы Цветковых: цветок, семя, плод. | Практическая работа «Изучение различных типов плодов цветковых» | 1 | 17 | | Семейства класса Двудольные цветковые. | Беседа | 1 | 18 | | Семейства класса Однодольные цветковые | Практическая работа «Определение семейства растения» | 1 | Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки(1ч) | 19 | | Простейшие. | Изготовление моделей Эвглены зелёной | 1 | Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела.(2ч) | 20 | | Низшие многоклеточные животные: происхождение. | Беседа | 1 | 21 | | Губки. Кишечнополостные. | Беседа | 1 | Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные(6ч) | 22 | | Тип плоские черви. | Беседа, демонстрация | 1 | 23 | | Нематоды и Кольчецы. Вторичная полость тела. | Беседа, демонстрация | 1 | 24 | | Тип Членистоногие. Раки. | Практическая работа «Изучение внешнего строения рака» | 1 | 25 | | Пауки | Беседа, демонстрация | 1 | 26 | | Насекомые. Отряды насекомых. | Беседа, демонстрация | 1 | 27 | | Общественные насекомые. Многообразие, образ жизни. | Беседа | 1 | Раздел 10. Мягкотелые.(2ч) | 28 | | Тип Моллюски: брюхоногие. | Беседа, демонстрация | 1 | 29 | | Двустворчатые и Головоногие моллюски. | Беседа, демонстрация | 1 | Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые.(4ч) | 30 | | Тип Иглокожие. Морские звёзды, лилии, ежи. | Беседа, демонстрация | 1 | 31 | | Полухордовые – Кишечнодышащие и Крыложаберные. | Беседа | 1 | 32 | | Тип Хордовые. Подтипы Личиночно-хордовые и Бесчерепные. | Беседа | 1 | 33 | | Подтип Позвоночные (черепные). Класс Круглоротые. | Беседа | 1 | Раздел 12. Рыбы – жители воды.(2ч) | 34 | | Хрящёвые рыбы: акулы, скаты. | Беседа, демонстрация | 1 | 35 | | Костистые рыбы. | Беседа, демонстрация | 1 | Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные.(2ч) | 36 | | Амфибии. | Беседа | 1 | 37 | | Происхождение амниот. | Беседа | 1 | Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии.(2ч) | 38 | | Рептилии – первые настоящие наземные животные. Архозавры. | Презентация | 1 | 39 | | Многообразие рептилий: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. | Презентация | 1 | Раздел 15. Покорители воздуха – птицы.(4ч) | 40 | | Класс Птиц: происхождение, основные признаки. | Беседа, демонстрация, | 1 | 41 | | Нелетающие птицы. | Беседа, демонстрация | 1 | 42 | | Килевые птицы: отряды. | Беседа, демонстрация | 1 | 43 | | Экологические группы птиц | Беседа, демонстрация | 1 | Раздел 16. Цари природы – млекопитающие.(2ч) | 44 | | Класс Млекопитающие: происхождение, основные признаки. | Беседа | 1 | 45 | | Строение млекопитающих | Лекция | 1 | Раздел 17. Мир Млекопитающих.(8 ч). | 46 | | Первозвери | Беседа | 1 | 47 | | Сумчатые | Беседа | 1 | 48 | | Плацентарные. Отряд Насекомоядные. | Беседа, демонстрация | 1 | 49 | | Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные | Беседа, демонстрация | 1 | 50 | | Хищники. Приматы. | Беседа, демонстрация | 1 | 51 | | Хоботные. Непарнокопытные. | Беседа, демонстрация | 1 | 52 | | Парнокопытные. | Беседа | | 53 | | Класс Млекопитающие: происхождение, основные признаки. | Беседа | 1 | Раздел 18.Человек – венец эволюции.(6ч) | Строение млекопитающих | 54 | | Место человека в системе живой природы. | Беседа, демонстрация | 1 | 55 | | Сходство и различия человека и животных | Беседа, демонстрация | 1 | 56 | | Происхождение вида Человек разумный. Предки человека и человекообразных обезьян | Беседа, демонстрация | 1 | 57 | | Древнейшие люди. | Беседа, демонстрация | 1 | 58 | | Неандертальцы. Кроманьонцы. | Беседа, демонстрация | 1 | 59 | | Расы человечества. Единство рас. | Беседа, демонстрация | 1 | Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека.(12ч) | 60 | | Клеточное строение организма человека. Гистология. Ткани человека. | Практическая работа «Изучение микроскопического строения клеток крови, тканей человека» | 1 | 61 | | Основные органы и системы органов. | Практическая работа «Изучение расположения внутренних органов человека на модели » | 1 | 62 | | Опора и движение. Гиподинамия. Роль движения в формировании скелета и мышц. | Беседа, демонстрация | 1 | 63 | | Внутренняя среда организма. | Беседа, демонстрация практическая работа «Изучение клеток крови человека» | 1 | 64 | | Зачем нам нужен кислород? Транспорт газов и других веществ в организме. | Беседа | 1 | 65 | | Пищеварение. Питательные вещества. Витамины. | Беседа, презентация | 1 | 66 | | Выделение. Теплорегуляция. | Беседа, демонстрация | 1 | 67 | | Нейрогуморальная регуляция организма человека | Лекция | 1 | 68 | | Рост и развитие человека. Влияние факторов окружающей среды. | Беседа | 1 | 69 | | Гигиена человека. Здоровый образ жизни. | Беседа | 1 | 70 | | Глобальные экологические проблемы человечества | Круглый стол | 1 | 71-72 | | Итоговое занятие. Конкурс с заданиями. | конкурс | 2 | Литература. 1.Биологический энциклопедический словарь. М.: 2014. 2. Быховский и др. Биология: Животные. М.: Просвещение, 2013 3.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 2015. 4. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение,2010 4. Одум Ю. Экология.Т. 1-2. М.: Мир,2011 6. Шпинар З.В. История жизни на Земле. Прага: Атрия, 2014. Интернет-ресурсы для ученика. 1.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 2.http://www.biodat.ru 3.http://www.floranimal.ru 4.http://www.livt.net 5.http://www.nature.ok.ru 6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore |