Частное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа «Росток»
(ЧОУ «НШ «Росток»)
ПРИНЯТО: На методическом объединении Протокол № 1 От «_30_»_августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор ЧОУ «НШ «Росток» __________С.В. Виноградова «30 »_августа_2022 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Тайны русского языка»
направление – общеинтеллектуальное
Срок реализации – 1 год
Разработана учителем
И. Ю. Николаевой
Ухта, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тайны языка» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом основной образовательной программой начального общего образования ЧОУ «НШ «Росток»,с учетом запросов и потребностей участников образовательных отношений (родителей и учащихся 3»а» класса) на основе анкетирования (протокол от 18.05.2022 №4).
II. Цель и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку (по лексике, фразеологии, этимологии).
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Тайны русского языка»
- развитие интеллекта учащихся;
- научность и занимательность учебного материала;
- наглядность и доступность изучаемого материала;
- индивидуальный подход к учащимся с учётом индивидуальных способностей.
Курс внеурочной деятельности «Тайны русского языка» (Лексика и фразеология) для 4 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о лексике и фразеологии русского языка. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Учащиеся получают сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, игры, загадки, шарады, кроссворды, метаграммы, весёлые рисунки-задания и т.д. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Программа курса
дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
IV. Планируемые результаты изучения курса «Тайны русского языка»
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Учащиеся к концу 4-го класса должны знать:
-отличительные признаки основных лексических единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, фразеологией, этимологией;
Учащиеся должны уметь:
- подбирать омонимы, антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться фразеологическим, орфоэпическим, этимологическими словарями, а также словарями антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов,
V. Реализация курса «Тайны русского языка»
Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4-х классов.
VI. Формы проведения занятий
Лекции; практические занятия с использованием занимательного материала; работа со словарями омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологии; творческая работа учителя и учащихся, просмотр презентаций, составление рассказов, кроссвордов; конкурс чтецов; интеллектуальные игры; работа с текстами; викторины, олимпиады.
VII. Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VIII. Содержание курса «Тайны языка»
Фонетика (4 ч). Игровые упражнения. Метаграммы. Олимпиадные задания. Хитрый звук. Игра «Найди звук», «Перевертыши». Работа с текстами.
Морфемика (4 ч). Экскурсия к истокам слова. Работа с текстами. Игровые упражнения. Собирал человек слова. Цепочки слов. Дидактические игры. Кроссворды. Ребусы. Шарады. Метаграммы.
Морфология (6 ч). Морфологический словарь русского языка. Откуда происходят наши корни. Слова знаменательные и служебные. Где приставка? Где предлог? Группы слов-помощников существительных и глаголов. Игра-викторина «Знаешь ли ты части речи?»
Пунктуация (5 ч). Знаки препинания. А есть ли здесь смысл? Деформированный текст. Учимся расставлять знаки препинания. Выразительные средства языка. Мини-сочинение. Турнир любителей русского языка. Творческие задания.
Лексика (8 ч). Многозначность слов. Омонимы. Синонимы и антонимы в разных частях речи. Эмоциональная окрашенность речи. Пути пополнения словарного запаса русского языка. Крылатые слова. Разбор фраз. Фразеологизмы в нашей речи. Почему мы так говорит? Работа с текстами. Древнерусские имена и фамилии.
Орфоэпия (5 ч). Что такое орфоэпия? «Интервью с ...». Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. Рифмуем вместе. Игра в «Испорченный телефон» Словарные слова в русском языке. Конкурс чтецов. Игра в дикторов телевидения. Что такое этимология?
Итоги кружка (1ч). Подведение итогов. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
IX. Календарно -тематическое планирование курса
«Тайны русского языка»
на 2022-2023 г.г.
№ | Тема занятий | Форма проведения занятий | часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
сентябрь |
1 | Фонетика. Игровые упражнения. Метаграммы. | Видеоурок «Русский язык глазами иностранцев», работа с интерактивными карточками | 1 | http://school-collection.edu.ru/ http://www.openclass.ru http://etymolog.ruslang.ru / https://mogu-pisat.ru/kurs/ http://festival.1september.ru/subjects/8 http://philology.ru/default.htm http://russkiyjazik.ru www.uchportal.ru / http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465 / | 05.09 |
2 | Фонетика. Хитрый звук. Игра «Найди звук», «Перевертыши». | Викторина | 1 | 12.09 |
3 | Олимпиадные задания. | Олимпиадные задания сайта «Интолимп» | 1 | 19.09 |
4 | Работа с текстами. | Работа в рабочей тетради «Чтение. Работа с текстом» | 1 | 26.09 |
Октябрь |
5 | Морфемика. Экскурсия к истокам слова. | Видеокроссворд по курсу «Русский язык» | 1 | https:// multiurok.ru https:// infourok.ru https:// pedsovet.su http://www.n-shkola.ru/ http://school-collection.edu.ru/ | 03.10 |
6 | Морфемика. Игровые упражнения. Собирал человек слова. | Интерактивная игра «Словесный конструктор» | 1 | 10.10 |
7 | Морфемика. Цепочки слов. Дидактические игры. | Работа с карточками с различными морфемами для составления Дерева однокоренных слов (работа в парах) | 1 | 17.10 |
8 | Морфемика. Кроссворды. Ребусы. Шарады. Метаграммы. | Работа с интерактивными карточками. Самостоятельное составление ребусов и кроссвордов. | 1 | 24.10 |
Ноябрь |
9 | Морфология Морфологический словарь русского языка | Индивидуальная и парная работа с морфологическим словарём. | 1 | | 07.11 |
10 | Морфология Откуда происходят наши корни. | Урок-путешествие «В мире морфологии» | 1 | 14.11 |
11 | Морфология Слова знаменательные и служебные. | Работа с интерактивными карточками. | 1 | 21.11 |
12 | Морфология Где приставка? Где предлог? | Работа в рабочей тетради «Чтение. Работа с текстом» | 1 | 28.11 |
Декабрь |
13 | Морфология Группы слов-помощников существительных и глаголов. | Игра «Дополни словечко» | 1 | | 05.12 |
14 | Морфология Игра-викторина «Знаешь ли ты части речи?» | Викторина | 1 | 12.12 |
15 | Пунктуация Знаки препинания. Их значение в нашей речи. | Написание сказки про знаки препинания. Разбор отрывка из сказки «12 месяцев» | 1 | 19.12 |
16 | Пунктуация А есть ли здесь смысл? Деформированный текст. | Работа в рабочей тетради «Чтение. Работа с текстом» | 1 | 26.12 |
Январь |
17 | Пунктуация Учимся расставлять знаки препинания. | Работа с интерактивными карточками | 1 | | 09.01 |
18 | Пунктуация Выразительные средства языка. | Инсценирование отрывков из произведений | 1 | 16.01 |
19 | Олимпиадные задания. | Олимпиадные задания «Русский медвежонок» | 1 | 23.01 |
20 | Лексика. Многозначность слов. Омонимы. | Видеопрезентация « Лексические загадки» | 1 | 30.01 |
Февраль |
21 | Лексика. Синонимы и антонимы в разных частях речи. | Презентация с заданиями «Синонимы- антонимы». Словесный бой. | 1 | | 06.02 |
22 | Лексика. Крылатые слова. Разбор фраз. | Викторина «В гости к слову» | 1 | 13.02 |
23 | Лексика. Фразеологизмы в нашей речи. | Работа со словарём. Составление мини сюжетов с использованием фразеологизмов. | 1 | 20.02 |
24 | Лексика. Почему мы так говорим? Работа с текстами. | Работа в рабочей тетради «Чтение. Работа с текстом» | 1 | 27.02 |
Март |
25 | Лексика. Паронимы или «ошибкоопасные места» | Работа с интерактивной доской | 1 | | 06.03 |
26 | Лексика. Слова-иностранцы | Работа со словарями иностранных слов | 1 | | 13.03 |
27 | Лексика Древнерусские имена и фамилии | Работа с интерактивной доской. Работа со словарём имен. | 1 | | 20.03 |
апрель |
28 | Орфоэпия. Что такое орфоэпия? «Интервью с ...» | Урок-игра | 1 | | 03.04 |
29 | Орфоэпия. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. | Индивидуальная работа с орфоэпическим словарем | 1 | | 10.04 |
30 | Орфоэпия. Рифмуем вместе. | Игра «Испорченный телефон» | 1 | | 17.04 |
31 | Орфоэпия. Игра в дикторов телевидения | Конкурс чтецов | 1 | | 24.04 |
май |
32 | Орфоэпия. Что такое этимология? | Работа с этимологическими словарями | 1 | | 15.05 |
33 | Подведение итогов | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | | 22.05 |
| | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. А.Т.Арсирий «В страну знаний с дедом Всеведом» (занимательные материалы по русскому языку), Дрофа, 2004
2. А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», Просвещение, 1995
3. В.Волина «Этимологический словарь», Дидактика Плюс, 2000
4. В.Волина «Фразеологический словарь», Дидактика Плюс, 2000
5. И.Г.Сухин «Занимательные материалы», Вако, 2004
6. О.Холодова «Юным умникам и умницам», Рост-книга, 2005
7. Н.Винокурова «Подумаем вместе», Рост, 1998
8. Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы, ВАКО, 2007
9. Волина В. В. «Русский язык в рассказах, сказках, стихах», “АСТ”, 1996
10.Словари: омонимов, синонимов, антонимов, фразеологизмов, этимологии;
11. Карточки со сведениями из истории слов и выражений, лингвистическими сказками, играми, загадками, шарадами, кроссвордами, метаграммами, весёлыми рисунками.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРН
http://school-collection.edu.ru/
http://www.openclass.ru
http://etymolog.ruslang.ru /
https://mogu-pisat.ru/kurs/
http://festival.1september.ru/subjects/8
http://philology.ru/default.htm
http://russkiyjazik.ru
www.uchportal.ru /
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465 /
https:// multiurok.ru
https:// infourok.ru
https:// pedsovet.su
http://www.n-shkola.ru/
http://school-collection.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Проектор,
плакаты, мультимедийный компьютер