СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Книжная мозаика" (1-4 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные цели программы:  создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;  формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Книжная мозаика" (1-4 классы)»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

ГО Краснотурьинск




УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №2»

___________/ Е.Н. Реймер

« »___________ 2017 год
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КНИЖНАЯ МОЗАИКА»

1 – 4 классы







Автор-составитель:

Галкина Наталья Валерьевна,

педагог-библиотекарь

МАОУ «СОШ № «2»


















ГО Краснотурьинск

2017 год



Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Книжная мозаика»

(для 1 – 4 классов)


Направление: общеинтеллектуальное


Пояснительная записка


В наши дни наблюдается падение интереса к чтению. Сегодня дети предоставлены сами себе, телевизору и компьютеру. Ребёнок, выросший в таком окружении, не стремится получать информацию посредством чтения. А ведь способность и умение читать позволяет человеку уверенно чувствовать себя не только в книжном мире. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников, помочь ориентироваться в мире детских книг – задача внеурочной деятельности школьной библиотеки.

Внеурочная деятельность школьной библиотеки имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать традиционные и инновационные формы и методы библиотечной работы.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа курса внеурочной деятельности «Книжная мозаика» составлена с учётом интересов обучающихся к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и обеспечивает чтение различных по содержанию и тематике произведений.


Цели и задачи программы


Программа курса поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.


Главные цели программы:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.


Преемственность занятий позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Содержание занятий создаёт условия для дополнения и углубления знаний, полученных по основным предметам и применения их в самостоятельной читательской деятельности.


При проведении внеурочных занятий соблюдаются определённые требования:

- принцип системного подхода;

- принцип преемственности;

- последовательное усложнение при подаче материала;

- ориентирование на конкретную возрастную группу обучающихся и на реальные потребности ОУ.


Формы организации внеурочных занятий


Виды занятий: лекционные, практические, творческие, самостоятельные, игровые, проекты.


Формы проведения занятий: беседы, викторины и кроссворды, интеллектуальные турниры, игровые занятия и конкурсы, литературные путешествия и экскурсии, чтение литературных произведений, занятия-практикумы, творческие работы, тестирование, анкетирование.


Методы контроля и изучения читательской активности обучающихся, умения использовать информационные ресурсы, отношение к книге и библиотеке:

  • Система вопросов и заданий;

  • Викторины, литературные игры;

  • Беседы и обсуждения;

  • Отзывы;

  • Проекты;

  • Тестирование и анкетирование;

  • Творческие работы


Занятия проходят во внеурочное время один раз в 2 недели. Время занятий 30 – 40 минут.


Ценностные ориентиры содержания

внеурочных занятий по программе «Книжная мозаика»


Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение, речь.

Содержание занятий внеурочной деятельности поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.

Программа «Книжная мозаика» способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что даёт большой воспитательный эффект. Использование игровых технологий помогает заинтересовать ребёнка, привлечь его внимание, проявить свои эмоции.








Планируемые результаты освоения обучающимися

программы курса внеурочной деятельности «Книжная мозаика»


Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов:

- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

- первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов:

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательного учреждения, то есть в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов:

- получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Обучающийся становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательного учреждения, в открытой общественной среде.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

курса внеурочной деятельности «Книжная мозаика»


В результате освоения программы курса внеурочной деятельности формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, библиотечных мероприятиях;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, картотеками, в открытом библиотечном фонде);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении книги и её структуре;

- участвовать в конкурсах чтецов, фестивалях, акциях;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.


Личностные результаты:

- представление о художественных ценностях отечественной культуры;

- опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;

- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

- развитие чувства сотрудничества и взаимопомощи;

- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве общеобразовательного учреждения и семьи.


Универсальные учебные действия:

- знать структурные отделы библиотеки (абонемент, читальный зал);

- уметь ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской, тематической, жанровой принадлежности в открытом библиотечном фонде);

- уметь заполнять каталожную карточку;

- уметь систематизировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру;

- уметь составлять список прочитанных книг;

- уметь работать самостоятельно с книгой и её справочным аппаратом;

- аргументировать мнение о выбранной книге.


Материально-техническое оснащение и оборудование


- книги и периодические издания;

- электронные образовательные ресурсы;

- канцелярские принадлежности (бумага, клей, карандаши и ручки, краски и фломастеры);

- компьютер, проектор, экран


Список литературы:


Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности: от теории к модели информационного образования [Текст] / Н. И. Гендина // Школьная библиотека. - 2015. - № 1. - С. 4-10.


Информационные компетенции младших школьников: библиотечно-библиографические уроки / авт.-сост. М.А. Багаева. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 263 с. – (В помощь библиотекарю).


Збаровская, Н. Формирование информационной культуры школьника: электронные технологии [Текст] / Н Збаровская // Библиотека в школе. - 2016. - № 23. - С. 21-24.


Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ / авт.-сост. С.К. Тивикова. – М.: Русское слово, 2013. – 128 с. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).


Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях [Текст] / Н.И. Гендина; Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. - М. : Школьная библиотека, 2014. - 296 с. - (Прил. к журналу "Школьная библиотека". Профессиональная б-чка школьного библиотекаря).




















































Тематическое планирование программы курса

внеурочной деятельности «Книжная мозаика»

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Уроки

Практическая часть


1 класс









1

Экскурсия в школьную библиотеку

1

1


2

Жили – были книжки

1

1


3

Как Катя в таинственном лесу клад искала

1

1


4

Посвящение в читатели

1

1


5

Радостное чтение и некоторые его правила

2

1

1

6

Из почтовой сумки почтальона Печкина

1

1


7

Урок доброй книги

1

1


8

Мудрые сказки

1

1


9

Мы уже читатели!

1

1








2 класс









1

Путешествие по библиотеке

1

1


2

О книге и библиотеке

1

1


3

Выбор книг в библиотеке

1

1


4

Книга – твой друг, береги её!

2

1

1

5

С чего начинается книга

1

1


6

Как устроена книга

1

1

1

7

Наш друг – «Мурзилка»

1

1


8

Твои первые энциклопедии

1

1


9

Моя улица: путешествие по родному городу

1

1


10

Перелистывая страницы книг

1

1


11

Чтение и творчество

2

1

1

12

Мы на Книжном острове

1

1








3 класс









1

Книжные сокровища

1

1


2

Путешествие в историю книги

1

1


3

Структура книги

2

1

1

4

Выбери книгу сам. Виды литературы

1

1


5

Я рисую любимую книгу

1

1


6

Научно – популярная литература для детей младшего школьного возраста

2

1

1

7

Справочная литература

2

1

1

8

Снова в стране Периодики

2

1

1

9

Как читать книги

1

1


10

Азбука книжной иллюстрации

1

1


11

Праздник читательских удовольствий

1

1








4 класс









1

Чудо, имя которому – книга!

1

1


2

История русской письменности и книгопечатания

1

1


3

Увлекательная история книги

1

1


4

Багаж, который никто не отнимет

1

1


5

В мире серьёзных наук

2

1

1

6

Через книгу – в мир искусства

1

1


7

Детская приключенческая литература

1

1


8

Мои секреты чтения. Моя домашняя библиотека

2

1

1

9

Поиск информации. Информационные процессы

1

1

1

10

Моё книжное открытие года

1

1


11

Первый библиотечный выпускной

1

1



















































Содержание программы курса внеурочной деятельности «Книжная мозаика»


  1. Класс



  1. Экскурсия в школьную библиотеку.

  • Знакомство с библиотекой, абонементом, читальной зоной

  • Понятия «библиотека», «читатель», «пользователь», «библиотекарь»

  • Просмотр красочных изданий книг и периодических изданий

  • Как самому выбрать книгу (тематические ящики, книжные выставки, открытый доступ)

  • Как записаться в библиотеку



  1. «Жили – были книжки…»

  • Чтение сказки

  • Рисуем буквицу

  • Викторина «Угадай – ка»



  1. Как Катя в таинственном лесу клад искала

  • Знакомство с библиотекой

  • Правила поведения в библиотеке

  • Проверить первичные знания читателей

  • Запись в библиотеку



  1. Посвящение в читатели

  • Игровая программа

  • Запись читателей в библиотеку

  • Выбор книг



  1. Радостное чтение и некоторые его правила.

  • Значение бережного отношения к книге, учебнику

  • Правила обращения с книгой

  • Простейшие операции по ремонту книг

  • Изготовление книжной закладки (практическая работа)



  1. Из почтовой сумки почтальона Печкина

  • Первые журналы

  • Элементарные понятия об изданиях этого вида

  • Обзор – игра



  1. Урок доброй книги

  • Катаев В.П. Цветик – семицветик: чтение

  • Викторина

  • обсуждение



  1. Мудрые сказки: сказочная викторина



  1. Мы уже читатели!: итоговое игровое занятие по основам библиотечно – информационной культуры

  • Игра – тест на звание читателя

  • Выявление и обобщение первых информационных знаний и навыков



  1. Класс



  1. Путешествие по библиотеке

  • Средства и способы ориентации в книжном пространстве

  • Открытый доступ и формы его организации: книжные выставки, книжные рекламки, устные рекомендации, их место и роль в читательском самоопределении, выборе книг

  • Информационный потенциал книг



  1. О книге и библиотеке

  • Систематизировать знания учащихся о книге и библиотеке

  • История возникновения книги



  1. Выбор книг в библиотеке

  • Принципы и порядок расстановки литературы в фонде

  • Жанровое и тематическое богатство библиотечных фондов



  1. Книга – твой друг, береги её

  • Игровая программа

  • Презентация

  • Мелкий ремонт книг, учебников



  1. С чего начинается книга?

  • Как рождается книга

  • Кто её создаёт



  1. Как устроена книга

  • Первичные понятия об элементах книги (обложка, титульный лист, иллюстрация)

  • Их информационный потенциал

  • Значение элементов книги в выборе и чтении



  1. Наш друг – «Мурзилка»

  • Знакомство с журналом

  • Формирование навыков работы с периодическими изданиями



  1. Твои первые энциклопедии

  • Особенности, назначение, виды энциклопедий для маленького читателя

  • Приёмы поиска информации в справочном издании

  • Обзор

  • Практические задания







  1. Моя улица: путешествие по родному городу

  • Беседа – обзор книг о Краснотурьинске

  • История улицы Металлургов, на которой расположена школа №2

  • Рисуем свою улицу, дом, любимый уголок своего города



  1. Перелистывая страницы книг

  • Обзор детской литературы для младшего школьного возраста



  1. Чтение и творчество

  • Художник – иллюстратор как читатель и соавтор книги

  • Разные прочтения одних и тех же книг (различие иллюстраций)

  • Рассказ о книжной иллюстрации

  • Создаём макет титульного листа любимой книги



  1. Мы на Книжном острове: итоговое занятие

  • Виды изданий

  • Навыки пользования ими

  • Ориентация в книжном пространстве

  • Библиографическая игра



  1. Класс



  1. Книжные сокровища

  • Роль книги в истории человеческой цивилизации

  • Роль книги в жизни человека

  • Отличие книги от других источников информации

  • Презентация



  1. Путешествие в историю книги

  • История создания книги

  • Приобщение детей к бережному отношению к книге

  • Презентация



  1. Структура книги

  • Углублённое знакомство с элементами книги (аннотация, предисловие, послесловие, содержание, справочный аппарат книги)

  • Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними

  • Практическая работа



  1. Выбери книгу сам. Виды литературы

  • Понятие «носители информации»

  • Книга как основной носитель информации

  • Типы и виды книжных изданий по назначению

  • Читательские интересы и их особенности

  • Способности к читательской коммуникации, читательскому общению



  1. Я рисую любимую книгу: Конкурс рисунков



  1. Научно – популярная литература для детей младшего школьного возраста

  • Знакомство с кругом научно – познавательной литературы

  • Тематика научно – популярной литературы

  • Авторы, серии книг

  • Особенности чтения художественной и научно – популярной литературы

  • Практическая работа



  1. Справочная литература

  • Знакомство со справочными изданиями

  • Их структура

  • Использование справочной литературы в учебной деятельности, самообразовании

  • Практическая работа



  1. Снова в стране Периодики

  • Знакомство с детскими газетами и журналами

  • Способ чтения периодических изданий

  • Газеты и журналы дома и в библиотеке

  • Детское творчество (создаём свой журнал)

  • Придумать заголовок к статье, исходя из её содержания, оформление статьи



  1. Как читать книги

  • Внешние условия чтения

  • Внимание к тексту, художественные детали

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой

  • Роль иллюстраций

  • Виды записей при работе с книгой. Дневник чтения

  • Обучение написанию отзыва на книгу



  1. Азбука книжной иллюстрации

  • Элементы оформления книги

  • Типы иллюстраций

  • Иллюстрирование художественных произведений ( В. Конашевич, Б. Дехтерёв, Е. Рачёв)

  • Сравнение иллюстраций разных художников к одному произведению

  • Роль иллюстрации в восприятии текста


  1. Праздник читательских удовольствий

  • Повторить, обобщить, закрепить основные читательские знания, умения и навыки читателей младшего школьного возраста:

  • Виды информационных источников

  • основные элементы книги

  • Способы ориентации в библиотечном пространстве

  • Средства и приёмы выбора

  • Оформление вместе с детьми книжной выставки «Книжные каникулы» (книги, которые дети хотели бы прочитать на каникулах)





  1. класс



  1. Чудо, имя которому – книга!

  • Роль книги, её историческая и культурная ценность

  • Древние книги (глиняные таблички, свитки из папируса, пергамент)

  • Библиотеки древнего мира

  • История книгопечатания

  • Презентация



  1. История русской письменности и книгопечатания

  • Процесс создания русской рукописной книги

  • Элементы оформления русской рукописной книги (буквица, вязь, киноварь, фолиант, летопись)

  • Первые печатные книги на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров

  • Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела

  • Презентация

  • Практическая работа (рисуем буквицу)



  1. Увлекательная история книги: итоговый урок

  • Тестирование

  • Литературная викторина



  1. Багаж, который никто не отнимет

  • Секреты внимания и памяти

  • Знакомство с понятиями «цель чтения», «способ чтения»

  • Развитие интереса к чтению, выработка навыков и умений самостоятельной работы с носителями информации



  1. В мире серьёзных наук (научно-познавательная литература)

  • Свойства, признаки, функциональные возможности

  • Роль в учебной деятельности, развитии познавательных интересов

  • Требования к чтению

  • Основные разделы фонда библиотеки



  1. Через книгу – в мир искусства

  • Искусствоведческая книга как особая разновидность книжного издания

  • Виды изданий

  • Особенности чтения



  1. Детская приключенческая литература

  • Обзор

  • Викторина

  • Презентация









  1. Мои секреты чтения. Моя домашняя библиотека

  • Чтение в жизни и биографии человека

  • Книга как отражение духовного роста и развития личности

  • Советы из читательского багажа

  • Расстановка книг в домашней библиотеке

  • Практическая работа (написать правила обращения с книгой, оформление книжной закладки)



  1. Поиск информации. Информационные процессы

  • Виды источников информации

  • Методы работы с разными источниками информации

  • Интернет



  1. Моё книжное открытие года (месяца)

  • Оценить и расширить читательские интересы детей, выделить наиболее интересные книги

  • Учиться рассказывать о них сверстникам

  • Узнать новых авторов и новые книги

  • Презентация



  1. Первый библиотечный выпускной

  • Итоговая игровая программа

  • Презентация