СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «МОЙ КРАЙ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «МОЙ КРАЙ»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Денисковичская основная образовательная школа

Принята на заседании Утверждаю:

педагогического совета Директор МБОУ Денисковичская ООШ

от «____» _________ 20___г. ________________ Е.В. Гапоняко

Протокол №_____________ «_____»_______________20____г.




Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

духовно-нравственной направленности

«МОЙ КРАЙ»



Возраст обучающихся: 12-15 лет.

Срок реализации: 2 года.




Автор-составитель:

учитель I категории

МБОУ Денисковичской ООШ

Порохняч Ирина Николаевна



- 2018 -



Пояснительная записка

Программа кружка «МОЙ КРАЙ» ориентирована на активизацию внеурочной деятельности школьников 5-9 классов (11-15 лет) в рамках углублённого изучения истории родного края на основе исследовательской деятельности. Направленность кружка – туристско-краеведческая.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.



Направленность;

Направленность программы носит духовно-нравственный характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история, география, биология, МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Данная программа представляет собой систему работы по внеурочной деятельности добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 5-9 классов. Проводятся один раз в неделю, в четверг в 15.30 – 16.10. Она рассчитана на 2 года по 1 часу в неделю, из которых на теоретические занятия в первый год обучения отводится 8 часов, на практическую деятельность – 26 часов, всего 34 часа, во второй год на теоретические знания отводится 5часов, на практическую деятельность 29 часов. Отводятся часы для самостоятельной работы учащихся по выполнению практического задания (если был задан проект). Возможно увеличение количества часов совместной с преподавателем работы по необходимости и корректировка в планировании по мере выявления новых направлений в работе в соответствии с найденными материалами в ходе проводимых исследований. Дополнительно, параллельно с поисковой – исследовательской работой проводится экскурсионная (просветительская) работа учащихся из числа членов объединения по уже найденным и оформленным материалам для учащихся школы и жителей социума в соответствии с Программой развития музея.

Предметом изучения являются культура, быт и духовные традиции, история села, история школы, семьи, годы Великой Отечественной войны, судьбы людей, тесно связанные с историей села.

Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.

Цель: через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно — просветительскую деятельность школьного музея.


Задачи

1. Обучить экспедиционным методикам исследования традиционной культуры своего края, села.

2. Развить навыки экскурсионной деятельности.

3. Обучить описанию этнографической коллекции музейных экспонатов.

4. Собрать информацию о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, истории школы.


Возраст занимающихся – 11-15 лет.


Методы обучения

  1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

  2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея, музеев школ злынковского района, Брянской области

  3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

  4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

  5. Средства обучения: научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.


Формы занятий: беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.

Режим занятий: Программа изучается модульно - 1 час в неделю с октября по май. Всего 33 часа.

Срок реализации – 2 года.



Ожидаемые результаты:

Участие в школьных и районных олимпиадах, краеведческих , этно-экологических проектах и конкурсах, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.

В процессе обучения по программе учащиеся объединения получат возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.

Реализация познавательного и воспитательного потенциала для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.


Формы подведения итогов: исследовательские работы, выставки, экспозиции, публичные выступления.

























Учебно-тематический план к программе

«Мой край»

п/п

Название раздела

Количество часов




Теория

13

Практика

53

Всего

66

Дата


1 год обучения

1.

Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея.

1


1


2.

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности.

1

2

3


3.

Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами.

1

4

5


4.

Учёт и описание музейных предметов

1

5

6



5.

Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов.

1

5

6


6.

Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности

1

3

4


7.

Из истории нашего села. Родной край в истории государства Российского.

2

6

8


Итого:

8

25

33


2 год обучения

8.

Моя семья в истории малой родины

1


3

4


9.

Военная слава земляков.

1


6

7



10.

Подготовка и проведение лекций, классных часов

1


6


7



11.


Исследовательская деятельность юного краеведа

1

10

11




12.

Виртуальный музей

1


3

4


Итого:

5

28

33



Содержание программы

1 год обучения.

Введение (1 час)

Цели, задачи музейного дела.

Организация работы школьного музея. Планирование деятельности (3 часа)

Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (6 часов)

Структура и состав собрания школьного музея. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Учёт и описание музейных предметов (6 часов)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.

Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (7 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.

Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий

Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности (4 часа)

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Родной край в истории Государства Российского. (6 часов)

Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.

Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство.

Материальные и духовные объекты культурного наследия.

Создание летописи школы. (4 часа)

История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.

2 год обучения.

Моя семья в истории малой родины (4 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Представление и обсуждение собранных материалов.

Военная слава земляков. (7 часов)

Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Тыл в годы войны. ВОВ на территории Брянской области в 1941 году.

Подготовка и проведение лекций, классных часов (7 часов)

Основная тематика – памятные даты и события Великой Отечественной войны.

Исследовательская деятельность юного краеведа (12 часов)

Сбор информации о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, работа над рефератами, участие в конкурсах гуманитарно-экологических проектов, интеллектуальных играх и конкурсах, работа с архивными документами в исследовательских целях.

Виртуальный музей (4 часа)

Создание электронного банка информации школьного музея. Создание сайта «Школьный музей МБОУ Денисковичской ООШ».











Методическое обеспечение

Основой (методической и источниковой базой) реализации программы является школьный музей.

По своему профилю музей Денисковичской ООШ является историко-краеведческим музеем. Музей осуществляет свою работу в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 № -3266-1(с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.11.2010№293-ФЗ и вступающими в силу с 01.01.2011г)

  • Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» №15ФЗ от 10.01.2003г

  • Положение о музеях образовательных учреждений Брянской области

  • Устав ОУ.

  • Положение о школьном музее.

  • Приказ об открытии школьного музея.

  • Программа развития школьного музея. (Утверждена Педагогическим Советом)


В настоящее время музей располагает площадью 54 кв.м. В музее 5 тематических разделов:

№1 «Старина»

№2 «ВОВ»

№3 «Революция»

№4 «Нумизматика»

№5 «Мельников Н.А. – земляк, поэт, сценарист»











Литература


  1. Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 4.

  2. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся /Преподавание истории в школе, 2005.

  3. Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся / Преподавание истории в школе, 2002, № 7.

  4. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – М,: 1982.

  5. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. – М.: 1962.

  6. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы: Федеральная целевая программа

  7. Теория и практика архивного дела в СССР: учебник. /Под ред. Ф.И. Долгих и К.И. Рудельсон. – М:1980.

  8. Терминологические проблемы музееведения. / Сб. научн. Тр. ЦМР СССР: музейные термины. – М.: 1986.

  9. Туманов В.Е. К вопросу об истории становления и современном состоянии школьного краеведения и школьных музеев: 1918-1987 гг. /Сб науч. Тр. ЦМР СССР «Музейное дело в СССР» Вып. 19: Музейное строительство в СССР. М.: 1989.

  10. Теория и практика архивного дела в СССР: учебник. /Под ред. Ф.И. Долгих и К.И. Рудельсон. – М:1980.

  11. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002. 154 с.



Медиаресурсы:


www.obd-memorial.ru/ Сайт Министерства обороны «Мемориал»;

podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;

http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия;

http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории

http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей







ИНСТРУКТАЖ

по ТБ и правилам поведения учащихся в музее


п/п

Ф.И. учащихся

Класс

Дата

Подпись уч-ся

Подпись уч-ля

1

Евстратов Игорь

9

2.10.18.



2

Поздняков Руслан

9

2.10.18.



3

Рябич Станислав

8

2.10.18.



4

Загородная Анна

8

2.10.18.



5

Шестакова Екатерина

8

2.10.18.



6

Постричев Егор

7

2.10.18.



7

Несмеянова Валентина

7

2.10.18.



8

Сычев Андрей

7

2.10.18.



9

Сычева Ксенья

7

2.10.18.














СПИСОК УЧАЩИХСЯ

состоящих в кружке

«МОЙ КРАЙ» (школьная музейная комната)


п/п

Ф.И. учащихся

Класс

1

Евстратов Игорь

9

2

Поздняков Руслан

9

3

Рябич Станислав

8

4

Загородная Анна

8

5

Шестакова Екатерина

8

6

Постричев Егор

7

7

Несмеянова Валентина

7

8

Сычев Андрей

7

9

Сычева Ксенья

7











ИНСТРУКТАЖ

по ТБ и правилам поведения учащихся в музее


п/п

Ф.И. учащихся

Класс

Дата

Подпись уч-ся

Подпись уч-ля

1

Евстратов Игорь

9

2.10.18.



2

Поздняков Руслан

9

2.10.18.



3

Рябич Станислав

8

2.10.18.



4

Загородная Анна

8

2.10.18.



5

Шестакова Екатерина

8

2.10.18.



6

Постричев Егор

7

2.10.18.



7

Несмеянова Валентина

7

2.10.18.



8

Сычев Андрей

7

2.10.18.



9

Сычева Ксенья

7

2.10.18.














ИНСТРУКТАЖ

по ТБ и правилам поведения учащихся в музее


п/п

Ф.И. учащихся

Класс

Дата

Подпись уч-ся

Подпись уч-ля

1

Семендяев Игорь

9

3.10.19.



2

Рябич Станислав

9

3.10.19.



3

Загородная Анна

9

3.10.19.



4

Шестакова Екатерина

9

3.10.19.



5

Постричев Егор

8

3.10.19.



6

Несмеянова Валентина

8

3.10.19.



7

Сычев Андрей

8

3.10.19.



8

Сычева Ксенья

8

3.10.19.



9

Позднякова Альбина

6

3.10.19.



10

Шашвиашвили Карина

6

3.10.19.



11

Короткая София

5

3.10.19.












СПИСОК УЧАЩИХСЯ

состоящих во внеурочной деятельности

«МОЙ КРАЙ»

2019-2020 учебный год.


п/п

Ф.И. учащихся

Класс

1

Семендяев Игорь

9

2

Рябич Станислав

9

3

Загородная Анна

9

4

Шестакова Екатерина

9

5

Постричев Егор

8

6

Несмеянова Валентина

8

7

Сычев Андрей

8

8

Сычева Ксенья

8

9

Позднякова Альбина

6

10

Шашвиашвили Карина

6

11

Короткая София

5








Выставочный зал (коллекция одежды и рукоделия)

Собрано более тысячи…. экспонатов, часть которых подлежит систематизированному учету и обработке. Школьный музей способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов по истории родного края, семьи, школы, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

На данном этапе в музее дети видят реконструированный уголок крестьянской избы, в ней собраны предметы быта 19, начала 20 веков. Здесь стол под иконой, на столе самотканая скатерть, на иконе — старинные расшитые полотенца. Кровать с лоскутным одеялом, подзорами, подушками с вышитыми наволочками. Подвешенная к потолку зыбка. Сундуки, с различными предметами крестьянского хоромного наряда и быта. На полу — старые самотканые половики в полоску. На самодельной табуретке — куделя с шерстью, а рядом прялка, как будто пряха отлучилась на минутку. У печки — полка с посудой, лавка, на ней чугун и другие кухонные принадлежности старой русской избы.

При изучении раздела о Великой Отечественной войне используется богатейший материал музея по этой теме. Воспоминания участников Великой отечественной войны, ветеранов строителей оборонительного рубежа в нашей местности, подлинные документы Великой Отечественной войны: письма с фронта, грамоты и награды, похоронки; предметы военного времени. Перед ребятами не просто музейные экспонаты — за ними стоят солдаты, которые много лет назад держали эти вещи в руках, пользовались ими. Многие предметы предстоит описать самим детям. И никакие беседы не могут дать больше в смысле патриотического воспитания, национального самосознания, гордости за то, что совершили наши деды.

Есть в музее раздел, посвященный труженикам села, начиная с послевоенного времени и до наших дней.

В ходе реализации программы продолжается сбор материалов и экспонатов для пополнения экспозиций музея по нескольким направлениям:

-поиск сведений о потомках благочинного Хвощевской христорождественской церкви Летицкого Иоанна Кирилловича;

-поисково-исследовательская работа об участниках Великой Отчественной войны и строителях противотанкового рва;

-сбор и оформление материала об Оранском монастыре и лагере немецких военнопленных;

-создание Книги Почёта «Кто создавал наше будущее» , основой которой должен стать материал об учителях-ветеранах педагогического труда и раздел экспозиции «Летопись окрестных школ». (В период реструктуризации закрыты школы в с.Оранки, Ключищи, Лукино, Шапкино). Необходимо сохранить память об истории этих образовательных учреждений.

Реализацию программы и поисково- краеведческую деятельность обеспечивают также :

-Методические рекомендации по организации работы школьного музея;

-Пособие Мильцевой Н.Н.«Описание этнографической коллекции» (для школьных музеев) Н.Новгород 2003г.





















УЧЕТА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД







УЧЕТА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД