СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный археолог"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Юный археолог" позволяет воспитать социально активных учащихся, формировать умения и навыки самостоятельных действий в сфере пропаганды археологических знаний и охраны археологических памятников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный археолог"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

имени А.А. Герасимова





Рассмотрена Утверждена

на заседании ПК Приказ по школе № 01-02/150-2

протокол № 1 от 01.09.2022 г.

от «26» августа 2022 г.

Директор школы ­­­­­­­­­

С.В. Серебрякова

Согласована

на заседании научно-методического совета

протокол № 1

от «29» августа 2022 г.













Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Юный археолог»

для 7 классов





















Учитель: Смирнова Екатерина Михайловна









2022-2023 учебный год

Пояснительная записка.

Действующие сегодня школьные программы по истории не предусматривают сколько-нибудь серьезного изучения археологии. Между тем последовательное осуществление принципа науч­ности образования, а также логика школьного обучения предполагают более полноценное знакомство детей с проблема­ми и достижениями археологии. Кроме того, представляется неверным игнорировать естествен­ный интерес ребят к тайнам исчезнувших цивилизаций, затонувших кораблей, засыпанных песками гробниц, зарытых в древности кладов, к загадочным знакам на папирусах. Наконец, материал об археологических способствует формированию уважительного отношения к историческому знанию как знанию научному.

Рабочая программа внеурочной деятельности утверждена приказом № 01-03/550 от 31.08.2018 и составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (принят Государственной Думой 21.12.2012; одобрен Советом Федерации 26.12.2012)

  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении введения в действие ФГОС ООО»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года № 19644)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования Основная школа.

  • Приказы МОН РФ № 1067 от 20.01.13 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год», № 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников», № 38 от 26.01.2016 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» 


Планируемые результаты.


Личностные результаты: познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность (в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; уважение к археологическим памятникам; личная и взаимная ответственность.



Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.



Предметные результаты: учащиеся научаться связывать в целостную картину различные факты и понятия археологии; разделение обществ на первобытные и цивилизованные. Рассмотрение истории изучения основных археологических памятников. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях защиты археологических памятников. Отмечать вклад археологических исследований в науку и общечеловеческую культуру. Овладение целостным представлением об археологии и ее месте среди других исторических дисциплин. Умения изучать и систематизировать информацию из источников.


Содержание изучаемого курса рабочей программы внеурочной деятельности.

Тема 1. Археология – наука о прошлом – 4ч.

Теория. Понятие об археологии. Место археологии среди исторических наук, ее связь с другими науками; История развития археологической науки. Прославленные отечественные и зарубежные археологи.

Практика. Презентация учащимися докладов по одному из выбранных Археологов.


Тема 2. Эпоха камня – 7ч.

Теория. Плейстоцен. Палеолит; Начало голоцена. Мезолит; Неолит. Неолитическая революция.

Практика. Выполнение задания на тему «Археологических памятников палеолита на территории России». Создание макета стоянки. Ознакомление с различными формами сосудов из глины.


Тема 3. Эпоха палеометалла – 7ч

Теория. Энеолит (медно-каменный век). Освоение человеком металла. Культуры бронзового века в южной части европейской  России и Евразийских Степях. Культуры эпохи бронзы лесной части Европейской России и лесных территориях Сибири.

Практика. Изготовление нескольких видов литейных форм. Изучение изготовления сложного лука со стрелами и деревянным колчаном.


Тема 4. Ранний железный век – путь человечества к совершенству – 7ч.

Теория. Железный век степной Евразии. Железный век лесной полосы Сибири. Великое переселение народов. Савроматы, сарматы, гунны.

Практика. Изготовление макета жилища. Презентация докладов на тему «Железный век лесной полосы». Изучение изготовления модели биметаллического кинжала.


Тема 5. Археология родного края – 5ч.

Теория. Встреча с интересным человеком.

Практика. Поход в музей.


Тема 6. Археология славян и Древней Руси – 12ч.

Теория. Протославянские культуры, происхождение славянских народов. Восточные славяне в VI – VIII веках. Археологические и архитектурные памятники древнерусских городов. Особенности археологии Новгорода.

Практика. Моделирование кузнечных изделий протославянских археологических культур. Создание макета укрепленного славянского поселка. Создание макета древнерусского жилища. Изучение способов изготовления деревянной посуды.


Тема 7. Близкие и дальние соседи восточных славян. Финно – угры и самодийцы в эпоху средневековья – 8 часов.

Теория. Поволжские финны: меря, мурома, мещера, мордва, марийцы. Археологические культуры прикамских финнов. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири.

Практика. Создание иллюстрированной карты расселения поволжских племен. Создание макета кузницы. Изучение изготовления орудий из железа кузнечным способом. Изучение изготовления традиционного охотничьего лука и стрел коренных народов Западной Сибири.


Тема 8. Знаменитые археологические памятники – 12ч.

Теория. Археологические памятники Междуречья. Археологические памятники Древнего Египта. Археология Древней Греции.

Практика. Проверочная работа по теме.


Тема 9 Устройство быта полевой экспедиции – 6ч.

Выезд на базу Рыбинской археологической экспедиции.Ознакомление с бытом археологов и устройством лагеря.


Цель программы:

  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

  2. Приобретение компетентности в области археологической науки;

  3. Подготовка учащихся к работе в сфере гуманитарной науки;

  4. Воспитание социальной активности учащихся, предполагающее формирование умений и навыков самостоятельных действий в сфере пропаганды археологических знаний и охраны археологических памятников.

Задачи:

  1. Дать разносторонние знания по истории, культуре, природе, археологических памятниках родного края;

  2. Обучить методике полевых работ;

  3. Дать представление о методах археологического исследования;

  4. Развивать коммуникативные навыки;

  5. Приобщить к практической деятельности по возрождению и сохранению историко-культурного наследия края.


Возраст детей участвующих в реализации данной программы: 14 лет


Срок реализации программы: Программа реализуется за 1 год через внеурочную деятельность. Проводится в 8 классе в объеме 68 часов в год(2 часа в неделю).


Формы занятия, предусмотренные программой:

Предусматривается информационная часть в виде лекций и докладов, практическая часть в виде работы с документами и вещественными источниками и обобщение, представленное в виде самостоятельной творческой работы, которые в последствии могут быть представлена на районной научно-практической конференции. Учащиеся получат базовые знание об археологии как исторической дисциплиныеНа практике учащиеся познакомятся с археологическими памятниками Ярославской области, возможен выезд к памятникам Рыбинского района. На занятии предусматривается коммуникативная деятельность, презентация результатов. По окончанию работы кружка планируется посещение местного музея и выезд к археологическим памятникам.


Режим занятий – вторая половина дня.






































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ I год обучения – 64 часов.

№п/п

Наименование раздела, темы.

Формы проведения занятий.

Оборудованиедля лекций.

Форма практического занятия.



Лекции.

практ.

занятия.



I. Археология – наука о прошлом (4 часа)

1.

Понятие об археологии. Место археологии среди исторических наук, ее связь с другими науками.

1


Слайды, фотографии, археологические издания.


2.

История развития археологической науки. Прославленные отечественные и зарубежные археологи.

1

2

Портреты археологов, энциклопедии, научные публикации.

Презентация учащимися докладов по одному из выбранных Археологов.

II. Эпоха камня(7 часов)

1.

Плейстоцен. Палеолит.

1

1

Изображение орудий труда, типичных для эпохи животных, репродукции внешнего вида первобытных людей.

Выполнение задания на тему «Археологических памятников палеолита на территории России».

2.

Начало голоцена. Мезолит.

1

2

Изображение орудий труда, типичных для данной эпохи животных, реконструкция стоянки.

Создание макета стоянки.

3.

Неолит. Неолитическая революция.

1

1

Изображения важнейших предметов материальной культуры (керамика, шлифованные изделия, ткани и др.)

Ознакомление с различными формами сосудов из глины.

III.Эпоха палеометалла(7часов)

1.

Энеолит (медно-каменный век). Освоение человеком металла.

1

1

Кусочки угля, шлака, руды (медный колчедан).

Изготовление односторонней литейной формы.

2.

Культуры бронзового века в южной части европейской  России и Евразийских Степях.

1

1

Карта археологических памятников, рисунки сосудов, орудий труда, фотографии раскопов.

Изготовление литейной формы.

3.

Культуры эпохи бронзы лесной части Европейской России и лесных территориях Сибири.

1

2

Карта археологических памятников, рисунки сосудов, орудий труда, фотографии раскопов.

Изучение изготовления сложного лука со стрелами и деревянным колчаном.

IV. Ранний железный век – путь человечества к совершенству (7 часов)

1.

Железный век степной Евразии.

1

2

Карта археологических памятников, изображения жилищ, орудий, оружия, утвари. Кусочки железной руды, шлака.

Изготовление макета жилища.

2.

Железный век лесной полосы Сибири.

1

1

Карта археологических памятников, изображения жилищ, орудий, оружия, утвари. Кусочки железной руды, шлака, железная крица.

Презентация докладов на тему «Железный век лесной полосы»,

3.

Великое переселение народов. Савроматы, сарматы, гунны.

1

1

Модели оружия, графические реконструкции внешнего вида, одежды, предметов обихода.

Изучение изготовления модели биметаллического кинжала.

V. Археология родного края (5 часов)

Встреча с интереснымчеловеком.


2



Поход в музей.


3


Получение знаний о местном археологическом памятнике Усть-Шексна



VI. Археология славян и Древней Руси (12 часов)


1.

Протославянские культуры, происхождение славянских народов.

1

2

Карта расселения протославянских культур, изображения жилищ, орудий труда, предметов ремесла и искусства.

Моделирование кузнечных изделий протославянских археологических культур.


2.

Восточные славяне в VI – VIII веках.

1

2

Карта расселения славян, фрагменты текстов из древних письменных источников, скульптурные реконструкции внешнего вида славян.

Создание макета укрепленного славянского поселка.


3.

Археологические и архитектурные памятники древнерусских городов.

1

2

Планы раскопов в Новгороде, Рязани, Киеве, Москве, Рыбинске. Изображения археологических артефактов. Реконструкции городских укреплений.

Создание макета древнерусского жилища.


4.

Особенности археологии Новгорода.

1

2

Планы раскопов, фотографии из экспедиций, прорисовки предметов материальной культуры, реконструкции строений и сооружений.

Изучение способов изготовления деревянной посуды.


VII. Близкие и дальние соседи восточных славян. Финно – угры и самодийцы в эпоху средневековья. (8 часов)


1.

Поволжские финны: меря, мурома, мещера, мордва, марийцы.

1

2


Карта расселения, прорисовки найденных при раскопках артефактов, графические реконструкции.

Создание иллюстрированной карты расселения.


2.

Археологические культуры прикамских финнов.

1

2

Карта расселения, прорисовки найденных при раскопках артефактов, графические реконструкции.

Создание макета кузницы. Изучение изготовления орудий из железа кузнечным способом.


3.

Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири.

1

1

Карта расселения, прорисовки найденных при раскопках артефактов, графические реконструкции.

Изучение изготовления традиционного охотничьего лука и стрел коренных народов Западной Сибири.


VIII. Знаменитые археологические памятники (12 часов)


1.

Археологические памятники Междуречья.

2

2

Фильм.

Проверочная работа по теме.


2.

Археологические памятники Древнего Египта.

2

2

Фильм.

Проверочная работа по теме.


3.

Археология Древней Греции.

2


2

Фильм.

Проверочная работа по теме.




IX. Устройство быта полевой экспедиции. (6 часа)



1.

Выезд на базу Рыбинской археологической экспедиции.


6


Ознакомление с бытом археологов и устройством лагеря.


Всего: 68 часов

21ч.      

47 ч.