СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» начальное общее образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» начальное общее образование для 2 класса. Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности или платных образовательных услуг

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» начальное общее образование»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

города Калининграда










Рабочая программа курса

«Калейдоскоп наук»

начальное общее образование

2 класс

на 2022 /2023 учебный год








Составитель:

Ардан Ирина Николаевна

Учитель начальных классов
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Калейдоскоп наук» разработана на основе:


  • Требования федерального закона от 29.12.12г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  • Санитарно – эпидемиологических правил и нормативов (СанПин 2.4.2.2821-10 №189), зарегистрированных Министерством России 03.03.2011г, регистрационный номер 1993 с изменениями и дополнениями) (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993).

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам.

  • Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, поэтому она имеет общеинтеллектуальную направленность.




Обоснование актуальности курса «Калейдоскоп наук» и возможности его реализации.


В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Интегрированный курс «Калейдоскоп наук» нацелен на развитие данных качеств учащихся и рассчитан на детей 8-10 лет. Все приняты по заявлению родителей, которые считают, что для их ребёнка необходимы занятия по развитию логики, развитию устной и письменной речи. Общая продолжительность обучения составляет 68 часов из расчёта (2 часа в неделю). Срок реализации –1 год.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку (ФГОС НОО).

Цель:

• формировать у учащихся осуществлять деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;

• обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;

• развивать у учащихся творческие способности, пробудить интерес к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: умения четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;

• формирование навыков творческого мышления;

• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности;

• формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.


Характеристика программы.

По виду - модифицированная.

Направленность - общеинтеллектуальная

По признаку- общеразвивающая

По цели обучения – познавательная.

По возрасту – разновозрастная

По масштабу действия – учрежденческая

По срокам реализации – один год.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс "Калейдоскоп наук" курс с добровольным участием. Его организация предполагает дополнительное или углубленное изучение следующих дисциплин: математики, русского языка.

В конспектах занятий представлены различные формы работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и т.д.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: доклад, реферат, исследование, проект.

Доклад - устное или письменное сообщение с целью познакомит слушателей с определенной темой ( проблемой). В докладе могут быть представлены соображения автора, которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств.

Реферат - доклад на определенную тему, основанный на обзоре нескольких источников информации. в реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу.

Исследование (исследовательская работа) - изучение чего-либо с целью решения определенной задачи и получения какого-либо результата.

Проект - это "продукт", созданный как результата проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

Алгоритм разработки проекта таков: проблема - цель - результат. После выявления проблемы и постановки цели предполагается следующее:

1. Установить наличие имеющихся ресурсов (информация, умения) и определить недостающие ресурсы.

2. Поставить задачи для достижения цели проекта.

3. Наметить этапы работы (разделить всю работы на части).

4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.

5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Алгоритм разработки проекта для учащихся адаптирован к их возрастным возможностям и дается на основе игрового приема "Волшебная незабудка", на лепестках которой написаны понятия, необходимые для проекта: Тема - цель - задачи - гипотеза - информация - продукт - презентация.

Основываясь на личном жизненном опыте, ученики погружаются в исследовательскую деятельность.

Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Содержание курса "Калейдоскоп наук" не требует от учащихся дополнительных знаний, тем не менее в ходе разработки проектов по каждому разделу уровень полученных умений будет значительно превышать базовый.


Формы и методы работы.

Реализация программы «Калейдоскоп наук» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, проектные работы, исследования, опыты и т.д.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например, интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на занятии должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.



Блок «Русский язык»

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Цель блока: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи блока:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного блока является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.


Результаты освоения блока «Русский язык»

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.


Блок «Математика»

Отличительной особенностью данного блока программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

            Программа блока предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы блока «Математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Цель блока: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи блока:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания данного блока являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии

  • решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  •  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  •  формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

  •  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Результаты освоения блока «Математика»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.

Занятия разбиты на предметные блоки для более целостного восприятия материала.

Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как "волшебный цветок незабудка" (каждый лепесток которого - это компонент проекта), веселый мини - тест "Каково ваше мнение?" и т.п.

В блоке русского языка предлагается использовать фонетические задачки (на основе русских народных сказок "Колобок", "Гуси - лебеди", "Маша и медведь", "Морозко", "Иван - царевич и Серый Волк");

На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры ("Словарное лото", "Я знаю орфограмму", "Крестики - нолики", "Составляй, не зевай!", "Шиворот - навыворот" и т.д.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте "Живые буквы", где детям необходимо в пластичных этюдах изобразить алфавит.

В блоке математики предусмотрены следующие виды деятельности учащихся: участие в математических играх, решение исследовательских задач, составление своих вычислительных заданий с сюжетами о России, участие в конкурсах "Соревнуюсь с калькулятором", "Лучший вычислитель".




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах. В рамках программы предусмотрена оценка сформированности УУД. В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД

Будут сформированы:

– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

– учебно­познавательный интерес к новому дополнительному материалу и способам решения нестандартных задач;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;

– способность к оценке своей деятельности.

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом дополнительном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, энциклопедий, справочников;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать и выведелять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– владеть рядом общих приёмов решения нестандартных задач.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Метапредметные и личностные

Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.


Тематический план по блокам.

Блок русского языка


Раздел "Наш помощник - язык" (5 ч)

Тема 1. Чудо из чудес (1 ч)

Понятие проект. Этапы проекта в "Волшебной незабудке". Разработка пробного проекта "Любимый проект". Эксперимент и лингвисти-ческое исследование. Язык как средство общения.

Тема 2. Язык и речь - одно и то же? (1ч)

Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

Тема 3. Как возник язык? (1ч)

Цель, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Язык - слово многозначное. Использование языка. Этимологиче-ский анализ как метод исследования. Научное задание "Мои первые слова".

Тема 4. Какие языки есть на свете? (1ч)

Информация и продукт проекта. Географическая карта - источник информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви: славянская, романская, германская.

Тема 5. Защита проекта? (1ч)

Этапы проекта. Результаты исследования "Наши первые слова". Школа в античном мире. Первый русский букварь. Решение кроссворда.


Раздел "Мир слов" (4 ч)

Тема 6. Для чего придуманы словари? (1ч)

Для чего служит библиотека? Чем занимаются библиотекарь и библиограф? Работа с толковым ,историческим, этимологическим, слово-образовательным, орфографическим, фразеологическим словарями. "Мир слов".

Тема 7. Архаизмы, неологизмы, омонимы. (1ч)

Симпозиум "Мир слов". Рождение и старение слов: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы.

Тема 8. Синонимы и антонимы (1ч)

Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. исследование стихотворного текста В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Тема 9. Защита проекта по лексике (1ч)

КВН "Мир слов". Разработка мини- проекта "Визитная карточка". Исследование текста "Рыцарь русского слова" о выдающемся ученом В.И. Дале. Презентация рекламы толкового словаря . Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.


Раздел "Добрые звуки" (7 ч)

Тема 10. Поиграем со звуками (1ч)

Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы рабо-ты над проектом: формулирование цели и задачи. Анаграммы.

Тема 11. Транскрипция (1ч)

Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированных текстов.

Тема12. Слабые и сильные позиции звуков (1ч)

Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра "Я знаю орфограмму". исследование звучащей речи - текста детской пес-ни.

Тема13. Тайна фонемы (1ч)

Звуки - смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы - определение позиции звука. Наблюдение как метод исследования.

Тема 14. Фонемные и нефонемные правила (1ч)

Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.

Тема 15. На сцене гласные! (1ч)

Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт - ода о гласных.

Тема 16. "Опасные" согласные (1ч)

Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт - конспект о звуках. Метаграммы.


Раздел "Фонетические задачки" (7 ч)

Тема 17. Выходим на главное правило. (1ч)

Проверка безударных гласных и "сомнительных" согласных. Пиктограмма по песне о проверке орфограмм.

Тема 18. Фонетическая задачка "Колобок" (1ч)

Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиями "Растения", "Птицы","Грибы". Творческий продукт - эскиз домиков для гласных и согласных звуков.

Тема 19. Фонетическая задачка "Гуси - лебеди" (1ч)

Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. творческий продукт - "Ротонда для гласных" и "Небоскреб для согласных звуков".

Тема 20. Фонетическая задачка "Маша и медведь" (1ч)

Фонетический анализ твердых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ.

Тема 21. Фонетическая задачка "Морозко" (1ч)

Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

Тема 22. Фонетическая задачка "Иван - царевич и Серый Волк" (1ч)

Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.

Тема 23. Защита проектов по фонетике (1ч)

Презентация творческих проектов и защита проектов по фонетике.


Раздел "Живые буквы" (4 ч)

Тема 24. Кто повелевает Буквами? (1ч)

Графика. Этапы работы над проектом: формулирование целей и задач проекта

Тема 25. Как человек научился писать? (1ч)

История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга "Как было написано первое письмо". Творческий продукт - иллюстрирование сказ-ки.

Тема 26. Пиктография (1ч)

Самый древний вид письменности - пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт - письмо другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы.

Тема 27. История письменности (1ч)

Картинное письмо - пиктография. Иероглифы - идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт - конспект "История письменности".


Раздел "Русский алфавит" (7 ч)

Тема 28. Древнерусский алфавит (1ч)

История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Информационный продукт - пла-кат "Древнерусский алфавит".

Тема 29. Самая молодая буква современного русского языка (1ч)

Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Дашкова Е.Р., Даль В.И., Державин Г.Р., Тол-стой Л.Н., Сказка о букве Ё.

Тема 30. Творческая мастерская: древнерусские буквы (1ч)

Творческий продукт "Буква древнерусского алфавита в моем имени". Акростих.

Тема 31. Забавный алфавит (1ч)

Алфавитный порядок букв. Эксперимент "На что похожи буквы?". Творческий продукт - плакат "Город из букв".

Тема 32. Каллиграфия (1ч)

Каллиграфия - это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.

Тема 33. Защита проектов по графике (1ч)

Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

Тема 34. Конкурс "Грамотеи" (1ч)

Путешествия в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра "Самые умные". Фонетическая эстафета.


Блок математики

Тема 1, 2. Как можно вычислять красиво (2ч)

Показ вычислительных фокусов. Разгадывание математических загадок.

Тема 3, 4. Исследуем числа, величины, выражения (2ч)

Конкретный смысл сложения и вычитания, связи их результатов и компонентов.

Тема 5. Изменение суммы (1ч)

Занятие с элементами игры. Применение знаний о сложении и вычитании.

Тема 6. Способы прикидки и проверки результатов. (1ч)

Сравнение выражений с помощью вычислений и без них с обоснованием изученными знаниями.

Тема 7, 8. Блок - схемы (2ч)

Усвоение и применение различных способов прикидки и проверки результатов.

Тема 9. Свойства сложения и вычитания (1ч)

Выполнение исследовательских заданий на основе свойств сложения и вычитания.

Тема 10. Рационализация программы вычислений (1ч)

Рационализация программы вычислений для разгадывания математических фокусов.

Тема 11, 12. Шифрование информации по буквам (2ч)

Алгоритм шифрования информации по буквам на основе вычислений.

Тема 13, 14. Мы - исследователи. Способы проверки вычислений (2ч)

Рационализация программы на их основе и на основе конкретного смысла вычитания. Способы проверки вычислений.

Тема 15, 16. Уравнения. (2ч)

Способы решения уравнений на основе разных видов знаний об арифметических действиях.

Тема 17, 18. Изменение суммы и разности (2ч)

Выполнение исследовательских заданий на основе изменения суммы и разности и других знаний о действиях сложения и вычитания.

Тема 19, 20, 21 Округление (3ч)

Частные приемы округления слагаемого и вычитаемого. Выполнение вычислений, содержащих несколько действий, с использованием приемов округления.

Тема 22. Один и единый (1ч)

Подбор и разгадывание математических загадок.

Тема 23, 24, 25. 1001 задача для умственного счета (3ч)

Решение задач из сборника С.А. Рачинского. Знакомство с сайтом www.1001task.ru

Тема 26. Соревнуемся с калькулятором (1ч)

Конкурс. Рационализация программы вычислений умножение и деление нуля.

Тема 27, 28. Шифровальщики (2ч)

Шифрование информации с помощью вычислений.

Тема 29. Копейка рубль бережет (1ч)

Подбор, шифровка информации о старинных денежных знаках, в том числе о рубле и копейке.

Тема 30. Измерим расстояние километрами (1ч)

Игры с таблицами. Нахождение неизвестных чисел.

Тема 31. Как проверить вычисления (1ч)

Применение связей результатов и компонентов сложения и вычитания для рационализации программы вычислений. Выполнение исследовательских заданий.

Тема 32, 33, 34. Путешествуем по России (3ч)

Создание вычислительных заданий о России.




Календарно тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание занятия

Способы деятельности

Дата

план

Дата факт

Блок русского языка. Раздел "Наш помощник - язык" (5 ч)

Чудо из чудес

1

Понятие проект. Этапы проекта в "Волшебной незабудке". Разработка пробного проекта "Любимый проект". Эксперимент и лингвистическое исследование. Язык как средство общения.

Знакомство с новыми понятиями: понятиями, относящимися к проекту (проект, тема, цель, задачи, гипотеза, информация, исследование, продукт, презентация); способами проектирования - создание мини - проекта, исполнение роли библиографа, лингвиста.



Язык и речь - одно и то же?

1

Тема проекта. Методы исследования. Представление о языке и речи. Эксперимент: необычное чтение. Пословицы о речи.

Формирование умений построения и реализации новых знаний: проект, тема, методы исследования через эксперимент и поисковик. Разработка коллективного проекта "Язык и речь".



Как возник язык?

1

Цель, задачи, гипотеза проекта. Возникновение речи у древних людей. Язык - слово многозначное. Использование языка. Этимологический анализ как метод исследования. Научное задание "Мои первые слова".

Получение и реализация новых знаний: цель, задачи, гипотеза, первобытные люди, мифы, легенды, лингвист через пантомиму и игру. Разработка коллективного проекта "Как возник язык?"



Какие языки есть на свете?

1

Информация и продукт проекта. Географическая карта - источник информации. Самые распространенные языки в мире. Языковые ветви: славянская, романская, германская.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: информация, продукт, легенда, языковые ветви в работе с политической картой мира.



Защита проекта

1

Этапы проекта. Результаты исследования "Наши первые слова". Школа в античном мире. Первый русский букварь. Решение кроссворда

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию этапов проекта: тема, цель, задачи, гипотеза, информация, продукт, презентация - в игре, кроссворде, исследовании; при проверке "научного" задания с использованием терминов: античный мир, лицеи, гимназии; первый русский букварь ,арифметика, чтение, письмо.



Блок математики (5 ч)

Как можно вычислять красиво

1

Показ вычислительных фокусов. Разгадывание математических загадок.

Участие в беседе. Выполнение вычислительной расшифровки информации. Разгадывание математических загадок и вычислительного фокуса.



1



Исследуем числа, величины, выражения

1

Конкретный смысл сложения и вычитания, связи их результатов и компонентов.

Исследование чисел, величин, выражений.

Разгадывание несложных вычислительных фокусов на нахождение времени с точностью до 1 часа. Подбор математических загадок.



1



Изменение суммы

1

Занятие с элементами игры. Применение знаний о сложении и вычитании.

Применение знаний об изменении суммы при сравнении выражений, их упорядочивании, при заполнении таблиц.



Блок русского языка. Раздел "Мир слов" (4 ч)

Для чего придуманы словари?

1

Для чего служит библиотека? Чем занимаются библиотекарь и библиограф? Работа с толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями. "Мир слов".

Развитие способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала при посещении библиотеки, знакомство со справочной литературой: толковым, историческим, этимологическим, словообразовательным, орфографическим, фразеологическим словарями.



Архаизмы, неологизмы, омонимы.

1

Симпозиум "Мир слов". Рождение и старение слов: неологизмы и архаизмы. Многозначность слов: омонимы.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: лексика, неологизмы, архаизмы, омонимы в ходе симпозиума; групповая работа в мозговом штурме.



Синонимы и антонимы

1

Лексическая группа слов: синонимы и антонимы. Книжная и разговорная речь. исследование стихотворного текста В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Формирование у учащихся в ходе групповой работы умений построения и реализации новых знаний: словарь синонимов и антонимов, книжная и разговорная речь; парная работа в интеллектуальном тренинге.



Защита проекта по лексике

1

КВН "Мир слов". Разработка мини- проекта "Визитная карточка". Исследование текста "Рыцарь русского слова" о выдающемся ученом В.И. Дале. Презентация рекламы толкового словаря . Словарь - это вселенная в алфавитном порядке.

Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации: презентация, реклама, визитная карточка, исследование в форме КВН. Защита групповых проектов.



Блок математики (5 ч)

Способы прикидки и проверки результатов.

1

Сравнение выражений с помощью вычислений и без них с обоснованием изученными знаниями.

Сравнение выражений с помощью вычислений и без них с обоснованием изученными знаниями. Усвоение и применение различных способов прикидки и проверки вычислений.



Блок - схемы

1

Усвоение и применение различных способов прикидки и проверки результатов.

Расшифровка информации о Колпино помощью вычислений и с использованием блок - схем



1



Свойства сложения и вычитания

1

Выполнение исследовательских заданий на основе свойств сложения и вычитания.

Применение свойств действий для рационализации программы вычислений. Использование рационализации программы вычислений для разгадывания математических фокусов. поиск и отбор информации.



Рационализация программы вычислений

1

Рационализация программы вычислений для разгадывания математических фокусов.

Выполнение исследовательских заданий на основе свойств сложения и вычитания. Применение свойств действий для рационализации программы вычислений.



Блок русского языка. Раздел "Добрые звуки" (7 ч)

Поиграем со звуками

1

Фонетика. Звуки, которые нас окружают. Низкие и высокие, светлые и темные звуки. Эксперимент как метод исследования. Этапы работы над проектом: формулирование цели и задачи. Анаграммы.

Умение формулировать цели и задачи проекта. Знакомство с окружающими звуками и способами действий: эксперимент. Знакомство с тематикой проектов.



Транскрипция

1

Распределение обязанностей для выполнения проекта. Назначение транскрипции. Исследование транскрибированных текстов

Формирование деятельностных способностей при исследовании транскрибированных текстов. План работы над проектов. Разработка проекта "Есть ли у звуков цвет?"



Слабые и сильные позиции звуков

1

Анализ как метод исследования. Слабая и сильная позиция. Игра "Я знаю орфограмму". исследование звучащей речи - текста детской песни.

Формирование новых знаний - слабая и сильная позиция звуков. Игра "Я знаю орфограмму", анализ и исполнение песни "Вот что значит настоящий друг".



Тайна фонемы

1

Звуки - смыслоразличители. Фонема. Ключ к тайне фонемы - определение позиции звука. Наблюдение.

Формирование новых понятий - звуки - смыслоразличители. Интеллектуальный тренинг "Для всех ли фонем есть буквы?"



Фонемные и нефонемные правила.

1

Фонемные и нефонемные правила. Статистический анализ. Непроверяемые и проверяемые сочетания звуков.

Структурирование и систематизация: фонемные и нефонемные правила, проверяемые и непроверяемые сочетания звуков в ходе исследования художественных текстов.



На сцене гласные!

1

Назначение гласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт - ода о гласных.

Формирование способностей к структурированию и систематизации изученного материала. Гипотеза: зачем разделили звуки на гласные и согласные.



"Опасные" согласные

1

Назначение согласных. Мозговой штурм. Эксперимент как метод исследования. Творческий продукт - конспект о звуках. Метаграммы.

Мозговой штурм: зачем нужно изучать разнообразие согласных звуков? Творческий продукт - конспект.



Блок математики (6 ч)

Шифрование информации по буквам

1

Алгоритм шифрования информации по буквам на основе вычислений.

Расшифровка и шифровка (под руководством учителя) информации о культурных объектах Петербурга.



1



Мы - исследователи. Способы проверки вычислений.

1

Рационализация программы на их основе и на основе конкретного смысла вычитания. Способы проверки вычислений.

Выполнение исследовательских заданий. Применение связей результатов и компонентов сложения и вычитания для рационализации программы вычислений.



1



Уравнения.

1

Способы решения уравнений на основе разных видов знаний об арифметических действиях.

Решение уравнений на основе разных видов знаний об арифметических действиях. Исследование уравнений. Составление уравнений, решаемых разными способами.



1



Блок русского языка. Раздел "Фонетические задачки" (7 ч)

Выходим на главное правило.

1

Проверка безударных гласных и "сомнительных" согласных. Пиктограмма по песне о проверке орфограмм.

Формирование деятельностных способностей к обобщению теоретической информации в творческом виде: пиктограмма песни. Разработка проекта: "Что важнее, гласные или согласные?"



Фонетическая задачка "Колобок"

1

Фонетический анализ гласных звуков. Синонимы. Работа с энциклопедиями "Растения", "Птицы","Грибы". Творческий продукт - эскиз домиков для гласных и согласных звуков.

Формирование способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений в деятельности: фонетическая задачка, звуковая разминка, поиск, групповая работа. Изучаем понятие синонимы.

Разработка группового проекта "Домики для гласных и согласных"



Фонетическая задачка "Гуси - лебеди"

1

Фонетический анализ согласных звуков. Антонимы. Творческий продукт - "Ротонда для гласных" и "Небоскреб для согласных звуков".

Формирование способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений в деятельности: фонетическая задачка, поисковик, творческий продукт - домики для гласных (ротонда) и согласных (небоскреб). Изучаемые понятия: антонимы, лента букв, технология работы - анализ. Разработка проекта "Домики для гласных и согласных"



Фонетическая задачка "Маша и медведь"

1

Фонетический анализ твердых и мягких согласных звуков. Синонимы. Транскрипция слов. Критерии оценки проектных работ

Формирование способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений в деятельности: план выступления на защите проекта (устный и письменный), критерии оценки, фонетическая задачка. Разработка проекта "Домики для гласных и согласных"



Фонетическая задачка "Морозко"

1

Фонетический анализ звонких и глухих согласных звуков. Устаревшие и современные слова. Работа с фразеологизмами и пословицами.

Формирование способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений в деятельности: требования к презентации проекта, фонетическая задачка.



Фонетическая задачка "Иван - царевич и Серый Волк"

1

Фонетический анализ гласных и согласных звуков. Графический диктант. План защиты проекта.

Формирование способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений в деятельности: фонетическая задачка, графический диктант, предзащита проекта.



Защита проектов по фонетике

1

Презентация творческих проектов и защита проектов по фонетике.

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность, этапы работы, полученные результаты, выводы, презентация и защита проекта.



Блок математики (6 ч)

Изменение суммы и разности.

1

Выполнение исследовательских заданий на основе изменения суммы и разности и других знаний о действиях сложения и вычитания.

Выполнение исследовательских заданий на основе изменения суммы и разности и других знаний о действиях сложения и вычитания. Поиск в сети Интернет примеров наскальных рисунков и шифровка информации о них.



1



Округление

1

Частные приемы округления слагаемого и вычитаемого. Выполнение вычислений, содержащих несколько действий, с использованием приемов округления.

Применение приемов округления. Выполнение вычислений значений выражений, содержащих несколько действий, с использованием приемов округления.



1



1



Один и единый

1

Подбор и разгадывание математических загадок.

Подбор и разгадывание загадок со словами один и единый. Сравнение значений этих слов. Создание шифровок разных видов с символами России.



Блок русского языка. Раздел "Живые буквы" (4 ч)

Кто повелевает Буквами?

1

Графика. Этапы работы над проектом: формулирование целей и задач проекта

Формирование умений построения и реализации новых знаний - понятий: графика, тематика проектов по графике ,цели и задачи проектов; способов действия: коллективное обсуждение, интеллектуальный тренинг. Тематика проектов по графике.



Как человек научился писать?

1

История письменности. Беседа по сказке Р. Киплинга "Как было написано первое письмо". Творческий продукт - иллюстрирование сказки.

Первобытные люди, письменность, фразеологизмы, иллюстрация. Поэтапная разработка группового проекта "Возникновение письменности" на основе сказки Р. Киплинга "Как было написано первое письмо."



Пиктография

1

Самый древний вид письменности - пиктография. Пиктографическое письмо. Творческий продукт - письмо другу в рисунках. Детские песни в рисунках. Ребусы.

Первобытные люди, пиктография, пиктограмма, рисуночное письмо, знаки, схемы. Поэтапная разработка группового проекта "Любимые детские песни в пиктограммах", творческий продукт на основе детских песен.



История письменности

1

Картинное письмо - пиктография. Иероглифы - идеография. Звуковое и слоговое письмо. Финикийское письмо. Греческий, латинский алфавит. Славянская азбука. Творческий продукт - конспект "История письменности".

Информационный поиск, графический конспект, картинное письмо, иероглифы, идеография ,звуковое и слоговое письмо финикийцев, греческий и латинский алфавит, славянская азбука.



Блок математики (6 ч)

1001 задача для умственного счета

1

Решение задач из сборника С.А. Рачинского. Знакомство с сайтом www.1001task.ru

Анализ способов рационализации вычислений. Выполнение заданий на выбор. Применение рационализации программы вычислений за счет ситуаций а:а (а ≠0), умножения и деления нуля вместе с ранее изученными случаями рационализации программы, а также использования частных приемов вычислений.



1



1



Соревнуемся с калькулятором

1

Конкурс. Рационализация программы вычислений умножение и деление нуля.

Применение рационализации программы и частных приемов вычислений, позволяющих вычислить быстрее, чем калькулятор.



Шифровальщики

1

Шифрование информации с помощью вычислений.

Поиск символов разных регионов России. Создание шифровок разных видов с символами регионов России.



1



Блок русского языка. Раздел "Русский алфавит" (7 ч)

Древнерусский алфавит

1

История русского алфавита. Латиница и кириллица. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Информационный продукт - плакат "Древнерусский алфавит".

Формирование умений построения и реализации новых знаний - понятий: алфавит и азбука, латиница и кириллица, современный алфавит; способов действия: поэтапная разработка группового проекта "Древнерусский алфавит", анализ научно - популярного текста.



Самая молодая буква современного русского языка

1

Гипотезы и аргументы. Преобразования русского алфавита: Карамзин Н.М., Петр Первый, Даль В.И., Державин Г.Р., Толстой Л.Н. Сказка о букве Ё.

Формирование понятий: гипотеза и аргументы; информация из справочников, энциклопедий, словарей о влиянии на русский алфавит: Петра Первого, Гавриила Державина, Николая Карамзина, Владимира Даля, Льва Толстого; способов действия: работа в группах. Сбор информации к коллективному проекту.



Творческая мастерская: древнерусские буквы

1

Творческий продукт "Буква древнерусского алфавита в моем имени". Акростих.

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: конфигурация букв древнерусского алфавита (сравнение); буква в древнерусском стиле. Поэтапная разработка проекта "Буква древнерусского алфавита в моем имени". Поделка.



Забавный алфавит

1

Алфавитный порядок букв. Эксперимент "На что похожи буквы?". Творческий продукт - плакат "Город из букв".

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: алфавит в рифмованном порядке, схематический рисунок положения органов речи, ассоциация буквы. Поэтапная разработка группового проекта "Город букв". Плакат.



Каллиграфия

1

Каллиграфия - это необыкновенное искусство. Буквица. Красная строка. Лигатуры. Использование искусства каллиграфии в настоящее время.

Формирование понятий: методы исследования, синтез, каллиграфия, каллиграф, буквицы, красная строка, иероглифы, узоры, вязь, шрифт, лигатуры; поэтапная разработка группового проекта "Каллиграфия - это необыкновенное искусство", предзащита проекта.



Защита проектов по графике

1

Презентация творческих продуктов и защита проектов по графике.

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: тема проекта, цель, задачи, гипотеза, методы исследования, актуальность проекта, этапы работы, полученные результаты, выводы; способов действия: защита проектов, презентация.



Конкурс "Грамотеи"

1

Путешествия в царства Фонетики и Графики. Особенности букв и звуков. Игра "Самые умные". Фонетическая эстафета

Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации знаний: символика фонетики и графики, фонетическая эстафета, калейдоскоп графики в ходе конкурсной игры "Путешествие в царства Фонетики и Графики".



Блок математики (6 ч)

Копейка рубль бережет

1

Старинные денежные единицы.

Подбор, шифровка информации о старинных денежных знаках, в том числе о рубле и копейке.



Измерим расстояние километрами

1

Игры с таблицами. Нахождение неизвестных чисел.

Подбор информации о старинных русских единицах измерения длины. Коллективный творческий продукт - плакат.

Игры с таблицами "Морской бой".



Как проверить вычисления.

1

Способы прикидки и проверки вычислений.

Применение связей результатов и компонентов сложения и вычитания для рационализации программы вычислений. Выполнение исследовательских заданий.



Путешествуем по России.

1

Создание вычислительных заданий о России.


Обобщение программы знаний о рационализации программы вычислений, способах усложнения ситуаций для рационализации программы. Создание вычислительных заданий о художественных музеях Санкт - Петербурга. Оформление и презентация пособий с вычислительными заданиями.



1



1



Подведение итогов работы.

1

Обобщение знаний, полученных на занятиях.

Анализ работы за год каждого участника и коллектива в целом.





Материально - техническое обеспечение

1. Бабарыкова Л.Д., Воюшина М.П. Взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельности. Междисциплинарные проекты в начальной школе. СПб.: Астерион, 2013.

2. Воюшина М.П., Суворова Е.П. Где живет сказка? , или Реализация взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности при выполнении междисциплинарных проектов. Саратов, 2015.

3. Ефимова В.Ф. Использование исторических сведений на уроках математики // Начальная школа . 2004 № 6.

4. Ивашова О.А. Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их предупреждения // Начальная школа. 1988, № 4.

5. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Приемы рациональных вычислений в начальном курсе математики // Начальная школа . 2002 № 2.

6. Детская электронная библиотека http://www.deti-book.info

7. Зарубежные детские писатели в России: Библиографический словарь. М., 2011.

8. Новый орфографический словарь - справочник русского языка / Ответственный редактор В.В. Бурцева. М., 2000

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.

10. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2 - 4 классы. М.: ВАКО, 2014.

11. Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 2 класс. М.: ВАКО, 2014.

12. Портал популяризации культурного наследия России http://www.culture.ru

13. Российская государственная детская библиотека hhtp://rgdb.ru

14. Русский орфографический словарь / Ответственный редактор В.В. Лопатин. М., 1999.

15. Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. М.: АСТ: Астрель; Хранитель, 2007.

16. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. М,: АСТ: Астрель, 2008.