Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №56»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы _______________ Озерова Т.Н.
Приказ № 01-14/234 от 31.08.2020
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ Моторнова М.Ю.
Руководитель ШМО
Протокол № 1 от 31.08.2000 г
Рабочая программа
курса по выбору «Избранные вопросы информатики»
в __10-А___ классе
_____Корчевцева Любовь Ивановна___
ФИО учителя
__2020/21_____ учебный год
2020 год
г. Ярославль
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56».
Утверждена 30.08.2019 г. Приказ № 01-14/329
Методического письма о преподавании учебного предмета «Информатика» в 2019-2020 учебном году (региональный уровень)
Приказа директора «О годовом календарном учебном графике» № 01-14/234 от 31.08.2020
Цели изучения учебного предмета «Информатика»:
формирование представлений о социальных, культурных и исторических
факторах становления информатики;
формирование основ логического, алгоритмического и математического
мышления.
Задачи изучения курса по выбору «Избранные вопросы информатики»:
различных задач;
обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;
жизнь человека в обществе;
понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
Количество часов, отводимых на изучение курса по выбору «Избранные вопросы информатики» в 10-11 классе – 136 часа (2 часа в неделю); по приказу директора школы продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели, поэтому рабочая программа составлена на 136 часа.
Используемый учебник Поляков К.Ю., Еремин Е.А., Информатика (базовый и углублённый уровени), Бином, входит в федеральный перечень.
Проекты и исследования в каждом из разделов выносятся на внеурочную деятельность по предмету «Информатика», они выполняются по выбору и желанию учащихся. На общественную презентацию индивидуальных проектов в классе отводится не менее 1-2 уроков в учебный год или часть нескольких уроков.
Для развития коммуникативных УУД обучающихся систематически планируется проведение уроков в парной и групповой форме; выполнение домашних заданий учащимися с использованием ИКТ.
Личностные и метапредметные результаты на учебный год скопированы из рабочей программы учебного предмета «Информатика»
Планируемые личностные результаты освоения курса по выбору«Избранные вопросы информатики»:
-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Панируемые метапредметные результаты освоения курса по выбору«Избранные вопросы информатики»:
Регулятивные универсальные учебные действия
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
2. Познавательные универсальные учебные действия
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Тематическое планирование
Класс | № темы | Тема | Количество часов |
10 | 1 | Введение. Информация и информационные процессы. Данные | 11 |
| 2 | Математические основы информатики | 39 |
| 3 | Аппаратное и программное обеспечение компьютера | 18 |
| | Итого | 68 |
Промежуточная аттестация в форме интегрированного зачета. |
11 | 1 | Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных: Обработка информации в электронных таблицах | 12 |
2 | Алгоритмы и элементы программирования. | 40 |
3 | Математическое моделирование. Базы Данных | 8 |
4 | Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных: Сетевые информационные технологии | 8 |
| | Итого | 68 |
Промежуточная аттестация в форме интегрированного зачета. |
| | | |
| | ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование учебного материала 10 класс
№ п/п | Тема урока | § | Дата проведения | Предметные результаты Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: |
План | Факт |
Тема №1. Введение. Информация и информационные процессы. Данные. |
| Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информатика и информация. Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. | 1 | 05.09 | | - владеть системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; - иметь представления о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице; строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; понимать задачи построения кода, обеспечивающего по возможности меньшую среднюю длину сообщения при известной частоте символов, и кода, допускающего диагностику ошибок; применять коды, исправляющие ошибки, возникшие при передаче информации; определять пропускную способность и помехозащищенность канала связи, искажение информации при передаче по каналам связи; |
| Подходы к измерению информации. Содержательный подход к измерению информации. | 2.1 | 05.09 | |
| Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. | 2.2 | 12.09 | |
| Проверочная работа: Измерение информации. | | 12.09 | |
| Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Информационные связи в системах различной природы. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. | 3 | 19.09 | |
| Обработка информации. Кодирование информации. Дискретные объекты Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных. Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы. | 4.1 | 19.09 | | |
| Равномерные и неравномерные коды. | 4.2 | 26.09. | |
| Декодирование. Префиксные коды. Тексты и кодирование. Условие Фано. Обратное условие Фано. | 4.2 | 26.09 | |
| Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов. | 4 | 03.10 | |
| Проверочная работа «Кодирование информации» | | 03.10 | |
| Передача и хранение информации. | 5 | 10.10 | |
Тема №2. Математические основы информатики. |
| Системы счисления. Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием. | 10 | 10.10 | | строить логические выражения с помощью операций дизъюнкции, конъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции; выполнять эквивалентные преобразования этих выражений, используя законы алгебры логики (в частности, свойства дизъюнкции, конъюнкции, правила де Моргана, связь импликации с дизъюнкцией); строить таблицу истинности заданного логического выражения; строить логическое выражение в дизъюнктивной нормальной форме по заданной таблице истинности; определять истинность высказывания, составленного из элементарных высказываний с помощью логических операций, если известна истинность входящих в него элементарных высказываний; исследовать область истинности высказывания, содержащего переменные; решать логические уравнения; записывать натуральные числа в системе счисления с данным основанием; использовать при решении задач свойства позиционной записи числа, в частности признак делимости числа на основание системы счисления; записывать действительные числа в экспоненциальной форме; применять знания о представлении чисел в памяти компьютера; описывать графы с помощью матриц смежности с указанием длин ребер (весовых матриц); решать алгоритмические задачи, связанные с анализом графов, в частности задачу построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа и определения количества различных путей между вершинами; использовать графы, деревья, списки при описании объектов и процессов окружающего мира; |
| Целые числа. Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. | 10 | 17.10 | |
| Свойства позиционной записи числа: признак делимости числа на основание системы счисления | 10 | 17.10 | |
| Дробные числа. Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. | 11 | 24.10 | |
| Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным основанием. | 11 | 24.10 | |
| Двоичная система счисления. Арифметические действия в позиционных системах счисления. | 12 | 31.10 | |
| Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Другие системы счисления. | 12 | 31.10 | |
| Контрольная работа «Системы счисления» | 8-12 | 21.11 | |
| Контрольная работа «Системы счисления» | | | |
| Представление целых чисел в памяти компьютера. | 13 | 28.11 | |
| Компьютерная арифметика. Операции с целыми числами. | 13 | 28.11 | |
| Представление вещественных чисел в памяти компьютера | 13 | 05.12 | |
| Компьютерная арифметика. Операции с вещественными числами. | 13 | 05.12 | |
| Проверочная работа «Представление чисел в памяти компьютера» | 13 | 12.12 | |
| Измерения и дискретизация. Универсальность дискретного представления информации. Кодирование текстовой информации. | 14 | 12.12 | |
| Кодирование графической информации. Дискретное представление статической и динамической графической информации. | 15 | 19.12 | |
| Решение задач на измерение количества графической информации. | 15 | 19.12 | |
| Кодирование звуковой информации. Частота и разрядность измерений. Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука. | 16 | 26.12 | |
| Решение задач на измерение количества звуковой информации. Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации. | 16 | 26.12 | |
| Проверочная работа «Дискретизация. Дискретные объекты» | | 16.01 | |
| Некоторые сведения из теории множеств. | 15 | 16.01 | |
| Алгебра логики. Логические операции. Операции «импликация», «эквиваленция». Логические выражения. | 18 | 23.01 | |
| Вычисление логических выражений с помощью таблицы истинности. | 19 | 23.01 | |
| Вычисление логических выражений с помощью диаграмм Эйлера-Венна. Решение задач на вычисление логических выражений. | 19 | 30.01 | |
| Проверочная работа: Вычисление логических выражений | | 30.01 | |
| Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. | 20 | 06.02 | |
| Решение задач на упрощение логических выражений. | 20 | 06.02 | |
| Безопасный интернет (Урок Цифры: Приватность в цифровом мире). Логические уравнения. | 20 | 13.02 | |
| Системы логических уравнений. | 20 | 13.02 | |
| Решение логических уравнений и систем. Задачи с отрезками. | 20 | 20.02 | |
| Логические функции. Дизъюнктивная нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. | 20 | 20.02 | |
| Логические элементы компьютера. | 21 | 27.02 | |
| Построение схем из базовых логических элементов. | 21 | 27.02 | |
| Решение задач прикладных задач на построение схем логических устройств. | 21 | 06.03 | |
| Контрольная работа: «Математическая логика». | 2 | 06.03 | |
| Внутришкольный мониторинг.Контрольная работа: «Математическая логика». | 23 | 13.03 | |
| Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии. | | 13.03 | |
| Решение задач «Дискретные игры» | | 20.03 | |
Тема №3. Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных |
| Современные компьютерные системы. Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Параллельные вычисления. | 6 | 20.03 | | понимать основные принципы устройства и функционирования современных стационарных и мобильных компьютеров; выбирать конфигурацию компьютера в соответствии с решаемыми задачами; - иметь представление об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии "операционная система" и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений; понимать назначение, а также основные принципы устройства и работы современных операционных систем; знать виды и назначение системного программного обеспечения; владеть принципами организации иерархических файловых систем и именования файлов; использовать шаблоны для описания группы файлов; проектировать собственное автоматизированное место; следовать основам безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. осознанно подходить к выбору ИКТ-средств и программного обеспечения для решения задач, возникающих в ходе учебы и вне ее, для своих учебных и иных целей; использовать пакеты программ и сервисы обработки и представления данных, в том числе – статистической обработки; |
| Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Облачные вычисления. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Выбор конфигурации компьютера. Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. | 6 | 27.03 | |
| Роботизированные производства. Принципы устройства компьютеров. Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления. | 6 | 27.03 | |
| Магистрально-модульная организация компьютера. Процессор. Память. Внутренняя память. | 7 | 10.04 | |
| Внешняя память. Взаимодействие разных видов памяти. Устройства ввода и вывода. Гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования. Тестовая работа «Аппаратное обеспечение компьютера» | 7 | 10.04 | |
| Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие операционных систем, их функции. Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное администрирование. Авторские права. Типы лицензий на ПО. Ответственность за незаконное использование ПО. Программное обеспечение мобильных устройств. | 8 | 17.04 | |
| Файловая система компьютера. | 9 | 17.04 | |
| Технологии создания текстовых документов. Программы для обработки текстов. Технические средства ввода текстов. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 23 | 24.04 | |
| Практическая работа «Вставка графических объектов, таблиц» | 23 | 24.04 | |
| Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Практическая работа. Компьютерные словари и переводчики. Шаблоны. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Вставка математических формул. Средства создания и редактирования математических текстов. Практическая работа | 23 | 15.05 | |
| Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа, автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой литературы и таблиц. | 23 | 15.05 | |
| Библиографическое описание документов. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной речи. Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы. | 23 | 22.05 | |
| Практическая работа «Многостраничные документы. Форматирование страниц. Колонтитулы. Оглавление. Сноски и ссылки. Правила оформления рефератов». Внутришкольный мониторинг. | 23 | 22.05 | |
| Объекты компьютерной графики | 24 | 29.05 | |
| Обработка мультимедийной информации. | 25 | | |
| Практическая работа «Обработка мультимедийной информации» | 25 | | |
| Программы для создания презентаций | 25 | 29.05 | |
| Практическая работа: «Создание презентации». Создание собственного проекта. | 25 | | |
Календарно-тематическое планирование учебного материала 11 класс
Тема №1 Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа данных |
| Электронные (динамические) таблицы. Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Табличный процессор. Основные сведения. Структура электронной таблицы и типы данных | 1 | | | |
| Практическая работа: «Создание таблицы». | | | | |
| Форматы представления чисел. | | | | |
| Редактирование и форматирование ячеек. | 2 | | | |
| Стандартные функции. Встроенные функции и их использование. Передача данных между листами. | 3 | | | |
| Виды ссылок в формулах. Относительная и абсолютная адресация при вводе формул. | | | | |
| Решение задач на использование математических и логических функций. | | | | |
| Инструменты анализа данных. Визуализация данных. Деловая графика. Компьютерные средства представления и анализа данных. Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов, характерных для выбранной области деятельности. | 4 | | | |
| Практическая работа: Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков | | | | |
| Поиск решения и подбор параметра. Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента. | | | | |
| Коллективная работа с данными. Подключение к внешним данным и их импорт. Решение вычислительных задач из различных предметных областей. Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. | | | | |
| Проверочная работа: Решение задач из различных областей знаний с помощью электронных таблиц | | | | |
Тема № 2 Алгоритмы и элементы программирования |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
№2 | Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Способы записи алгоритмов. | 5.1,5.2 | 21.02 | | - иметь представления об алгоритмах анализа этих объектов, - умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы; строить дерево игры по заданному алгоритму; строить и обосновывать выигрышную стратегию игры; формализовать понятие «алгоритм» с помощью одной из универсальных моделей вычислений (машина Тьюринга, машина Поста и др.); понимать содержание тезиса Черча–Тьюринга; создавать, анализировать и реализовывать в виде программ базовые алгоритмы, связанные с анализом элементарных функций (в том числе приближенных вычислений), записью чисел в позиционной системе счисления, делимостью целых чисел; линейной обработкой последовательностей и массивов чисел (в том числе алгоритмы сортировки), анализом строк, а также рекурсивные алгоритмы; создавать собственные алгоритмы для решения прикладных задач на основе изученных алгоритмов и методов; - владеть понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; - владеть универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; - владеть навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ; использовать основные понятия, конструкции и структуры данных последовательного программирования, а также правила записи этих конструкций и структур в выбранном для изучения языке программирования; использовать в программах данные различных типов; применять стандартные и собственные подпрограммы для обработки символьных строк; выполнять обработку данных, хранящихся в виде массивов различной размерности; выбирать тип цикла в зависимости от решаемой подзадачи; составлять циклы с использованием заранее определенного инварианта цикла; выделять подзадачи, решение которых необходимо для решения поставленной задачи в полном объеме; реализовывать решения подзадач в виде подпрограмм, связывать подпрограммы в единую программу; использовать модульный принцип построения программ; использовать библиотеки стандартных подпрограмм; применять алгоритмы поиска и сортировки при решении типовых задач; выполнять отладку и тестирование программ в выбранной среде программирования; использовать при разработке программ стандартные библиотеки языка программирования и внешние библиотеки программ; инсталлировать и деинсталлировать программные средства, необходимые для решения учебных задач по выбранной специализации; пользоваться навыками формализации задачи; создавать описания программ, инструкции по их использованию и отчеты по выполненным проектным работам; использовать второй язык программирования; сравнивать преимущества и недостатки двух языков программирования; создавать программы для учебных или проектных задач средней сложности; |
| Понятие сложности алгоритма | 5.3 | 22.02 | |
| Алгоритмические структуры | 6.1 | 26.02 | |
| Алгоритмическая конструкция ветвление | 6.2 | | |
| Циклическая алгоритмическая структура | 6.3 | | |
| Языки программирования. Интегрированная среда разработки программы. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ. Паскаль – язык структурного программирования. Типы данных. Трансляторы. Основные конструкции языка программирования. Общий вид программы на Паскале. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Основные этапы разработки программ | | | 7.1 | 26.02 | |
| Условный оператор If. Программирование ветвлений. | 7.2-7.4 | 28.02 | |
| Оператор множественного ветвления Case. | 7.2-7.4 | 29.02 | |
| Решение задач: условные операторы. Проверочная работа: условные операторы. | 7.2-7.4 | 04.03 | |
| Цикл с предусловием. Проверка условия выполнения цикла до | 7.2-7.4 | 04.03 | |
| начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. | 7.2-7.4 | 06.03 | |
| Решение задач: цикл с предусловием. | 7.2-7.4 | 07.03 | |
| Цикл с параметром. | 7.2-7.4 | 11.03 | |
| Решение задач: цикл с параметром. | 7.2-7.4 | 11.03 | |
| Цикл с постусловием. Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов, их максимума и т.п.). | 7.2-7.4 | 13.03 | |
| Контрольная работа: Операторы цикла. | | 14.03 | |
| Анализ контрольной работы. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | | 18.03 | |
| Одномерные массивы. Алгоритмы обработки массивов. Заполнение одномерного массива. Решение задач на сложение, произведение элементов массива. | 8.1 | 18.03 | |
| Решение задач на замену и подсчет элементов массива по заданному условию. | 8.2,8.3 | 20.03 | |
| Решение задач на поиск элементов массива по заданному условию. Примеры: перестановка элементов данного одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива. | 8.3 | 21.03 | |
| Удаление и вставка элементов массива. | 8.4 | | |
| Перестановка всех элементов массива в обратном порядке | 8.5 | | |
| Решение задач на поиск наименьшего (наибольшего) элемента массива. Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример: сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без использования сортировки. | 8.6 | 08.04 | |
| Контрольная работа: Обработка одномерных массивов. | | | |
| Контрольная работа: Обработка одномерных массивов. | | 08.04 | |
| Анализ контрольной работы. Символьный тип данных. Операции на строковом типе данных. | | 10.04 | |
| Функции и процедуры на строковом типе данных. | | 11.04 | |
| Поиск и замена символов в строке. | | 15.04 | |
| Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку. | | 15.04 | |
| Контрольная работа: строковый тип данных. | | 17.04 | |
| Анализ контрольной работы. Общее представление о структурном программировании. | 9,1 | 18.04 | |
| Метод последовательной детализации. Структурное программирование. Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка программ, использующих подпрограммы. Библиотеки подпрограмм и их использование. | | 29.04 | |
| Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные процедуры и функции. Решение задач: Метод последовательной детализации. | 67 | 06.05 | |
| Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи). | 67 | 08.05 | |
| Алгоритм быстрой сортировки. Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии. | 61 | 13.05 | |
Тема №3 Информационное моделирование |
| Компьютерные сети. Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы. Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей. Модель информационной системы «клиент–сервер». | 14 | 07.02 | | - иметь представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети); понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети; применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права); использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных. |
| Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен. | 15 | 08.02 | |
| Службы Интернета. Технология WWW. Браузеры. Деятельность в сети Интернет. Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Сервисы Интернета. Электронная почта. Обмен файлами. Форумы. Общение в реальном времени. Пилинговые сети. Информационные системы. Распределенные модели построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах. | 15 | 12.02 | |
| Электронная коммерция: интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц; электронные платежные системы и т.п. Облачные версии прикладных программных систем. Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений. | 16 | 12.02 | |
| Социальная информатика. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.) и компьютерной эры (языки программирования). | 17 | 14.02 | |
| Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств. | 18 | 15.02 | |
| Шифрование. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. | 18 | 19.02 | |
| Стенография. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. | 18 | 19.02 | |
Тема №4 Информационно-коммуникационные технологии |
| Компьютерные сети. Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы. Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей. Модель информационной системы «клиент–сервер». | 14 | 07.02 | | - иметь представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; организовывать на базовом уровне сетевое взаимодействие (настраивать работу протоколов сети TCP/IP и определять маску сети); понимать структуру доменных имен; принципы IP-адресации узлов сети; применять на практике принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; соблюдать при работе в сети нормы информационной этики и права (в том числе авторские права); использовать представление о проблеме хранения и обработки больших данных. |
| Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен. | 15 | 08.02 | |
| Службы Интернета. Технология WWW. Браузеры. Деятельность в сети Интернет. Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов. Сервисы Интернета. Электронная почта. Обмен файлами. Форумы. Общение в реальном времени. Пилинговые сети. Информационные системы. Распределенные модели построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах. | 15 | 12.02 | |
| Электронная коммерция: интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц; электронные платежные системы и т.п. Облачные версии прикладных программных систем. Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета вещей». Развитие технологий распределенных вычислений. | 16 | 12.02 | |
| Социальная информатика. Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными. Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.) и компьютерной эры (языки программирования). | 17 | 14.02 | |
| Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств. | 18 | 15.02 | |
| Шифрование. Хэширование и пароли. Современные алгоритмы шифрования. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. | 18 | 19.02 | |
| Стенография. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности. | 18 | 19.02 | |
23