Приложение №2
к основной образовательной
программе начального общего образования
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
Ачитского городского округа
«Ачитская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
Программа по художественно-эстетическому направлению
тип программы или направление
Для обучающихся: уровня начального общего образования (1-4 классы)
Срок реализации: 4 года
Составитель:
Накарякова Н.С.,
учитель начальных классов
Р.п. Ачит
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,
способностей, наклонностей; невозможно утверждение
самоуважения, чуткого отношения личности
к моральному влиянию коллектива».
Рабочая программа «Умелые ручки» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 27.06.2018г).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г № 1576).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года N 09 – 1672 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования».
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Устав МКОУ АГО «Ачитская СОШ».
Програма курса «Умелые ручки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и разработана на основе авторской программы курса «Художественное творчество: «Станем волшебниками» (1-4 классы), автор-составитель Т.Н. Просняков, Самара: Издательский дом «Федоров».
Направление: художественно-эстетическое.
Уровень общего образования: начальное общее образование.
Возраст детей: программа составлена для учащихся 1-4 классов
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» рассчитана для 1-4-х классов, проведение занятий во второй половине дня. Продолжительность обучения 4 учебных года. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 0,5 часа. Количество часов за год: 17 часов. Общее количество часов за период обучения: 68 часов.
Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Основное внимание при изучении курса уделяется социальному воспитанию младшего школьника.
Создаются условия для воспитания:
патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Задачи:
научить детей основным техникам изготовления поделок;
развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
привить интерес к народному искусству;
обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Основные методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• и другие.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа «Умелые ручки» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определенных результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих -задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
3. Коммуникативные УУД:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий обучающиеся получат возможность:
развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки:
К концу 1 года обучения, обучающиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу 1 года обучения, обучающиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Уровни освоения программы
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (навыков учащимися изготовления того или иного предмета; определение позиции «Я хочу это сделать сам»)
Для достижения результатов первого уровня используются следующие формы деятельности: беседы, практические работы.
Второй уровень результатов – формирование ценностного отношения учащихся к социальной реальности.
Для достижения результатов второго уровня используются следующие формы деятельности: практические занятия, ролевые игры.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельной работы.
Для достижения результатов третьего уровня используются следующие формы деятельности: выставки, конкурсы работ учащихся.
Формы контроля.
1.Рейтинг готового изделия.
2. Выставки и презентации творческих работ.
3.Защита выполненных проектов, организованная в форме конкурса между обучающимися.
4.Коллективные работы по темам разделов.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание обучения данной программе направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Занятия построены так, чтобы душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются непонимания. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.
Программа обучения составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкими и не слишком трудными.
Занятия планируются исходя из того, что творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы их раскрытия. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый ребенок.
На занятиях дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок, с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий.
Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей заинтересованности детям предлагаются дидактические игры и упражнения на внимание, сообразительность.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Первый и второй года обучения определяют содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия ребята под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание. Четвероклассники составляют план работы самостоятельно. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.
С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Первый год обучения (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов | Вид деятельности |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. Знакомство с кружком. | Беседа | 1 час | Игровая |
1. «Работа с бумагой и картоном». (4 часа) |
2. | «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок» | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
3. | «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
4. | Аппликация из геометрических фигур. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
5. | Аппликация из пуговок | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
2. «Работа с тканью». (4 часа) |
6. | «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
7. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
8. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Заготовка, раскрой лекал из ткани, шитьё. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
9. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
3. «Работа с пластическими материалами». (5 часов) |
10. | Рисование пластилином | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к работе с пластилином; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для работы с пластилином; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Пластилинография |
11. | Отпечатки на пластилине | Урок-практикум | 1 час | Пластилинография |
12. | Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
13. | Лепка из пластилина | | Урок-практикум | 1 час | Пластилинография |
14. | Лепка из солёного теста | Урок-практикум | 1 час | Пластилинография |
4. «Работа с бросовым материалом». (2 часа) |
15. | Куколка-оберег из ткани. | Заготовка, раскрой лекал из ткани, шитьё. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
16. | Аппликация из пуговиц и ткани. | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
17. | Итоговое занятие. Выставка работ. | | Беседа | | |
Второй год обучения (17 часов)
п/п | Разделы программы, темы занятий | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов | Вид деятельности |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. | Беседа. | 1 час | Игра |
1. «Работа с природным материалом». (2 часа) |
2. | Осенние фантазии из природного материала. | | Урок-практикум | 1 час | Комбинирование |
3. | Поделки из кленовых «парашютиков». | Урок-практикум | 1 час | Комбинирование |
2. «Работа с бумагой и картоном». (2 часа) |
4. | Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка». | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
5. | Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». | Урок-практикум | 1час | Конструирование |
3. «Работа с пластическими материалами». (3 часа) |
6. | Рисование пластилином | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к работе с пластилином; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для работы с пластилином; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
7. | «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
8. | Лепка из солёного теста | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
4. «Работа с тканью». (3 часа) |
9. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани. | Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
10. | Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
11. | Аппликация из пуговиц и ткани. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
5. «Текстильные материалы». (5 часов) |
12. | Аппликация «Матрешка». | Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
13. | Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
14. | Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
15. | Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
16. | Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | Заготовка, раскрой лекал из бумаги, наклеивание фоновую поверхность. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
17. | Итоговое занятие. Выставка работ. | | Беседа | 1 час | |
Третий год обучения (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов | Вид деятельности |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. | Беседа. | 1 час | Игра |
1. «Работа с природным материалом». (2 часа) |
2. | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к работе с пластилином; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для работы с пластилином; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
3. | Картины из листьев. Продолжение работы. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
2. «Работа с бумагой и картоном». (2 часа) |
4. | Фантазии из «ладошек». | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к работе с пластилином; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для работы с пластилином; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
5. | Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
3. «Работа с пластическими материалами». (3 часа) |
6. | Разрезание смешанного пластилина | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к работе с пластилином; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для работы с пластилином; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
7. | Лепка из солёного теста | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к работе с солёным тестом; самостоятельно работать с материалам, инструментами и приспособлениями для работы с солёным тестом; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
8. | Лепка из солёного теста. Оформление работы. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
4. «Работа с тканью». (3 часа) |
9. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани. | Заготовка, раскрой лекал из ткани, шитьё. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
10. | Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани. | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
11. | Аппликация из пуговиц и ткани. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
5. «Текстильные материалы». (5 часов) |
12. | Аппликация «Матрешка». | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
13. | Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
14. | Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
15. | Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
16. | Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
17. | Итоговое занятие. Выставка работ. | | Беседа | 1 час | |
Четвёртый год обучения (17 часов)
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Форма проведения | Кол-во часов | Вид деятельности |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | Первичный инструктаж на рабочем месте. Санитарно-гигиенические требования. | Беседа. | 1 час | Игра |
2. Работа с пластическими материалами (4 часа) |
2. | Разрезание смешанного пластилина. Барельеф. | Лепка. Работа с пластилином. Пластилиновая аппликация на картоне. Познакомиться с историей лепки. Изготовление изделий из пластичных материалов, подготовка однородной массы, формование деталей изделия, пластическое преобразование целой заготовки в изделие Знать свойства пластилина и его особенности, приемы раскатки при выполнении узоров. Уметь получать разные оттенки одного цвета путем смешивания. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
3. | «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
4. | Торцевание на пластилине. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
5. | Пластилиновое рисование. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
2. Поделки из гофрированной бумаги (2 часа) |
6. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
7. | Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
3. Текстильные материалы (4 часа) |
8. | Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
9. | Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
10. | Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
11. | Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
4. Шитьё и вязание (5 часов) |
12. | Шитьё медвежонка. Раскрой деталей. | Заготовка, раскрой лекал из ткани, шитьё. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
13. | Сшивание деталей медвежонка. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
14. | Оформление медвежонка: пришивание пуговиц (глаз). Набивание мягкой игрушки мягким материалом. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
15. | Вязание крючком прихватки «Овечка». | Правила Т/Б. Подготовить рабочее место к вязанию крючком; самостоятельно работать с материалами, инструментами для вязания; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников. | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
16. | Вязание крючком прихватки «Овечка». | Урок-практикум | 1 час | Конструирование |
17. | Итоговое занятие. Выставка работ. | | Беседа | 1 час | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения (17 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Из них |
| Вводное занятие (1ч.) | | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | |
| «Работа с бумагой и картоном» (4 ч.) | | | |
| Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок» | 1 | | 1 |
| Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. | 1 | | 1 |
| Аппликация из геометрических фигур. | 1 | | 1 |
| Аппликация из пуговок | 1 | | 1 |
| «Работа с тканью» (4 ч.) | | | |
| Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». | 1 | 1 | |
| «Веселые зверюшки». Продолжение работы. | 1 | | 1 |
| Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 1 | 1 | |
| Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | 1 | | 1 |
| «Работа с пластическими материалами» (5ч.) | | | |
| Рисование пластилином | 1 | | 1 |
| Отпечатки на пластилине | 1 | | 1 |
| Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе | 1 | | 1 |
| Лепка из пластилина | 1 | | 1 |
| Лепка из солёного теста | 1 | | 1 |
| «Работа с бросовым материалом» (2 ч.) | | | |
| Куколка-оберег из ткани. | 1 | | 1 |
| Аппликация из пуговиц и ткани. | 1 | | 1 |
| «Итоговое занятие» (1 ч.) | | | |
| Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | | |
2 год обучения (17 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Из них |
| Вводное занятие (1ч.) | | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | |
| «Работа с природным материалом» (2 ч.) | | | |
| Осенние фантазии из природного материала. | 1 | 1 | |
| Поделки из кленовых «парашютиков». | 1 | 1 | |
| «Работа с бумагой и картоном» (2 ч.) | | | |
| Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка». | 1 | 1 | |
| Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». | 1 | 1 | |
| «Работа с пластическими материалами» (3 ч.) | | | |
| Рисование пластилином | 1 | 1 | |
| «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | 1 | 1 | |
| Лепка из солёного теста | 1 | 7 | |
| «Работа с тканью» (3 ч.) | | | |
| Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани. | 1 | | |
| Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани. | 1 | | |
| Аппликация из пуговиц и ткани. | 1 | | |
| «Текстильные материалы» (5 ч.) | | | |
| Аппликация «Матрешка». | 1 | 1 | |
| Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | 1 | 1 | |
| Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | 1 | 1 | |
| Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | 1 | 1 | |
| Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | 1 | 1 | |
| «Итоговое занятие» (1 ч.) | | | |
| Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | | |
3 год обучения (17 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Из них |
| Вводное занятие (1ч.) | | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | | |
| «Работа с природным материалом» (2 ч.) | | | |
| Беседа «Флористика». Картины из листьев. | 1 | | 1 |
| Картины из листьев. Продолжение работы. | 1 | | 1 |
| «Работа с бумагой и картоном» (2 ч.) | | | |
| Фантазии из «ладошек». | 1 | | 1 |
| Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка». | 1 | | 1 |
| «Работа с пластическими материалами» (3 ч.) | | | |
| Разрезание смешанного пластилина | 1 | | |
| Лепка из солёного теста | 1 | 1 | |
| Лепка из солёного теста. Оформление работы. | 1 | | 1 |
| «Работа с тканью» (3 ч.) | | | |
| Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». Куколка-оберег из ткани. | 1 | | 1 |
| Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани. | 1 | 1 | |
| Аппликация из пуговиц и ткани. | 1 | | 1 |
| «Текстильные материалы» (5 ч.) | | | |
| Аппликация «Матрешка». | 1 | | 1 |
| Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | 1 | | 1 |
| Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | 1 | | 1 |
| Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | 1 | | 4 |
| Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | 1 | | 4 |
| «Итоговое занятие» (1 ч.) | | | |
| Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | | |
4 год обучения (17 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Из них |
| «Вводное занятие» (1ч.) | | Теория | Практика |
| Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | |
| «Работа с пластическими материалами» (4 ч.) | | | |
| Разрезание смешанного пластилина. Барельеф. | 1 | 1 | |
| «Расписной» пластилин, полученный способом резания. | 1 | | 1 |
| Торцевание на пластилине. | 1 | | 1 |
| Пластилиновое рисование. | 1 | | 1 |
| «Поделки из гофрированной бумаги» (2 ч.) | | | |
| Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 1 | | 1 |
| Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. | 1 | | 1 |
| «Текстильные материалы» (4 ч.) | | | |
| Аппликация из цельных нитей. «Снежинка». | 1 | | 1 |
| Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | 1 | | 1 |
| Аппликация из скрученных ниток. «Улитка». | 1 | | 1 |
| Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья». | 1 | | 1 |
| «Шитьё и вязание» (5 ч.) | | | |
| Шитьё медвежонка. Раскрой деталей. | 1 | 1 | |
| Сшивание деталей медвежонка. | 1 | | 1 |
| Оформление медвежонка: пришивание пуговиц (глаз). Набивание мягкой игрушки мягким материалом. | 1 | | 1 |
| Вязание крючком прихватки «Овечка». | 1 | 1 | |
| Вязание крючком прихватки «Овечка». | 1 | | 1 |
| «Итоговое занятие» (1 ч.) | | | |
| Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | 1 | |
27