СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Анализ художественного текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Анализ художественного текста"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Анализ художественного текста"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика анализа художественного текста» для 9 класса разработана в соответствии с Рекомендациями по разработке рабочих программ на основе учебной литературы.

Научной основной содержания и структуры курса послужил труд Виноградова В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

Анализ художественного текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Цель элективного курса – развить у учащихся умение анализировать художественный текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.

Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности.

Программа занятий рассчитана на 144 учебных часа  и знакомит со всеми видами анализа художественного текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя все приобретённые учащимися знания и умения.

Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения части С в ГИА как по русскому языку, так и по литературе, поскольку темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература» и помогают определиться в выборе профессии гуманитарной направленности.





Основные цели курса:


- формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления,

осознанного восприятия художественного текста;

- умение видеть структурно-семантические особенности текста.


Задачи курса:


  • Развитие навыка аргументированного анализа художественного текста.

  • Формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.

  • Развитие навыка осознанного правописания.

  • Развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении.



Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по усвоению

содержания курса



В результате учащиеся должны:


иметь представление


  • об анализе художественного текста и его видах;


иметь навыки


  • аналитические;

  • умение формулировать высказывание;

  • умение аргументировать высказывание;

  • умение видеть роль языковых средств выразительности и изобразительности в тексте;


уметь


  • аргументированно, убедительно, этично, грамотно воплотить собственную мысль, с учетом различных целевых установок и интерпретации информации;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные языковые средства в процессе создания авторских текстов;

  • использовать особенности стиля, языка, жанра анализируемого образца художественного текста;



Считаем, что данное содержание программы курса «Анализ художественного текста» позволит учащимся 9 класса овладеть навыками анализа художественного текста.



 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ

«Теория и практика анализа художественного текста» для 9 класса

 

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Виды деятельности


Введение

8




1,2

Что такое анализ художественного текста.

2




3-8

Виды анализа.

6





Ритмико-интонационный анализ текста

49




9-15

Фонетика: связь звука, цвета, смысла.

6



Самостоятельная работа

16-22

Явление звукописи в художественной литературе.

6




23-26

Фонетический анализ художественного текста. Практикум.

3



Практикум

27,28

Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста.

2



Самостоятельная работа

29-33

Ритм художественного текста.

4




34-40

Интонация предложений.

6




41-50

Стихотворная речь.

9




51-56

Ритмико-интонационный анализ художественного текста.

5



Анализ

57-58

Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ художественного текста.

2



Самостоятельная работа


Лексико-семантический анализ текста

37




59,60

Лексика: сила слова.

2




61-64

Изобразительные возможности слов.

4




65-66

Омонимы.

2




67-72

Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов.

6



Практикум

73-74

Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

2




74-82

Средства выразительности языка.

9



Словарная работа

83-90

Стилистические фигуры.

8




91-92

Лексико-семантический анализ художественного текста. Практикум.

2



Практикум

93-94

Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ художественного текста.

2



Самостоятельная работа


Лингвостилистический анализ текста

31




95-100

Стили речи

6




100-106

Изобразительные возможности словообразовательных средств.

6




107-112

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

6




113-114

Практикум: лингвостилистический анализ художественного текста.

2



Практикум

115-116

Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ художественного текста.

2



Самостоятельная работа

117-125

Пространство и время в художественных произведениях.

9





Хронотопический анализ текста

11




126-136

Идейно-образный анализ художественного текста.

11





Всесторонний анализ текста

8




137-144

Всесторонний итоговый анализ текста.

8



Защита проекта

 

Итого:

144




 

 

Содержание обучения


9 класс


(144 часа)

 

Введение (8 часов)

 

Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор). Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, всестороннем.

 

Ритмико-интонационный анализ текста (49 часов)

 

Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета. Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова. Работа с художественными текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта. Фонетический анализ текста учащимися. Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение. Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.

Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений. Ритмико-интонационный анализ текста.

 

Лексико-семантический анализ текста (37 часов)

 

Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися. Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта. Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения. Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе. Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы. Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др. Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.

 

 

Лингвостилистический анализ текста (31 часов)

 

Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста. Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ. Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях. Лингвостилистический анализ текста. Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.

 

Хронотопический анализ текста (11 часов)

 

Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.

 

Идейно-образный анализ текста (8 часов)

 

Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.

 

Всесторонний анализ текста (8 часов)

 

Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бахтин М.М.

Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.

Болотова Н.С.

Филологический анализ теста. -Томск, 2001.-Ч.1.

Гальперин И.Р.

Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981.

Долинин К.А.

Интерпретация текста. -М., 1985.

Иконников С.Н.

Стилистика в курсе русского языка. -М., 1979.

Жирмунский В.М.

Поэтика русской поэзии. -Спб., 2001.

Журавлёв

Звук и смысл.

Лотман Ю.М.

Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд.

Лукин В.А.

Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. -М., 1988.

Николина Н.А.

Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2003.

Новиков Л.А.

Художественный текст и его анализ. -М., 1988.

Величко Л.И.

Работа над текстом на уроках русского языка. -М., 1983.

Реферовская Е.А.

Лингвистические исследования текста. -Л., 1983.

Шаулова Р.Г.

Моделирование художественного мира. Диалог читателя с текстом. Практикум./Под ред. канд. пед. наук, доцента Шалыгиной И.В. -Владимир, 2001.

Шанский Н.Н.

 Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987.