СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Программа «Православная культура» обеспечивает формирование целостной личности обучаемого и направлена на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой.
Актуальность программы «Православная культура» заключается в том, что в числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы православной культуры» для 5-6 классов
Учитель: Фокина Надежда Ивановна,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности «Православная культура» разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко. Программа «Православная культура» обеспечивает формирование целостной личности обучаемого и направлена на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собой. В 4 классе по программе комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» изучалась модуль «Основы православной культуры» в соответствии с требованиями ФГОС НОО, в 5-6 классе изучаются «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Социокультурные истоки» согласно ФГОС ООО.
Согласно действующему плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ №7 рабочая программа «Основы православной культуры» рассчитана для 5-6 классов.
Концепция программы. Основным этапом концептуального обоснования является определение понятий «культура», «духовность», «православная культура». Программа «Православная культура» направлена на воспитание и развитие человеческих качеств личности, отражающих нравственный портрет обучающегося:
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Актуальность программы «Православная культура» заключается в том, что в числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школы. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром.
Новизна программы «Православная культура» в том, что она формирует целостную картину мира, дает ребенку систематические знания о духовно – нравственных законах, формирует его духовно – нравственное сознание и самосознание, его духовно – нравственные качества, развивает его как активного созидателя. В программу включены следующие принципы:
использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации дошкольников в рамках духовно- нравственного развития;
возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям, наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
Значимость программы.
Программа «Православная культура» построена с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, духовно – нравственных потребностей общества и призвана способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории христианства. Рекомендует привлекать православных верующих, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях изучения истории христианства, проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; посещение храмов, дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (акция добра и милосердия); а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.
Цель программы: формирование на основе предмета духовно–нравственного содержания базовой культуры личности школьника. Духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия. Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности. Воспитание любви к Отечеству. Ведущим компонентом в программе выделены духовный и нравственный.
Задачи программы:
__ изучение православных традиций;
— изучение истории христианства;
— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
— изучение православной этики;
— ознакомление с православным календарём
— ознакомление с особенностями церковного искусства;
— изучение устроения православного храма;
— ознакомление с особенностями православного богослужения
— формирование целостного восприятия мира;
— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
— формирование культуры общения;
— предупреждение возможных тупиков личностного развития;
— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений
на основе традиций культуры Отечества;
— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной
и религиозной почве;
— воспитание патриотизма;
— формирование представления о культурном и историческом единстве России
и российского народа, и важности сохранения культурно-национального единства;
— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным
ценностям отечественной культуры;
— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его
лексикой духовного и историко-культурологического значения;
— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;
— возрождение православных основ семьи;
— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной
культуры и истории;
— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России,
в сохранении природы и созидании культуры Отечества
Программа рассчитана на обучающихся 5 и 6 классов.
Срок реализации данной программы 2 года.
В целях повышения эффективности обучения на протяжении всего срока реализации программы используется:
- Работа по проектно-исследовательской деятельности;
- Работа с одаренными детьми;
- Опытно-экспериментальная деятельность.
В целях сохранения и формирования здоровья обучающихся на занятиях используются компоненты здоровьесберегающих технологий:
Физминутки.
1.Гимнастика для коррекции зрения.
2.Дыхательная гимнастика.
3.Музыкотерапия.
4.Релаксационные паузы.
5.Игры на внимание.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирования нравственного представления в содержание программы включены компоненты здоровьеформирующего воспитания.
Прогнозируемые результаты основаны на приобретении личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов в области православия с помощью теоретической и практической подготовки обучающихся. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о православной культуре. Формируются навыки самостоятельной деятельности.
Система мониторинга прогнозируемых результатов заключаются в успешном усвоении разделов программы, стабильности состава обучающихся, посещаемости ими занятий, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков при освоении тематики изучаемых разделов, участии в конкурсах и олимпиадах.
В результате освоения обязательного минимума содержания образования по программе «Православная культура» учащиеся научатся:
- соблюдать технику безопасности во время занятий;
- применять знания понятий: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида). Узнают об их значении в жизни человека;
- применять важные категории и понятия этики: Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность.
Получат возможность научиться:
- быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- выделять особенности русской православной культуры;
- знать: основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- Знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций, в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция, детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения в Когалыме.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
В тексте программы используются следующие условные обозначения:
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
II. Общая характеристика программы
В программе обучения закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамента культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой. В программе выделены два направления, на основе которых организуется к педагогически интерпретируется рекомендуемое содержание к разрабатывается методика обучения и воспитания:
1. Связь православной культуры с жизнью.
2. Опора на образно-эмоциональный строй отобранного материала.
В соответствии с ними поставлены задачи:
- Установление личных связей ребенка с православной культурой.
- Развитие образно-ассоциативного восприятия явлений окружающего мира,
- Увлечение детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры.
Такой подход дает большие возможности для духовно- нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Принципами отбора материала, помимо указанных общих для всех групп, приняты:
— принцип нравственной значимости и художественности материала;
— принцип привлекательности и доступности для детей;
— принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра:
Нельзя торопить ученика с осознанием понятий православной культуры. Восприятие детей должно быть постепенно подготовлено к общению с ее глубоким содержанием. Наиболее удобная форма введения школьника в православную культуру — через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического (художественного) восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности Божьего мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает у ребенка основу понимания взаимосвязи красоты и добра в мире, сотворенном по Божиему замыслу.
Чтобы дети полноценно воспринимали православную культуру, они должны научиться понимать ее язык. Поэтому в программе рекомендуются произведения, которые дают основу для всестороннего ознакомления детей с различными видами православной культуры. Это религиозная символика и религиозный канон; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; филология; музыкальное искусство.
Соответственно с требованиями программы дети должны получить элементарные базовые знания (представления) о православной культуре на основе художественных впечатлений, научиться разбираться в ее разных формах и видах, в различных выразительных средствах. Для этого их восприятие должно содержать эмоциональный и логический компоненты. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать свои эстетические впечатления. Поэтому, знакомя детей с каждой новой темой, учитель прежде всего должен стремиться к тому, чтобы они получили яркое эстетическое впечатление. А затем, объясняя содержание темы, он должен развивать нравственное чувство сопереживания и на этой основе учить детей понимать содержание и язык православной культуры как нерасторжимое единство.
С учетом культурологической направленности предмета, а также его высоких воспитательных возможностей ведущими общепедагогическими принципами при решении учебно-воспитательных задач определены принцип опоры на положительное в ребенке и принцип воспитывающего характера обучения.
Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность.
Важно, чтобы на занятиях создавалась «поисковая ситуация», при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет «Православная культура» относится к внеурочным областям «Обществознание и естествознание», «Искусство» и «Русский язык и литература», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Умение видеть красоту Божьего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребенка; имея Божественную основу, способна откликнуться на отражение Божественной красоты в красоте окружающего мира при условии развития у него нравственных и эстетических чувств.
В соответствии со специфическими компонентами содержания знакомство с православной культурой предполагает три направления ее постижения.
1. Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел, совершаемых человеком во славу Божию, и отражение их в жизни святых и в жизни современного ребенка.
2.Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение и ритмические действия). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, архитекторов, музыкантов, композиторов) — создателей объектов православной культуры.
3. Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православного искусства: в произведениях религиозной живописи, иконописи, архитектуры через освоение основных компонентов — цвета, линии, формы, объема, пространства, композиции; в произведениях музыкального искусства — жанров, интонации, религии — через содержание Священного Писания, понятий молитвы, храма, богослужения.
Структурными методическими элементами описания занятия являются: задачи, ход и содержание работы, методы и средства обучения. Обязательными средствами дидактического обеспечения занятия являются иллюстрации (Наглядное пособие «Иллюстрации») и музыкальное сопровождение (Музыкальное пособие «Звуковая палитра»).
Виды деятельности учителя и учащихся на занятии: рисование, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.
Условия реализации программы:
Количество детей в группе | Количество занятий в неделю | Длительность занятия /часы/ | Всего часов в неделю | Всего часов в год |
15 -25 | 1 | 40 мин | 1 | 34 |
15 -25 | 1 | 40 мин | 1 | 34 |
Всего 68 часов |
Место курса «Основы православной культуры » в плане внеурочной деятельности.
Изучается по1 часу в неделю в 5-6 классах интегрировано с курсом «ОДНКНР» и «Социокультурные истоки».
В ходе реализации данной программы используются элементы современных педагогических технологий:
1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения): игровые технологии, проблемное обучение, технология современного проектного обучения, интерактивные технологии: технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), технология проведения дискуссий, технология «Дебаты», тренинговые технологии.
2. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении, технологии уровневой дифференциации, дифференциация по уровню развития способностей: личностно ориентированное развивающее обучение.
Используются следующие формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая работа, работа в триадах.
Логические связи данного предмета с другими предметами. Содержание курса тесно связано с содержанием других предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами истории, русского языка, литературы и ИЗО. Глубокая работа с каждым словом в тексте является косвенным фактором, способствующим формированию и другого метапредметного умения - «вчитывания» в формулировки заданий и их понимания.
Значительное место в программе занимает православный материал, что позволяет дать православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.
III. Описание места программы в плане внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» является частью плана внеурочной деятельности МАОУ СОШ №7 и реализует часы духовно-нравственного направления. Программа изучается 2 года, включает в себя по 34 часа внеурочной деятельности в 5-6 классах.
Модуль «Основы православной культуры» является культуроведческим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ней.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Православная культура» направлена на реализацию Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени основного общего образования МАОУ СОШ №7 - принятие базовых национальных ценностей российского общества таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.
В основе учебно-воспитательного процесса в рамках программы «Православная культура» лежат следующие ценности православия:
- Изучение православной религиозной традиции;
- Изучение истории христианства;
- Изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;
- Изучение православной этики;
- Ознакомление с особенностями церковного искусства;
- Изучение устроения православного храма;
- Ознакомление с основными видами православного богослужения;
- Формирование целостного восприятия мира;
- Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
- Формирование культуры общения. Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств. Выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры. Предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
- Воспитание патриотизма. Формирование представление о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;
-Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. Приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
- Расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;
- Возрождение православных основ семьи;
- Пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- Творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
- Воспитывать потребность школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Включение модуля «Основы православной культуры» в программу внеурочной деятельности обучающихся – интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в процессе обучения.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Содержание обучения по программе «Православная культура» ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование вне учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
Первый уровень результатов. Историко – культурное содержание Библии. Христианское мировоззрение. Бог. Мир Божий. Сотворение мира. Образ Божий в человеке. Религия и культура. Религия и наука. Церковь. Крест. Воскресение.
Второй уровень результатов – нравственно – эстетическая культура православия. Добро и зло. Грех. Совесть. Благочествие внешнее и внутреннее Скромность. Послушание. Правила доброго поведения. Добродетели. Любовь к Богу. Любовь к ближним. Уважение к родителям и старшим. Обязанности по отношению к другим людям. Зависть Наказание. Покаяние. Прощение.
Третий уровень результатов. История православной культурной традиции России. Выбор веры князем Владимиром. Святой князь Александр Невский. Преподобный Сергий Радонежский и Куликовская битва. Война 1812 года. День Победы. Защита веры и Отечества. Святыни земли русской. Святыни родного края.
Благочестивая семья. Религиозные праздники. Рождество. Крещение. Пасха. Пасхальные подарки. Семейные праздники. День Ангела. Устройство и освещение христианского дома, образ жизни. Храм. Таинства. Обряды. Молитва. Пост. Милостыня. Быт и хозяйство. Культура общения. Паломничество по святым местам. Отношение к труду. Защита Отечества.
Четвертый уровень результатов. Письменные источники православной культуры.
Священное писание. Священное предание. Библия – Священная книга. Шестоднев. Адам и Ева. Дети праведного ноя. Авраам. Ангелы. Бог – троица. Исаак. Иосиф. Пророк Моисей. 10 заповедей. Царь Давид. Псалтырь. Дева Мария. Благовещение. Рождество христово. Иоанн Предтеча. Крещение. Богоявление. Христос и Его ученики. Избрание апостолов. Вход Господень в Иерусалим. Тайная вечеря. Предательство Иуды. Крестная смерть. Крестное знамение. Воскресение. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа. Образование церкви.
Русские летописи. И летописцы.
Церковнославянский язык как ценность русской культуры. Святые Кирилл и Мефодий. Церковнославянская азбука. Церковнославянские цифры.
Пятый уровень результатов. Христианское искусство. Храм. Возникновение храма. Духовный смысл и внутреннее устройство храма. Богослужение. Литургия. Иконостас. Религиозная живопись. Иконопись. Иконография праздников. Древнерусские иконописцы. Церковное пение. Храмы Руси. Выдающиеся произведения религиозного искусства.
Шестой уровень результатов. Православная культура и религиозные культуры мира. Христианство. Ислам. Иудаизм. Секта. Духовная безопасность.
В ходе освоения внеурочной программы «Православная культура» учащимися 5классов обеспечиваются условия для достижения ими следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к внеурочным занятиям по программе «Православная культура», к школе;
–широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательская деятельность в области культурологии; понимание значения православной культуры в собственной жизни;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
– навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
– этические чувства на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического культурологического материала.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–– внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости обучения:
- устойчивого и широкого интереса к познанию исторических и библейских фактов;
– положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– установки в поведении на принятые моральные нормы;
– способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о культуре православия;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
– понимать смысл различных УЗ, вносить в них коррективы;
– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, учитывать ориентиры действия в изучаемом материале;
– выполнять действия (в устной форме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;
– осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– осуществлять самооценку своего участия в разных видах учебной деятельности;
– принимать участие в групповой работе;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения поставленной ситуативной задачи;
– воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении действий, высказывать своё мнение о знаниях науки и религии;
– прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять контроль по результату и по способу действия;
–– проявлять самостоятельную инициативу;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
– самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с книгами, в справочной литературе и дополнительных источниках, в т.ч. под руководством учителя, в контролируемом пространстве Интернета;
– кодировать и перекодировать информацию в знаково - символической или графической форме;
– на основе кодирования информации самостоятельно строить модели библейских и исторических понятий, отношений, задачных ситуаций;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– проводить сравнение последовательно по нескольким основаниям; наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление), самостоятельно строить выводы на основе сравнения;
– осуществлять разносторонний анализ объекта (по нескольким существенным признакам);
– самостоятельно проводить сериацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
– выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;
– устанавливать аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;
– строить индуктивные и дедуктивные рассуждения (формулирование общего вывода на основе сравнения нескольких объектов о наличии у них общих свойств; на основе анализа учебной ситуации и знания общего правила формулировать вывод о свойствах единичных изучаемых объектов);
– понимать действие подведения под понятие (для изученных понятий по православию);
– устанавливать отношения между понятиями; (родовидовые, отношения пересечения, причинно-следственные).
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный самостоятельный поиск информации в открытом информационном пространстве;
– фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- строить преобразовывать модели и схемы для выяснения ситуаций;
– самостоятельно формулировать выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– проводить цепочку индуктивных и дедуктивных рассуждений при обосновании изучаемых исторических и библейских фактов;
– сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать выводы;
– строить дедуктивные и индуктивные рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные и др. отношения между изучаемыми понятиями;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания,
владеть диалогической формой коммуникации;
– допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении;
– координировать различные мнения о библейских и исторических явлениях в сотрудничестве; приходить к общему решению в спорных вопросах;
–свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных ситуаций при изучении культуры религии;
- активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;
– задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
– стремиться к координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
– чётко, последовательно и полно передавать информацию для достижения целей сотрудничества;
– адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;
– аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров;
- понимать относительность мнений и подходов к решению вопросов;
– корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения;
- строить понятные для окружающих высказывания;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёра;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве помощь;
– активно участвовать в познавательной деятельности и планировать её, проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности. продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях внеурочной деятельности.
VI. Содержание тем программы
5 класс
1.Красота и радость в жизни людей.
2.Буквица славянская. История славянской азбуки.
3.Праздники – радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы.
4.Православный храм – дом Божий.
5.О чем рассказывают иконы.
6.Радостный мир православной иконы.
7.Скорби и торжество в православной иконе.
8.Повторение. Творческие проекты.
9.Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.
10.Радостные гимны Романа Сладкопевца.
11.Какими законами Бог сохранял красоту мира.
12.Синайское законодательство.
13.История царя Давида, Псалтирь.
14.Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария?
15.Что мы видим в православном храме?
16.Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.
17.Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?
18.Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.
19.Иоанн креститель. «И многие о рождении Его возрадуются».
20.Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.
21.Прославление Творца тварью: Животные как меньшие братья человека.
22.Как сохранить красивый Божий мир. Нагорная проповедь.
23.Радость послушания. Дети и родители.
24.«Небесное веселье» Христианские мученики.
25.Радости православной веры.
26.О чем рассказывают создатели православной культуры?
27.Благовестие спасения.
28.Воля Божия и воля человеческая.
29.Радость праведных.
30.Праздник праздников. Торжество торжеств.
31.Защита веры. Святые люди.
32.Доброта и милосердие христианина.
33.Какой он, христианин?
34.Подведение итогов. Защите творческих проектов.
6 класс.
1.Вводная тема. Бог просвещающий.
2.Что говорит о Боге православная культура?
3.Свет на горе Фавор.
4.Бог спасающий.
5.Что говорит о человеке православная культура?
6.Христиане в православном храме.
7.Золотое правило жизни.
8.Добро и зло.
9.Как Бог строил дом спасения человека.
10.Воеводы сил любви. Добродетели.
11.Непобедимое оружие христиан.
12.Защита святынь. Силы тьмы.
13.Небесные помощники.
14.Увенчанные венцами. Христианская семья.
15.Добрый ответ.
16.Как преображался человек? По ступенькам восхождения.
17.Ступенька «Богомыслия». Будем любить друг друга.
18.Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники.
19.Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.
20.Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской.
21.Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец.
22.Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец.
23.Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних.
24.Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Матерь Божия у Креста.
25.Принявший венец победы.
26.Доброе имя - в славе моего Отечества.
27.Россия помнит. Святыни родного края.
28.Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские.
29.Священный долг.
30.Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным.
31.Благословление.
32.Богомудрые учителя веры и благочестия.
33.Посещение храма.
34.Защита проектов.
VII. Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Класс: 5-6
Количество часов:
Всего - 68,
в неделю - 1
5 класс
№ п\п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Радостный мир православной культуры. | |||
1. | Вводный урок. Красота и радость в жизни людей.
| 1 | Изобразительная культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. |
2. | Буквица славянская. История славянской азбуки.
| 1 | Слушание музыки и стихотворений, наблюдение, анализ и сравнение, творческая работа. |
3 | Праздники – радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы | 1 | Слушание, коллективный творческий рассказ, выводы, творческая работа: Сочинение рождественских колядок, стихов. |
4 | Православный храм – дом Божий. | 1 | Аппликация из бумажных лент. «Храм – дом Божий» Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Беседа о значении в жизни людей, архитектурных сооружений.
|
5 | О чем рассказывают иконы. | 1 | Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа. Беседа о правилах обращения с иконой. |
6 | Радостный мир православной иконы. | 1 | Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии. Воспитание чувства ответственности, доброжелательности. Миролюбия |
7 | Скорби и торжество в православной иконе. | 1 | Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии. Рисование портрета. |
8 | Повторение. Творческие проекты. Праздники – радости октября: Покров Пресвятой Богородицы. | 1 | Рисование, разгадывание загадок по иллюстрациям, слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстраций. Построение взаимосвязи «Скромность – послушание – радость» и «Непослушание – печаль» |
9 | Радостные гимны Романа Сладкопевца. | 1 | Слушание музыки и стихотворений, наблюдение, анализ и сравнение, творческая работа. Чтение, сочинение. |
10 | Какими законами Бог сохранял красоту мира. | 1 | Работать в парах, обсуждать и оценивать отношение людей. Творческая работа рисование по сюжетам Евангелия. |
11 | Синайское законодательство. | 1 | Чтение, слушание стихов, рассказа, музыки, творческая работа: Рисуем пейзаж. |
12 | История царя Давида, Псалтирь | 1 | Слушание, наблюдение, рисование, творческая работа. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. |
13 | Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? | 1 | Внутреннее устройство храма. Аппликация «Храм». |
14 | Что мы видим в православном храме?
| 1 | Слушание, наблюдение, рисование, творческая работа. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. |
15 | Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово. | 1 | Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. |
16 | Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона? | 1 | В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.
|
17 | Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме. | 1 | Чтение, слушание, рассматривание иллюстраций, составление рассказов. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
18 | Иоанн Креститель. «И многие о рождении Его возрадуются». | 1 | Слушание, коллективный творческий рассказ, выводы, творческая работа: Сочинение стихов. |
19 | Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. | 1 | Наблюдение, рассуждение, выводы, коллективная творческая работа. Аппликация . Уточнение и обобщение жизненных наблюдений |
20 | Прославление Творца тварью: Животные как меньшие братья человека. | 1 | Наблюдение, рассуждение, выводы, коллективная творческая работа. Аппликация «Животные».Уточнение и обобщение жизненных наблюдений |
21 | Как сохранить красивый Божий мир. Нагорная проповедь. | 1 | Творческая работа. Рисование гуашью. «Земной пейзаж». Беседа и просмотр слайдов. Красота родной природы. |
22 | Радость послушания. Дети и родители. | 1 | Наблюдение, обсуждение, слушание, творческая работа: Рисование на тему: «Дети - родители». Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
23 | «Небесное веселье» Христианские мученики. | 1 | Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на искусство, культуру и общество. Знакомство с иллюстративным материалом
|
24 | Радости православной веры. | 1 | Чтение, слушание стихов, рассказа, музыки, построение взаимосвязи «красиво – память». Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
25 | О чем рассказывают создатели православной культуры? | 1 | Слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
26 | Благовестие спасения. | 1 | Чтение, слушание рассказа учителя и музыки, творческая коллективная работа: Панно «Птицы прилетели». |
27 | Воля Божия и воля человеческая. | 1 | Слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций, творческая работа «Весна» |
28 | Радость праведных. | 1 | Слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
29 | Радость праведных. | 1 | Слушание музыки и рассказа учителя, рассматривание иллюстраций. Уточнение и обобщение жизненных наблюдений. |
30 | Праздник праздников. Торжество торжеств | 1 | Слушание, просмотр видеофильма «Храм. Пасхальное богослужение» |
31 | Защита веры. Святые люди. | 1 | Чтение, слушание, рассматривание иллюстраций, составление рассказов. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. |
32 | Доброта и милосердие христианина. | 1 | Уметь анализировать: Взаимосвязь двух основных качеств человека: доброта и красота как преобразующая сила. Доброта – это добрые слова, добрые дела, добрые отношения, доброе сердце. Доброта истинная и ложная: примеры житейских ситуаций в литературных произведениях народов России |
33 | Какой он, христианин? | 1 | Уметь анализировать: Чувства человека: противоположность и единство (радость и печаль; милосердие и жестокость). Когда человек испытывает радость, печаль? |
34 | Подведение итогов. Защите творческих проектов. | 1 | Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. |
6 класс.
№ п\п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
Преображение. Человек преображенный. Отечество небесное. Бог. Добродетели в жизни христианина. | |||
1 | Вводная тема. Бог просвещающий | 1 | О вере, знании и культуре в жизни людей. Что нужно человеку для счастливой жизни? Целесообразность в мире. Изучение законов мира наукой. |
2 | Что говорит о Боге православная культура? | 1 | Явление Троицы Аврааму. Зачем Бог прислал в мир Своего Сына? Жертвенная любовь. Как люди говорили о тайне Троицы? Представление иконы «Троица» Андрея Рублёва. |
3 | Свет на горе Фавор. | 1 | В лучах славы Господа. Смысл Преображения. Как Бог открывал людям о Царствии Небесном. Христианское понимание смысла человеческой жизни, отраженное в поэзии для детей. |
4 | Бог спасающий. | 1 | Христос – пастырь добрый. Притчи о чудесах, творимых Иисусом Христом: исцеление расслабленного, воскрешение дочери Иаира. Таинство крещения. Беседа Христа с Никодимом о духовном рождении человека. Отличие иконописи от живописи на религиозные темы. Картины русских художников на библейские темы: Иванов, Поленов и др. |
5 | Что говорит о человеке православная культура | 1 | Притча о талантах. Смысл выражения «зарыть талант». Добродетели – дары Божьи. Добро – главная добродетель. Отличие человека от животного. Духовная работа человека над собой. Качества, украшающие душу человека. Христианские понятия «смирение» и «радость», их взаимосвязь. Примеры проявления красоты человеческой в Священной истории. Спаситель как проявление высшей красоты. Детская православная литература о человеке (Шмелев). |
6 | Христиане в православном храме. | 1 | Красота православного храма. Смысл символов христианского искусства, архитектурной формы храма, купола. Духовный смысл православного храма. Во что веруют православные христиане? Символ православной веры. Таинства православной веры. Православное Богослужение. |
7 | Золотое правило жизни. | 1 | Главное правило христианской жизни: «Не судите да не судимы будете». Заповеди Блаженства. Евангельские заповеди в христианской поэзии. Отражение учения Иисуса Христа в иконописи. Церковно-славянская азбука. |
8 | Добро и зло. | 1 | Об ориентирах добродетельной жизни христиан. Добро и зло в ангельском мире. Бой Михаила Архангела. Как зло появилось в мире. Грех как проявление зла. Связь человека с окружающим миром. Христианское поведение. Что было открыто Богом о будущем спасении человека? |
9 | Как Бог строил дом спасения человека | 1 | Таинственный сон Иакова. Чудесная лестница. Предсказания о пришествии в мир Спасителя. О Богородице – лествице, послужившей соединению небесного и земного. |
10 | Воеводы сил любви. Добродетели. | 1 | Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Притча о сеятеле. Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами смертными. |
11 | Непобедимое оружие христиан. | 1 | Как Иисус Христос учил людей. Духовная пища. О духовном рождении христианина. Блага духовные и материальные. |
12 | Защита святынь. Силы тьмы. | 1 | Священная история о падении людей исполинов. Страсти гнева, тщеславия, гордости. Иконоборчество. Как христиане сохраняли иконы. |
13 | Небесные помощники. | 1 | Воевода Сил бесплотных – Архангел Михаил. Чудо Михаила Архангела в Хонех. Почитание Небесных Сил бесплотных. |
14 | Увенчанные венцами. Христианская семья. | 1 | Пример проявления добродетелей в жизни христианской семьи. Семья – малая Церковь. Добродетели христианской семьи. Проявление добродетели в жизни святых Царственных страстотерпцев. |
15 | Добрый ответ. | 1 | Ответственность человека. Почему человек не может справиться со своими недостатками? Притча о бесплодном дереве. Рассказ о Страшном Суде. |
16 | Как преображался человек? По ступенькам восхождения. | 1 | Как преображался человек? О чём возвестило людям Рождество Христово? Возвращение блудного сына. Святые люди. Житийная литература. |
17 | Ступенька «Богомыслия». Будем любить друг друга.
Православный храм. | 1 | Начало подъёма по ступенькам духовного преображения. Праобраз – 15 ступеней Иерусалимского храма. Соборность Церкви. Иоанн Богослов. |
18 | Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники. Православные таинства. | 1 | Как христианство пришло на Русь. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Православное паломничество |
19 | Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец. Христианское искусство. | 1 | Как Илья Муромец богатырём стал. Христианские добродетели, почитаемые на Руси. |
20 | Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли Русской. Христианская семья. | 1 | О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Житие князя в поэзии. |
21 | Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец. Православный календарь и праздники. | 1 | О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. О святых учениках преподобного Сергия. Троице-Сергиева Лавра в русской поэзии, прозе, религиозной живописи. |
22 | Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец. Святая Русь. | 1 | О святом преподобном Серафиме Саровском. Какую главную добродетель проявил Серафим Саровский. Христианское прощение. Серафимо–Дивеевский монастырь. |
23 | Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних. Верность. | 1 | Что такое страх Господень? Почему мудрый царь Соломон называл страх Господень премудростью? Учитель кротости и смирения Николай Мирликийский. |
24 | Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Матерь Божия у Креста. Крест. Смирение. | 1 | Жертвенная любовь. Любовь Матери. Почему Матерь Божию почитают как Честнейшую Херувим. Апостол Павел о христианской любви. |
25 | Принявший венец победы. Ратный подвиг. | 1 | Святые и герои. Добрый воин Георгий Победоносец. Храмы России, освящённые в честь Георгия Победоносца |
26 | Доброе имя - в славе моего Отечества. Отечество. Мужество. | 1 | Наука побеждать полководца–христианина Александра Суворова. Высшие ценности человеческой жизни. Верность памяти предков. |
27 | Россия помнит. Святыни родного края. Христианская радость. | 1 | Полководец М.И. Кутузов на Бородинском поле. Защита отечества. Как был построен храм Христа-Спасителя. Святыни Бородина. Храмы Старого Оскола. |
28 | Бессмертие. Новомученики и Исповедники Российские. Подвиг веры. | 1 | Что такое подвиг? Русская Голгофа. Места скорби и памяти: Соловки, Бутово. Добро и зло в душе человека созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала. Новомученики и Исповедники Российские. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). |
29 | Священный долг. Святыни России. | 1 | Всенародный подвиг. Мужество в защите святынь Отечества. Небесные заступники. Христианские добродетели мужества, веры, надежды, любви в поэзии. |
30 | Ступенька «Благодарение». Перед Престолом Небесным. | 1 | Заступница Усердная. Чудотворные иконы Божией Матери. Основные иконографические типы изображений Божией Матери. Смысл слов апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». |
31 | Благословление. Обращение к школьникам 22 века.
| 1 | Благословение детей. Как христиане понимали смерть. «Символ Веры» о воскресении. Пробуждение души. Христианская заповедь любви. |
32 | Богомудрые учителя веры и благочестия. Золотая цепь святых. | 1 | Путешествия по святым местам Русской земли. Оптина пустынь – центр духовной жизни. Старчество. Оптинские страдальцы за Христа. Духовная поэзия и песнопения иеромонаха Василия (Рослякова) о родной обители. |
33 | Посещение храма. Проект «Святыни России». | 1 | Экскурсия: «Путешествие по святым местам» |
34 | Защита проектов. | 1 | Учет установленных правил в планировании и контроле способа решения. Сопоставление своей работы с образцом; оценка её по критериям, выработанным в классе. |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.
2.
3.
4. | Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – Шевченко, Л.Л. Православная культура: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, ,2005.-176 Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-128 с. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-80 с. Музыкальное пособие «Звуковапалитра»[Звукозапись]. Православная культура. 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.
| Д
Д |
2. Печатные пособия | ||
5
6 7 8 9
10
11 12
| Шевченко, Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.-144 с. – Шевченко, Л.Л. Православная культура: учеб.пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 3(4) годы обучения. 3-е издание, стереотипное. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, ,2005.-176 Шевченко, Л.Л. Православная культура : Методическое пособие для учителя: 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-128 с. Шевченко, Л.Л. Православная культура [Наглядное пособие] : 3 (4) год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.-80 с. Музыкальное пособие «Звуковая палитра»[Звукозапись]. Православная культура. 3(4) годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005. Книги о художниках и художественных музеях. Словарь искусствоведческих терминов. Портреты русских и зарубежных художников. | Д
Д Д Д
|
3Технические средства обучения | ||
13 14 15 16 17 18
19 20 | Музыкальный центр. CD\DVDпроигрыватель. Телевизор. Мультимедийный компьютер Мультимедиа-проектор. Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Экран (на штативе или навесной). Фотоаппарат. | 1шт. 1шт. 1шт. 1шт. 1 шт.
1шт. 1шт. 1 шт. |
4. Экранно-звуковые пособия. | ||
21 22
23
24 25 | Мультимедийные обучающие программы. Аудиозаписи по музыке, литературные произведения. DVD-фильмы-памятники архитектуры; художественные музеи; DVD-фильмы -виды изобразительного искусства; народные промыслы; DVD-фильмы- творчество художников | Д Д
Д Д
Д |
5. Оборудование класса | ||
26
27 28
| Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
|
Интернет-ресурсы
http://www.hrono.ru Время
http://www.krugosvet.ru Энциклопедия Кругосвет/ универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
http://www.portal-slovo.ru Слово. Образовательный портал
http://www.pravoslavie.by Православный портал
http://www.wikipedia.org Народная энциклопедия
http://www.orthlib.ru Библиотека святоотеческой литературы
http://www.sedmitza.ru Центр «Православная энциклопедия»
http://www.stsl.ru Свято-Троицкая Сергиева лавра
http://www.schooledu.ru.
https://azbyka.ru/
IX. Приложения к программе
Средства контроля
Контроль и оценка достижений, обучающихся по программе внеурочной деятельности «Православная культура» осуществляется в три этапа:
- на начало года (контроль стартовых возможностей, обучающихся);
- на конец первого полугодия (контроль промежуточных результатов освоения образовательной программы);
- на конец учебного года (итоговый контроль).
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Детское объединение | Группа | Класс | Год обучения | Количество обучающихся
| Уровень усвоения программного материала % | Уровень качества усвоения образовательной программы | ||||||||||||||
Высокий уровень (Повышенный) | Средний уровень (Базовый) | Низкий уровень (Ниже базового)
| ||||||||||||||||||||
| На начало уч. года | На конец 1-го полуго дия | На конец года
| На начало уч. года | На конец 1-го полуго дия | На конец года
| На начало уч. года | На конец 1-го полуго дия | На конец года | На начало уч. года | На конец 1-го полуго дия | На конец года
| На начало уч. года | На конец 1-го полуго дия | На конец года | |||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольно-измерительные материалы
1 класс
Начало учебного года:
Беседа:
1.Что такое религия?
2.Что такое культура?
3.Составь описательный рассказ по картине.
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют правила нескольких знакомых подвижных игр.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют правила и составляют описания.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают правила затрудняются в описании картины.
Конец 1-го полугодия:
Беседа:
1.Как вы понимаете, что такое добро и зло?
2.Назови теплые и холодные цвета?
3.Назови православные праздники, которые запомнил.
4.Опиши зверя который изображён на картине.
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
Конец учебного года:
1.Что такое Библия?
2.Как изобразить доброе и красивое?
3.Прочитай словарик. Выбери те слова, которые ты узнал. Объясни их значение.
4.Составь рассказ по картине.
5.Чем отличается картина от иконы?
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
2 класс
Начало учебного года:
Беседа:
1. Что Бог поручил в раю Адаму и Еве?
2.За что должны были отвечать Адам, и Ева?
3.Какие правила Бог дал людям для жизни?
4.Остался ли Адам жить в раю?
5.Кто такие Каин и Авель?
Кто подсказывает человеку, как надо поступить правильно?
Кто оберегает человека от зла?
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют правила нескольких знакомых подвижных игр.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют правила и составляют описания.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают правила затрудняются в описании картины.
Конец 1-го полугодия:
Беседа:
1.За что Бог сохранил Ноя и его семью?
2.Для чего пришёл в мир Иисус Христос?
3.Как вы понимаете, что такое добро и зло?
4.Назови православные праздники, которые запомнил.
5.Опиши зверя который изображён на картине.
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
Конец учебного года:
1.Как изобразить доброе и красивое?
2.Прочитай словарик. Выбери те слова, которые ты узнал. Объясни их значение.
4.Составь рассказ по картине.
5.Чем отличается картина от иконы?
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
3 класс
Начало учебного года:
Беседа:
1.Какое место в религии занимает ритуал?
2.У какого народа возникла вера в единого Бога?
3.Что такое завет?
4. Как начало распространяться христианство?
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют правила нескольких знакомых подвижных игр.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют правила и составляют описания.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают правила затрудняются в описании картины.
Конец 1-го полугодия:
Беседа:
1.В каком городе родился Иисус?
2.Как назывались первые священные тексты?
3.Что такое Библия и из чего Она состоит?
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
Конец учебного года:
1.Объясни понятия Благовест, Величать.
2.Кто такие ангелы? Какими их сотворил Бог?
3.Прочитай словарик. Выбери те слова, которые ты узнал. Объясни их значение.
4.Составь рассказ по картине.
5.Какие правила для жизни получили Адам, и Ева?
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
4 класс
Начало учебного года:
Беседа:
Что такое духовный мир человека?
Что такое культурные традиции?
Объясни, что означают следующие слова:
Покаяние-
Святые-
Подвижники-
Крестное знамение-
Житие-
Мощи-
Хоругвь-
Молебен-
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют правила нескольких знакомых подвижных игр.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют правила и составляют описания.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают правила затрудняются в описании картины.
Конец 1-го полугодия:
Беседа:
Чему нас учит прекрасный мир?
Скажи, в память о каком событии был сооружен храм Христа Спасителя.
Как называется праздничные песнопения, посвященные Спасителю, Богородице, Святым.
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
Конец учебного года:
В чем проявляется любовь человека к людям. Подумай, чем человек может пожертвовать для блага ближних:
а) временем б) лакомством в) деньгами г) трудом д) ничем
Объясни пословицы: «Бог терпел и нам велел», «Терпенье, и труд все перетрут».
Подчеркните слова, которые относятся к устройству православного храма: притвор, алтарь, апсида, Горнее место, лампада, четверик.
Перечисли двунадесятые праздники, которые посвящены Спасителю.
Перечисли символы православной иконы?
Допиши предложения:
На Руси для обучения грамоте использовалась 1 из книг Священного Писания………
Повышенный уровень – учащиеся отвечают на вопросы развернутым ответом, четко формулируют значения понятий.
Базовый уровень - учащиеся дают полный ответ на вопросы, правильно формулируют значение понятий.
Ниже базового уровня – учащиеся отвечают неуверенно на вопросы, путают значения понятий.
Средства контроля и самоконтроля:
самостоятельные творческие работы (презентации)-4
№ п. п. |
| Примечание |
1 | Презентация творческих проектов учащихся занятие № 31, 32, 33. |
|