Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным
изучением отдельных предметов».
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель МО ___________________ Протокол № _ от «__» _____________ 2017г. | Согласовано Заместитель директора по ВР____________________ «__»__________ 2017 г. | Утверждаю Директор МОУ «Сорская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Новосёлова Н.А. ________________________ Приказ № _______________ от «___»__________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса технологии
в 8 классе А, Б, В, Г.
на 2017-2018 учебный год.
34 часа
1 час в неделю
Базовый уровень
Учитель:
Юрченко Ирина Андреевна
г. Сорск. 2017
Пояснительная записка
Программа по технологии для 8 А Б В Г классов (басовый уровень) со-ставлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. №1089). Примерных программ по технологии (Письмо Департамента государствен-ной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №3-1263), с учетом учебного плана МБОУ «Сорская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2014-2015 учебный год, в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В.Д. Симоненко (М., 2007), учебник «Технология 8 класс» для образовательных учебных заведений (авторы составители – Е.А.Киселева, О.В.Павлова, Г.П.Попова).
На изучение курса отводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Цель программы:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на осно-ве включения учащихся в разнообразные виды технологической деятель-ности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда.
В процессе преподавания предмета « Технология» в 8 классе решаются следующие задачи:
- ознакомление учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
- развитие самостоятельности и способности учащихся решать твор-ческие и изобретательские задачи;
- обеспечение учащимся возможности самопознания;
- воспитание трудолюбия, предприимчивость, коллективизма, чело-вечности, обязанности, честности, ответственности и порядочности, культу-ры поведения и бесконфликтного общения;
- использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно - прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
- развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются мето-дом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творчес-ких способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уро-вень образования без понижения технико – технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой обучения является учебно–практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами является упражнения, учебно-пратические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять по средствам использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по технологии за курс 8 класса
Учащиеся должны знать:
- основы экономических знаний;
- потребности семьи;
- понятие профессиональной деятельности;
- правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места;
- основные свойства химических волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от
видов переплетений;
- виды соединений деталей в узлах механизмов машин, принцип образования двухниточного машинного стежка и зигзагообразной строчки;
- основные новинки швейного производства;
- терминологию машинных работ;
- устранение неполадок в работе швейной машины;
- условные обозначения мерок для построения чертежа и особенности моделирования брюк;
- технологическую последовательность обработки изделия;
- способы отделки и влажной тепловой обработки брюк;
- закономерности построения орнамента;
- историю развития вышивки;
- основные приемы вязания.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать семейный бюджет;
- определять прожиточный минимум семьи;
- иметь представление о технологии производства ткани;
- выбрать модель с учетом особенностей фигуры;
- уметь строить чертеж по описанию;
- правильно подбирать ткань для изделия;
- делать необходимые расчеты;
- разрабатывать орнаменты;
- составлять не сложные рисунки;
- переводить рисунки на ткань;
- раскроить изделие;
- сшить изделие;
- выполнить влажную тепловую обработку;
- создавать эскизы орнамента модели;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
- выполнять простейшие элементы вязания на спицах;
- рассчитывать плотность вязания и количество петель для
проектируемого изделия;
- вязать простые изделия на спицах.
Межпредметные связи
При работе широко используются: химия по разделу «Материаловедение», математика – «Масштабы», геометрия – «Виды геометрических тел», черчение – «Графическое изображение чертежа», рисование – «Эскизы», история – «История одежды и стиля».
Формы организации учебного процесса
При работе используются индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные формы организации учебного процесса.
Формы проведения занятий.
- демонстрация изделия;
- занятия с элементами лекций;
- практические занятия;
- самостоятельная работа с литературой;
- работа над проектом.
Материально техническое обеспечение
- швейные машины – бытовые, производственные, оверлок.
- утюг, гладильная доска;
- стол для раскроя ткани, манекен;
- измерительные приборы: сантиметровая лента, линейка, угольники,
лекало;
- инструменты: ножницы, иголки, спицы, крючки;
- материалы: нитки, ткань, лекальная бумага.
Учебно-методическое обеспечение
для учащихся:
- Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных
учреждений (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова. – М.:Вентана-Граф, 2007.
- Основы швейного производства (учебное пособие для 7-8 классов)/ А.Т. Труханова, В.В. Исаев. – М-просвещение, 2005.
- Вяжем сами: пособие / А.В. Тимаер. – Мой мир, 2005.
- Журналы мод, 2008-2014гг.
Для учителя:
- Технология: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных
учреждений (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова. – М.:Вентана-Граф, 2007.
- Школа и производство: методический журнал. – Издательство «Школа- пресс».
- Основы швейного производства (учебное пособие для 7-8- классов)/А.Т. Труханов, В.В. Исаев-М.просвещение, 2005.
- Вяжем сами: пособие / А.В. Тимаер. – Мой мир, 2005.
- Журналы мод, 2008-2014гг.
-Хакасская вышивка: учебно-методическое пособие к учебному предмету «Технология»/ Мишакова И.Е., Чертыкова М.Н. – Абакан-2004.
-Кириллова Н.М. Повышение педагогической компетентности учителя трудового обучения. Часть 2. Практика и теория уроков технологии. Курган , 2000.
Содержание учебного материала
Разделы программы | Количество учебных часов | в том числе |
теоретических | практических | РК |
Вводный урок | 1 | 1 | | |
Домашняя экономика | 4 | 3 | 1 | |
Элементы материаловедения | 3 | 2 | 1 | |
Элементы машиноведения | 3 | 1 | 2 | |
Конструирование и моделирование поясного изделия | 4 | 2 | 1 | 1 |
Технология изготовления поясного изделия | 8 | 3 | 5 | |
Художественная обработка материалов | 4 | 1 | 2 | 1 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделье. Вязание на спицах | 4 | 1 | 2 | 1 |
Творческие проектные работы | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 34 | 15 | 16 | 3 |
Учебно–тематическое планирование уроков технологи в 8 А Б В Г классах
Наименование раздела про- граммы | № уро- ка | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Виды контроля, измерители | Дата | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вводный урок | 1/2 | Первичный инструктаж на рабочем месте. Вводный урок | 1 | Беседа | Первичный инструктаж на рабочем месте. Введение в курс 8 класса | Знать правила поведения в мас-терской и ТБ на ра-бочем месте. Иметь представ-ление о разделах технологии для изучения в 8 классе. | Опрос | | |
Домашняя экономика | 3/4 | Введение в «Технологию» и «Домашнюю экономику». Я и моя семья. Функции семьи | 1 | Комбини-рованный, практическая работа | Лекции с элементами беседы. Практика описать ресурсы семьи, задачи на развитие творческого мышления | Знать понятие «Домашнюю эко-номику», техно-логия, семья. Уметь: - определять функ-ции семьи в общест-ве и в экономичес-ком пространстве; -успешно решать за-дачи на развитие ло-гического и твор-ческого мышления | Опрос | | |
5/6 | Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета | 1 | комбини-рованный | Лекция. Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета | Знать Понятие бюджет семьи, доходы и расходы семьи, налоги. | Опрос | | |
7/8 | Структура семейного бюджета. Обязательные платежи. Налоги. | 1 | комбини-рованный, практическая работа | Беседа. Решение экономических задач. Практика: пакет задач по расчету платы за коммунальные услуги (отопление, газ, вода, радио, телефон). Разработка снижение затрат на коммунальные услуги | Умение: - определять струк-туру семейного бюджета; -рассчитать плату за коммунальные платежи | Опрос Контроль за действиями | | |
Элементы материаловедения | 9/10 | Химические волокна, свойства и производство. Сложные перепле-тения нитей в тканях. Подбор тканей для хакас-ской националь-ной традиционной и стилизованной одежды. | 1 | комбини-рованный,практическая работа | Синтетические волокна, технология их производства и эксплутацион-ные свойства. Сложные переплетения нитей в тканях. | Иметь представление технологии производства синтетических волокон, сложные переплетений нитей в тканях. Знать свойства химических волокон | Опрос Контроль за действиями | | |
11/12 | Определение синтетических и искусственных волокон в тканях | 1 | комбини-рованный,практическая работа | Сравнительная характеристика синтетических и искусственных волокон. | Уметь различать синтетические и искусственные волокна | Проверка работы Тест | | |
Элементы машиноведения | 13/14 | Обзор новейшего оборудования: швейные машины челночного стежка промышленной и бытовой групп. | 1 | комбини-рованный | Обзор новейшего оборудования: швейные машины челночного стежка промышленной и бытовой групп. | Знать: -основные новинки швейного производства - терминологию машинных работ и определения основных понятий по разделу | Опрос | | |
15/16 17/18 | Стачивающиеся швейные машины промышленной группы, их классификация. Сравнительная характеристика стачивающих швейных машин промышленной и бытовой групп | 1 1 | комбини-рованный практическая работа | Классификация оборудования для ВТО изделий. Требования безопасности труда при выполнении ВТО | Знать: Определение понятий ВТО, промышленная и бытовая швейные машины Уметь - провести срав-нительную харак-теристику стачи-вающих швейных машин промышлен-ной и бытовой групп; - проводить класс-сификацию обо-рудования для ВТО | Контроль за действиями Тест | | |
Конструирование и моделирование поясной одежды | 19/20 | Брюки. История и мода. Мерки для построения чертежа брюк. Национальная одежда хакасов. | 1 | комбини-рованный | Брюки в народ-ном костюме. Основные на-правления сов-ременной моды. Зрительные ил-люзии в одежде. Выбор модели с учетом особен-ностей фигуры. Правила снятия мерок для брюк | Иметь представление об истории и современных направлениях в моде для брюк. Уметь Выбрать модель с учетом особенностей фигуры. Снимать мерки для построения чертежа брюк | Контроль за действиями | | |
21/22 | Построение основы чертежа брюк в масштабе 1:4 | 1 | комбини-рованный | Последовательность построения основы чертежа брюк | Уметь строить чертеж по описанию | Контроль качества | | |
23/24 | Способы моделирование брюк и виды отделок в хакасском национальном костюме | 1 | комбини-рованный | Способы моделирования брюк. Виды художественного оформления изделия | Знать и уметь применять способы моделирования и отделки изделия | Контроль действий | | |
25/26 | Моделирование по фасону и подготовка выкройки к раскрою | 1 | комбини-рованный, практическая работа | Правила подготовки выкройки и ткани к раскрою | Знать и уметь использовать правила подготовки к раскрою | Контроль качества | | |
Технология изготовления поясного изделия | 25/26 | Раскладка выкройки на ткани, обмеловка и раскрой | 1 | комбини-рованный, практическая работа | Особенности раскладки на ворсовых тканях и тканях в полоску и клетку | Иметь представление об особенностях раскладки выкройки на ворсовых тканях, тканях в полоску и клетку. Уметь применять правила раскладки выкройки | Контроль действий | | |
27/28 | Технология обработки вытачек и складок | 1 | комбини-рованный, практическая работа | Технология обработки вытачек и складок | Иметь представления технологии обработки вытачек. Уметь выполнять обработку кокеток и вытачек | Контроль действий | | |
29/30 | Обработка карманов | 1 | комбини-рованный | Виды карманов способы их обработки | Иметь представление о видов карманов и способы их обработки | Контроль действий | | |
31/32 | Скалывание и сметывание деталей кроя | 1 | комбини-рованный, | Способы перевода линий и точек | Уметь переводить линии и точки на ткани, скалывать и сметывать детали | Контроль качества | | |
33/34 | Проведение примерки, выявление и исправление дефектов | 1 | комбини-рованный | Причины дефектов и способы их устранения | Иметь представление о причинах дефектов. Уметь их исправлять | Контроль действий | | |
35/36 | Обработка застежки тесьмой «молния» | 1 | комбини-рованный | Технология обработки застежки тесьмой «молния» | Знать правила обработки застежки тесьмой «молния» Уметь применять эти правила | Контроль качества | | |
37/38 | Обработка шлевок и пояса | 1 | комбини-рованный | Технология обработки шлевок и пояса | Знать и уметь выполнять обработку шлевок и пояса | Контроль качества | | |
39/40 | Обработка низа брюк потайными подшивочными стежками. Окончательная отделка изделия | 1 | комбини-рованный, практическая работа | Техника потайными подшивочными стежками. | Уметь выполнять потайной и подшивочный стежок. | Контроль качества | | |
41/42 | Влажно – тепловая обработка изделия. Контроль качества и оценка изделия | 1 | комбини-рованный, практическая работа | Особенности ВТО. Приемы проведения контроля качества. | Знать - особенности ВТО . - правила прове-дения контроля качества изделия | Контроль за действиями | | |
Художественная обработка материалов | 43/44 | Лоскутная пластика. Русский и хакасский стили. | 1 | комбини-рованный | Основные лоскутные техники. Геометрический, растительный орнаменты. | Знать принцип изготовления «треугольников». Уметь - в схематичной форме описать ход выполнения «треугольников»; - выполнять «треугольники» | Опрос | | |
45/46 | Изготовления прихватки в технике «треугольники» | 1 | практическая работа | Выполнение прихватки в технике «треугольники». Подбор цвета. Выполнение других изделий из текстиля в технике «треугольники». | Уметь - выполнять прихватку в технике «треугольники» по образцу; - выполнять прихватку по собственному эскизу. | Контроль качества | | |
47/48 | Пэчворк. Технология изготовления изделий в технике пэчворка. | 1 | практическая работа | Технология изготовления изделий в технике «пэчворк» | Уметь : - излагать в свободной форме основные сведения о технике «пэчворк»; - выполнять схемы лоскутного изделия по заданию учителя. Владеть приемами работы в технике «пэчворк» | Опрос Контроль качества | | |
49/50 | Техника «подушечки». Разработка проекта пуфа для стула в технике «подушечки» | 1 | практическая работа | Технология изготовления изделия в технике «подушечки». Применение инструкционно- технологической карты | Знать основные этапы выполнения «подушечки». Уметь - читать инструкционно– технологическую карту по выполнению «подушечек»; - выполнять «подушечки» без помощи учителя, используя инструкционно- технологическую карту. | Контроль качества | | |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Рукоделие. Вязание на спицах | 51/52 | Хакасское национальное рукоделье как вид народно-прикладного творчества. Вязание на спицах и мода. Материалы и инструменты. | 1 | комбини-рованный | Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных, льняных и шелковых нитей | Знать: - ассортимент вязаных изделий; - материалы и инструменты и правила их подготовки к работе | Опрос | | |
53/54 | Подбор спиц в зависимости от толщины нити. Набор петель для вязания спицами | 1 | практическая работа | Правила подбора спиц в зависимости от толщины и качества пряжи. Техника набора петель. Начало вязания на 2 и 5 спицах | Знать и уметь использовать правила подбора спиц по толщине. Владеть техникой набора петель и особенностей вязания на 2 и 5 спицах | Контроль за действиями | | |
55/56 | Лицевая и изнаночные петли и их условное обозначение на схемах вязания | 1 | комбини-рованный | Техника выполнения лицевых и изнаночных петель различными способами. Условные обозначения на схемах вязания спицами | Знать и уметь использовать технику выполнения петель различными способами: читать схемы | Контроль качества | | |
57/58 | Убавление, прибавление и закрытие петель | 1 | практическая работа | Техника убавления, прибавления и закрытия петель при вязании на спицах | Знать и уметь использовать способы убавления, прибавления и закрытия петель | Контроль качества | | |
59/60 | Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах | 1 | практическая работа | Закрепление полученными навыками. Вязание нитками разной толщины или цветов. Вязание по схеме | Иметь представление о вязании нитками разных цветов и толщины. Уметь вязать по схеме | Контроль качества | | |
Творческие проектные работы | 61/64 | Технологический этап выполнения творческого проекта (конструирование, моделирование, изготовление изделия) | 1 | комбини-рованный | Конструирова ние базовой модели, моделирование. Изготовление изделия | Уметь - конструировать и моделировать; - выполнять намеченные работы | Контроль выполнения | | |
65/68 | Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта) | 1 | комбини-рованный | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проекта изделия | Критерии оценки работ и выполнение рекламного проекта изделия | Защита проекта | | |