СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "За страницами учебника Биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка для учащихся 13-14 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "За страницами учебника Биология"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Шумячский Дом детского творчества»


Принята на заседании Педагогического совета,

протокол № 1

от «27» августа 2017 года


Утверждена приказом Шумячского ДДТ № 56

от «29» августа 2017 года

директор Шумячского ДДТ

__________В.Г. Прудникова





Дополнительная общеразвивающая образовательная

программа естественно-научного направления

« За страницами учебника биологии »









Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 13-14 лет


Составитель: Кришталёва Надежда Петровна, педагог дополнительного образования









пгт. Шумячи

2017







Пояснительная записка

Программа курса «За страницами учебника биологии» предназначена для учащихся 13-14 лет. Она позволяет дать учащимся систему знаний о живой природе, дает представление о гражданской ответственности за сохранение окружающей среды. В связи с сокращением учебным часов по биологии учащиеся испытывают потребность в дополнительных занятиях  по биологии именно практико-ориентированной направленности, у многих учащихся есть потребность в углублении и расширении знаний о живой природе. Программа  кружка ориентирована на учащихся среднего звена, так как именно в этом возрасте закладываются знания о многообразии живых организмов, о их значении в природе и в жизни человека. На занятиях будут рассматриваться и экологические вопросы, которые направлены не только на изучение экологических взаимоотношений в природе, но и на воспитание любви  и бережного отношения к окружающей природе.

Новизна программы заключается в интеграции традиционных занятий с конкурсными и развлекательными и интеллектуальными мероприятиями, проводимыми как самим педагогом, так и педагогом – организатором. Подобная интеграция даёт возможность обучающимся развивать ключевые компетенции

Для реализации помимо учебной, воспитательной и развивающей функций большое значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции.

Самообразовательная функция связана с вооружением обучающихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, умело применять их на практике.

Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает воспитанников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять и развивать свои знания.

Воспитание компетентных, самостоятельно мыслящих детей должно осуществляться совместными усилиями педагогов школы и дополнительного образования.

Актуальность программы в том. что она подводит обучающихся к самостоятельной жизнедеятельности, приводит к интегральному результату процессов познания, развития и воспитания – социальную зрелость.

Концепция программы позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе компетентностного и личностно – ориентированного подхода.

Программа кружка направлена на познание окружающей среды. Это достигается путём наблюдения за природой и активных мероприятий по её защите; вовлечения обучающихся в проектную деятельность по решению проблем окружающей среды, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний через выпуск листовок, буклетов).

Концептуальные идеи программы:

  • В природе всё взаимосвязано;

  • Человек – часть природы;

  • Бережное отношение к окружающей природе, рациональное использование – дело каждого человека;

  • Мировоззренческие и научные пласты знаний взаимосвязаны и представлены через обращение универсальных ценностей, выделения основных понятий различных направлений экологии и др.

Варианты реализации идей:

  • через целеполагание и задачи;

  • через методику построения курса («от простого к сложному» и др.);

  • через разнообразные формы занятий;

  • через методы, средства и приёмы образовательной программы;

  • через основные принципы курса:

  • через взаимосвязь с другими науками и предметами;

  • через обобщённые способы действий и умения ( в конце года дети должны знать и уметь) и др.

  • взаимосвязано;

Программа предусматривает поэтапное формирование экологической культуры и экологического отношения к природе:

  • Познавательное отношение к природе;

  • Бережное отношение к природе;

  • Ответственное отношение к природе.

Программа учит детей реализовывать принцип «мыслить глобально – действовать локально».

Реализация программы предусматривает работу по направлениям:

  • Работа с обучающимися;

  • Работа с родителями и общественностью;

Информационно – методическое обеспечение

Цель программы:

Создание условий для формирования экологически грамотной личности, развитой, творческой, способной к жизненному самоопределению, преобразованию окружающей действительности, эмоциональному сопереживанию с миром.

  Задачи программы:

-Углубление и расширение знаний о многообразии форм и уровней живых организмов.

- повышение познавательного  интереса к предмету, способствовать профориентации учащихся

- развивать практические умения учащихся работать с биологическими объектами, приборами, выполнять лабораторные работы, проводить эксперименты.

- способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе.

- расширять знания учащихся о собственном организме, о методах сохранения здоровья, обеспечивать гигиеническое воспитание школьников, способствовать воспитанию здорового образа жизни.

- способствовать формированию взглядов о единстве живой материи

Отличительной особенностью программы является то, что программа кружка даёт научное обоснование и понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогает выработать способность анализировать факты и материалы, выявлять причинно – следственные связи, сформировать практические умения по анализу различных экологических ситуаций.

Программа курса «За страницами учебника биологии» предназначена для учащихся 13-14 лет.

Требование к учащимся:

  • Узнавать и определять наиболее распространенных представителей живой природы;

  • Сравнивать представителей живой природы по характерным признакам;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.



Формы и режим занятий: Занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Формы работы: беседа, лекция, игра-путешествие, конференция, конкурс, практическая работа.

Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа.

Срок реализации программы: 1 год.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

1.Воспитание российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину. Осознание этнической принадлежности,

2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

3.Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений,эстетического значения к живым оъектам.

5. Формироание личностных представлений о ценности природы. Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

8. Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.

Межпредметные:

Регулятивные УУД

  • Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  • Овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • Умение работать с разными источниками биологической информации;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД:

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  • Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

-Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития.

-Формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.

-Формирование основ экологической грамотности.

-Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.

-Формирование представлений о значении биологических наук в решении экологических проблем.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

К концу обучения по программе у обучающихся:

  • складывается определенная система знаний, умений и навыков; знание общей, наиболее употребляемой терминологии и осознанное владение ей;

  • формируются умения самостоятельно ставить проблемные вопросы, собирать и обрабатывать материал по исследуемой теме;

  • формируется устойчивая потребность следовать научно-обоснованным правилам поведения в природе.

Формы подведения итогов реализации программы: Итоговый контроль проходит в форме конкурса с заданиями, позволяющими выявить уровень усвоения материала.

Содержание программы

 Программа рассчитана на 72 часа ( 2 часа в неделю).

Содержание программы кружка разделено на 19 разделов.

Раздел 1. Основные принципы биологии – 2 часа.

Раздел 2. Самые простые организмы – 2 часа.

Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты. – 3 часа.

Раздел 4. Самые простые и древние растения – водоросли. – 2 часа.

Раздел 5. Растения без цветков. – 3 часа.

Раздел 6. Цветковые растения. - 5 часов.

Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки.- 1 час.

Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела. 2 часа.

Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные.  – 6 часов.

Раздел 10. Мягкотелые. – 2 часа.

Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые. 4 часа.

Раздел 12. Рыбы – жители воды. - 2 часа.

Раздел 13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные. – 2 часа.

Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии. – 2часа.

Раздел 15. Покорители воздуха – птицы. – 4 часа.

Раздел 16. Цари природы – млекопитающие. – 2 часа.

Раздел 17. Мир млекопитающих. – 8 часов.

Раздел 18. Человек – венец эволюции.  – 6 часов.

Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена человека. 12 часов

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

        Тема занятия

  Форма работы

Количество часов

Раздел 1. Основные принципы биологии (2 ч)

1


Свойства и уровни организации  живых организмов как биологических систем

Беседа, демонстрация

1

2.


Клетка – основа жизни: пределы сложности жизни.

Беседа, демонстрация

1

Раздел 2. Самые простые организмы.(2 ч.)

3


Царство Вирусы

Беседа

1

4

Надцарство Прокариоты

Беседа

1

Раздел 3. Истинноядерные организмы – эукариоты. (3ч)

5


Надцарство Прокариоты. Отличие эукариот от прокариот.

Практическая работа «Изучение эукариотической клетки».

1

6


Царство грибов. Высшие и низшие грибы.

Практическая работа «Съедобные и ядовитые грибы нашей местности»

1

7


Симбиотические организмы - лишайники

Беседа, демонстрация

1

Раздел 4.Самые простые и древние растения – водоросли. – 2 часа

 

8

 

Признаки царства Растений.

Практическая работа «Изучение строения клеток водорослей»

1

9


Низшие растения – водоросли. Отделы водорослей.

Практическая работа «Изучение внешнего строения водорослей» .

1

 Раздел 5. Растения без цветков.(3ч)

10


Высшие растения. Основные органы высших растений

Лекция

1

11


Мхи.

Беседа, демонстрация

1

12


Папоротникообразные.

Демонстрация «Изучение размножения и развития папоротника»

1

13


Голосеменные

Демонстрация«Изучение размножения и развития сосны»

1

 Раздел 6. Цветковые растения(5ч)

14


Отдел Покрытосеменные и (цветковые) растения

Беседа, демонстрация

1

15


Основные органы Цветковых: корень, стебель, лист.

Беседа, демонстрация

1

16


Основные органы Цветковых: цветок, семя, плод.

Практическая работа «Изучение различных типов плодов цветковых»

1

17


Семейства класса Двудольные цветковые.

Беседа

1

18


Семейства класса Однодольные цветковые

Практическая работа «Определение семейства растения»

1

 Раздел 7. Животные, состоящие из одной клетки(1ч)

 

19

 

Простейшие.

Изготовление моделей Эвглены зелёной

1

 Раздел 8. Первые многоклеточные животные. Симметрия тела.(2ч)

20


Низшие многоклеточные животные: происхождение.

Беседа

1

 21


Губки. Кишечнополостные.

Беседа

1

 Раздел 9. Самые простые трёхслойные животные(6ч)

 22


 Тип плоские черви.

Беседа, демонстрация

1

 23


Нематоды и Кольчецы. Вторичная полость тела.

Беседа, демонстрация

1

24


Тип Членистоногие. Раки.

Практическая работа «Изучение внешнего строения рака»

1

25


Пауки

Беседа, демонстрация

1

26


Насекомые. Отряды насекомых.

Беседа, демонстрация

1

27


Общественные насекомые. Многообразие, образ жизни.

Беседа

1

Раздел 10.  Мягкотелые.(2ч)

28


Тип Моллюски: брюхоногие.

Беседа, демонстрация

1

29


Двустворчатые и Головоногие моллюски.

Беседа, демонстрация

1

 Раздел 11. Наши отдалённые родственники – первые вторичноротые.(4ч)

 30


Тип Иглокожие. Морские звёзды, лилии, ежи.

Беседа, демонстрация

1

31


Полухордовые – Кишечнодышащие и Крыложаберные.

Беседа

1

32


Тип Хордовые. Подтипы Личиночно-хордовые и Бесчерепные.

Беседа

1

33


Подтип Позвоночные (черепные). Класс Круглоротые.

Беседа

1

Раздел 12. Рыбы – жители воды.(2ч)

 34


Хрящёвые рыбы: акулы, скаты. 

Беседа, демонстрация

1

35


Костистые рыбы.

Беседа, демонстрация

1

 Раздел  13. Вышедшие на сушу. Первые земноводные.(2ч)

36


Амфибии.

Беседа

1

37


Происхождение амниот.

Беседа

1

 Раздел 14. Бывшие владыки Земли – рептилии.(2ч)

 38


Рептилии – первые настоящие наземные животные. Архозавры.

Презентация

1

39


Многообразие рептилий: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Презентация

1

 Раздел 15. Покорители воздуха – птицы.(4ч)

 40


Класс Птиц: происхождение, основные признаки.

Беседа, демонстрация,

1

41


Нелетающие птицы.

Беседа, демонстрация

1

42


Килевые птицы: отряды.

Беседа, демонстрация

1

43


Экологические группы птиц

Беседа, демонстрация

1

 Раздел 16. Цари природы – млекопитающие.(2ч)

 44


Класс Млекопитающие:  происхождение, основные признаки.

Беседа

1

45


Строение млекопитающих

Лекция

1

 Раздел 17. Мир Млекопитающих.(8 ч).

46


Первозвери

Беседа

1

47


Сумчатые

Беседа

1

48


Плацентарные. Отряд Насекомоядные.

Беседа, демонстрация

1

49


Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные

Беседа, демонстрация

1

50


Хищники. Приматы.

Беседа, демонстрация

1

51


Хоботные. Непарнокопытные.

Беседа, демонстрация

1

52


Парнокопытные.

Беседа


53


Класс Млекопитающие:  происхождение, основные признаки.

Беседа

1

 Раздел 18.Человек – венец эволюции.(6ч)

Строение млекопитающих

54


Место человека в системе живой природы.

Беседа, демонстрация

1

55


Сходство и различия человека и животных

Беседа, демонстрация

1

56


Происхождение вида Человек  разумный. Предки человека и человекообразных обезьян

Беседа, демонстрация

1

57


Древнейшие люди.

Беседа, демонстрация

1

58


Неандертальцы. Кроманьонцы.

Беседа, демонстрация

1

59


Расы человечества. Единство рас.

Беседа, демонстрация

1

  Раздел 19. Анатомия, физиология и гигиена  человека.(12ч)

60


Клеточное строение организма человека. Гистология. Ткани человека.

Практическая работа «Изучение микроскопического строения клеток крови, тканей человека»

1

61


Основные органы и системы органов.

Практическая работа «Изучение расположения внутренних органов человека на модели »

1

62


Опора и движение. Гиподинамия. Роль движения в формировании скелета и мышц.

Беседа, демонстрация

1

63


Внутренняя среда организма.

Беседа, демонстрация практическая работа «Изучение клеток крови человека»

1

64


Зачем нам нужен кислород? Транспорт газов и других веществ  в организме.

Беседа

1

65


Пищеварение. Питательные вещества. Витамины.

Беседа, презентация

1

66


Выделение. Теплорегуляция.

Беседа, демонстрация

1

67


Нейрогуморальная регуляция организма человека

Лекция

1

68


Рост и развитие человека. Влияние факторов окружающей среды.

Беседа

1

69


Гигиена человека. Здоровый образ жизни.

Беседа

1

70


Глобальные экологические проблемы человечества

Круглый стол

1

71-72


Итоговое занятие. Конкурс с заданиями.

конкурс

2

                                  

Литература.


1.Биологический энциклопедический словарь. М.: 2014.

2. Быховский и др. Биология: Животные. М.: Просвещение, 2013

3.Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 2015.

4. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение,2010

4. Одум Ю. Экология.Т. 1-2. М.: Мир,2011

6. Шпинар З.В. История жизни  на Земле. Прага: Атрия, 2014.

Интернет-ресурсы для ученика.

1.http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2.http://www.biodat.ru

3.http://www.floranimal.ru

4.http://www.livt.net

5.http://www.nature.ok.ru

6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore