ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика анализа художественного текста» для 9 класса разработана в соответствии с Рекомендациями по разработке рабочих программ на основе учебной литературы.
Научной основной содержания и структуры курса послужил труд Виноградова В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.
Анализ художественного текста очень актуален в нынешних условиях, когда одной из серьёзнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и литературе и, как следствие этого, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Цель элективного курса – развить у учащихся умение анализировать художественный текст. Работая над текстом, дети учатся бережному обращению со словом, постигают его ёмкость, ощущают его красоту и силу, адекватно осмысливают и истолковывают точку зрения автора.
Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Он способствует развитию умения чувствовать слово и владеть им так, чтобы выразить себя, своё состояние, настроение, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы, делающие речь богатой и красивой, а также учит учащихся самостоятельной познавательной деятельности.
Программа занятий рассчитана на 144 учебных часа и знакомит со всеми видами анализа художественного текста: ритмико-интонационным, лингвостилистическим, лексико-семантическим, хронотопическим. Завершает курс всесторонний итоговый анализ текста, включающий в себя все приобретённые учащимися знания и умения.
Программа составлена таким образом, что позволяет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения части С в ГИА как по русскому языку, так и по литературе, поскольку темы экзаменационных сочинений включают в себя анализ произведений. Кроме этого, занятия пробуждают интерес к предметам «Русский язык», «Литература» и помогают определиться в выборе профессии гуманитарной направленности.
Основные цели курса:
- формирование и развитие у учащихся навыков аналитического мышления,
осознанного восприятия художественного текста;
- умение видеть структурно-семантические особенности текста.
Задачи курса:
Развитие навыка аргументированного анализа художественного текста.
Формирование и развитие умения видеть и анализировать языковые особенности художественного текста.
Развитие навыка осознанного правописания.
Развитие навыка передачи личностного смысла художественного текста в выразительном чтении.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по усвоению
содержания курса
В результате учащиеся должны:
иметь представление
иметь навыки
аналитические;
умение формулировать высказывание;
умение аргументировать высказывание;
умение видеть роль языковых средств выразительности и изобразительности в тексте;
уметь
аргументированно, убедительно, этично, грамотно воплотить собственную мысль, с учетом различных целевых установок и интерпретации информации;
осознанно выбирать наиболее эффективные языковые средства в процессе создания авторских текстов;
использовать особенности стиля, языка, жанра анализируемого образца художественного текста;
Считаем, что данное содержание программы курса «Анализ художественного текста» позволит учащимся 9 класса овладеть навыками анализа художественного текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«Теория и практика анализа художественного текста» для 9 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Виды деятельности |
| Введение | 8 | | | |
1,2 | Что такое анализ художественного текста. | 2 | | | |
3-8 | Виды анализа. | 6 | | | |
| Ритмико-интонационный анализ текста | 49 | | | |
9-15 | Фонетика: связь звука, цвета, смысла. | 6 | | | Самостоятельная работа |
16-22 | Явление звукописи в художественной литературе. | 6 | | | |
23-26 | Фонетический анализ художественного текста. Практикум. | 3 | | | Практикум |
27,28 | Самостоятельная работа: фонетический анализ художественного текста. | 2 | | | Самостоятельная работа |
29-33 | Ритм художественного текста. | 4 | | | |
34-40 | Интонация предложений. | 6 | | | |
41-50 | Стихотворная речь. | 9 | | | |
51-56 | Ритмико-интонационный анализ художественного текста. | 5 | | | Анализ |
57-58 | Самостоятельная работа: ритмико-интонационный анализ художественного текста. | 2 | | | Самостоятельная работа |
| Лексико-семантический анализ текста | 37 | | | |
59,60 | Лексика: сила слова. | 2 | | | |
61-64 | Изобразительные возможности слов. | 4 | | | |
65-66 | Омонимы. | 2 | | | |
67-72 | Использование в художественном произведении пословиц, поговорок, афоризмов, фразеологизмов. | 6 | | | Практикум |
73-74 | Лексика с точки зрения её происхождения и сферы употребления. | 2 | | | |
74-82 | Средства выразительности языка. | 9 | | | Словарная работа |
83-90 | Стилистические фигуры. | 8 | | | |
91-92 | Лексико-семантический анализ художественного текста. Практикум. | 2 | | | Практикум |
93-94 | Самостоятельная работа: лексико-семантический анализ художественного текста. | 2 | | | Самостоятельная работа |
| Лингвостилистический анализ текста | 31 | | | |
95-100 | Стили речи | 6 | | | |
100-106 | Изобразительные возможности словообразовательных средств. | 6 | | | |
107-112 | Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. | 6 | | | |
113-114 | Практикум: лингвостилистический анализ художественного текста. | 2 | | | Практикум |
115-116 | Самостоятельная работа: лингвостилистический анализ художественного текста. | 2 | | | Самостоятельная работа |
117-125 | Пространство и время в художественных произведениях. | 9 | | | |
| Хронотопический анализ текста | 11 | | | |
126-136 | Идейно-образный анализ художественного текста. | 11 | | | |
| Всесторонний анализ текста | 8 | | | |
137-144 | Всесторонний итоговый анализ текста. | 8 | | | Защита проекта |
| Итого: | 144 | | | |
Содержание обучения
9 класс
(144 часа)
Введение (8 часов)
Понятие анализа текста. Значение анализа текста для учащихся. Чтение отрывков из художественных произведений, иллюстрирующих передачу настроений, мелодичность речи, ритмику текста (обзор). Общие сведения о видах анализа текста: лингвостилистическом, лексико-семантическом, ритмико-интонационном, хронотопическом, всестороннем.
Ритмико-интонационный анализ текста (49 часов)
Чтение стихотворения В. Шапиро «Цвета звуков». Выполнение творческих заданий, выявляющих связь звука, смысла, цвета. Понятие звукописи. Её роль в передаче смысла текста, настроения от прочитанного. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражательные слова. Работа с художественными текстами: нахождение повторяющихся звуков, определение их художественного эффекта. Фонетический анализ текста учащимися. Ритмико-интонационные единицы. Речевые такты. Тактовые паузы. Тактовое ударение. Интонация повествовательного, побудительного, вопросительного, восклицательного предложения. Интонация простого и сложного предложения; предложений, осложненных однородными членами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Случаи совпадения и расхождения паузы в устной речи со знаками препинания на письме.
Стих, ритм, стопа. Размер стиха: хорей, ямб (двусложные), дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложные). Формирование навыков определения размеров стиха в работе над текстами произведений. Ритмико-интонационный анализ текста.
Лексико-семантический анализ текста (37 часов)
Сила воздействия слова на человека. Бережное отношение к слову. Культура общения. Вдумчивое чтение. Работа с деформированными текстами. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон. Тренировочные упражнения на нахождение слов с переносным значением, синонимов, антонимов, стилистических фигур и определение их роли в тексте. Составление собственных текстов учащимися. Понятие омонимов. Их виды: омографы, омофоны, омоформы. Роль омонимов в тексте. Тренировочные упражнения на нахождение в тексте омонимов, определение их художественного эффекта. Работа с художественными текстами: пословицы, поговорки, фразеологизмы как особенность стиля писателя и как средство характеристики героя произведения. Диалектизмы, неологизмы, архаизмы, аргоизмы, профессионализмы. Их назначение в литературе. Понятие тропов. Эпитеты. Олицетворения. Метафоры. Сравнения. Нахождение тропов в текстах, определение их художественного эффекта. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы. Стык. Инверсия, психологический параллелизм, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, эллипсис, риторическое обращение, риторический вопрос, бессоюзие, многосоюзие… Работа с текстами художественной литературы, выявление стилистических фигур и цели их употребления. Составление текстов по образцу, по заданному началу и др. Лексико-семантический анализ текста. Работа с текстами.
Лингвостилистический анализ текста (31 часов)
Отличительные особенности стилей речи. Задания на определение стилистической принадлежности текста. Выявление стилистической роли суффиксов и приставок. Выписывание из художественных текстов слов со стилистически окрашенными морфемами, их анализ. Наблюдения над использованием в текстах разных частей речи в стилистических целях. Лингвостилистический анализ текста. Лингвостилистический анализ текста. Проверка знаний учащихся.
Хронотопический анализ текста (11 часов)
Работа с текстом. Составление модели произведения, отражающей пространство и время.
Идейно-образный анализ текста (8 часов)
Беседа по тексту: тема, идея, проблемы, мотивы произведения, образы героев.
Всесторонний анализ текста (8 часов)
Всесторонний анализ текста, включающий в себя все изученные виды анализов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М.М. | Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975. |
Болотова Н.С. | Филологический анализ теста. -Томск, 2001.-Ч.1. |
Гальперин И.Р. | Текст как объект лингвистического исследования. -М., 1981. |
Долинин К.А. | Интерпретация текста. -М., 1985. |
Иконников С.Н. | Стилистика в курсе русского языка. -М., 1979. |
Жирмунский В.М. | Поэтика русской поэзии. -Спб., 2001. |
Журавлёв | Звук и смысл. |
Лотман Ю.М. | Анализ поэтического текста. -Л., 1972 и др. изд. |
Лукин В.А. | Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. -М., 1988. |
Николина Н.А. | Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М., «Академия», 2003. |
Новиков Л.А. | Художественный текст и его анализ. -М., 1988. |
Величко Л.И. | Работа над текстом на уроках русского языка. -М., 1983. |
Реферовская Е.А. | Лингвистические исследования текста. -Л., 1983. |
Шаулова Р.Г. | Моделирование художественного мира. Диалог читателя с текстом. Практикум./Под ред. канд. пед. наук, доцента Шалыгиной И.В. -Владимир, 2001. |
Шанский Н.Н. | Художественный текст под лингвистическим микроскопом. -М., 1987. |